Народный мордовский фольклорно-этнографический ансамбль «Вастома» села Садовка Стерлитамакского района Башкортостан

Категория объекта:
Вокальные жанры
Этнокультурная принадлежность:
мордва
Анкета утверждена:
28.09.2021
Номер объекта:
08-007
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

Ансамбль «Вастома» (эрзян. «встреча») транслирует песенный фольклор одного из старейших мордовских селений Башкортостана – Садовка (1740-е – 1750-е гг.) Стерлитамакского района. Его уникальность заключается в том, что участники коллектива исполняют не только мордовский, но и русский фольклор, утраченный в русских селениях. Ансамбль сохраняет традиционный исполнительский репертуар (включая исторические, свадебные, календарно-обрядовые песни) и манеру исполнения, свои знания передает детскому фольклорному коллективу.

Справочная информация

Описание

История собирания фольклора мордвы Башкортостана имеет длительную историю. Большой вклад в изучение местного мордовского фольклора сделал А.Ф. Юртов (1854–1916) – выдающийся просветитель, этнограф, автор первого эрзянского букваря на основе кириллицы и грамматики. В 1880-х гг. он издал сборник «Образцы мордовской народной словесности», содержавшие «Песни на эрзянском и некоторые на мокшанском наречии» (Казань, 1888) и «Сказки и загадки на эрзянском наречии мордовского языка с русским переводом» (Казань, 1883). Тексты эрзянских песен обрядового и необрядового жанра содержали параллельные переводы на русский язык. По исследованиям современного краеведа А.А. Кондратьева, последние 25 лет жизни (1891–1916), А.Ф. Юртов служил священником церкви села Андреевки Уфимской епархии и там занимался изучением местного фольклора, записал несколько тетрадей с песнями, но, к сожалению, судьба этих рукописей до сих пор неизвестна.

Ученик А.Ф. Юртова мордовский просветитель и ученый М.Е. Евсевьев (1864–1931) продолжил изучение фольклора и этнографии мордвы Уфимской губернии. В 1893, 1894, 1909, 1911, 1912, 1916 гг. он посетил несколько мордовских поселений Уфимской губернии (Кажай-Максимово, Каменка, Кузьминовка, Сулля, Федоровка и т.д.), где собирал образцы устного фольклорного творчества мордвы. Полевые записи М.Е. Евсевьева, содержащие фольклорные тексты и описания различных обрядов и обычаев, сделанные, в т.ч. среди мордвы Уфимской губернии, хранятся в Рукописном отделе Мордовского НИИЯЛИЭ.

В XX в. мордовский фольклор в Башкортостане изучался в ходе комплексной Мордовской этнографической экспедиции, проводившейся совместно московскими и саранскими учеными с 1953 по 1969 г. под руководством В.Н. Белицер. В 1975 и 1977 гг. венгерские этномузыковеды Л. Викар и Г. Берецки записали у жителей Староиликово, Кузьминовки, Федоровки и Верхнего Алыштана старинные свадебные и поминальные песни (плачи). Финский лингвист и фольклорист Мерья Сало проводила полевые исследования среди мордвы Башкирии в 1995 и 1998 гг. в с. Новые Сулли Ермекеевского района и окрестных мордовских поселениях, записала песни. К настоящему времени большинство образцов музыкального фольклора мордовского населения Башкортостана не опубликованы.

Фольклор с. Садовка Стерлитамакского района вплоть до недавнего времени не являлся предметом специального исследования зарубежных и российских ученых. Вместе с тем, есть записи фольклора краеведов, самих участников коллектива «Вастома». В декабре 2018 г. к народному коллективу «Вастома» приехала фольклорная экспедиция под руководством Андрея Владимировича Харлова (фольклорист, этномузыковед, композитор, преподаватель Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки, руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Свети-Цвет» г. Нижний Новгород). Экспедицией сделаны аудиозаписи старинных русских и мордовских песен, бытующих в с. Садовка Стерлитамакского района РБ.

История образования народного фольклорно-этнографического ансамбля «Вастома» (эрзян. «встреча») началась в 1993 г. с собрания энтузиастов, любителей и знатоков фольклора. Большую помощь в организации коллектива на базе Садовского сельского Дома культуры Стерлитамакского района и приобретении национальных костюмов оказал Мордовский национально-культурный центр Республики Башкортостан.

Основной целью ансамбля является сохранение, возрождение и пропаганда местных фольклорно-этнографических традиций одного из старейших мордовских селений Башкортостана Садовка (1740–1750-е гг.). Его образовали выходцы из Пензенской губернии, а в последующем к ним подселялась мордва из Самарской и других губерний – православные и староверы.

Как известно, еще на прежней родине мордва испытала влияние русской культуры, не только в хозяйственной деятельности, национальном костюме и других областях этнической культуры, но и музыкальном творчестве. Сосуществование национальных и русских песен воспринималось как норма и привело к осознанию, что и русские песни – родные. В Башкортостане русско-мордовские взаимодействия продолжились и проявились в творческой переработке заимствованных русских песен. По замечанию И.Е. Карпухина, значение мордвы для русской культуры заключается в том, что они сохранили многие русские песни, включая свадебные, давно вышедшие из репертуара у самих русских. Указанное наблюдение в полной мере относится и к ансамблю «Вастома».

