Уборочная традиция «Жабрей топтать» в с. Большеустьикинское Мечетлинского района Республики Башкортостан

Категория объекта:
Календарные обряды
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
22.12.2022
Номер объекта:
12-009
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Описание

Уборная страда «Уборка жабрея» проводилась осенью, когда подходит к концу уборка урожая. Жатву необходимо было закончить как можно быстрее – чтобы колосья не осыпались, поэтому дожинали сообща, «миром» (т. е. общиной). Устраивали «толоку» (иначе – «толоки», «помочи»): так называемый совместный труд – помощь в тяжёлой работе одному из общинников. При единоличном ведении хозяйства уборка урожая заканчивалась в разное время, поэтому не было такого коллективного ощущения окончания работы. Данная традиция укрепилась после образования колхозов, когда уборка урожая заканчивалась одновременно. После уборки урожая такой сорняк, как жабрей, начинал набирать силу, и, во избежании отравления домашнего скота, проводилась и уборка сорняка жабрей, при котором работники пели песни, танцевали и топтали жабрей. Отсюда пошло общее понятие как «топтание жабрея», которая означала завершение уборки урожая.

Справочная информация

Описание

Жабрей – это однолетнее растение-сорняк семейства губоцветных, с четырехгранным стеблем, щетинистыми волосками, и с пурпуровыми цветками. Также имеет такие названия, как пикульник, блошница раменная, жабрик, зябер, зябра, ключевик, курятник, львиноуст, петушьи головки. Уничтожается введением правильного севооборота, прополкой, тщательной многократной обработкой пропашных, очисткой зерна и лущением жнивья. При скармливании домашнему скоту трава пикульника представляет опасность для животных: угнетает центральную нервную систему, вызывает паралич. Симптомы отравления: слюнотечение, прекращение жвачки, понос, потом  учащение и затруднение дыхания, ослабление сердечной деятельности. Чаще всего случайно им отравляются крупный рогатый скот и лошади.

Иногда окончание уборочной страды в стародавние времена в некоторых сельских местностях называли жабрей. К окончанию уборочной страны в основном все медоносные травянистые растения оканчивали цветение. Но начинает зацветать – жабрей. Трава с щетинистыми волосками, цветет лиловыми мелкими цветочками. Считается сорным растением, но с красивыми цветами. 

Уборочная страда была очень тяжёлым и трудоёмким процессом. С утра и до вечера были заняты в поле и поэтому, когда страда заканчивалась  это было большой радостью, что селяне будут с хлебом, поэтому и устраивали праздник. Накрывали столы где-то на полевом стане или на складе, приносили еду, кто, что может принести, и начинали праздновать. Пели песни, плясали, а когда плясали,  под ноги на землю бросали этот сорняк и его якобы вытаптывали при танце. Ведь это сорняк очень сильно портит жизнь, рабочим засоряя поля. Отсюда пошло это выражение «Топтать Жабрей»  это стало своего рода крылатым выражением. По окончанию уборки, например, в огороде, спрашивали: « Скоро ли у вас Жабрей?», на что отвечали: «Да, скоро!». Теперь « Топтать Жабрей» это значит оканчивать какую- то трудную работу.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Раньше жатва начиналась сразу после праздника Ильин день. Так сложилось, что жнива – была, в основном, женская работа. Уборкой урожая  занимались преимущественно женщины, серпом скашивали стебли и складывали снопы в кучу. Вслед за ними работали вязальщицы, которые связывали пшеницу в сноп и складывали в кучку. Серпы никогда не носили в руках, зацепляли за плечо, чтобы никого не задеть. В уборочную пору раньше хлеб на больших площадях убирали косой. Самой трудной считалась работа в поле серпом. Страда – пора уборки колосьев в поле. 

Завершался комплекс дожиночных обрядов праздничной трапезой в доме хозяина жатвы, либо в специально отведенном месте. Основными обрядовыми блюдами были кулага, парёнка, морковница, рецепты приготовления которых до сих пор сохранились в семьях.

Кулага. В деревянных корытах проращивали рожь, потом её с небольшими ростками сушили на печи. Высушенную рожь перемалывали на ручной мельнице, заливали водой и в глиняных круглых горшках вместительности (до 10 литров) ставили томиться в истопленную печь (до 12 часов). Жидкость сливали, из неё делали квас, пиво, сусло, добавляя сахар, различные ягоды. К оставшейся гуще  также добавляли сушёные молотые ягоды черёмухи, клубники, вешанья (дикой лесной вишни), сахар, доводя все до консистенции густой сметаны.

Парёнка. Красную столовую свёклу резали кубиками, заливали водой и ставили парить в печь в глиняном горшке , отсюда и название блюда. Остудив отвар, давали закваситься день-другой, процеживали и ели.  Парёнку можно приготовить также из моркови или репы.

Селянка. Это, по сути, картофельная запеканка. Вареный картофель толокли, разбивали 1-2 яйца, разбавляли молоком или сметаной, выкладывали в глиняную чашку и ставили запекаться в печь.

Сухарница. В полевых условиях во время страды (сенокоса, уборки урожая) готовили сухарницу. Кипятком заливали сухари, солили. Сдабривали луком и сметаной.

Морковница, или, по-современному, морковная запеканка. Морковь натирали на тёрке, разбивали 1-2 яйца, сдабривали сметаной и в глиняной чашке ставили в печь.

Ишенка – запеканка из яиц и молока.

 

этот традиционный русский праздник до сих пор сохраняется в русских поселениях Мечетлинского района Башкирии, который называется чисто символически как "топтание Жабрея", т. е. весёлое окончание полевых работ. 

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Информанты:

1. Максимова Галина Григорьевна (1948 г. р.)

2. Ладыгина Анна Александровна (1949 г. р.)

3. Берсенева Елизавета 

4. Сизова Валентина Михайловна

Организации, имеющие отношение к ОНКН
Отдел культуры Мечетлинского района

Сведения о действиях над/с ОНКН

Создан видеофильм с описанием обряда, воспоминаниями жителей села Большеустьикинское. В фильме приняли участие жители села, участники народного ансамбля русской песни «Рябинушка». 

Предметы, связанные с объектом

Серп

Современное бытование

Обряд сохранен в с. Большеустьикинское Мечетлинского района

Сведения об особенностях
Способы передачи традиции

Естественная форма передачи