Тамбурная вышивка башкирок с. Белянка Белокатайского района Республики Башкортостан Категория объекта:
Традиционные технологии и техники
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
19.12.2018
Номер объекта:
01-009
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.
Тамбурная вышивка башкир с.Белянка Белокатайского районаРазмер файла: 34.8 MБ Тамбурная вышивка. Архивные фото и видеоРазмер файла: 27.7 MБ Народный клуб "Тамбур" с.Белянка Белокатайского районаРазмер файла: 36.2 MБ Вышивка беляновских башкирРазмер файла: 70.1 MБ ОписаниеТамбурная вышивка (баш. "элмә", "йүрмәп сигеү", "ҡабартмалы сигеү", "ҡайыу", "баҫыу") в искусстве башкир – глубоко традиционный способ декорирования тканей. Это один из самых распространенных видов художественной вышивки. Тамбурные швы входят в 1-ю группу швов и известны своими древними традициями. Башкирскому тамбуру присущи цветочно-растительный орнамент, с набором традиционных элементов, в которых угадывались очертания цветов, плодов, кистей, соединенных в гирлянды. Башкиры вышивали преимущественно по сатину, ситцу.Справочная информацияОписание
Искусство тамбурной вышивки сохранилось у северо-восточных башкир, проживающих на территории Белокатайского района Республики Башкортостан и Бардымского района Пермского края. В результате длительных этнических процессов и проживания с различными этническими группами (мари, удмурты, чуваши, русские, татары) с неодинаковыми хозяйственно-бытовыми традициями, у башкир на данной территории сложилась своеобразная многокомпонентная культура. У юго-восточных башкир (Зианчуринский, Хайбуллинский районы, Оренбургская область) встречаются другие названия этого шва – «йүрмәп сигеү», «ҡайыу», «һырыу», «түгәрәк сигеү». Башкирский термин «элмә» более четко отражает саму технику выполнения выполнения этого вида шва: нанизывать одну петлю на другую. Интересно определение, данное тамбуру в словаре С. И. Ожегова: «...вышивание или вязанье, при котором петля заходит в петлю». Существует второе название шва – «цепочка». Тамбурным швом вышивают женские платья, передники, головные покрывала, нагрудные повязки, мужские рубахи, молитвенные ковры, подзоры, занавески, полотенца, платки, скатерти. Тамбурная вышивка отличается красочностью, многоцветием узоров. На красном, черном, синем или белом фоне с помощью ярких контрастных нитей создаюся линейные или розеточные узоры. Наряду с цветочно-растительными мотивами – цветок, листья, перец, яблоко – нашли отражение и предметы, связанные с окружающей действительностью: капли, гнездо, крючок, ожерелье, кисти, волнистая линия, узор, шея верблюда. Тамбур на башкирских изделиях имеет особенности и отличается большим разнообразием. Например, широкий тамбурный шов, в отличие от классической тамбурой цепочки, имеет петлю в виде скобы. Прерванный тамбурный шов имеет петлю в виде половины сердечка. Открытый тамбурный шов состоит из петель, представляющих собой несомкнутую окружность. Так же различают высокий и низкий тамбур. В XIX столетии башкирские мастерицы широко разрабатывали свои приемы вышивки. Вышивали широкий круг изделий, используемых как в повседневной жизни для декоративного оформления домашнего интерьера, так и во время проведения семейных и религиозных обрядов и народных праздников. Узорным шитьем орнаментировали подзоры, занавески, настенные коврики, скатерти, наволочки, салфетки, кисеты, карманные платочки, полотенца, молитвенные коврики. Особое внимание уделялось украшению предметов костюма, красочно вышивали платья, рубахи, платки, нагрудные повязки, передники, тюбетейки, женские колпачки и т. д. Полотенца у башкир, в отличие от некоторых других изделий, относятся к группе сакральных предметов, повсеместно используемых ими в самых разных обрядах (к примеру, применение полотенец в родильных, свадебных, погребальных и поминальных обрядах). Исследователи Г. Л. Чепелевицкая и Н. В. Бикбулатов, изучающие вышивку у среднеазиатских народов и у башкир, отмечали, что наиболее старинные изделия выполнялись со сплошным заполнением отдельных мотивов узора. В этом случае «...