Традиционные костюмные комплексы кряшен Бакалинского района Башкортостана

Категория объекта:
Изготовление предметов традиционного костюма
Этнокультурная принадлежность:
кряшены
Анкета утверждена:
22.12.2021
Номер объекта:
09-002
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

В силу сложного этногенеза и длительного пребывания в полиэтничной среде в одежде кряшен Башкортостана синтезировались тюркские, финно-угорские и русско-православные черты. Своеобразие костюма кряшен Башкортостана заключается в многовариантности: с одной стороны – сохранении многих архаичных элементов культуры, с другой – переходе на аналогичные костюмы башкир и татар.

Справочная информация

Описание

Источниками для подготовки настоящей Анкеты стали коллекции Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра (далее – МАЭ), этнографических фондов Бакалинского РДК, Новобалыклинского СДК, Умировского СДК, средней образовательной школы с. Умирово, а также традиционные костюмы участников кряшенских фольклорных коллективов Бакалинского района и их фотоархивы.

Привлечены результаты научных исследований этнографов Р.Г. Мухамедовой, С.В. Сусловой, Р.Г. Кузеева, Г.Р. Кутушевой. Использован корпус источников о кряшенах Башкортостана, представляющий собой результаты полевых исследований и наблюдений путешественников, любителей культуры, миссионеров во второй половине XIX – первой половине XX в. Их материалы хранятся в государственных архивах, отчасти опубликованы в прессе, в краеведческой и научной литературе. Наиболее ранние сведения о «крешеных татарах» (кряшенах) Уфимской губернии обнародованы православными миссионерами в связи с активизацией их деятельности, озабоченности религиозно-нравственного состояния православного населения. При этом миссионеры запечатлели сведения не только об особенности религии, но и других областей культуры.

В МАЭ женский костюм кряшен представлен в действующей экспозиции. Он приобретен Р.И. Якуповым в 1991 г. в д. Дубровка Бакалинского района Республики Башкортостан. Костюм изготовлен в начале XX в. Платье (кулмэк) (ОФ 901-11) сшито из сатина бордового цвета, с двумя оборками на подоле и воротником-стойкой. Рукава пришиты с помощью круглой проймы. Наспинная часть и верхняя оборка платья украшены жестяными бляшками размером в 15-копеечную монету в 2-3 ряда. Домотканый фартук (алъяпкыч) отрезной по талии с закрытой грудкой квадратной формы и лямками. Юбка слегка присборена. Фартук сшит из пестряди в клетку (ОФ 901-11), узоры образованы пересечением по красному фону белых, коричневых, желтых и синих ниток. Головной убор сорока (сүрəкə) (ОФ 901-8) в налобной части узора украшен позументом, верхний край – нашивкой шелка синего цвета. К верхней части убора пришита хлопчатобумажная ткань в полоску прямоугольной формы (для закрывания волос). Поверх него надевался фабричный платок (ОФ 1069-1) из шерстяных нитей красного цвета с набивным орнаментом. Обувью служили лыковые лапти (ОФ 894-11)1.

Согласно накопленному корпусу источников одежда кряшен во второй половине XIX в. шилась из домашнего однотонного холста или пестряди (алача) красного, реже синего цвета, в клетку и полоску. В конце XIX – начале XX в. праздничную одежду стали шить из фабричных тканей, но производство домашнего ткачества сохранялось вплоть до середины XX в., особенно в виде грубого сукна (тула).

Мужской костюмный комплекс кряшен включал туникообразную рубаху күлмəк без плечевых швов из белого холста и штаны ыштан «с широким шагом». Во второй половине XIX в. у кряшен получила распространение косоворотка – рубаха с боковым грудным разрезом. Ее шили с небольшим стоячим воротником и приполоком (планкой) каллавыч. Рубахи украшались вышивкой на концах рукавов, подоле, приполоке. До середины XX в. продолжали носить холщовые рубахи из тканого сукна, позднее – преимущественно из фабричных тканей. Рубаху подпоясывали плетеным или в виде шнурка поясом əзəр2. Штаны во время бытования домашних тканей шили из крашеного однотонного сукна, чаще синего, зеленого или красного. Позже в обиход вошли пестрядинные штаны, а с распространением фабричных тканей их шили из ситца, сатина и других легких тканей. В начале XX в. у мужчин получили распространение штаны городского типа – чалбар. Как у мужчин, так и у женщин были распространены передники, но в современный сценический костюм мужчин они не входят.

