Башкирский обряд «Поедание мясо головы» (баш. «Баш ите ашау») в Баймакском районе.

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
21.12.2023
Номер объекта:
15-018
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Технология приготовления мяса головы



Описание

У южных и юго-восточных башкир существует обряд коллективного поедания головы забитого скота, который хранился всю зиму. Старинный обряд, связанный с угощением гостей головой животного проводится весной. Обряд поедания мяса связан с поминками (баш. аят).

Справочная информация

Описание

Башкиры в течение недели приглашали в гости родных, соседей и друзей и угощали паленой головой забитого на мясо скота (обычно коровы). Перед началом трапезы читалась поминальная молитва (аят) в честь предков. Во время угощения участники выражали хозяину благопожелания: «Малың ишле булhын, малыңдың ҡото китмәhен!» («Пусть твой скот будет плодовитым, пусть не уходит дух, обеспечивающий благополучие твоего скота!»). При распределении мяса соблюдалась традиция наделять каждого гостя равными долями от каждой части головы: от ушей (чтобы человек, получивший долю, хорошо слышал), языка (чтобы был разговорчивым), глаз (чтобы был зорким) и мозга (чтобы обладал ясным умом) и т.д. Черепные кости запрещалось выбрасывать, после праздника их закапывали в землю, иначе – уйдет «ҡот» скота.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Для приготовления берут говяжью или баранью голову. У скотоводческих народов бытовало поверье, что жизненная сила, душа находится в голове. Поэтому башкиры для высвобождения души животного отделяли нижнюю челюсть от головы. Голова сохранялась всю зиму замороженной. Символичное значение имеет и то, что обряд проводился весной, перед выходом скота в поле, во время поедания мяса головы желалось, чтобы скот рос, а урожай был богатым.

Баранью или говяжью голову очищали, вымывали и варили до готовности. Перед подачей его к гостям, в лобной части, за ушами и около рта с двух сторон делали треугольные надрезы. При распределении мяса соблюдалась традиция наделять каждого гостя равными долями от каждой части головы: от ушей (чтобы человек, получивший долю, хорошо слышал), языка (чтобы был разговорчивым), глаз (чтобы был зорким) и мозга (чтобы обладал ясным умом) и т.д. Во время угощения гости желали хозяевам хорошего приплода на следующий год, здоровья.

 Череп скота запрещалось выбрасывать или скармливать собаке. По поверьям башкир, если бросить череп животного на землю, то скот погибнет. Некоторые даже смазывали черепа маслом, чтобы уберечься от беды. У башкир также бытует поверье, что черепа животных, особенно лошадей и рога овец и лосей, устанавливая на опоры и ставя возле домов, скотных дворов, пасек, защищают от шайтанов и др. злых духов.
Источники сведений
Технология приготовления блюда была записана от Хасанова рамиля Сафаргалеевича, который проживает в с. Нигаматово Баймакского района.
Лица, имеющие отношение к ОНКН
Хасанов Рамиль Сафаргалеевич
Организации, имеющие отношение к ОНКН
ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества
Предметы, связанные с объектом
Баранья или говяжья голова.
Современное бытование

Аутентичная форма. Район распространения – Баймакский район Республики Башкортостан.

Источники информации

Мигранова Э.В. Башкиры. Традиционная система питания: Историко-этнографическое исследование. - Уфа: Китап, 2012.

https://glosbe.com/ba/ru/баш%20ите%20ашау.

Сведения об особенностях
Способы передачи традиции

Бытовая, наследственная.