Имитативное искусство башкир

Категория объекта:
Народное исполнительство
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
31.03.2023
Номер объекта:
13-008
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Звуки мира. Миндигафур Зайнетдинов.


Раис Низаметдинов


Артур Гайсаров.


Ильнур Хайруллин импровизация "Охота Волков"



Описание

Подражание и имитирование звуков природы и животных является одной из древнейших способов звукоизвлечения. Человек издревле подражал пению птиц, вою ветра, шуршанию травы и звукам животных. Так, охотники подражали звукам животных, чтобы приманить добычу. Некоторые народы такое звукоизвлечение использовали во время проведения шаманских обрядов, танцев, песнопений. Живя в окружении природы и будучи прирожденными охотниками и рыболовам, они хорошо изучили повадки зверей, птиц и рыб, очень тонко чувствовали звуки природы. Детально различая мельчайшие оттенки звуков, производимых тем или иным животным, могли сами их воспроизводить. Все это отразилось и зафиксировалось в звукоподражаниях, которые донесли до наших дней. Языческая вера и необходимость звукоподражательного сопровождения ритуалов и обрядов породила природный феномен горлового двухголосия ‒ пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани, характерного для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири, Монголии, Тибета, а также тюркских народов, в том числе башкир – узляу (баш. өзләү). Мастера узляу воспроизводили звуки природы, животных, и даже некоторых музыкальных инструментов. Постепенно с утерей утилитарных и магических функций имитация звуков становится частью фольклора многих народов. На сегодняшний день это один из редких жанров народного творчества. Звукоимитация сопровождается игрой на музыкальных инструментах

Справочная информация

Описание

Уфимский орнитолог, кандидат биологических наук Евгений Карев один из немногих, кто занимается орнитотерапией, собрал уникальную коллекцию птичьих голосов и научно доказал пользу пения для организма.  Он отмечает, что прослушивание пения птиц помогает расслабиться и лучше спать, помогает от аритмии, гармонизирует, синхронизирует с природными ритмами. Так, не только прослушивание пения, но и имитация птичьего пения полезна для организма, считает мастер имитативного искусства Ханов Набип Катипович. На личном примере он утверждает, что общее состояние организма улучшается, звуковые вибрации осуществляют микромассаж внутренних органов, исцеляюще воздействуя на них. На основе этих наблюдений, Ханов Н.К. хочет организовать занятия по звукоподражанию для трудных детей и подростков, что их может отвлечь от плохих мыслей и поступков, успокоит, избавит от агрессии.

Набип Катипович научился горловому пению узляу во время восхождения на гору Иремель. Показывает пение соловья, щегла, совы, утки, сокола, дикой утки, кукушки, сороки, голубя, филина, курицы и петуха, а также звуки, которые издают медведи, лошади, собаки, комары, сверчки, коровы, бараны и другие животные. Среди необычных звуков - показывает хор лягушек, как летят журавли, заводится запорожец, играет саксофон, урчит медведь, свистит снаряд. Звукоимитация — это один из способов войти в гармонию с природой.

Звукоподражание дополнялось сопровождением игры на музыкальных инструментах: курае, кубызе, думбыре. При таком комбинированном исполнении горлового пения с имитацией и игре на инструментах получалось максимально натуралистичное звукоподражание. Роберт Загретдинов в своей книге описывает приемы для имитации звуков животных: цокот копыт, ржание лошади, вой волка, собаки, завывания ветра и другие.

По функции звукоподражания можно разделить на несколько основных групп.

Натуралистические – непосредственно связаны с промысловой деятельностью или являются сонорной имитацией голосов животных или звуков, производимых ими в природе.

Символические – используются в различных обрядах и ритуалах.

Культурно-художественные – связаны с игрой на музыкальном инструменте или с песней.

Порой эти различные виды переплетаются между собой. По типу интонирования звукоподражания и сигналы относятся к разным видам. Они могут иметь речевой тип (звукоподражательные слова), возгласный тип (форсированная подача звука голосовыми связками), вокальный тип (напевы), инструментальный тип (с помощью звуковых и орудий). Часто эти типы интонирования смешиваются. Например, натуралистические звукоподражания тому или иному виду животного или птицы сочетают и пропетые, и проговоренные звуки.

Звукоподражания тому или иному животному не являются случайными. С одной стороны, выделение данного животного тесно связано с промысловой деятельностью. С другой стороны, оно обусловлено мировоззрением народа, что отражается в мифологии и фольклоре.

Предметы, связанные с объектом

Для песенного исполнения использует: гармошка, аккордеон, трещотки, балалайка, свистульки.

Формы сохранения и использования объекта

Среди современных музыкантов, применяющих такую манеру исполнения с подражанием звукам птиц и животных, можно отметить кураистов, кубызистов Азата Аиткулова, Рамиля Гайзуллина, Миндигафура Зайнетдинова, Ильгама Байбулдина, Роберта Юлдашева, Раиса Низаметдинова, Ильнура Хайруллина, этногруппы “Курайсы”, “Аргымак" и другие. 

Сведения об особенностях
Этнологический аспект

Звукоимитация использовалась и сохранилась до сих пор в фольклоре коренных народов Сибири, например, тувинцев, алтайцев, бурятов. По данным музыковеда-фольклориста Ю.И. Шейкина, в музыкальном фольклоре удэгейцев, например, существует особый вид вокального творчества «диганаини», что буквально означает «издавать звуки или петь, подражая голосу зверя или птицы». Сходный жанр обнаружен и у других тунгусо-маньчжурских народов: «дилган» у негидальцев, «дзилдан» у ороков, «дзилган» у маньчжуров[1].