тамбурная цепочка вьется по контуру узора, потом загибается во внутрь, ложась рядом с первой, пока вся фигура не заполнится вышивкой». Т. е, они считают, что сплошь зашитый тамбур является более древним, чем контурный. Универсальную функцию заполнения пространства в тамбурном шитье у башкир выполняет еще одна его разновидность – косая сетка ("ҡуш элмә"). Ее происхождение связано с широким тамбуром. В этнографических и языковедческих работах эту технику еще называют «двойной тамбур», «козлик в окантовке». На юго-востоке республики употребляется более выразительное название, указывающее на технологию шитья – «двойная петля» ("ҡуш элмә"), т. е. вышивание производится более широкими и сложными, фактически двойными петлями. Косая сетка представляет собой усложненную разновидность растянутого в ширину тамбура. В середине XX века Н. В. Бикбулатовым были выдвинуты тезисы о том, что к ранним формам башкирской вышивки относятся «растительные узоры, выполненные одновременно тамбуром и косой сеткой… Среди них наряду с растительными встречались мотивы, родственные кустарному орнаменту юго-восточной Башкирии» (1964). С. Н. Шитова об исследованиях в юго-восточных районах Башкортостана: «В XX в. с утратой сложной техники «ҡуш элмә» (косая сетка) некоторые вышивальщицы стали использовать для заполнения контурных элементов рисунка (завитков) известный издавна художественный шов «козлик» или «косой стежок», располагая их сначала в одном, затем в другом направлениях». Проведенные исследования свидетельствуют о существовании разновидностей тамбура и о его применении с другими швами не только в юго-восточных, но и в северо-западных районах Башкортостана, а также в Пермском крае и Оренбургской области. Спутником тамбура до XX в. была косая сетка, а в XX в. и в наши дни – ковровый шов (күпертеп сигеү). Ковровый шов представляет собой рельефную поверхность, состоящую из густорасположенных вертикальных петель, созданных с помощью специального крючка. Техники/Технологии, связанные с объектом
Наименование: Технология изготовления тамбурной вышивки Краткое описание: При выполнении тамбурного шва обычной иглой образуются петли в виде цепочки. Об этом говорят термины, принятые у башкир – «простой сигеү», «һырыу». Игла с рабочей ниткой проходит по изнаночной стороне ткани на расстояние, равное стежку. Рабочая нить, образуя петлю, стежок, остается при этом за иглой. Делая каждый последующий стежок, иглу вводят в предыдущую петлю, в ту же точку, откуда выходит рабочая нить. При этом на изнанке образуется линия последовательных стежков, а на лицевой – цепочка петель. Лица, имеющие отношение к ОНКН
1. Исследователь: Руденко Сергей Иванович (1885-1969) – археолог, антрополог, этнолог, гидролог. Место работы: Магистр географии (1917 г.), доктор технических наук (1944 г.), профессор (1919 г., 1950 г.), действительный член Русского географического общества (1911 г.), член Парижского антропологического общества (1914 г.). 2. Исследователь: Авижанская Софья Александровна (1920-2014) – этнограф, музеевед. Место работы: Этнограф и музеевед. Ленинград. 3. Исследователь: Бикбулатов Наиль Валеевич (1931-1996) – башкирский этнограф. Место работы: В 1957–1978 – младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, в 1978–1992 – заведующий отделом этнографии, в 1992–1996 ведущий научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского НЦ РАН. Принимал участие в создании Музея археологии и этнографии в Уфе. Организовал и участвовал в 40 экспедициях. Под его руководством в отделе этнографии ИИЯЛ была создана богатейшая в регионе этнографическая картотека (более 10 тыс. единиц хранения). Подготовил и опубликовал более 150 научных трудов по этнографии башкир и других народов региона и более 10 монографий и фундаментальных научных статей в академических изданиях. 