Женская рубаха и штаны по покрою были аналогичными мужским. В первой четверти XX в. у кряшен сохранялся туникообразный покрой женских рубах. Постепенно туникообразный остов был укорочен до кокетки, стали популярными рубахи с отрезной талией, широким подолом и пришивными оборками (өзек күлмəк). В качестве украшений использовались ленты, тесьма, кружева. В отличие от татар-мусульман у кряшенок достаточно долго бытовала рубаха из домотканины обычно красного цвета в крупную контурную клетку. Платья, надеваемые участниками фольклорного коллектива в наши дни, изготовлены из красной пестряди в клетку, верхняя кокетка по краям украшена белым кружевом, а края рукавов – нашивкой темного или светлого цвета, к подолу пришита оборка, по краям украшенная контрастного цвета нашивками. Нередко платья сшиты из однотонных фабричных тканей.

Фартук алъяпкыч также шился из домотканины, он входил как в повседневный, так и праздничный костюмный комплекс. В XX в. в костюмный комплекс вошел передник со спинкой, шитый также из домотканины. В наши дни участники фольклорного коллектива кряшен носят фартук с грудкой (с коруглой горловиной) или без нее, красного цвета в более крупную, по сравнению с платьем, клетку. Нередко фартук имеет оборку и представляет собой несколько полос нашивок с геометрическим узором с использованием красного, белого, голубого, бежевого цветов. На старых фотографиях фартук не имеет грудки, в одном случае он сшит из красной пестряди, в другом – украшен вышитыми розетками на белом фоне.

Мужские головные уборы включали: зимой шапку из овчины, иногда опушенную по краям мехом (камалы бурек), малахай, летом – войлочные шляпы черного и серого цвета, с конца XX в. – городские фуражки. Национальные татарско-мусульманские типы головных уборов тубəтэй, кəлəпуш отсутствовали. Женский головной убор платок шился из белой домотканины и завязывался на угол. Вероятно в прошлом девичьим головным убором был ак калпак с налобной повязкой ука чачак.. Этническим маркером замужних кряшенок стал головной убор сорока (сүрəкə), включавший волосник (мəланчек), монетные наушники (җилкəлек) и повязку (или покрывало в зависимости от возраста). Головной убор сорока не был известен казанским татарам и мишарям. Современные кряшенки носят сороку и вместе с ними / или фабричные яркие платки, нередко с кистями.

В отличие от казанских татар кряшенки не носили нагрудной повязки кукрəкче, но поверх рубахи надевали монетный нагрудник муенса, нередко вместе с ним – нагрудник больших размеров изу. Комплект из двух нагрудников назывался изу муенса. Форма и размеры нагрудных украшений бакалинских кряшенок муенса разнообразные: от небольших округлых с несколькими рядами монет до массивных до пояса округлой илитрапецевидной. В прошлом носили монетную перевязь, броши, цепочки, ушные подвески сырга. Кольца и браслеты носили с прикрепленными монетами. Существовали специальные венчальные кольца кəбен йөзек3.

Самой распространенной верхней одеждой бакалинских кряшен, у женщин и мужчин, были джилян (җилəн) и чикмень (чикмəн). Джилян – просторный длинный весенне-летний халат с небольшим шалевым воротником. Его шили из однотонных или в мелкую полоску тканей на подкладе. Чикмень – приталенная у женщин (билле чикмəн), прямоспинная у мужчин (туры чикмəн) длиннополая демисезонная одежда. Шилась из домашнего сукна с выкроенной проймой для рукавов и со скошенными плечиками, немного суживающиеся в рукавах к запястью. Застегивалась крючками на левом боку. Чикмень входил также в костюмный комплекс казанских татар, но к началу XX в. у них стал рабочей одеждой, оставаясь основным видом верхней одежды у кряшен. Чикмень подпоясывали матерчатым кушаком4. Камзол (безрукавка) у женщин имел приталенную форму и украшался по краям аппликацией из цветных тканей, лент, серебряного позумента. Камзол стал частью сценического костюмного комплекса бакалинских кряшенок. Декор верхней одежды дополнялся «ложным карманами», выполненными позументом. Мужчины носили также казакин (с приталенной спинкой), длинными рукавами с невысоким стоячим воротником, женщины – приталенный, из черного сукна армяк. Мужские и женские бишметы (бишмəт) шились из фабричных тканей на вате. Носили также шубы тун, полушубки, тулупы толып.

