Михаил Павлович Кутлусатов (1947–2022) – автор-изготовитель марийского барабана тӱмыр

Категория объекта:
Жанры инструментальной музыки
Этнокультурная принадлежность:
марийцы
Анкета утверждена:
22.12.2022
Номер объекта:
12-007
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

Михаил Павлович Кутлусатов, уроженец с. Бахтыбаево Бирского района Башкортостана, внес большой вклад в возрождение и развитие марийской этнической культуры России. Он разработал технологию и изготовил свыше 270 марийских барабанов, а также три волынки, бубны, рожки, два курая. Своими барабанами он обеспечил фольклорные ансамбли многих регионов России. Его работы имеются в Эстонии, Финляндии и США. Уникальность его барабанов в том, что мастером был найден тембр, соответствующий марийскому традиционному фольклору. При декорировании применена техника резьбы в стиле «марийской вышивки».

Справочная информация

Описание

Михаил Павлович Кутлусатов родился 20 мая 1947 года в марийском селе Бахтыбаево Бирского района Башкирской АССР. Много лет своей жизни он посвятил просвещению и этнокультурному воспитанию марийцев в должности учителя и директора Бахтыбаевской средней школы, за что был награжден знаком «Отличник просвещения РСФСР», почетным званием «Директор года», многими Почетными грамотами. По его инициативе и по его проекту в целях патриотического воспитания на территории школы с. Бахтыбаево и с. Новокульчубаево сооружены обелиски участникам Великой Отечественной войны. Для сохранения марийской культуры он много сделал и в должности главы сельского поселения Бахтыбаевский сельсовет в 20032007 гг.

Бесценный вклад внес Михаил Павлович в возрождение марийских барабанов тӱмыр и марийских волынок, а также бубнов и рожков. Первый пробный марийский барабан он изготовил в 1992 г. для школьного танцевального ансамбля. (В то время в Башкортостане этим делом никто не занимался.) Технология совершенствовалась, исходя из цели – добиться оригинального звучания с истинно марийским тембром.

В 2013 г. его работа по изготовлению музыкальных инструментов была отмечена Грантом Президента Республики Башкортостан, по которому он передал народным марийским коллективам художественной самодеятельности республики 15 барабанов. В 2015 г. отмечен грантом Президента РФ, в рамках которого 16 барабанов передал народным коллективам художественной самодеятельности Республики Марий Эл (в том числе Государственному ансамблю народного танца Республики «Марий Эл») и 6 барабанов народным коллективам Республики Башкортостан.

Всего им изготовлено около 270 таких национальных инструментов для многих фольклорных коллективов Башкортостана, Марий Эл, Удмуртии, Татарстана, Нижегородской области и других регионов России. Его барабанами пользуются: народный ансамбль танца «Эрвел» Мишкинского РДК, народный ансамбль танца Бирского филиала БашГУ, многие народные ансамбли художественной самодеятельности Бирского, Мишкинского, Дюртюлинского, Илишевского, Шаранского, Краснокамского, Калтасинского, Янаульского, Татышлинского, Балтаческого, Караидельского, Нуримановского, Благовещенского и Ишимбайского районов Республики Башкортостан. Также на них играют исполнители в Звениговском районе (Арбор), в Немдинском, Старокрещенском домах культуры, в детском ансамбле Оршанского района (3 шт.) Республики Марий Эл, в Тоншаевском доме культуры Нижегородской области. Барабаны М.П. Кутлусатова приобретены для ансамблей, созданных в национально-культурных центрах в Екатеринбурге, Тюмени, Когалыме, Сургуте, Набережной Челны, Санкт-Петербурге.

Марийскими барабанами М.П. Кутлусатова пользуются и профессиональные коллективы, такие как Государственный академический ансамбль танца Республики Башкортостан им. Ф. Гаскарова, Государственный ансамбль танца г. Уфы «Мирас», Государственный ансамбль народных инструментов Республики Башкортостан, Государственный ансамбль «Италмас» Удмуртской Республики, ансамбль при Нефтекамской филармонии и также в Краснодарской государственной консерватории. Барабаны звучат благодаря самодеятельным коллективах Благовещенского педагогического колледжа, Мишкинского агропромышленного колледжа, а также профессиональным артистам: нар. артисту Марий Эл, засл. артисту Башкортостана Станиславу Шакирову; засл. артисту Марий Эл Анатолию Зарецких; артисту Александру Речкину; засл. артисту Башкортостана Азамату Нуриманову.

