Традиционная кухня украинцев с. Золотоношка Стерлитамакского района Башкортостана

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
украинцы
Анкета утверждена:
28.09.2023
Номер объекта:
14-012
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

Село Золотоношка Стерлитамакского района Башкортостана (основано украинскими переселенцами в конце XIX в.) до настоящего времени сохраняет многие этнические традиции, особенно в области национальной кухни. В этом селе из поколения в поколение передаются рецепты приготовления таких блюд, как борщ с пампушками с чесноком, пампушки с медом, вареники, сало, хлеб, кровянка и многие другие.

Справочная информация

Описание

Село Золотоношка находится в 46 км к юго-западу от Стерлитамака (административного центра района). Основано в плодородной степи около 1898-1900 гг. крестьянами-переселенцами из Золотоноши Полтавской губернии Малороссии. Село по сей день состоит из трёх частей (бывших первопосёлков) – собственно Золотоношки, Полтавки и Малодеевки, со временем слившихся в одно село, отчасти превратившихся в одноимённые улицы (концы). В центре села имеется памятник деревянного зодчества – Рождество-Богородицкая церковь 1906-1912 гг. Здание церкви возведено на каменном фундаменте, рублена из брёвен в лапу и обшита тёсом, украшена народным орнаментом. Около 1928-1929 гг. храм был закрыт, разграблен, обезглавлен, передан под клуб. В 2010-е гг. отсроен заново.

В Золотоношке созданы условия для сохранения традиционной культуры. Функционирует украинский историко-культурный центр, пользуется большой популярностью народный ансамбль украинской песни «Зоряний світ», проводится конкурс Шевченковских чтений, а в школе изучается украинский язык как отдельный предмет. На праздниках, проводимых в селе, представлены декоративно-прикладное искусство и традиционные блюда украинцев с. Золотоношка.

Украинская кухня описана В.Я. Бабенко[1] и Ф.Г. Галиевой[2]. В с. Золотоношка кухня украинцев основана на продуктах растительного происхождения. Здесь делают галушки, клецки, вареники, пекут хлеб из квасного теста из пшеничной муки (раньше – также из ржаной), на праздники – пироги с творогом, капустой, яйцами с луком, морковью, картофелем, свеклой, ягодами, мясом и т.д., блины (с творогом) и деруны (картопляники). Популярность получил картофель, приготовленный различными способами, – толченый («толченка»), печеный, вареный, жареный, тушеный. Из мясных блюд традиционны также колбасы (кровянка), студень (холодец). Также готовятся сало (несколько рецептов), котлеты, караси, жареные в сметане, варится компот.

Самым популярным блюдом в с. Золотоношка, «визитной карточкой» села является борщ с пампушками с чесноком. Борщ считается символом надежной крыши над головой, семейного тепла, семейного согласия и покоя. Без борща нельзя представить украинского обеда, он вкусный, ароматный, красивый, сытный, готовится из продуктов, выращиваемых в крестьянском хозяйстве. По сведениям сторожил, традиционно крестьяне отмечали этим блюдом семейные праздники, окончание полевых и огородных работ. Борщ является рождественским блюдом; и в прошлом, и в наши дни он подается на третий день свадьбы. По народной традиции на Усекновение варить борщ запрещено, т.к. в этот день резать ничего круглого, что напоминает голову, – свеклы, капусты, картофеля.

В Золотоношке существует две разновидности борща. Первый вариант готовят с мясом курицы (или другим мясом), капустой, свеклой, морковью, петрушкой, картофелем, обязательно фасолью, стручковым перцем. Зажарка делается с салом, чесноком и луком. В пост борщ варят без сала и мяса, только на масле, в овощные похлебки добавляют грибы.

Считается, что настоящий украинский борщ варится не на бульоне, а на квасе. Сырое мясо, свекла и пассированные овощи заливаются квасом, солятся, перчатся, сдабриваются сахарком и ставятся на огонь. На огне это аппетитное варево стоит ровно до того момента, как прекратит давать пенку (которую надо снимать). Затем квас с ингредиентами отправляется в духовку (раньше в печку) и варится на медленном огне 4 часа. В самом конце (минут за 15-20) добавляется сало, толченое с чесноком, и сметана. Теперь борщ должен постоять до следующего утра. Самый вкусный борщ – завтрашний.