4. Исследователь: Кузеев Раиль Гумерович (1929-2005) – учёный-этнограф, историк, изучавший быт, культуру этническую историю и этногенез народов Среднего Поволжья и Урала, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, академик АН Республики Башкортостан. Место работы: В 1955-1961гг. – заведующий сектором истории, археологии и этнографии Института истории, языка и литературы БФ АН СССР, в 1960-1987 годы – заместитель председателя Президиума БФ АН СССР, c 1983 года – заведующий Отделом народов Урала и Музеем археологии и этнографии УНЦ РАН. C 1994 по 1997 год президент Ассоциации российских этнографов и антропологов. B 1995-1996 гг. – исполнитель обязанностей вице-президента АН РБ. В 1999-2001 гг. – Директор-организатор Центра этнологических исследований УНЦ РАН. В 2001-2005 гг. – советник РАН. 5. Исследователь: Шитова Светлана Николаевна (Род. 1936) – заслуженный работник культуры Республики Башкортостан. Место работы: С 1959 года участвовала и руководила 30 этнографическими экспедициями по исследованию быта и культуры башкирского народа. Одновременно изучала и другие народы Башкортостана. В составе экспедиций Института этнографии АН СССР работала в Узбекистане и Таджикистане, выезжала к ненцам и селькупам в Ямало-Ненецкий национальный округ. Основным направлением научной деятельности С. Н. Шитовой является исследование материальной культуры и декоративного искусства башкирского народа с древнейших времен до современности. Изучала национальную одежду, традиционные поселения и жилища, декоративного искусства и утвари башкирского народа. Разработанный Шитовой С. Н. метод классификации и типологической характеристики многих сторон материальной культуры башкир также использован при этнографическом изучении других народов. 6. Исследователь: Янбухтина Альмира Гайнуловна (Род.1938) – российский искусствовед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, профессор кафедры дизайна Института национальной культуры Уфимской государственной академии экономики и сервиса (УГАЭС). Место работы: Работала преподавателем на кафедре архитектуры строительного факультета Уфимского нефтяного института, затем – в художественном объединении «Агидель» искусствоведом – научным консультантом. Янбухтина Альмира Гайнулловна – доктор искусствоведения (2004), профессор (2004), заслуженный деятель искусств РБ (2006). Работает в Институте национальной культуры Уфимской государственной академии экономики и сервиса (УГАЭС). Профессор кафедры дизайна с 1994 г. по настоящее время. 7. Исследователь: Ахмеров Рауф Бареевич (Род.1911) – археолог, музеевед, краевед, работник культуры РСФСР. Место работы: С 1947 г. – зав. отделом, 1958-1972 гг. – директор Респ. краеведч. музея БАССР. 8. Исследователь: Кайдалова Карима Шариповна – заведующий отделом Галереи народного искусства «Урал». Место работы: Галерея народного искусства «Урал» Республиканского центра народного творчества РБ (г. Уфа, ул. Ленина, 56, 272-61-44, uralgallery@gmail.com) 9. Исследователь: Брюханова Татьяна Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна БГПУ им. М. Акмуллы. Защитила диссертацию в 1999 г. Место работы: Получила звание доцента по кафедре дизайна в 2006 г. Принимает активное участие в республиканских, зональных, всероссийских выставках. Занимается научной работой. Организации, имеющие отношение к ОНКН
1. Организация: ГБУК Республиканский центр народного творчества Республики Башкортостан. Отдел фольклористики Адрес: 450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2 тел.: 289-62-00 – приемная, 289-62-12 – бухгалтерия е-mail: gukrcnt@mail.ru 2. Организация: ГБУК Национальный музей Республики Башкортостан. Зал этнографии Адрес: 450008, г. Уфа, ул.Советская д.14, приемная тел./ факс: (347)272-12-50 е-mail: nmrb@mail.ru 3. Организация: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Центр художественного войлока. Адрес: 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3-а тел./ факс: (347) 272-58-05 сайт: http://bspu.ru/