По два барабана имеют фольклорные ансамбли «Ош Виче сем» и «Канде кава» г. Уфы. Также его барабанами пользуются танцевальные ансамбли средних школ Мишкинского и Бирского районов, марийская Воскресная школа г. Уфы. Большое количество барабанов находятся у частных коллекционеров республики, у ценителей искусств Финляндии (4 шт.), Эстонии (4 шт.), США (2 экз., штат Миннесота).

Михаила Павловича называют «Бахтыбаевский Страдивари». Для фольклорных ансамблей помимо барабанов им изготовлено большое количество мембранных и простых бубнов, марийских волынок, несколько свирелей (шиялтыш), два башкирских курая. Эти инструменты широко используются во время национальных праздников и свадеб, в том числе при исполнении марийского национального танца «Кандыра» – «Верёвочка». Они звучат на республиканских фестивалях «Ший кандыра – Серебряная верёвочка», сабантуях, других массовых мероприятиях и праздниках. Он также ремонтировал марийские гармоники-тальянки, двухрядные гармони, аккордеоны, баяны, хромки.

М.П. Кутлусатов занимался также оформительским делом и резьбой по дереву. В своей мастерской по просьбе не только марийцев, но и башкир, татар (жителей разных районов и городов) он сделал немало сундуков для приданного невест и сундучков для женихов, шкатулок-копилок для свадебных денег с использованием соответственно марийского, башкирского и татарского национальных орнаментов, добиваясь традиционных цветовых решений, используя растительные, анималистические, геометрические узоры. Как он сам сообщал, в декорировании изделий его вдохновляла культура родного народа, в частности, марийская вышивка. Изделия Михаила Павловича Кутлусатова имеют свой почерк, их отличают изящество, легкость, уникальная дизайнерская концепция украшения[1].

Свои знания он передавал на мастер-классах учащимся средних школ Мишкинского и Бирского районов, студентам Бирского филиала БашГУ. Мастер-классы он проводил на всех крупных мероприятиях, сабантуях, выставках, фестивалях. Для объяснения технологии изготовления барабана сделал 8 корпусов инструмента, соответствующих этапам изготовления от заготовок до сборки. Подготовил несколько мастеров, способных изготовить марийские народные музыкальные инструменты.

Работы М.П. Кутлусатова находятся в экспозициях районных (Бирск, Мишкино, Нефтекамск) музеев, в фондах Национального музея Республики Башкортостан и Национального музея Республики Марий Эл им. Евсеева. Они демонстрировались на многих региональных, межрегиональных и всероссийских выставках, съездах мари в г. Йошкар-Ола, в этно-парке Конгресс-холла во время проведения саммита БРИКС и ШОС в 2015 г. в г. Уфе.

Сведения о М.П. Кутлусатове внесены в Книгу Почёта «Заслуженные люди Республики Башкортостан» (2013). За большой вклад в развитие и сохранение марийской национальной культуры ему присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Республики Марий Эл».

30 июня 2022 г. Михаил Павлович умер.

Описание инструмента. Марийский барабан тÿмыр – это двухсторонний инструмент, сделанный из ствола липы или осины с выдолбленной сердцевиной, или с корпусом из фанеры. Размеры: диаметр до 40 см, высота до 70 см. По сведениям А.В. Ибулаева, в период становления как мастера М.П. Кутлусатов корпус барабана делал из цельного куска древесины методом долбления. Затем перешел на фанеру, ее начал красиво оформлять. Затем вернулся к традиционному формату изготовления корпуса из цельного куска дерева. На этом этапе зарождается его «марийская вышивка по дереву», выполненная в технике резьбы на стенках барабана. И это все происходило постепенно. В качестве мембраны М.П Кутлусатов использовал специальным образом обработанную козью кожу. (Есть сведения о том, что раньше для мембраны брали шкуру волка, сохранив для страха его морду[2].) Поверх кожи с обоих торцов инструмента надеваются обручи и стягиваются перекрестно натянутыми вокруг остова инструмента бечевками (сыромятным ремнем). В середине корпуса барабана просверливается отверстие для циркуляции воздуха, возникающего в момент ударов по мембране. По мембранам ударяют двумя деревянными колотушками. Концы палочек, набалдашники, из тембровых и иных соображений могут обматываться, например, кожей, резиной.

