Технология приготовления марийского блюда “Пушто” Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
марийцы
Анкета утверждена:
31.03.2023
Номер объекта:
13-016
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ
Технология приготовления марийского блюда “Пушто”. Ибулаева Елизавета Ишмурзиновна (1957 г.р.), д. Уразаево Караидельского района РБРазмер файла: 279.3 MБ Описание“Пушто” – национальное блюдо марийцев. Традиционно его готовят из толокняной муки, которую получают из смеси перемолотых зерен.Справочная информацияОписание
Традиции питания марийцев складывались под воздействием
природно-экологических и этнических факторов. Основу традиционной марийской кухни издавна составляла продукция земледелия
и животноводства. Башкортостан – вторая после Марий Эл республика, в которой
проживают марийцы. Это более 100 тысяч человек, компактно проживающих на
территории Мишкинского, Калтасинского, Янаульского, Бирского и Благовещенского
районов, а также в Уфе. Марийцы Башкортостана относятся к этнографической группе восточных
марийцев (“эрвел мари”). Традиционная пища марийцев состоит из продукции земледелия и огородничества. Важнейшими
компонентами для её изготовления являлись мука (мар. “ложаш”, “лашаш”) и крупа. Муку,
помимо зерновых культур, получали также из гороха и конопляного семени. Поскольку озимую рожь марийцы стали культивировать не ранее XVI-XVII вв., то в прошлом хлеб обычно пекли из яровой муки, делая пресное тесто. Повседневно употребляемый в пищу хлеб – это каравай из кислого ржаного
теста, выпекаемый на поду в печи. Одним из традиционных кушаний марийцев было толокно (мар. “пушто”), которое
варили из толокняной муки (или толокнянки). Чтобы приготовить толокнянку нужно иметь 3-4
вида круп. Он готовится из смеси пшеничной, овсяной, гречневой, рисовой,
пшенной и других круп. Их перебирают, промывают, варят в воде. Зерна набухают и
подсушивают в печке или на солнце (крупы должны быть очень сухими). Затем нужно
смолоть их на ручной мельнице или истолочь в ступе. Толченую крупу просеивают
через сито. В летнее время из толокна делали холодное блюдо-болтушку (мар. “лапаш”) на воде,
простокваше или пахте. Пушто варили
при проведении обрядов: после первого стока сена, в хлебный спас 1 августа, при
окончании мельничного запруда, после очистки колодца от тины и т. д. Помимо крупяных каш, сваренных на молоке или воде, готовили мучные кисели (мар. “кисал”, “касал”), а также более
сложные по составу, в которых сочетали разные продукты. Например, калиновый
кисель (мар. “полан торык”) состоял из ягод калины и солода. Рецепты приготовления блюд у разных
хозяек отличались. Для приготовления “полан торык” одни смешивали
калину с толокном заранее, а потом варили их вместе, другие – сначала варили
калину, а потом смешивали ее с толокном. По мнению этнографа Р. Р. Садикова, многие блюда
марийцев и технологии их приготовления были заимствованы у соседнего тюркского
окружения. Исторически приготовление толокна было характерно для
тюркских и монгольских народов. Традиция употребления кушаний из злаковых у
скотоводов обширного евразийского пояса уходит в глубокую древность. Этнограф
С. Н. Шитова, изучавшая пищевой комплекс башкир, отмечает сходство башкирских
ручных деревянных жерновов и ступ для толчения зерна с аналогичными
приспособлениями чувашей, татар, удмуртов, марийцев, мордвы, коми, карелов,
вепсов, ижор, води и других народов, а небольших каменных зернотерок из грубо
отесанных уплощенных дисков с отверствием на верхнем камне для палки-ручки – с
зернотерками населения Средней Азии и Южной Сибири. Например, у башкир толокно (баш.
