Привоз приданого (придан) невесты в дом жениха в с. Кананикольское Зилаирского района Башкортостана

Категория объекта:
Обрядовые комплексы и праздники
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
31.03.2023
Номер объекта:
13-020
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Привоз приданого (придан) невесты в дом жениха в с. Кананикольское Зилаирского района Башкортостана


Размер файла: 90.2 MБ

Описание

Приданое начинали собирать с рождения дочери. Подготовленное заранее приданное для невесты становилось некой материальной составляющей для новой семьи. Размеру приданого и его привозу уделялось особое внимание. Едва ли собиралась вся деревня посмотреть привоз приданого. Объем и состав приданого показывал о богатстве невесты и ее трудовых навыках, так как в приданое входили вещи, изготовленные ею. Но в настоящее время характер его приготовления изменился, в приданое кладут в основном покупное, не ручные работы. Родственники жениха и невесты заинтересованы, чтобы новая семья имела на первый случай самое необходимое.

Справочная информация

Описание

В рассматриваемой свадьбе в с. Кананикольское Зилаирского района привоз приданого в отчасти сохраняется, состоит он из самых необходимых вещей – постельные принадлежности, посуда, подарки для родственников жениха. В канун свадьбы было принято возить приданное из дома невесты в дом жениха. Приданное готовилось и собиралось почти что с рождения дочери в семье. Родители складывали необходимые для дома вещи - прежде всего постельные принадлежности, комплекты постельного белья, полотенца, различную посуду, шторки для дома и многое другое. Считалось чем больше приданного, тем богаче невестка. Невеста готовила подарки заранее для родственников жениха. В старину приданое носили на руках родственники невесты. Позже стали возить на открытых машинах, украшенных берёзовыми ветками, лентами, шарами. Приданое складывали в машины, родственники садились в машину, и напевая песни, частушки под гармонь весело ехали в дом жениха, чтобы вся деревня видела.  У ворот родительского дома жениха встречали приданое родственники. Песни, пляски возле дома, затем приданое заносили домой. Жених находился в доме за столом и принимал приданое. Подарки от невесты дарили родственникам жениха: близким родным - матери, отцу, брату, сестре, племянникам и другим. Жениху невеста покупала в подарок рубашку, которую он одевал на второй день свадьбы. А жених должен был в ответ отправить подарки для невесты и родни. Невеста отправляла в дом жениха веник, сделанный из берёзовых веточек, украшенный ленточками, чтобы в день свадьбы крестная жениха после выкупа невесты разметала впереди молодожён дорогу в новую семейную жизнь. После того, как жених принял все приданое, родственники жениха угощали новую родню, гуляли, пели и плясали под гармошку.

Известный ученый, фольклорист, доктор филологических наук, профессор Карпухин Иван Егорович в своей научной работе «Свадьбы в Башкортостане» описал бытование обряда приданого в русских селениях Мелеузовского района. Приданое в деревне Антоновка на показ не выставляется и смотреть его не ходят. По традиции комната жениха убирается вещами, привезенными от невесты. Невестина сваха говорит: «Ехали мы мимо леса, хотели поймать лисицу. Лисицы не поймали, набрели на красную девицу, но прежде, чем ввести ее сюда, дозвольте убрать вашу горенку подарками гостей, охотников и невесты». «Да ведь наша хата не плоха», - отвечает мать жениха. Но представители невестиной стороны все-таки развешивают занавески, расшитые рушники, на стол стелят новые скатерти. В д. Дарьино был обычай специально развешивать старые тряпки, застилать стол дерюгой, чтобы невеста обновила. Теперь такого нет.
Современное бытование

В нынешнее время данный обряд имеет место быть. При проведении свадьбы используются все обычаи проведения данного мероприятия.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Автор составитель и сбора данной информации:

Культорганизатор Кананикольского ЦКД Зилаирского района - Леонова Юлия Владимировна
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Кананикольский ЦКД Зилаирского района
Предметы, связанные с объектом
Постельные принадлежности, посуда, полотенца; машина, украшенная лентами, березовыми ветками, шарами; веник для крестной; подарки для жениха и его родни; гармонь.
Формы сохранения и использования объекта

Обряд «Привоз приданого в дом жениха» сохраняется для будущего поколения. При проведении различных мероприятий-фестивалей в Доме культуры проводится показ данного обряда, в целях сохранения и передачи для подрастающего поколения. В данном обряде имеет смысл сохранения фольклора: масальские частушки, песни.

Источники информации

Карпухин И. Е. Свадьбы в Башкортостане на стыке тысячелетий: Монография / И. Е. Карпухин. – Уфа: Китап, 2020. – 544 с.

Сведения об особенностях
Способы передачи традиции

Данный обряд передаётся из поколения в поколение и берёт своё начало еще с давних времён. Данный обряд был показан в селе Кананикольское в рамках «Единого дня фольклора».