Башкирский обряд «Поедание мяса головы» (башк. «Баш ите ашау») в Баймакском районе Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
21.12.2023
Номер объекта:
15-018
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.
Технология приготовления мяса головыРазмер файла: 312.7 MБ ОписаниеУ южных и юго-восточных башкир существует обряд коллективного поедания головы забитого скота, который хранился всю зиму. Старинный обряд, связанный с угощением гостей головой животного проводится весной. Обряд поедания мяса связан с поминками (башк. "аят").Справочная информацияОписание
Башкиры в течение недели приглашали в гости родных, соседей и друзей и угощали паленой головой забитого на мясо скота (обычно коровы). Перед началом трапезы читалась поминальная молитва (аят) в честь предков. Во время угощения участники выражали хозяину благопожелания: «Малың ишле булhын, малыңдың ҡото китмәhен!» («Пусть твой скот будет плодовитым, пусть не уходит дух, обеспечивающий благополучие твоего скота!»). При распределении мяса соблюдалась традиция наделять каждого гостя равными долями от каждой части головы: от ушей (чтобы человек, получивший долю, хорошо слышал), языка (чтобы был разговорчивым), глаз (чтобы был зорким) и мозга (чтобы обладал ясным умом). Черепные кости запрещалось выбрасывать, после праздника их закапывали в землю, иначе уйдет «ҡот» (душа, сила) скота.Техники/Технологии, связанные с объектом
Для приготовления блюда берут говяжью или
баранью голову. У скотоводческих народов бытовало поверье, что жизненная сила,
душа находится в голове. Поэтому башкиры для высвобождения души животного
отделяли нижнюю челюсть от головы. Голова сохранялась всю зиму
замороженной. Символичное значение имеет и то, что обряд проводился весной, перед выходом
скота в поле. Во время поедания мяса головы желалось, чтобы скот рос и плодился, а будущий урожай
был богатым.Источники сведений
Технология приготовления блюда была записана от Хасанова рамиля Сафаргалеевича, который проживает в с. Нигаматово Баймакского района.Лица, имеющие отношение к ОНКН
Хасанов Рамиль СафаргалеевичОрганизации, имеющие отношение к ОНКН
ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Источники информации
Сведения об особенностях
Способы передачи традиции
Бытовая, наследственная. |