Изготовление деревянного кубыза (баш. ағас ҡубыҙ) в Мечетлинском районе

Категория объекта:
Техники и технологии
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
31.03.2023
Номер объекта:
13-007
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Изготовление деревянного кубыза


Размер файла: 344.1 MБ

Описание

Кубыз (баш. ағас ҡубыҙы) является одним из древнейших и распространенных музыкальных инструментов. По Хорнбостелю-Заксу агас-кубыз – идиоглоттический маультроммель с индексом 121.21. Башкирский вариант инструмента – бурдонирующий тип, звукоизвлечение которого построено на колебании упругой пластины (деревянной или металлической) одного тона и мелодикообразования посредством изменения объема резонирующей полости рта исполнителя.

Справочная информация

Описание

Появление кубыза относится к 3 тысячелетию до нашей эры на территории Южной Азии. Позже, через Азию и Европу он проник в Африку, страны Нового Света. Согласно преданиям, прообразом кубыза был лук. Однако есть мнение, что рождение инструмента приходится на значительно более ранний период, на то время, когда человек изобрел лук – метательное оружие, которое служило ему не только для добычи пищи, но и для развлечения. Вставляя один конец лука в землю, либо зажимая его между пальцами ног, а другой, упирая себе в зубы или в нёбо, он извлекал звуки при помощи палочек и пальцев рук (такой способ музицирования до сих пор бытует у племен Центральной Америки). Тем не менее, существует версия, что прародителем варгана могла быть простая щепка.
В Башкирии агас-кубыз — деревянный кубыз, звучавший в основном на северо-востоке республики, долгое время считался исчезнувшим инструментом, но в последние годы он набирает все большую популярность.
В 1985 году этнографическа экспедиция по Мечетлинскому району обнаружила деревянный кубыз у жительницы дер.Гумерово Кафии Гариповой (1910-2004 г.р.). Вот как описывает тот найденный инструмент Рауил Галимович Рахимов: «Очень простая конструкция: пластинка из твердого дерева в форме линейки, длина — 17 см, ширина от 1,5 до 2 см, толщина — 2 мм. В середине пластинки вырезан язычок, к основанию которого узелком прикреплена суровая нить. Этот инструмент изготовила сама Кафия апай. По ее словам, на изготовление инструмента идет не всякий клен, а стоящий на возвышенности, и в который ударила молния. Из сердцевины такого клена нарезаются пластинки, которые просушиваются не менее года в тени на ветру. Из всех пластин выбираются наименее покоробленные, они-то и идут на музыкальный инструмент». Запись игры Кафии Гариповой на кубызе стала одной из первых записей башкирского деревянного кубыза, который во всех справочных изданиях описывался как исчезнувший[1].
Чуть позже подобные деревянные кубызы были обнаружены в Салаватском районе в дер.Мендяшево экспедиции под руководством Наиля Валеевича Бикбулатова с А.Г. Янбухтиным. На инструменте сыграли Азанбика Хусаинова (1886 г.р.), Вадига Иштуганова и еще одна женщина, которая не назвала себя. В 1990-е гг. появляются мастера, изготавливающие инструменты: Б.Н. Исянчурин, Р.Х. Магрупов, а реставратор Н.Г. Старостин провел эксперименты по изготовлению целого ряда самобытных разновидностей деревянного кубыза[2]. Начали проводиться конкурсы среди кубызистов, что дало толчок к росту исполнителей на кубызе. Впервые конкурс кубызистов и исполнителей горлового пения узляу был проведен в 2007 году как Открытый республиканский, а начиная с 2009 года года – межрегиональный.
Из-за ограниченности музыкального звучания, деревянный кубыз не смог получить должного развития. Игра на агас-кубызе требует особой сноровки, он менее долговечен и на нем невозможно полноценно воспроизводить мелодии, негромкий звук, он не подлежит модернизации – все это сыграло роль. Сейчас этот инструмент, к сожалению, сохранился лишь как музейный экспонат. Но несмотря на это, деревянный кубыз запечатлен в башкирских сказках и легендах и имеет ценность в музыкальном фольклоре башкирского народа. В башкирском фольклоре сохранилось описание парня, который изобрёл кумыз: «Бикбай во многом был талантлив. Однажды он из клёна смастерил кубыз и стал играть на нём плясовые мелодии».
Легенды сохранили названия некоторых башкирских идиофонов: «Кэбе», «Сыбырткы», «Тэйме», «Шакылдак» и другие. Известен также «Янкыл-кубыз» (индекс 311.12) или "Жэя-кубыз" – музыкальный лук, на котором играют щипком, приложив ко рту. К сожалению кроме названия нам ничего неизвестно ни о внешнем виде, ни о репертуаре этих инструментов.
Житель дер. Сабанаково (Һабанаҡ) Мечетлинского района Галиакберов Энгельс вспоминает, как в детстве его бабушка и ее подруги, знакомые играли на деревянном кубызы в минуты отдыха, на посиделках. Но после того, как эти старушки отошли в мир иной, инструмент был позабыт. Энгельс Дарвинович решил возродить кубыз и его звучание, изучил его строение, и сейчас сам является изготовителем агас-кубыза.