Второй вариант борща – «холодный борщ», готовится исключительно летом. Добавляются: картофель, яйца, огурцы, колбаса, зелень, сметана. В летнюю жару блюдо придает бодрость и силу.  

К тарелке огненного красного борща подаются: сметана, разрезанная луковица, чеснок, свежий хлеб, пампушки с чесноком, зеленый лук, стопка холодненькой домашней наливочки.

Таким образом, ингредиенты для борща: вода или квас, мясо (500 г), картофель (3 шт.), заквашенная красная свекла (1 шт.), морковь (1 шт.), лук репчатый (1 шт.), капуста белокочанная (150 г), растительное масло (1 ст. л.), соль (по вкусу), красный стручковый перец (1 шт.), фасоль (1 миску), зелень (петрушка), сметана. Для зажарки – сало и чеснок. (В общераспространенных рецептах борщ готовится на воде с мясом из обычной свеклы.)

Для пампушек: пшеничная мука (300 г), сухие дрожжи (1 ч. л.), соль (0,5 ч.л.), сахар (1 ч.л.), растительное масло (3 ст. л.), вода (1 стакан), чеснок (2 зубчика), зелень (30 г). В миску налейте теплую воду, добавьте сахар и дрожжи, перемешайте, оставьте на 5–10 мин до появления пенной шапочки. Затем добавьте соль, растительное масло и просеянную пшеничную муку. Замесите эластичное гладкое тесто. Накройте полотенцем, поставьте в теплое место на 2-3 часа, трижды «подбив» поднявшееся тесто. Затем раскатайте колбаской, подкручивая, сформируйте шарики. Выпекайте пампушки в духовом шкафу около 20 мин, до румяной корочки. Тем временем в воду добавьте растительное масло, чеснок (пропущенный через «чеснокодавку»). Горячие пампушки смажьте приготовленным сиропом, оставьте на несколько минут для пропитки.

Вареники – традиционное украинское блюдо в виде отварных изделий из пресного теста с начинкой из вишни (у многих любимое блюдо), творога (сыр), грибами, капустой, ливером со шкварками, отварным картофелем, ягодами (паслён, малина). Украинцы с. Золотоншка готовят вареники ко всем праздникам и в будние дни. Тесто для вареников делается из пшеничной муки на кефире или ряженке. Оно раскатывается в тонкий слой, из которого нарезаются круглые куски, и в них заворачивают начинку. Далее края теста защипывают, кладут в кипящую воду и варят до тех пор, пока они не всплывут (и плюс ещё минуту-две, в зависимости от их размеров. Другой способ приготовления – на пару. По случаю народных праздников в наши дни вареники готовят в пароварке, в прошлом к верхней части кастрюли крепили марлю, туда клали вареники, закрывали крышкой, и так готовили на пару. Вареники с картофелем после варки также можно посыпать жареным луком и полить сливочным маслом. Они подаются горячими со сметаной.

Домашняя колбаса кровянка делается в период забоя скота, прежде всего свиней (в декабре). Для приготовления берется кровь поросенка, она смешивается с отварной гречкой, чесноком, специями, топленым свиным жиром, заливается маринадом, складывается в кишковые оболочки.


[1] Бабенко В. Я. Украинцы в Башкирской ССР: Поведение малой этнической группы в полиэтничной среде. Уфа, 1992.

[2] Галиева Ф.Г. Украинцы // Этносы и культуры в единой семье народов Башкортостана. М.: Перо, 2018. С. 239–256.

Техники/Технологии, связанные с объектом
Аутентичная, исходя из появления нового оборудования для приготовления традиционных блюд и расширения ассортимента продуктов в торговых сетях.
Современное бытование
с. Золотоношка Стерлитамакского района Башкортостана.
Источники сведений

1.    Бабенко В. Я. Украинцы // Народы Башкортостана: ист.-этнограф. очерки. Уфа, 2002. С. 259–316.

2.   Бабенко В. Я. Украинцы в Башкирской ССР: Поведение малой этнической группы в полиэтничной среде. Уфа, 1992.

3.   Галиева Ф.Г. Украинцы // Этносы и культуры в единой семье народов Башкортостана. М.: Перо, 2018. С. 239–256.

4.   Черниенко Д.А. Украинистика Южного Приуралья. Ижевск, 2013.

