Технология приготовления мучных блюд у саратовских башкир (“ҡыйыҡса”, “ҡытырлаҡ”, “көлсә”) Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
21.12.2023
Номер объекта:
15-012
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ
Размер файла: 4 MБ ОписаниеК наиболее раннему традиционному виду хлеба у башкир необходимо отнести пресные лепешки. Испеченные в летней печи (ялан мейесе) в горячей золе, лепешки назывались көлсә или көләсә. У саратовских башкир также распространено блюдо под названием “көлсә”. В диалектологическом словаре башкирского языка “көлсә” описана как лепешка из кислого теста. Главная особенность и отличие ее от привычного нам варианта в том, что по ее приготовлению, горячая “көлсә” сверху заливается сметаной. В таком виде “көлсә” остывает, начинка из сметаны хорошо впитывается в лепешку. Такая лепешка очень сытная и калорийная. Пресные лепешки, обжаренные с двух сторон на растительном масле у саратовских башкир именуются как ҡыйыҡса (йыуаса, майикмәк). В названии отражена форма печенья, нарезаемого ромбиками. Ҡытырма (ҡытырлаҡ) – вид хвороста, разрезанного в форме ромбиков, разновидность баурсака. Тонко раскатанное яичное тесто нарезается узорными формами и обжаривается в жире хорошего качества. Обычно для хвороста или баурсака в башкирской кухне применяют топленое масло, комбинированное с растительным, гусиным или коровьим жиром. Синонимами этого термина являются слова һырлама, ҡоштел у иргизо-камеликских башкир, нитурын в кызылском бассейне - от слов: «Не тронь! (Рассыпется!)».Справочная информацияТехники/Технологии, связанные с объектом
Ҡыйыҡса Для теста: 350-500 мл простокваши или кефира (комнатной температуры) мука, соль, сахар по вкусу 1 ч.л. соды 1 яйцо немного растительного масла
Ҡытырма: Для теста нужны 2
яйца, 2 столовые ложки теплого молока, немного соли, соды и сахара. Муку
следует предварительно просеять. Тесто должно быть эластичное, как для лапши.
Далее дать тесту отдохнуть. После раскатать в тонкий пласт, вырезать плоски, а
затем ромбики. Обжарить в кипящем масле до румяности. Перед подачей можно
посыпать сахарной пудрой.
Көлсә: Взбивают свежие яйца, добавляют теплое молоко, соль, сахар, дрожжи и
размешивают. Затем всыпают просеянную муку высшего сорта, замешивают крутое
тесто и оставляют его на 30-40 минут для набухания белков муки. Из такого теста
готовят различные фигурные изделия к чаю.
Предметы, связанные с объектом
Источники информации
Сведения об особенностях
Способы передачи традиции
Бытовая Исторический аспект Этническая группа башкир, проживающие в Перелюбском
и Пугачёвском районах Саратовской области, а таткже в Большеглушицком и Большечерниговском
районах Самарской области
называются иргизо-камеликские башкиры. В 1989 в Саратовской области
проживало 4087 башкир, в 2002 – 3988. Разговорный язык относится к
южному диалекту башкирского языка, имеет говоры: дёмский и ик-сакмарский.
Верующие – мусульмане‑сунниты. В историко-этнографической литературе впервые сведения
о заволжских или иргизо-камеликских башкирах встречаются у П.И. Рычкова,
который в 1755 г. писал об их расселении по рекам Самаре и Кинелю, заметки о
них содержатся в работах И. И. Железнова, А. Ф. Леопольдова, К. П. Медокса. Ценные
этнографические сведения об обрядах башкирского населения имеются в работах
XVIII в. П. С. Палласа, И. Г. Георги, И. И. Лепехина, которые занимались изучением
территории расселения башкир, численности, национального состава края, духовной
и материальной культуры проживающих здесь народов. Основные этапы исторического развития башкирского
народа, характеристика его антропологического состава, материальная и духовная
культура были рассмотрены в работах
отечественных исследователей советского и постсоветского периодов.
Основополагающей является работа Н. В. Бикбулатова «Башкиры: этническая история
и традиционная культура», продолжающая актуализировать проблематику выдающихся
учёных-этнологов С. И. Руденко, Р. Г. Кузеева. Башкирская материальная и духовная
культура освещается в трудах современных башкирских учёных А. З. Асфандиярова,
Л. И. Нагаевой, З. Н. Рахматуллиной, З. Я. Рахматуллиной, Н. Т. Зариповой и др. Социологический аспект |