Технология приготовления традиционного блюда башкир «өсмөйөш»

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
28.09.2023
Номер объекта:
14-031
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Описание

“Өсмөйөш” – это целая культурная составляющая национальной кулинарии. В этом печеном изделии под покровом упругого теста, «связанного» косичками и смазанного яичным желтком, скрывается сочная начинка из порубленного кубиками мяса с картофелем и репчатым луком. Румяный треугольный пирожок с начинкой из мяса, картофеля и лука известен со времен кочевых тюркских племён. Сложно представить блюдо, более подходящее для сытного перекуса всадника, рассекающего на коне степные просторы республики. Сегодня “өсмөйөш” – это символ башкирской кухни, который можно встретить в литературе, в фильмах.

Справочная информация

Описание

Башкиры населяют немалую территорию Южного Урала. Встретить коренное население можно не только на территории современного Башкортостана, но также в ближайших регионах – Челябинской, Свердловской, Оренбургской, Самарской областях и в Татарстане. Есть поселения башкир и в удаленных местах: от Уральских гор до Дальнего Востока. Полукочевой образ жизни свободолюбивого народа способствовал формированию и самобытной культуры, и кулинарных традиций башкир. Кулинария народа включила в себя разнообразный рацион, специальные способы приготовления, а также неповторимый колорит. Большинство башкирских блюд отличаются простотой приготовления и питательностью.
Кулинарной основой чаепития башкирского народа является разнообразная выпечка. Мучные блюда издревле входили в число обрядовых. Их в виде мылостыни (“хәйер”) раздавали сиротам, старикам, бедным  людям или незнакомцам. Мучные блюда применялись и в других обрядах семейного цикла.

Отрадно, что изделия из теста наряду с мясными блюдами в башкирской кухне в большом почёте и по сей день. Башкирские хозяйки готовили разнообразную выпечку: таба кумэсэ, губадию, беляш, беремяс, кабартма, тюльпины, сумсы, буккены, дучмаки, кыстыбый и усбосмак (баш. "өсмөйөш").

"Өсмөйөш" – башкирское национальное блюдо, одна из «визитных карточек» республики. Это печёное изделие из дрожжевого, реже пресного теста, с начинкой из картофеля, мяса, как правило, говядины, баранины, гуся или утки и лука. В точках общепита и литературных произведениях также можно встретить и другие названия этой выпечки – эчпочма́к, учпочма́к.

Главная особенность усбосмака – треугольная форма и начинка из сырых ингредиентов (обычно в похожих блюдах используют готовые). В переводе с башкирского «өсбосмаҡ» означает «три угла». Нужно отметить, что этот «пирожок» в бывшем СССР по популярности не уступал даже пирожкам с картошкой. Кстати, картофель в блюдо стали класть относительно недавно, в конце 19 века, когда он был завезен в Россию и распространился по всей стране.

Дело в том, что "өсмөйөш" готовили с небольшим отверстием посередине. В него на привалах заливали горячий бульон. Таким образом, выпечка превращалась в полноценное горячее блюдо. Со временем рецепт приготовления видоизменился. Сегодня «треугольник» чаще закрывают полностью, но иногда, памятуя о традициях, его продолжают подавать вместе с бульоном.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Определяющей особенностью “өсмөйөш” является способ приготовления, при котором начинка в тесто кладётся сырой, в отличие от большинства других мучных печеных изделий.

Для треугольников обвчно готовят крутое дрожжевое тесто и выдерживают его в тепле 1-2 часа (можно готовить и из пресного сдобного теста). Затем тесто делят на кусочки по 85-90 г и раскатывают лепешки. Мясо жирной баранины, говядины, телятины или конины, картофель, лук нарезают мелкими кубиками, соединяют их и заправляют маслом, солью, перцем.

Можно добавить лавровый лист и анис. На приготовленные лепешки кладут фарш, защипывают “веревочкой”, придав форму треугольника. Сверху оставляют отверстие, через которое при выпекании подливают горячий бульон.

