Бисероплетение у чувашей Республики Башкортостан

Категория объекта:
Изготовление предметов традиционного костюма
Этнокультурная принадлежность:
чуваши
Анкета утверждена:
30.09.2022
Номер объекта:
11-011
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

Бисероплетение у чувашей Башкортостана является древним искусством, сохранившимся благодаря передаче традиции в Федоровском, Белебеевском, Бижбулякском, Миякинском, Куюргазинского и многих других районах, и возрожденным мастерами в последние годы с целью обеспечения участников фольклорных праздников и конкурсов, всех желающих элементами традиционного костюма. Бисер используется в процессе изготовления девичьего головного убора тухья, женского головного убора хушпу и наплечного свадебного украшения невесты, жениха, дружек жениха и невесты çуха, мăйçыххи, сплетенной из разноцветного бисера в. виде ажурной бисерной сетки в форме округлого воротника, нагрудных украшениях (сурпан çакки) в виде пластин треугольной, трапециевидной или прямоугольной формы. Бисероплетение популярно у школьников для изготовления украшений (браслеты, колье) и элементов интерьера (цветы).

Справочная информация

Описание

Традиция бисероплетения характерна многим народам Урало-Поволжья. У чувашей Башкортостана она связана с декорированием элементов традиционного национального костюма, где бисер сочетается с другими элементами (металлические трубки, кольца, спирали, шарики, свинцовые бусинки, пуговицы, проволока, раковины каури, стеклянные бусы).

Сведения о применении бисера при изготовлении элементов чувашского костюма содержатся в описаниях Л.А. Иванова, Г.Б. Матвеева, Г.Н. Оркова, И.Г. Петрова, Е.А. Ягафовой, В.В. Медведева. Источниками для написания Анкеты стали также музейные экспонаты, которые хранятся в Российском этнографическом музее (собиратели И.Н. Смиронов, кол. 176) С.И. Руденко, кол. 2845, 2846, В.П. Шнейдер, кол. 901, С.А. Авижанская, кол. 7894), а также в музеях г. Уфы: Национальном музее РБ, Музее археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН, в Юматовском этнографическом музее, в Белебеевском, Стерлитамакском, Туймазинском, Бижбулякском историко-краеведческих музеях, в Доме-музее К.В. Иванова, в школьных музеях чувашских селений. Небольшую коллекцию по костюму башкирских чувашей имеет в своих фондах Национальный музей Чувашской Республики. Ценным источником являются фотографии, в том числе в иллюстрированных альбомах и музейных каталогах. При написании Анкеты был предпринрят сбор полевого материала от мастеров Федоровского (д. Веселовка, д. Кирюшкино), Куюргазинского (д. Кривле-Илюшкино) и других районов.

Прежде всего бисер использовался в процессе изготовления женских головных уборов хушпу и девичьих головных уборов тухья. Независимо от видов (цилиндрические, полусферические, округлые с небольшой вершиной, наподобие высокого или низкого усеченного конуса, а также облегающего обруча), их поверхность украшались бисером и монетами. Г. Орков описал местный тип высокого (16-20 см) цилиндрического хушпу с твердой кожаной основой, у которого верхняя часть украшена полосой плетеного бисерного узора с чередой мелких ромбовидных фигур; ниже подшиты 7 ярусов серебряных монет. Имеется «козырек» высотой до 4 см, который покрыт плотными рядами красного кораллового бисера. Передняя кромка украшена ровной гирляндой из монет, нанизанных на гирлянду из цветного бисера. Для завязывания служат прямые кожаные полоски, украшенные монетами[1]. Своеобразием отличается хушпу чувашей с. Теняево Федоровского района РБ: головной убор имеет форму усеченного конуса, а вместо навершия по верхнему краю имеет полосу бисерного узорного плетения[2].

Хушпу имеет форму высокого открытого цилиндра на кожаной, холщовой или вязаной крючком основе. В центральной части он украшается несколькими рядами нашитых серебряных монет, а вверху имеет небольшую бисерную сетку с геометрическим орнаментом. Спереди на лоб опускается небольшой «козырек», плотно обшитый бисером или кораллами красного или розового цвета. Неотъемлемой частью шапки является «хвост» длиной до пояса в виде пришитой к затылочной части вертикальной полосы, украшенной вертикальными рядами монет, жетонов и узорами из бисера. Хушпу носился поверх сурпана (полоски белой ткани, концы которой украшались вышивкой). Особую нарядность убору придают свисающие по бокам подвески, сделанные из бисера, бусин и серебряных монет[3].