“талкан”) традиционно делают из курмаса, который получают путем прокаливания зерен в сухом котле или обжаривания в масле. Раньше курмас перемалывали на ручных жерновах, реже зерно обрушивали в ступе. Слегка отваренное зерно (пшеницу, рожь,
ячмень и др.) для толокна употребляли на юго-западе республики и в среднем
Забелье, в то время как в Зауралье, в горно-лесных и южных районах толокно
получали из каленого или жареного зерна. На стыке этих областей знали оба
способа и применяли их, сочетая: предварительно отварив, зерно обжаривали. На
юго-востоке сохранялась традиция заготавливать талкан на зиму и на период
мусульманского поста. Талканную крупу или муку хранили,
ссыпав в кадочки, иногда залив топленым маслом. Техники/Технологии, связанные с объектом
Основной
ингредиент пушто – это пшеница. Для начала ее нужно несколько раз
просеять, очистить от
мусора и основательно промыть в большом количестве воды. Взять
подходящую толстостенную кастрюлю или чугунный казан, наполовину засыпать зерном. Налить достаточное количество воды
и поставить на медленный огонь. При варке пшеница сильно набухает. Чтобы дно не
подгорело, массу периодически помешивать. Умелая хозяйка определяет готовность по внешнему
виду: пшеница набухает и становится мягкой. При
необходимости можно еще раз промыть водой. В летнее время готовую пшеницу сушат на солнце, а
зимой – в духовке. Для этого пшеницу пересыпать на противень, равномерно распределить
и отправить в духовку до полного высыхания. Также следует периодически
помешивать пшеницу. Когда пшеница полностью подсохнет, она становится
твердой. Далее с помощью ручной мельницы (ступы, кофемолки) тщательно
перемолоть зерно в муку крупного или мелкого помола (зависит от дальнейшего
применения). Раньше
толокли вручную в ступке, пока не получалась мука. Из-за того, что его толокли, назвали
толокно (“кама”, “малай-талкан”). Из толокна
готовили горячие и холодные блюда. Обычно толокно заваривали на воде, получая
горячее кушанье. Это называется “заваривать пушто”. Также можно
добавить немного сливочного масла и щепотку соли, по вкусу. При желании блюду
можно придать форму колобков,чтобы было удобнее брать на руку, а можно есть
ложками. Иногда из
толокна делали холодную болтушку, замешивая на простокваше или воде. Такие
болтушки чаще делали летом, в жаркую погоду. Толокно, замешанное на простокваше
называли “пушто лапаш”, а на воде – “йӱштӧ пушто”. Современное бытование
Современное состояние объекта – Республика
Башкортостан. Мишкинский район, д. Чебыково Формы сохранения – в быту, национальное блюдо Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО:
Ибулаева Елизавета
Ишмурзиновна
(1957 г.р.), пенсионер Тип
ответственности: Информант Место работы/Адрес: д. Уразаево Караидельского района РБ
ФИО:
Гареева Мария Алексеевна, пенсионер Тип
ответственности: Информант Место работы/Адрес: д. Чебыково Мишкинского района РБ ФИО: Иксанова Ляйсан Гарафиевна Тип ответственности: исследователь Место работы: методист РДК с. Мишкино Мишкинского района РБ Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование:
ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр
народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия Тип
ответственности: Исследователь Местонахождение:
Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2
Наименование:
Марийский историко-культурный
центр в Мишкинском районе РБ – филиал ГБУ “Дом дружбы народов РБ”. Тип
ответственности:
Исследователь Местонахождение:
Республика Башкортостан, Мишкинский
район, с. Мишкино, ул. Ленина, 102
Наименование: Муниципальное
бюджетное учреждение – Мишкинский районный Дворец культуры Тип
ответственности:
Исследователь Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, Мишкинский район, с. Мишкино, ул. Ленина, 112
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Историческое бытование
Формы сохранения и использования объекта
Источники информации
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Сейчас этот полузабытый продукт, изготавливаемый в пищевых
комбинатах, вновь появился на прилавках магазинов. От овсяной муки толокно
отличается тем, что оно готовится из цельных зерен, в то время как при
выработке муки зерновая оболочка с большим количеством полезных веществ
остается в отходах. Толокно можно обжарить (раньше это делали в печи на
чугунной сковороде), что добавит ему приятный вкус, оттенок и запах, слегка
напоминающий какао. Исключительность/ценность Учитывая ценность данного
продукта, важно изучить технологию его приготовления и
передать молодому поколению.