Тÿмыр в прошлом был не только свадебным, но и сигнальным инструментом, сообщал о начале племенных сборов, обрядов и праздников. В наши дни он в основном является аккомпанирующим инструментом. С помощью барабана во время танца выбивают равномерный ритм, усиливая тем самым эффект музыкального сопровождения – волынки, гармоники. Временами ритм, выбиваемый палками, дополняется хлопками ладоней.

Музыкант играет стоя, подвесив барабан на ремне через плечо, или поставив инструмент на твердую ровную поверхность (например, на стул, табурет и пр.), чтобы он звучал.


[1] Бахтыбаевский умелец Михаил Кутлусатов изготавливает национальные инструменты и возрождает старинные народные обычаи. URL: https://birskpress.ru/articles/kultura/2020-06-18/bahtybaevskiy-umelets-mihail-kutlusatov-izgotavlivaet-natsionalnye-instrumenty-i-vozrozhdaet-starinnye-narodnye-obychai-451225.

[2] Карпухин И. Е. Свадьбы в Башкортостане на стыке тысячелетий (состояние, поэтика, межэтнические контакты). 2-е изд., перераб. и доп. Уфа: Китап, 2011. С. 381. 

Источники сведений

Lallukka S. From fugitive peasants to diaspora. Helsinki, 2003. 474 p.

Бахтыбаевский умелец Михаил Кутлусатов изготавливает национальные инструменты и возрождает старинные народные обычаи. URL: https://birskpress.ru/articles/kultura/2020-06-18/bahtybaevskiy-umelets-mihail-kutlusatov-izgotavlivaet-natsionalnye-instrumenty-i-vozrozhdaet-starinnye-narodnye-obychai-451225.

Лоссиевский. Быт и праздники черемис Оренбургской губернии // Оренбургские губернские ведомости. 1848. № 41, 42.

Марийцы. Историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. 312 с.

Мендияров. О черемисах Уфимской губернии // Этнографическое обозрение. 1894. №с 3. С. 34-53.

Молотова Т.Л. Межэтнические контакты марийцев в Башкирии / «Мы и как удмурты, и как чуваши...» Взаимная социально-культурная адаптация в этнически смешанных селениях. М.: РУДН, 2007. С. 93-111.

Мурзабулатов М.В. Финно-угорские народы Башкортостана. Уфа: Гилем, 2010. С. 6173.

Народы Среднего Поволжья и Приуралья. Ч. 1. Финно-угорские народы. Каталог-указатель этнографических коллекций. Л.: ГМЭ СССР, 1990. 260 с.

Путешествия к удмуртам и марийцам. Письма Уно Хольмберга 1911 и 1913 гг. (Matkat udmurttien ja marien luo. Uno Holmbergin kirjeita vuosilta 1911 ja 1913) / под редакцией С. Лаллукки, Т.Г. Миннияхмеговой, Р.Р. Садикова. Серия «Финляндия в России». СПб.: Европейский дом, 2014. 224 с.

Садиков Р.Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография. Уфа: ООО «Первая типография, 2016. 276 с.

Сепеев Г. А. Восточные марийцы: историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX – начало XX в.). – Йошкар-Ола, 1975.

Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859. 472 с.

Ягафова Е.А., Данилко Е.С., Корнишина Г.А., Молотова Т.Л., Садиков Р.Р. Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья. Самара. 2010. 264 с.

Лица, имеющие отношение к ОНКН
Ибулаев Алексей Васильевич, главный специалист Марийского историко-культурного центра в Мишкинском районе Башкортостана. 
Организации, имеющие отношение к ОНКН
ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества 
Сведения о действиях над/с ОНКН
Популяризация сведений о М.П. Кутлусатове через включение сведений о нем в энциклопедические, справочные и научно-популярные издания.
Предметы, связанные с объектом
Марийский фольклор – песни разных жанров, сольная и ансамблевая инструментальная музыка.
Современное бытование
Бытование изделий на территории Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Татарстан и др.
Историческое бытование
Марийские селения Республики Башкортостан и Марий Эл.
Сведения об особенностях
Состояние бытования
К настоящему времени в Республике Башкортостан изготовлением марийских барабанов никто не занимается. 


Исключительность/ценность
М.П. Кутлусатов обеспечил марийскими барабанами и другим музыкальными инструментами многие фольклорные коллективы Башкортостана, Марий Эл, Татарстана и других регионов. Деятельность Михаила Павловича была направлена на сохранение марийской этнической культуры, особенно фольклора.