Девичья нарядная полусферической формы шапочка тухъя – с заостренным навершием. В серединной части их украшали ажурной сеткой из бисера с геометрическим орнаментом. К кромке подшивали мелкие серебряные монеты, а по бокам бисерные подвески с монетами. Сверху на украшенную бисером коническую макушку пришивали свинцовые или серебряные навершия. На голове шапочки крепились с помощью прямых кожаных ремней, обшитых бисером.

Бисер активно применялся в нагрудных украшениях (сурпан çакки). Они представляют собой пластины треугольной, трапециевидной или прямоугольной формы из кожи или войлока, на которые в определенном порядке нашивались бисер, монеты и кораллы. Нагрудные украшения из монет (тенкěллě мăййамăййа) представляли собой ожерелья в виде нашитых на кусок холщовой ткани серебряных монет, иногда бус и бисера.

Типичным девичьим украшением является наплечное украшение в виде ажурной бисерной сетки çуха, мăйçыххи, сплетенной из разноцветного бисера в форме округлого воротника, сзади крепящийся на шее с помощью пуговицы. Çуха – более короткий, мăйçыххи – полностью закрывает плечи. У приикских чувашей на ожерелье чешуеобразно пришивались ряды серебряных монет, нухраток, а по кромке плотные ряды бисера и розовых кораллов. По внешнему краю ожерелье украшается шаровидными пуговицами или раковинами-каури (хуртпуççи). Наспинная часть представляет собой связанные между собой низки бус, к которым пришиваются многочисленные подвески из цветного бисера[4]. У прибельских чувашей монеты не пришивались. Украшение надевается на свадьбе и невестой, и женихом, а также руководителем свадьбы как оберег, символ родовой поддержки, плодородия, как символ солнца. По мифологии чувашей они являются детьми солнца.

Бисер наряду с серебряными монетами, раковинами каури и другими элементами гармонично сочетался с яркой вышивкой на элементах одежды, был символ богатства. Помимо употребления для изготовления девичьих и женских головных уборов, шейных и нагрудных украшений, бисер нанизали на подвески для кос, кисти к наспинным и поясным украшениям.

Бисер приобретался у купцов и нашивался суровой ниткой. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок. Основные цвета бисера – красный, зеленый (от темно-голубого до голубого), белый и желтый. Бисерные головные уборы и украшения изготавливались большей частью в домашних условиях.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Используется бисер разных размеров. Крупный бисер – для шейного ожерелья и боковых подвесок на головных уборах. В других случаях берут более мелкий бисер. Цветовая гамма разнообразная, но основной цвет – красный. На его фоне хорошо выглядят геометрические фигуры желтого, белого, черного, зеленого, черного цветов. Орнамент выкладывается, исходя из местных традиций (низовых, верховых чувашей). Для того чтобы выдержать ритм рисунка предварительно узор наносится на бумагу в клетку. Для нанизывания бисера берутся специальные шелковые нити и иглы разной диаметра, исходя из выбора бисера. В д. Кирюшкино Федоровского района около 30 лет назад вместо бисера использовали разрезанные фрагменты разноцветной проволоки. Преимущество изделий из проволоки заключалось в легкости, что очень важно на свадьбе, которая длилась сутки.

Шейное украшение делают вкруговую, сверху вниз. Налобную вставку из бисера изготавливают в виде прямоугольника размером около 5 см шириной и 23-24 см длиной. Одни мастерицы нашивают ее на ткань, другие (например, В.С. Григорьева из д. Веселовка и В.Н. Петрова из д. Кирюшкино Федоровского района) – на предварительно связанную крючком шапочку. На изготовление головного убора уходит около трех недель, для блеения бисерной сетки на лобную часть головного убора – около трех дней.

Источники сведений

Жачева Е.Н. Чувашская вышивка. Советы мастерицы. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2011. 96 с.

Изготовление женского чувашского головного убора. Бижбулякский ДК. URL: https://www.youtube.com/watch?v=vZcSv8m_djw (дата обращения: 01.02.2022).