Технология
приготовления толокна в его
аутентичном виде уникальна в своем роде. К тому же толокно считается
диетическим продуктом, оно богато клетчаткой, витаминами группы В и
аминокислотами. В нем содержится более полутора десятка важных макро- и
микроэлементов, в том числе магний, железо, цинк, натрий, медь, калий,
молибден, фосфор и др. Продукт входит в список сильных антиоксидантов (выводит
из организма свинец и другие металлы), он обладает противоопухолевым действием.
Отвар из толокна помогает при малокровии. Кроме того, толокно сжигает жиры,
укрепляет иммунитет, снижает уровень холестерина, положительно воздействует на
эндокринную и нервную системы, улучшает память. Врачи рекомендуют толокно для
нормализации обмена веществ, лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта,
при пониженной кислотности и туберкулезе. Толокно полезно кормящим матерям,
пожилым людям и больным во время реабилитации после травм и тяжелых болезней.
Достаточно всего одной чайной ложки этого продукта, чтобы восполнить пятую
часть дневной нормы белков. Толокно – натуральный бьюти-продукт, который
помогает улучшить структуру волос и состояние кожи. Косметические маски и
скрабы с толокном (1–2 столовые ложки продукта развести молоком или водой до
густой кашицы, а затем нанести на лицо на 15–20 минут) придают коже упругость и
здоровый цвет, убирают черные точки и очищают поры. Способы передачи традиции Способы передачи техники – естественная,
мастер-классы. Форма бытования В
настоящее время толокно готовят редко, делают его преимущественно в сельской местности.
Современное поколение мало знает об этом блюде. Проводятся мероприятия на эту
тему. Сохранилась ручная мельница, которой уже 100 с лишним лет. На практике показывается,
как работали предки с этой мельницей и как изготовляли толокняную муку. Исторический аспект Исторических сведений и упоминаний о пушто
у марийцев мы не нашли. Как считает И. С. Гареев, миграционное движение марийцев в
Башкирское Приуралье началось уже во второй половине XV – первой половине XVI вв.
Последовавшие затем политические события, а именно завоевание Казанского
ханства и присоединение его к Русскому государству в 1552 г. привели к
дальнейшему развитию миграции и началу формирования этнографической группы “эрвел мари”. Поэтому неудивительно, что многие
блюда марийцев и технологии их приготовления были заимствованы у соседнего
тюркского окружения. В старину главное обрядовое кушанье мари – толокно
изготавливали из овса, выдержанного на протяжении ночи в уже не слишком
горячей, но достаточно тёплой марийской печи. При этом белки зерна претерпевали
изменения, денатурировались, а мука, полученная из такого зерна, теряла
способность образовывать клейковину, но зато хорошо набухала
в воде и быстро загустевала. Вот как об этом пишет К. С. Рябинский в своей статье «Ардинский приход
Козьмодемьянского уезда» (Казань, 1900): «…Участники
(общественного моления) из дома приносили по ведру пива и по котлу каши. Каша
варилась из пшеничной крупы с просеянной ржаной мукой пополам; при еде в каше
делалась ямочка, и в нее лили скоромного масла…» Социологический аспект Постепенно, с развитием земледелия и скотоводства, марийцам прибавилось хлопот
по хозяйству. Для приготовления пищи оставалось мало времени, поэтому пушто – еда,
которая быстро насыщала организм и долго поддерживала силы. Марийцы сумели сохранить и донести до сегодняшнего дня самую древнюю
традицию приготовления марийского блюда Пушто. Здесь
можно выделить ряд факторов, которые способствуют этому: постепенное возвращение народа к своим традициям, фольклор
и национальные праздники. В то же время старшему поколению необходимо
приложить все усилия, чтобы молодежь была ориентирована на сохранение и
развитие традиционной марийской кухни. |