Звукоизвлечение

Исполнитель зажимает инструмент губами и придерживает левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывается пальцем правой руки, он приходит движение и при вибрации издает бурдонный звук, от которого при изменении артикуляции извлекаются обертоны. Звук деревянного инструмента тихий, металлический кубыз звучит немного громче и отчетливей, продлевает звук с помощью вибрации, диапазон в пределах одной октавы. Несмотря на кажущуюся простоту инструмента, добиться разнообразной и интересной игры непросто. У башкирских исполнителей левая рука часто играет роль резонатора: ладонь левой руки складывается чашей и приставляется ко рту. Иногда указательный палец правой руки меняет направление щипка: это могут быть однонаправленные движения к щеке или удары по язычку вперед. Нередко встречается чередование ударов в виде своеобразного тремоло.

Традиционное исполнительство задействует инструмент для имитации звуков природы (воды, топота лошадей, звуков животных), исполнения различных мелодий, аккомпанемента для пения и танца, а также для ансамбля с голосом исполнителя на кубызе (когда инструменталист получает возможность подыгрывать самому себе, периодически вводя голос в ткань музыкального наигрыша). Используется как сольный и как ансамблевый инструмент.

Особого почитания заслуживают выдающиеся варганисты - новаторы, которые своим творчеством внесли весомый вклад в развитие исполнительского мастерства - это Иван Алексеев, Антон Брюэн, Роберт Загретдинов, Тран Кван Хай, Римма Мадварова, Лука Турнин. 

Среди  варганистов нынешнего времени необходимо отметить таких виртуозов, как А. Силади, А. Бескровного, Н. Шумарова, О. Подлужную ( Уутай), Б.Дарышева, Б. Байрышева, А.Данилова, Н. Ооржака, М. Зайнетдинова, Н. Соболева.Н. Дучеву, О. Прасс.


[1] Р.Г.Рахимов. Башкирский кубыз. Маультроммель/Посреди России – Уфа, 2012 г.
[2] Илья Метлин. Маутроммель как общемировой музыкальный инструмент. – Уфа, 2017 год

Техники/Технологии, связанные с объектом

Для изготовления кубыза из доски сухого дерева размерами толщина 25 мм х длина 25 см. на деревообрабатывающем станке вырезаются щепы толщиной  3,5 мм. полученные пластины получаются по размерам как школьные деревянные линейки. Выпиливать щепы мастер рекомендует по хорде, а не по радиусу, для долговечной службы. На щепу трафаретом или при помощи лекала наносятся размеры язычка. Деревянный кубыз представляет собой пластину длиной 12-15 см., толщиной 2-3 мм. и длиной 25 см. и шириной 25-30 мм., с деревянным тонким язычком длиной 7-8 см. и шириной 3-5 мм., который расширяется до 10 мм. и удлиняется еще в 5 см до основания. Мастер прорисовывает контур язычка, затем вырезает его ручной лобзиковой пилой толщиной 0,5 мм. по всей длине кроме основания. На основании язычка с двух сторон просверливаются отверстия диаметром 2,5 мм., ширина лобзиковой пилки 2 мм. в олдно из отверстий вводится пилка лобзика и закрепляется на пилке. Осторожно пилить строго по перпендикуляру по отношению к плоскости щепы. Язычок выпиливается симметрично с двух сторон. Нужно аккуратно убрать сколы и заусенцы на краях реза и утончить срезы, кромки, чтобы разряжение воздуха усилилось. Прочную капроновую нить продевают через два отверстия, проделанные на основании язычка (накидывают нитку на язычок с конца и передвигают ее к основанию язычка), отмеряют 50-55 см нитку и отрезают. Концы нитки прочно соединить. При игре нитки необходимо дергать от себя, под углом 30-40 градусов.

Сам материал из дерева неустойчив. Со временем язычок самопроизвольно отклоняется то в одну, то в другую стороны, и играть на этом инструменте уже невозможно. Для долговечной службы раньше инструмент пропитывали гусиным жиром или выдерживали в топленом молоке.

Мастер Галиакберов Э.Д. рекомендует в качестве основы для инструмента использовать такие деревья как черемуха, клен, осина.