Мы чтим традиции чувашского народа в музыке и одежде: жители села Кирюшкино Федоровского района. Башинформ. https://www.bashinform.ru/news/social/2022-02-09/my-chtim-traditsii-chuvashskogo-naroda-v-nashey-muzyke-i-odezhde-zhiteli-sela-kiryushkino-fedorovskogo-rayona-2686666 (дата обращения: 01.02.2022).

Николаев В.В. Чувашский костюм от древности до современности / В.В. Николаев, Г.Н. Иванов-Орков, В.П. Иванов. – Научно-художественное издание. – Москва – Чебоксары Оренбург, 2002. 400 с.

Орков Г.Н. О народном костюме чувашей Башкортостана (по материалам экспедиции 1994 г.) // Чувашское искусство. Вопросы теории и истории. Вып. 3. Чебоксары, 1997. С. 148–168.

Орков Г.Н. Традиционный костюм чувашей Башкортостана // Бельские просторы. 2000. № 10. С. 136–144. URL: http://www.chuvash.ru/node/31 (дата обращения: 29.01.2022).

Петров И.Г. Чуваши // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002. С. 173–218.

Петров И.Г. Чуваши // Этносы и культуры в единой семье Башкортостана. М.: 2018. С. 178-212.

Чуваши / отв. ред. В.П. Иванов, А.Д. Коростелев, Е.А. Ягафова. М., 2017. (Серия Народы и культуры.)

Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы / авт.: В.П. Иванов, М.Г. Кондратьев, Г.Б. Матвеев, И.Г. Петров, А.А. Трофимов, Г.Ф. Трофимов. Чебоксары, 1989.

Чувашские коллекции в этнографических фондах Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований им Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук.: каталог-альбом / сост. И.Г. Петров. Уфа, 2017. 124 с.

Чувашские национальные украшения. URL: nekrasov.izhcbs.ru›sites/default…pdf/chuvashskie…(дата обращения: 31.01.2022).

Чувашские украшения из бисера. Чуваши Башкортостана. URL: youtube.com›watch?v=pv_ixebE14cvk.com›wall-65807671_1385 (дата обращения: 01.02.2022).

Ягафова Е.А. Чуваши Урало-Поволжья: история и традиционная культура этнотерриториальных групп (XVII – начало ХХ в.). Чебоксары, 2007

Лица, имеющие отношение к ОНКН
Петров Игорь Георгиевич, кандидат исторических наук, исследователь чувашей Башкортостана.
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Популяризация музеями и участниками фольклорных коллективов, организаторами конкурсов, фестивалей народного искусства.
Историческое бытование
Чувашские селения Республики Башкортостан, Чувашия, Татарстан и других регионов России.
Сведения об особенностях
Состояние бытования

В современных условиях лучше традиция бисероплетения сохранилась в чувашских селениях Федоровского и Бижбулякского районов Республики Башкортостан. В стадии угасания – в Белебеевском, Миякинском районах. Бисероплетение применяется в процессе изготовления украшений для стилизованного сценического костюма. Сельские мастера реконструируют традицию по местным образцам. В д. Веселовка Федоровского района мастерица Валентина Сергеевна Григорьева (1956 г.р.) по традициям своей матери (которая сама сделала более 20 чувашских головных уборов) и бабушки (от нее осталось хушпу конца XIX в.) изготавливает хушпу и мăйçыххи[5]. Начала процесс изготовления с 2012 г., после того, как в республике стали проводиться праздники родословных шежере байрам и возникла потребность возрождения чувашских национальных традиций. Многие украшения делает на заказ, и к настоящему времени сделала более 115 изделий, в том числе для фольклорных коллективов Уфы, Салавата, Стерлитамака, Кумертау, Куюргазинского и других районов. Помимо бисера использует палетки, монеты, жестяные пластины (вырезанные из банок), ракушки. Делает также браслеты, кольца, серьги, колье.

В свое время учителем для В.С. Григорьевой стала Вера Николаевна Петрова (1954 г.р.) из д. Кирюшкино Федоровского района. Она уже 30 лет занимается изготовлением тухья, хушпумăйçыххи. В ее семье хранится старинная бабушкина хушпу. Изделия она также делает изделия на заказ для сельских артистов. В ее изделиях выступают участники разных возрастных групп чувашского фольклорного ансамбля песни и танца «Ашкадарские родники», который образуют жители д. Кирюшкино[6], студенты Cтерлитамакского педколледжа, артисты Куюргазинского, Ишимбайского и других районов. Для украшения шейного ожерелья по краю использовала ракушки, приобретенные на рынках г. Сочи[7].