Основной обувью были лапти (чабата) татарского образца, то есть с прямоплетёной головкой, косоплетёной подош­вой, низкими бортиками и короткими оборами. Их носили с суконными чулками, вязаными носками. Ноги оборачивали и портянками из белой домотканины. Кожаная обувь была редкостью. Зимой носили валенки и валеные калоши йок ката.

Техники/Технологии, связанные с объектом
В случае утраты фрагментов традиционного костюма используется реставрация с использованием сохранившихся домотканых изделий. Новые костюмы заказываются профессиональным швеям, вышивка растительным орнаментом на передниках осуществляется самостоятельно.
Источники сведений
  1. Есть такой народ – кряшены: Проблемы этноконфессиональной идентификации кряшен. Сборник материалов / сост., науч. ред., автор поясн. ст. и коммент. к.и.н. А. В. Фокин. Казань: Кряшенский приход г. Казани, Совет ветеранов кряшенского движения г. Казани, 2011. 300 с.
  2. История и культура татар-кряшен (XVI-XX вв.): коллективная монография. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2017. 960 с.
  3. Исхаков Р.Р. Очерки истории традиционной культуры и религиозности татар-кряшен (XIX – начало XX в.). Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2014. 332 с. 
  4. Кряшены // Народы России. Атлас культур и религий. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. 320 с. 
  5. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. М.: Наука, 1992. 347 с.
  6. Кутушева Г.Р. Традиционный костюм башкир и татар в Западном Башкортостане (к проблеме этнокультурных взаимодействий). Уфа, 2003. 264 с.
  7. Матвеев С.М. Погребальные и поминальные обряды крещеных татар Уфимской губернии // ИОАИЭ. Казань, 1899. Т. 15. Вып. 3; С. 241-272.
  8. Матвеев С.М. Свадебные обычаи и обряды крещеных татар Уфимской губернии // ИОАИЭ: Казань, 1896. Т. 13. Вып. 5-6. С. 317-353.
  9. Музей археологии и этнографии. Каталог Музейной экспозиции Центра этнологических исследований Уфимского научного центра РАН. Уфа, 2007. С. 167.
  10. Мухамадеева Л.А. Общественные и культурные институты татар-кряшен в 1917-1940-х гг. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019.
  11. Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар-кряшен. Казань: Слово, 2005. 159 с.
  12. Мухамедова Рамзия. Татарская народная одежда. Казань: Татар. кн. изд-во, 1997. 224 с.
  13. Мухамедова Рамзия. Татарская народная одежда. Казань: Татар. кн. изд-во, 1997. 224 с.
  14. Мухаметшин Ю. Г. Татары-кряшены. Историко-этнографическое исследование материальной культуры. Середина XIX – начало XX в. М.: Наука, 1977. 184 с.
  15. Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа. 2002.
  16. Погребальные и поминальные обряды крещеных татар Уфимской губернии. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1899. 35 с.
  17. Религиозный синкретизм и традиционная обрядность татар-кряшен Волго-Уралья (XIX – начало XX в.) / авт.-сост. Х.З. Багаутдинов, Р.Р. Исхаков. Казань: Ин-т Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «ЯЗ», 2015. 324 с.
  18. Соколовский С.В. Кряшены во Всероссийской переписи населения 2002 года. 2-е изд. Набережные Челны: КряшИздат, 2009. 248 с.
  19. Суслова С. В., Мухаметова Р. Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX – начало ХХ вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань, 2000. 312 с.
  20. Суслова С.В. Татарский костюм. Историко-этнологическое исследование. Казань: Татар. кн. изд-во, 2018. 239 с.
  21. Татары / отв. ред. Р.К. Уразманова, С.В. Чешко. М.: Наука, 2001. 583 с. (Народы и культуры). 
  22. Татары-кряшены в зеркале фольклора и этнографических сочинений слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов (педагогического техникума) (1921–1922 гг.): сб. материалов и документов / сост., авт. предисл. и примеч. Р.Р. Исхаков, Г.А. Николаев. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ; Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук, 2014. 316 с.
  23. Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл XIX нач. XX вв.): Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. 196 с.
  24. Христианское просвещение и религиозные движения (реисламизация) крещеных татар в XIX – начале ХХ вв.: сб. материалов и документов / сост., авт. вступ. ст., примеч., науч.-справоч. аппарата Р.Р. Исхаков. Казань: Изд-во «Ихлас»; Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2012. 412 с.
  25. Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования. Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: ПИК «Дом печати», 2002. 248 с.
  26. Якупов Р.И. Татары // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002. С. 113–172.
Лица, имеющие отношение к ОНКН
Марков Геннадий Павлович, руководитель национально-культурного центра кряшен Башкортостана.
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Возрождение традиций при поддержке государственных органов и национально-культурного центра кряшен Башкортостана (1998).
Современное бытование
Бакалинский район Республики Башкортостан, сёла Старые Маты и Новые Маты (Арияш), Новое Иликово, Умирово, Новые Балыклы, Бюзюрово, Утар, Кураз, Старый Азмей (совместно с башкирами), а также с. Бакалы, Ахимпаново, Курчеево, Старые Шарашлы.
Историческое бытование
Селения кряшен Белебеевского уезда Уфимской губ.
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Традиционная одежда надевается по случаю национальных праздников и фольклорных фестивалей, конкурсов, смотров. Среди участников фольклорных коллективов в ряде селений (Новые Балыклы) сохраняется традиционный крой и пошив костюма с использованием пестрядинной ткани. В других случаях (с. Умирово) происходит переход на костюмные комплексы, аналогичные башкирам и татарам.