Современное бытование


Предметы, связанные с объектом

Удлинитель, деревообрабатывающий станок, торцовочный станок, ножовка с мелкими зубцами, электрическая дрель со сверлами  диаметром 2-2,5 мм, линейка, трафареты, карандаш, наждачные бумаги разной зернистости, деревянные бруски, молоток, острый строительный нож, точило, ручная лобзиковая пила, запасные пилки, зажим, капроновая нить.

Формы сохранения и использования объекта

На кубызе в Уфе обучаются в виде ознакомления на всех уровнях музыкального образования — от школы до вуза. 

В Мечетлинском районе создан и работает  Музей кубыза. Адрес: улица Ленина, 15, с. Большеустьикинское, Республика Башкортостан. Тел. +7 (34770) 2-01-43

Источники информации

1)   Р.Г.Рахимов. Башкирский кубыз. Маультроммель/Посреди России – Уфа, 2012 г.

2)   Илья Метлин. Маутроммель как общемировой музыкальный инструмент. – Уфа, 2017 год

3)   Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. М., 1965.

4)   Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006.

5)   Кубагушев А.М. Башкирские музыкальные инструменты. Уфа, РЦНТ, 2013.

6)   Башкирские предания и легенды. Уфа: Башкнигоиздат, 1985.

Сведения об особенностях
Состояние бытования

Изначально материалом для изготовления варгана служили дерево, кости, а в восточных странах ещё и бамбук, но такие инструменты были очень ломкие и поэтому, человек стал делать варганы из металла, как только узнал и научился обрабатывать его. Поэтому необходимо сохранить технологию изготовления кубыза из дерева 



Этнологический аспект

Кубыз или варган, получивший очень широкое распространение по всему миру, имеет очень большое количество разновидностей. Некоторые историки – искусствоведы считают, что во многих регионах инструмент появился самостоятельно, независимо друг от друга, поэтому у каждого народа он имеет не только свое название, но и особенности, присущие варгану только данной местности. Вариантов инструментов, отличающихся по формам, материалам, которые используются при изготовлении, приёмам звукоизвлечения очень много и вот некоторые из них:

· алтайский комуз – инструмент небольших размеров. Петля рамки имеет гладко – овальную форму. Инструмент обладает легким язычком.

· немецкий маультроммель – инструмент достаточно больших размеров с низким и мощным звучанием.

· вьетнамский Дан Мои – пластинчатый инструмент с мягким, долгим и высоким звукам. При звукоизвлечении прижимается не к зубам, а к губам.

· непальская мурчунга – небольшой инструмент, отличающийся необычной формой: язычок удлинен в обратную сторону. Звучание удивительное и неповторимое.

·  у японцев бамбуковый «муккури»

·  индонезийцев – «генг-гонг»

·  словенцев – «друмбля»



Исторический аспект

О башкирском кубызе (кумызе) исследователи почему-то единодушно отзываются как о женском инструменте: “В Башкирии кубыз привился в основном как женский народный инструмент”. “Мне ни разу не приходилось видеть мужчин, не только играющих на кубызе, но и умеющих извлекать из него звуки” — пишет известный исследователь Л. Лебединский.

У одного из первых исследователей башкирской культуры С. Руденко кубыз был описан приблизительно как женский инструмент. Автор всего-навсего сделал предположение, что ислам, видимо, запрещал башкирским женщинам не только музицировать в присутствии мужчин, но и вообще смеяться, громко разговаривать, петь и танцевать. По мнению С. Руденко кубыз мог как нельзя лучше подходить для женской половины башкирского дома своим тихим звучанием и возможностью быстрого утаивания. Это предварительное, ничем не обоснованное предположение имело далекое последствие. Спустя полвека исследователь Л. Лебединский попробовал продолжить мысль С. Руденко следующей фразой: “В ряде случаев мне пришлось быть свидетелем несколько пренебрежительного отношения взрослых мужчин к кубызу”.



Лингвистический аспект

На территории России одно из первых описаний кубыза (варгана) встречается в словаре Российской Академии Наук за 1789 год, где в статье «Варган» инструмент определялся как: «Простонародное музыкальное орудие … зубанка». Видимо здесь и лежат истоки пренебрежительного отношения к инструменту, отраженные в «Толковом Словаре» В. Даля: «Цыган варганы кует — и то ему ремесло» или «Кое-как сварганили свадьбу». В художественной литературе на русском языке и в русском фольклоре упоминания о варгане дают примерно такой материал: «В России …варган составляет забаву почти каждого простолюдина» (В. Одоевский). «Ваша молода княгиня ночесь всю не спала, со варганом проплясала» (Песня о князе Михаиле). «На словах, как на варганах»,- поговаривали в Курской области и т.д. Многие исследователи предполагают, что варган в России был вытеснен гармоникой в конце ХIХ в., так как последнего исполнителя-варганиста встречали в Новгородской губернии в 1903 году.