Оформленные треугольники укладывают на смазанный жиром лист или сковороду, сверху смазывают льезоном (смесь яиц и молока или воды, можно добавить масло) и запекают в духовке 50-60 минут. Подают с бульоном, заправленным мелко нарезанной зеленью и коротом.

“Өсмөйөш” можно готовить и с гусиным, утиным мясом, с их потрохами, субпродуктами с добавлением картофеля или круп. Начинки из них готовятся как для вак-бэлишей.

 

Арсланова И.А. Башкирская кухня. – Уфа, 1992. – С. 96.

 

Особым шиком считается съесть “өсмөйөш” с пылу с жару, запивая его горячим бульоном. Некоторые хозяйки подают треугольники с дополнительным гарниром, например, с жареными грибами с луком.

Хороша сытная выпечка и к разнообразным национальным напиткам, например, к кумысу. Современные башкиры также подают треугольники к чаю.
Современное бытование
Республика Башкортостан и регионы РФ с компактным проживанием башкир
Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Мигранова Эльза Венеровна

Тип ответственности: Исследователь, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской Федерации (ИИЯЛ УФИЦ РАН)

Место работы/Адрес:   Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской Федерации (ИИЯЛ УФИЦ РАН)

 

ФИО:  Арсланова Индуса Амировна

Тип ответственности: мастер-повар, отличник советской торговли, пропагандист башкирской кухни, один из ведущих специалистов в индустрии общественного питания Республики Башкортостан, Заслуженный работник торговли Республики Башкортостан, кавалер ордена Дружбы народов, мастер-повар России, лауреат Национальной премии «Золотой журавль»

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Предметы, связанные с объектом

Чугунная сковорода

Духовка 

Источники информации

1.    Арсланова И. А. Традиционная и современная башкирская кухня. Уфа, 1999.

2.    «Блюда башкирской кухни». М.: Планета, 1985.

3.    Гаделгареева Р. Г. Традиционные способы консервирования молочных и мясных продуктов у башкир // Культура и быт башкир. Уфа, 1978.

4.    Любимые татарские и башкирские блюда. Издательство: Астрель, Аркаим, 2011 г.

5.    Сабирьянова С. Г. Наименования пищевых продуктов в башкирских говорах. – Уфа: Китап, 2009.

6.    Сафин Н.М. Башкирские блюда. Уфа. 1976.

7.    Шитова С. Н. Губадия // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. Уфа: ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2020.

8.    Янгузин Р.З. Хозяйство и социальная структура башкирского народа в XVIII –XIX вв. Уфа, 1998.

Сведения об особенностях
Состояние бытования

Традиции приготовления “өсмөйөш” распространены во всех районах республики. 



Исключительность/ценность

За счет жирности используемых продуктов, это блюдо является очень питательным. 



Способы передачи традиции

Передача в семейных традициях. Бытовая, наследственная



Форма бытования
Аутентичная 


Исторический аспект

В кухне башкир издавна большое место занимает пища, приготовленная из злаковых культур. В башкирской этнографической литера­туре имеются лишь отдельные исследования по этой теме. Ученые С. Н. Шитова и Р. Г. Гадельгареева пишут: Собирая в экспедициях материалы, мы обратили внимание на существенную долю в составе традиционных блюд башкир кушаний из зерна и муки. В большинстве своем они не имели отношения к восточноевропейской (русской или финской) кухне, но находили аналогии в пище народов Сибири, Казахстана, Средней Азии. Иногда, особенно при обрядовых угощениях, использовалось просо – культура азиатского происхождения. Употребление в пищу ячменя также свидетельствовало о связях башкир с народами, жившими за Уралом и в Южной Сибири. В то же время в некото­рых приемах обработки зерна, в способах приготовления отдельных блюд можно видеть местные корни.