Зав. Бижбулякским СДК Людмила Васильевна Романова также использует бисер в процессе изготовления чувашского женского головного убора хушпу[8].

С целью сохранения традиции в республике работают детские творческие объединения, в чувашской гимназии г. Белебея – «Радуга творчества» (преп. Михайлова Екатерина Вячеславовна). В нем дети 7-12 бесплатно могут овладеть искусством бисероплетения, узнать историю развития бисероплетения, познакомиться с плетением на проволоке, основными способами плетения, изготовить образцы – плоские и объемные фигурки животных, цветов, миниатюрных деревьев. В д. Кривле-Илюшкино Куюргазинского района при местной школе ведется аналогичная работа (преп. Федорова Ольга Николаевна), где при кружке «Марья-искусница» дети 4-х - 9х классов осваивают традиционное искусство бисероплетения (а также вязанию, вышивке, макраме и др.)[9].



Исключительность/ценность
Представляет собой уникальное явление, которое важно для сохранения этнолокальных культурных традиций.


Способы передачи традиции
Передается из поколения в поколение на протяжении многих поколений.


Форма бытования
Аутентичная


Этнологический аспект
 У чувашей Башкортостана сформировалось два этнолокальных костюмных комплекса: 1) Прибельской группы (бассейн верхнего и среднего течения р. Белая в южной и центральной части Башкортостана); 2) Приикской группы (бассейн р. Ик и ее притоков: северо-западные и юго-западные районы РБ – Чекмагушевский, Шаранский, Ермекеевский, Белебеевский, Бижбулякский, Миякинский, а также Бавлинский район Татарстана и Абдулинский район Оренбургской обл.). Они сложились в XVIII-XIX вв. на основе традиций, бытовавших на исторической родине, при этнокультурной общности и влиянии башкир (головной убор хранцус тутри – аналог «французского платка», нагрудник сухал, однотипным башкирским украшениям муйынса, hakaл, кафтан йелен и др.).


Исторический аспект
Чувашские украшения из бисера были распространены повсеместно с давнего времени. Несмотря на социальные катаклизмы, традиция продолжает сохраняться в народной среде.


Социологический аспект
Чуваши – один из многочисленных тюркоязычных народов России. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. свою принадлежность к данной национальности указали 1435872 граждан РФ (1,05% от общего количества населения страны. В Республике Башкортостан проживают 107450 чувашей. Из них 61,4 тыс. чел. (57,1%) являются сельскими жителями, а остальные живут в городах Составляя 2,7% населения республики, они находятся на четвертом месте после русских (36,1%), башкир (29,5%) и татар (25,4%). Между последними переписями их численность уменьшилась на 9867 чел. (8,4%). На территории РБ чуваши компактно проживают в Аургазинском (10,8 тыс. чел.), Бижбулякском (9,2 тыс.), Стерлитамакском (5,0 тыс.), Кармаскалинском (4,8 тыс.), Белебеевском (4,1 тыс.), Миякинском, Гафурийском (2,6 тыс.), Ермекеевском (2,5 тыс.), Иглинском, Шаранском, Федоровском (2,2 тыс.), Куюргазинском (1,8 тыс.), Уфимском (1,3 тыс.), Давлекановском (1,1 тыс.), Ишимбайском, Чекмагушевском (1,0 тыс.), Туймазинском, Бакалинском (0,9 тыс.), Мелеузовском (0,7 тыс.) районах республики. В двух районах республики по своей численности они составляют одну третью часть населения. Это Бижбулякский (35,3%) и Аургазинский (29,3%) районы. 42,9% чувашского населения являются городскими жителями. Численностью от 1 тыс. и более чел. они проживают в 8 городах: Стерлитамаке (14,3 тыс.), Уфе (9,4 тыс.), Белебее (7,5 тыс.), Салавате (3,2 тыс.), Кумертау (2,4 тыс.), Мелеузе (2,3 тыс.), Октябрьском (2,0 тыс.), Туймазах (1,1 тыс.).


Лингвистический аспект
Названия элементов одежды и украшений у разных групп чувашей схожие, что можно объяснить общностью происхождения или межкультурными взаимодействиями.