Сведения о действиях над/с ОНКН
Современное бытование
Сведения об особенностях
Состояние бытования
В настоящее время происходит интенсивное возрождение традиционных ремесел и видов декоративно-прикладного искусства – как в профессиональной сфере, так и непосредственно в повседневной бытовой практике людей. Обучающие семинары, в том числе и выездные, мастер-классы, выставки, публикации в средствах массовой информации, передачи на телевидении оказали благотворное влияние на распространение и развитие искусства тамбурной вышивки в Башкортостане. Исключительность/ценность Разнообразию приемов вышивания у башкир соответствует богатство орнаментального рисунка, цветовой гаммы, мотивов вышивания, их сочетаний и широкий ассортимент изделий. Способы передачи традиции Бытовая, наследственная, образовательная. Форма бытования Аутентичная форма, авторское развитие традиционной технологии в рамках современного декоративно-прикладного искусства. Этнологический аспект Вышитые тамбуром платья, передники, платки, рубашки и калпаки – любимые наряды всех женщин башкирских родов, особенно племен айле, катай, балакатай, кошсо, гайна и танып. Благодаря богатой фантазии и мастерству умелиц возникали особые узоры для каждой деревни и местности на северо-востоке Башкортостана. Исторический аспект Тамбурная вышивка у башкир пришла в XIX веке на смену кускарной вышивке, хотя тамбурный шов был известен и в древности. Тамбурными узорами расшивались предметы традиционного быта башкир (молитвенные коврики, скатерти, концы полотенец) и предметы одежды (фартуки, платья, нагрудники). Об умении башкир искусству тамбурного шва есть упоминания исследователей и путешественников XVIII и XIX вв. (В. М. Черешманский, П. И Небольсин). В XX в. эти сведения пополнились наблюдениями и заметками этнографов С. И. Руденко и Н. В. Бикбулатова, а также членов этнографических экспедиций, организованных Институтом истории, языка и литературы УНЦ РАН. Недолговечность, быстрая изнашиваемость изделий из ткани, в том числе и вышитых, стала причиной того, что в музеях сохранились только такие изделия, которые были изготовлены не раньше XIX века. Сохранившиеся музейные экспонаты свидетельствуют о том, что в XIX веке и в I половине XX века у северо-западной группы башкир были распространены как свободные (тамбурные, гладевые, стебельчатые), так и счетные (крестовые, набор, мережка) виды шитья. Тамбурные швы известны своими древними традициями, уходящими во времена далекого исторического прошлого. Китайские вышивальщицы уже в V в. до н. э. были знакомы не только с классическим тамбуром, но и с его местными вариантами. Как одна из разновидностей узорного шитья, тамбур был широко распространен у многих народов Южной Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Тамбурный шов прост в исполнении и не требует больших затрат времени. Этим и объяснялась, видимо, его популярность у вышивальщиц. Он был знаком не только тюркским, но и монгольским народам. Социологический аспект Сравнительная редкость сюжетных мотивов в башкирском декоративно-прикладном искусстве связана с влиянием ислама, запрещавшим изображать человека и живые существа. С древним кочевническим миром связаны башкирские кускарные вышивки на чепраках к женским седлам (сергетыш), свадебных кисетах (янсык), декоративных лентах для украшения собранной постели, женских халатах и чекменях. Некоторые вышивки, выполненные в конце XIX – начале ХХ веков, дополнены текстами из Корана, изречениями, посвящениями и благопожеланиями, вышитыми арабской вязью. |