Исключительность/ценность
Представляет собой уникальное явление, которое важно для сохранения этнокультурных традиций.


Способы передачи традиции
Естественная. Передается из поколения в поколение с учетом меняющихся социально-экономических условий.


Форма бытования
Смешанная: аутентичное бытование и реконструированная форма.


Этнологический аспект

Кря́шены (тат. керәшеннәр от рус. крещён) – этническая группа, считающая себя самостоятельным этносом, но рядом исследователей называемая этноконфессиональной группой татар. При подготовке Всероссийской переписи населения 1926 г. кряшены в «Перечне народностей» были обозначены как народность, которая «указана неточно». Было зафиксировано 101,4 тыс. кряшен. После 1926 г. в советских переписях кряшены учитывались в составе татарского народа. В октябре 2001 г. кряшены приняли декларацию о самоопределении, год спустя одобренную Межрегиональной конференцией кряшен РФ. Однако в процессе проведения Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг. в силу ряда условий и обстоятельств, описанных в научной литературе5, они учитывались в качестве субэтнической группы татар.

Религией кряшен является православие.

Ареал расселения включает Башкортостан, а также Татарстан, Удмуртию, Чувашию, Челябинскую, Самарскую и Кировскую области. В Республике Башкортостан кряшены компактно проживают в Бакалинском районе, в сёлах Старые Маты и Новые Маты (Арияш), Новое Иликово, Умирово, Новые Балыклы, Бузюрово, Утарово, Кураз, Старый Азмей (совместно с башкирами), а также с. Бакалы, Ахимпаново, Курчеево, Старые Шарашлы. По мнению ряда исследователей, к числу бакалинских кряшен могут быть отнесены 4 деревни Илишевского района (б. Бирский у. Уфимской губ.) – Надырово, Минеуз Вотский, Шилали Вотские, Юлдашево Верхнее или Новый Киргиз; их предками были удмурты6.

Татарские этнографы в процессе этнотерриториального районирования выделили восточно-закамскую подгруппу кряшен, куда включили Мензелинский и Белебеевский уезды Уфимской губ. В их формировании приняли участие финно-угорские (мари, удмурты, мордва), кипчакско-ногайские, елабужские кряшены, чуваши, башкиры.

Татарские ученые относят язык кряшенов Башкортостана к бакалинскому подговору нижнеприкамского говора татарского языка. Он включает деревни: Старое Азмеево, Бузюрово, Новые Балыклы, Новые Маты (Арияш), Новое Иликово7. В говоре кряшенов прослеживается два слоя: древний (система родства, обрядовая практика) и более поздний (обрядово-культовая терминология православного происхождения).

Этнокультурные особенности кряшен Башкирии обусловлены сложной этногенетической и этнокультурной историей, изолированностью носителей православной культуры в тюркско-мусульманском окружении. Христианский образ жизни обусловил способы и традиции хозяйствования, формы духовной жизни и связанные с ними праздники и обряды.