Древние земледельческие традиции, нашедшие отраже­ние в питании башкирского народа, могли сохраняться на протяжении тысячелетий и более и дожить до наших дней при условии, если все это время в комплексном хозяйстве башкир поддерживались хотя бы самые простейшие навыки выращивания злаков.

Башкиры издавна вели полукочевой образ жизни, т. е. кочевья у них были только летние, что давало им, наряду со скотоводством, возможность заниматься и земледелием. Далее эти же авторы пишут: ...Полевые материалы позво­ляют заключить, что в конце XIX – начале XX в. в питании башкир ...значительное место отводилось зерновым культу­рам: пшенице, ржи, полбе, ячменю, овсу, просу. Ели также горох и гречку.

Как этнографические, так и языковые материалы пока­зывают, что зерно, мука и крупа были в структуре питания башкирского народа еще с древнейших времен. Об этом можно судить хотя бы по тому, что много названий и терми­нов кушаний башкир совпадают с аналогичными названия­ ми других тюркских и алтайских народов, что, несомненно, свидетельствует о тесных этнокультурных связях этих народов.

В диалектологическом фонде Института истории, языка и литературы, кроме названий мясных и молочных продук­тов, богато представлены наименования, обозначающие крупяные и мучные изделия.

 

Сабирьянова С. Г. Наименования пищевых продуктов в башкирских говорах. – Уфа: Китап, 2009. – С. 29-31.

 

Участники академических экспедиций второй половины XVIII в. П.С.Паллас и И.И.Лепехин, побывавшие у башкир, характеризуя их быт, сообщали об основных продуктах питания, способах приготовления кушаний, описывали праздничные и обрядовые трапезы, отмечали незначительную роль в питании продуктов земледелия. Некоторые сведения содержатся и в обобщающем труде И.Г.Георги (1799).

В публикациях историков, этнографов, врачей, служилых людей, путешественников XIX в. также можно найти информацию о башкирской пище. Земский врач В.А.Арнольдов в санитарно-бытовом очерке, описывает правила поведенческого этикета и церемонию праздничного угощения. В.А.Арнольдов, как врач, выводит причины многих заболеваний башкир из образа жизни и питания.

Большая заслуга в изучении башкирской пищи в XX в. принадлежит С.И.Руденко. В экспедициях 1906, 1907, 1912 гг. им собирался этнографический материал по всей территории Башкирии. В его монографии «Башкиры. Историко-этнографические очерки» имеется глава о народной кухне, где дается общая характеристика кушаний и напитков.

Изучение традиционной башкирской кухни было продолжено Р.Г. Гаделгареевой в 70-е годы. Она собрала значительный полевой материал по мясной, молочной и растительной пище башкир. Ею была написана статья «Способы консервирования молочных и мясных продуктов у башкир» (1978).

Несколько статей по традиционному питанию башкир было опубликовано в 80-е годы Н.Ф.Шакировой. В конце 90-х годов А.Хабибуллиной.

Определенный вклад в изучение традиционной башкирской пищи внесли языковеды. Термины, связанные с продуктами животного происхождения рассматривались У.Ф.Надергуловым. Традиционную мясомолочную пищу автор определяет как часть тюркской модели питания. В работах врача В.З.Гумарова содержатся этнографические данные по гигиене питания башкир. В кулинарных справочниках Н.М.Сафина «Башкирские блюда» (1972) и И.А.Арслановой «Башкирская кухня» (1992) собраны рецепты приготовления некоторых традиционных и новых башкирских блюд. Ценный и достоверный материал содержится в первом в истории отечественной этнографии систематическом описании народов России И.Г. Георги, сочинениях участников академической экспедиции 1769-1770 гг. П.С. Палласа, И.И. Лепехина, Н. Рычкова, Н.С. Попова, Н.В. Ремезова. По словам И.И. Лепехина, летом башкиры питались исключительно молоком. П.С. Паллас также отмечал, что главное питание башкир состояло из молочных продуктов и мяса, и что хлеб у них употреблялся в пищу не повседневно.