Способы передачи традиции
Передается от мастера к мастеру.


Форма бытования
Восстановленная по народным традициям. Барабаны М.П. Кутлусатова используются самодеятельными и профессиональными артистами, в школьных фольклорных коллективах, государственных ансамблях Башкортостана, Марий Эл, для педагогической деятельности в Краснодарской государственной консерватории. 


Этнологический аспект

Марийцы – один из финно-угорских народов. Марийцы Башкортостана относятся к этнографической группе восточных марийцев (эрвел мари), расселенных по берегам р. Вятка, р. Кама и её притокам, это запад и северо-запад Башкортостана, восток Татарстана, юг Удмуртии, юго-запад Свердловской области и юго-восток Пермского края. На территории Башкортостана исследователи выделяют две подгруппы восточных марийцев: икско-сюньские (белебей мари) – Бакалинский, Белебеевский, Туймазинский и Шаранский районы (а также Актанышский, Мензелинский и Муслюмовский районы Татарстана) и прибельские (ӱпö мари) – Балтачевский, Бирский, Благовещенский, Дюртюлинский, Караидельский, Калтасинский, Краснокамский, Мишкинский, Нуримановский, Янаульский и другие районы РБ.

Сведения о барабане в быту и обрядности черемисов имеются в описаниях исследователей края XIXXXI вв. В 1859 г. В.М. Черемшанский указал, что на празднике Шорык-Йол (Святки) (25 декабря), проводились игрища и вечеринки молодежи, «здесь гремит у них музыка – играют в дудки, пузыри и барабаны, а некоторые знатоки – в скрипки и гусли; :музыка обыкновенно сопровождается плясками»[1]. В целом на праздниках у черемисов песни и музыка звучала на трех музыкальных инструментах: барабан в виде котла, натянутый телячьей кожей; рожок и волынка[2].

В 1911 и 1913 гг. известный финский исследователь Уно Хольмберг (Харва) после посещения марийских селений Черлак, Чаки, Курманаево, Киргизово Уфимской губернии  описал ход черемисской свадьбы и указал, что на свадебный пир помимо родственников и других участников торжества приглашалась группа из 8–10 парней петь и танцевать, а также «официальные музыканты» – волынщик и барабанщик[3].

По наблюдению И.Е. Карпухина и других исследователей, в процессе подготовки к свадьбе традиционным обычаем было определение свадебных должностей, включая барабанщика, гармониста и волынщика. Именно они начинали свадьбу в доме жениха, сидя на специально приготовленном месте[4].

Музыкальные инструменты марийцев Бирского уезда Уфимской губернии (д. Чишма, д. Кузова, д. Чураево, д. Акуди) в 1912 г. собрал С. И. Руденко. Коллекция хранится в Российском этнографическом музее под номером 2849, включает марийские гусли, волынку, барабан и скрипку фабричного производства.



[1] Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859. С. 186.

[2] Там же. С. 182–193.

[3] Путешествия к удмуртам и марийцам Письма Уно Хольмберга 1911 и 1913 гг. / под ред. С. Лаллукки, Т. Г. Миннияхметовой, Р. Р. Садикова. СПб.: Европейский дом, 2014. С. 143.

[4] Карпухин И. Е. Свадьба русских Башкортостана в межэтнических взаимодействиях. Стерлитамак, 1997. С. 177. 



Исторический аспект
Переселение марийцев на территорию Башкортостана в XVIXVIII вв. происходило с целью сохранения веры своих предков, по причинам малоземелья и социального гнета на прежней родине[1]. В последующем наблюдалось переселение отдельных семей, оно было связано с промышленным освоением республики, строительством городов, развитием сельского хозяйства.


[1] Сепеев Г. А. Восточные марийцы: историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX – начало XX в.). Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1975. 



Социологический аспект
Сохранности традиций способствует расселение марийцев преимущественно в сельской местности компактно. В 2010 г. численность марийцев в Башкортостане составляла 103,7 тыс. чел. (2,6% населения республики). Это пятая по численность этническая группа. 34,9 тыс. проживала в городах, остальные – в сельской местности.


Лингвистический аспект
Марийцы – иран. marij – «муж, мужчина»; рус. черемис, тат., башк. чирмеш, сирмеш, чув. çармăс, удм. пор. В русской литературе до революции 1917 г. марийцы назывались черемисами.