У башкир же она сохранилась в меньшей степени, хотя, как и у других кочевых народов, подражание звукам природы в прошлые века у них было довольно развито.



Исторический аспект

Звукоподражание как разновидность национального творчества башкир отметил в конце XIX в. этнограф, фольклорист С. Г. Рыбаков. Он писал, что «звукоподражательное искусство у башкир довольно развито и оно исконно существует у них». В одной из башкирских деревень он встретил мастера «петь по-птичьему»: «…Во время моих разъездов по Орскому уезду в деревне Темясово Бурзянской волости мне сообщили, что в этой деревне живет башкир Мансурка, умеющий изображать, как поют различные птицы. <…> На мою просьбу изобразить, как поют птицы, он широко улыб­нулся и законфузился было, и стал показывать свое искусство. Начал он с изображения лебедя. Вытянув свою физиономию, закрыв рот и нос, стал издавать в высшей степени странные, своеобразные звуки полузакрытого харак­тера… эти звуки действительно были похожи на что-то птичье, но вместе с тем ясно слышалась мелодия. Это лебединое курлыкание слушалось прямо с удовольствием, так это было не обычно, искусно и вместе с тем приятно. Затем Мансурка, сильно улыбаясь под впечатлением общих одобрений, изобразил, как воркуют голуби. Буквы башкир произносил несколько глухо. Далее артист показывал, как свистит и трещит одна полевая птица, кажется, стрепет, и все это было очень своеобразно и правдоподобно. В других местах я слышал инструментальные мелодии, испол­няемые на курае, имеющие целью подражание кукушке. Так, в деревне Ташбулатово Верхнеуральского уезда дудочник (курайсы) Магафур Каракеев играл мне так называемый «Какук», ‒ приводится в книге «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта»[1].

В Кананикольской волости Орского уезда этнограф записал с игры крещеного башкира Ивана Лукманова мелодию под названием «Сынрау-торна», «подражащую пению каких-то особенных журавлей белого цвета. Звукоподражательности в ней меньше; зато она останавливает внимание силою мелодического оборота», сообщает этнограф.

В древних инструментальных мелодиях башкир, таких как «Сынрау торна», «Кукушка», «Аҡ яурыңлы сал бөркөт» («Белоплечий седой беркут»), действительно, большую роль играет звукоподражательность: имитируются клёкот журавлей, голос кукушки, отчаянный крик беркута, ищущего, согласно легенде, своих птенцов. Как пишет известный музыковед Г. С. Галина, «для этого используется редкий прием – акцентируется VII вводная ступень в мажоре». По ее словам, очевидно, что эти наигрыши возникли на основе тотемистических воззрений народа. Башкиры верили в родство между группами людей (обычно родами) и некоторыми животными. Все это находило отражение в творчестве, фольклоре наших предков. Так, в ритуальной музыке башкир во времена язычества присутствовали попевки с элементами звукоподражания голосам птиц. Они могли служить мотивами заклинания, тотемного поклонения. По прошествии времени ритуальные попевки лишились магической функции и изменилось их назначение.[2]

Позднее во время обрядов, отражающих культуру животных и птиц, наши предки устраивали заклички – небольшие сигнальные попевки с элементами имитации голосов птиц, исполняемые одноголосно отдельными участниками обряда или в унисон хором, пишет в своей книге «Башкирская этномузыкология» музыковед В. Ахметжанова: «Основу возгласов кличей составляют трихордовые, секундовые мотивные построения. Тексты их импровизировались сходу, напевы не были постоянны». Например, были такие заклички: «Выходи, солнце!» («Ҡояш, сыҡ!»), «Выкрики в лесу» («Урманда ҡысҡырыу»), «Выкрики журавлей» («Торналар ҡысҡырыу»). Обряды «Праздник грачей», «Воронья каша» сопровождались звукоподражанием, исполнением плясок, имитирующих повадки птиц, под аккомпанемент кубыза. Также это инструментальные пляски «Тетерев» («Кор»), «Глухариная игра» («Һуйыр уйыны»), «Кукушка» («Кәкүк), «Голубь» («Күгəрсен»). Типовые интонации звукоподражания в мелодиях реализуются при помощи ритма, тембра (регистра) определенных интервальных соотношений, подчеркивает Н. В. Ахметжанова. Также у башкир встречались словесные приговоры детям с передразниванием птичьих голосов.

Публицист, прозаик П. И. Добротворский в книге «В глуши Башкирии» (1901), в рассказе «Соловей» повествовал о трагической жизни башкира по имени Ахмет, который прокармливался за счет умения имитировать звуки природы.

В путевых записях по результатам экспедиции по Башкирии в 1770 году ученый-путешественник И. И. Лепехин рассказал, как безымянный башкирский сэсэн исполняет кубаир: «Старик лет в 60 …запел песню, называемую «Карай юрга». Песня cия у них за самую веселую почитается. Старик, припевая сию пеcню, <…> ударил и в три ноги: и тогда открылся Башкирский бал. В пляске своей башкирцы много кобенятся, и стараются так же телодвижением выражать слова, в песни содержащаяся. По окончании бала завели они другое, что можно назвать передразниванием. Они голосом своим подражали крику как зверей, так и разных птиц, и так удачливо, что с трудностью распознать можно было крик настоящей птицы от башкирскаго…»[3]



[1] Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб., 1897.

[2] Галина Г.С. Башкирская народная музыка. Уфа, 2008.

[3] Лепехин И. И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, в 1768 и 1769 году. СПб., 1771.