Шорыкйол – один из самых известных
марийских обрядов, отмечается в период зимнего солнцестояния и продолжается одну
неделю. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским
Рождеством. У носителей традиционных марийских верований первым днем праздника
является пятница (в прошлом день отдыха), который не всегда совпадает с православным
Рождеством. С этого дня начинается календарный год мари.
К обряду готовятся,
стараясь завершить основные работы по хозяйству, оставляя лишь кормление и уход
за домашним скотом и птицей. В прошлом женщины завершали прячь пряжи из шерсти,
льна и конопли. Заранее убирались во дворе, в сарае, избе, варили солодовый
квас, готовили выпечку, подарки, топили баню и, помывшись, встречали гостей. Говорили:
«Как готовишься, так и встретишь, и повеселишься, проводишь и настроишь себя на
весь грядущий Новый год». Сейчас также занимаются уборкой помещений, моются в
бане и готовят угощения. В наши дни по традиции по время Шорыкйол соблюдаются некоторые запреты: нельзя стирать белье, шить
и вышивать, выполнять тяжелые виды работ.
Ритуал связан
с культом овцы, которая для марийцев давала мясо, шерсть, шкуру, а из них
изготавливали тулуп, шубу, шапки, рукавицы, валенки, чесанки, носки, перчатки,
шаль, сапоги, легкие ботинки, тапочки, самотканое сукно для одежды. Из овечьего
молока готовили брынзу, сыр. Название Шорыкйол
– «овечья нога» – от совершаемого в ритуальные дни магического действия. В этот
день девушки ходят по домам, заходят в овчарни и дергают овец за ноги с целью
«вызывания» в новом году большого приплода овец.
С целью
предсказания своего будущего девушки ловят овцу и на ноги привязывают ленту
(тряпку). Утром при свете смотрят: если попалась молодая овца – суженый будет
молодым; если старая овца – соответственно пожилым. А если лента развязалась и
потерялась – ожидает печаль, надо ожидать следующего праздника. А если девушка
не сумела поймать овцу и привязать тряпку – в этом году не судьба ей выйти замуж.
Кроме предсказаний по овечьей ноге из плюсневых косточек овечий ноги
изготавливали игрушки. А в праздничные дни играли ими и увлекались не только
молодые, но и пожилые мужчины.
Большое место
занимали гадания, проведению которых крестьяне придавали серьезное значение.
Гадания в основном были связаны с предсказанием судьбы. Девушки на выданье
гадали о замужестве – выйдут ли замуж в новом году, какая жизнь ожидает их в
замужестве. Старшее поколение пыталась узнать о будущем семьи, стремилось определить
плодородие урожая, насколько благополучным окажется их хозяйство.
Гадание
«Овечья нога». По овечьей ноге
девушки пытаются узнать о суженом. На ногу пойманной овцы привязывают ленту
(тряпку), а утром при свете смотрят: если попалась молодая овца – суженый будет
молодым, если старая овца – пожилым, если лента развязалась и потерялась –
ожидает печаль, надо ожидать следующего праздника, а если девушка не сумела
поймать овцу и привязать тряпку – в этом году не судьба ей выйти замуж.
Гадание с
петухом. Хозяин из курятника домой заносит петуха. Хозяйка на пол ставит посуду с водой, зерном и монетами: Если петух воду попьет – будет муж выпивать. Если зерно поклюет – будет работящим. А если к деньгам подойдет –
будет богатым. Если не подходит ни к одной посуде – девушке рано замуж
выходить.
Гадание на
поленьях. Девушки заносят со двора по
одному полену, хозяин смотрит будущее девушек. Если девушка занесла полено из
осины – муж будет богатый на
деньги, добрый и щедрый. Полено из березы – будет крепким и старше девушки. По
внешнему виду полена хозяин определяет также количество детей и рост будущего
мужа.
Гадание «Бросание
валенка» в с. Чишма отличается от общераспространенной трактовки. Со двора через забор девушка кидает валенок.
Валенок ловит один из приглашенных на праздник гостей с другого района. Принимается
решение праздновать следующий праздник Шорыкйол в этом районе.
Игры проводятся
в течение недели Шорыкйол главным
образом на посиделках молодежи.
Игра «Туп
кырен модмаш». Медведь, садя спиной, должен
определить, кто его толкает в спину, а затем дать ему задание – рассказать
старинную сказку о том, как дочку замуж выдавали.
Игра
«Колечко. Загадки». Ведущий незаметно
кладет кольцо в руки одного из присутствующих. Медведь должен угадать этого
человека и дает задание загадать загадки, ряженые отгадывают.
Игра «Слепой
баран». Один из участников углем ставит
метку себе на одном из десяти пальцев руки и зажимает в кулак, чтобы никому не
было видно. Игроки выбирают палец, кому выпадает палец, отмеченный углем, тот и
становится «Сокыр тага» (Слепым бараном). Ему завязывают глаза. Он начинает
ловить участников игры, угадывая по именам. Если угадает, то правильно
названный заменяет Слепого барана. Во время игры девушки всех угощают квасом,
блинами.
Игра «Окмак»
(Растяпа). Игроки встают парами в круг,
образуя два парных круга. Один игрок остается без пары, он и возглавляет пляс с
частушкой. Как только зазвучит музыка (гармонь), все идут в пляс, в кругу идет
движение навстречу друг друга. В момент озорной пляски музыка останавливается, и
за одно мгновение все должны стать парами, но это невозможно, потому что
количество игроков нечетное. Тот игрок, который остается без пары, – Растяпа, он
и возглавляет следующий этап игры.
Игра
«Жмурки». Завязывает глаза Медведю, тот
ловит гармониста и дает задание сыграть на тальянке.
К первому дню
праздника был приурочен ряд примет. По погоде первого дня судили о том, какими
будут весна и лето, делались предсказания об урожае: «Если снежную кучу,
наметанную в Шорыкйол, занесет снегом –
быть урожаю (Шорыкйол каваным лум петыра гын, кинде шочеш)», «В Шорыкйол будет
снег – будут овощи (Шорыкйол кече луман
лиеш – пакча саска шочеш)». Хозяйка дома вечером накануне Шорыкйол подметает пол под столом гусиным пером. Утром смотрит под
стол, какое зернышко там осталось – такая культура будет урожайной в будущем
году. Весной готовят землю преимущественно под эту культуру.