Лица, имеющие отношение к ОНКН
Карюгина Зинаида Александровна, заслуженный работник культуры. РБ руководитель народного ансамбля украинской песни «Зоряний свiт».
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан. 
Сведения о действиях над/с ОНКН
Ведется работа по популяризации украинских блюд и напитков.
Предметы, связанные с объектом

Бытовая утварь.

Историческое бытование
Украинские селения Золотоношского уезда Полтавской губернии.
Сведения об особенностях
Состояние бытования

Активное.



Исключительность/ценность
Востребованность современного общества в национально-региональных блюдах с доступной рецептурой. 


Способы передачи традиции
Естественная, через передачу из поколения в поколение.


Форма бытования

Бытовая.



Этнологический аспект
Этнокультурная характеристика украинцев Башкортостана менялась в процессе адаптации к местным природно-географическим и социально-экономическим условиям, консолидации с местными народами, этнокультурной ассимиляции. Проходило нивелирование этнокультурных диалектов, проникновение иноэтнических традиций, прежде всего русских, формирование общего пласта культуры. Украинская кухня полюбилась многим народам. Украинский борщ и варенники прочно вошли в рацион питания многих народов. Национальным блюдом украинцев является фаршированные мясом и специями желудки свиней (кендюх, сальтисон, ковбух). В Башкортостане украинцы научились готовить пельмени, которые не бытовали в прошлом на их родине, а также башкирский и татарский чак-чак. Если раньше из напитков употребляли хлебный и свекольный квас (сир, вець) и компот из сухофруктов, то сейчас под влиянием местных народов не обходятся без чая. 


Исторический аспект

Украинцы (малороссы, хохлы) в Башкортостане сформировались в этническую общность на протяжении XVIIXX вв. в результате переселения сюда выходцев из разных губерний Украины по причине малоземелья и безземелья на прежней родине, несения военной службы, поиска работы на предприятиях и организациях республики. По исследованиям В.Я. Бабенко, украинские казаки на Южном Урале под названием «черкасы» впервые упоминаются в начале XVII в. В XVIII в. в крае появились первые украинские крестьяне – выходцы с Полтавщины и Сумщины. Значительные потоки переселения украинских крестьян на башкирские земли связаны с «аграрной колонизацией» в конце XVIII – начале XIX в., в основном это были выходцы с Левобережной Украины[1]. На рубеже XIX–XX вв. в Башкирии основались многие украинские поселения и усадьбы; некоторые из них сохранились до наших дней (Дергачевка, Золотоношка, Талалаевка Стерлитамакского р-на, Степановка Аургазинского р-на, Байдаковка, Казанка, Тавричанка Альшеевского р-на, Кахновка, Санжаровка, Черниговка Чишминского р-на и др.[2].

Из Золотоношского уезда Полтавской губернии помимо Золотоноши были выходцы из сел Нехайки, Чопырки и Богданы. Ходоками были грамотный крестьянин Черненко Фома с сыном Антоном. Земельные участки были куплены у помещиков Назарова, Деева и башкира Тимишева. На этой земле Стерлитамакского уезда возникли украинские села и хутора: Золотоношка, Вознесеновка, Полтавка, Деева, Мало-Деевка и Аверьяновка (Ильиновка). Население занималось земледелием, скотоводством, птицеводством, бахчеводством, ремеслами и промыслами.



[1] Бабенко В. Я. Украинцы в Башкирской ССР: Поведение малой этнической группы в полиэтничной среде. Уфа, 1992.

[2] Там же.



Социологический аспект

В 2010 г. численность украинцев Башкортостана составила 39875 чел. Большинство украинцев проживало в городах – 80,1% чел. Население с. Золотоношка по состоянию на 2010 г. составляло 563 чел.



Лингвистический аспект

Название блюда происходит от старославянского «бърщь» (свекла) – обязательной составной части всех борщей. Популярность блюда способствовала появлению ряда поговорок («Смотри, не переборщи»).

Название села связано с топонимом переселенцев из Золотоноши Полтавской губернии Малороссии (город Золотоноша), Полтавка в честь Полтавской губернии (город Полтава), Деевка - в честь помещика Деева.

В 2010 г. русским языком владело 100% украинцев, а украинским языком пользовалось менее 0,41% населения республики, в основном пожилые.