Исторический аспект

Есть несколько версий происхождения кряшен. Известный этнолог Р.Г. Кузеев обобщил сведения предшественников в процессе изучения этногенетической истории Волго-Уральского региона, сделав акцент на этническую многокомпонентность и этнотерриториальное разнообразие. Он пишет, что этническая общность кряшены сформировались в результате обращения части татар, а также марийцев, удмуртов, мордвы и чувашей в христианство. В первой половине XVIII в. многие кряшены Предкамья были переселены в Восточное 3акамье. Более 42,7 тыс. проживало в Казанской губ., остальные в Вятской, Симбирской, Уфимской губерниях. Кряшены на рубеже XIX–ХХ вв. расселялись на обширной территории от правобережья Волги на западе до башкирского Зауралья на востоке. Опираясь на работу П. Небольсина, Р.Г. Кузеев отмечает, что у предкамских кряшен в конце XIX в. одежда имела по покрою большое сходство с одеждой финно-угорских народов. Восточная часть кряшенов также имеет сложное происхождение. В отличие от западных кряшен, вобравших в себя христианизированные финно-угорские народы и чувашей, восточные кряшены включили крещеных или крестившихся башкир, а также выходцев из Средней Азии8.

Время формирования этнической общности кряшен ученые определяют по-разному. Р.Г. Кузеев называет XVI–XVIII вв., хотя предполагает более раннее время. В работах Д.М. Исхакова, Р.И. Якупова, Ф.С. Баязитовой кряшены представлены как потомки тюркских племен, проживавших в Волго-Камском регионе, крещёных не позднее XII в. []. Составной частью кряшен до 1840-х гг. были нагайбаки (нагайбәкләр), в их этногенезе принимали участие ногайско-кипчакские племена, а также освобожденные из киргиз-кайсацкого (казахского) плена персиане, бухарцы, каракалпаки, арабы, армяне, турки, переселенные в данный регион и насильно крещеные. Не исключено и наличие славянских (русские), тюркских (чуваши), финно-угорских (мари, мордва, удмурты), а также крещеных башкир []9. К концу XVIII в. нагайбаки служили в Нагабайкской крепости Верхнеуральского уезда (у совр. села Нагайбаково Бакалинского района Башкортостана), в то время как кряшены были «ясашным» населением; между ними поддерживались интенсивные брачные связи.

В работах татарских этнографов есть сведения об этногенетической истории кряшенского населении отдельных селений современного Бакалинского района. В XVIII в. население д. Старое Азмеево состояло из «башкир», тептярей и крещеных марийцев. Д. Базгия – из «новокрещеных чувашей», отчасти «новокрещеных татар», старокрещеных казаков; в преданиях жителей деревни были также «мари» и «мордва», но родным языком был татарский. Предками с. Новые Балыклы считались «туменцами» (төмəннөр), которых объединяют с мишарями10.

Таким образом, в этносоциальном отношении бакалинские кряшены учеными определяются как смешанная подгруппа, интегрировавшая татар, тептярей, ассимилированных татарами чувашей, отчасти мордву, марийцев, а также мишарей. Предками д. Нов. Балыклы считались «туменцами» (төмəннөр). Но более всего бакалинские кряшены испытали воздействие нагайбаков. Основу составили выходцы из Предкамья.



Социологический аспект

По результатам Всероссийской переписи населения 2002 г. кряшен зафиксировано в России 24668 чел., в том числе в Татарстане 18760 чел., в Башкортостане 4510 чел., Удмуртии 650 чел. В Башкортостане основная часть кряшен проживала в Бакалинском районе (3,6 тыс. чел.).

К 2010 г. численность кряшен в Росии выросла до 34822 чел. (на 41.1%) и до 29962 чел. в Татарстане (на 59,7%). В Башкортостане их численность уменьшилась до 3801 чел.



Лингвистический аспект
Кря́шены – керәшеннәр, от рус. крещён.
Нагайбаки – нагайбәкләр. Нагайбаки под названием уфимских новокрещен известны с начала XVIII в. К концу XVIII в. жили в Верхнеуральском уезде, Нагайбакской крепости (у современного села Нагайбаково в Бакалинском районе Башкортостана).