В составе коллектива 12 человек, мужчины и женщины, в возрасте от 35 до 60 лет. На базе «Вастомы» работает детский фольклорный ансамбль «Сяткине», в котором поют представители третьего поколения основателей и участников «Вастомы». Они осваивают традиции многоголосного пения протяжных песен с запевом в начале строф. Исполнительский стиль сохраняет народные традиции «открытого» звука, насыщенности и глубины звука. Исполнители стараются воспроизводить стихотворные тексты в своей полноте. В репертуаре коллектива также обрядовые композиции «Тундонь ильтямо», «Инечи», «Эрзянь свадьба»; мордовские народные песни «Вирьга яки Машура», «Паксясь, паксясь», «Ломанть молить», «Кирёнь Маря», «Думсесь, арсесь», «Неть читне-ковтне» и др.

С 1993 г. руководителем коллектива является Артамонов Николай Ефимович, учитель, знаток истории, этнографии и фольклора, мастер-изготовитель музыкального инструмента нулей и исполнитель на нем, глиняных свистулек, матрешек, кукол. Также он занимается шитьем и пишет стихи, поставляет национальную литературу из Саранска. Среди основателей и активных членов ансамбля Никифорова Л.В., Трифонова Т.Г., Анисимова Н.Ф., Карпова П.Е., Сергеева Р.В., Филиппова Н.И., Трифонова Е.М., Комболов И.С., Артамонова М.И., Сергеева О.Т. и др..

Ансамбль «Вастома» является участником многих районных, региональных, межрегиональных фольклорных праздников и фестивалей, проводимых в с. Каменка Бижбулякского района, д. Наумкино Аургазинского района, с. Ильтеряково Кармаскалинского района, с. Федоровка, г. Бирск, г. Уфа, г. Ижевск, г. Нижний Новгород.

Коллектив удостоен дипломов лауреата многих конкурсов и фестивалей, в том числе: III Межрегионального конкурса «Цвети, мой край Башкортостан!» (2015, диплом лауреата 3 степени), Межрегионального фестиваля «Цвети, мой край Башкортостан» (2015, Дипломант 3 степени в номинации «Народный вокал»), II Межрегионального фестиваля–лаборатории русского фольклора «Народный календарь» (2017, лауреат 3 степени), Республиканского фестиваля фольклорного творчества «Кушнаренковские зори» (2017, лауреат 3 степени), IV Межрегионального фестиваля «Цвети, мой край Башкортостан» (2017, Диплом 2 степени), III Межрегионального фестиваля–лаборатории русского фольклора «Народный календарь» (2018, лауреат I степени), Республиканского открытого конкурса старинной русской песни «Песня земли моей» (2019, лауреат I степени). В 2003 г. ансамбль «Вастома» получил звание «Народный коллектив самодеятельного художественного творчества». В 2015 г. ансамбль очередной раз подтвердил звание «народный» на Республиканском фестивале коллективов самодеятельного художественного творчества «Соцветие Дружбы».

Техники/Технологии, связанные с объектом
Обработка, аранжировка народных песен.
Источники сведений
  • Lallukka S. The East Finnic Minorities in the Soviet Union.An Appraisal of the Erosive Trends.Helsinki, 1990.
  • László V. Volgán Innen, Volgán túl. Naplójegyzeter a Magyar őshaza videkeről. Budapest, 2002. S. 286–287, 318–320.
  • Merja Salo. Matka diasporan mordvalaisiin kesällä 1995 // Suomalais-Ugrilaisen Seuran Aikakauskirja. № 86. Helsinki, 1995. S. 199–222.
  • Абдулхаликов Р.А. Полевые материалы по этнографии мордвы Республики Башкортостан (экспедиционные записи 2017 г.) // Документы и материалы по истории и этнографии народов Южного Урала. Вып. 2. Уфа, 2018. С. 137–160.
  • Ананичева Т.М. Русско-мордовские связи в обрядовом фольклоре // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. М., 1980. С. 282–298.
  • Бояркина Л.Б. Календарные и круговые песни эрзянских переселенцев Среднего Заволжья (жанры, функции, музыкально-стилевые особенности) // Фольклор и фольклоризм / сост. Н.Е. Булычева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. С. 79–103.
  • Булычева Н.Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 240 с.
  • Бурдуков М. Мордва. Этнографический очерк // Уфимские губернские ведомости. 1905. 19 авг. № 177.
  • Евсевьев М. Е. Избранные труды. В 5 т. Т. 1. Народные песни мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. 360 с.
  • Карпухин И.Е. Свадьба русских Башкортостана в межэтнических взаимодействиях. Стерлитамак, 1997. 239 с.
  • Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы. Исторические корни. Структура. Формы бытования. Саранск, 2000.
  • Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М.: Наука, 1992.
  • Мордва. 300 лет в соцветии курая. Сб. историко-этнографических статей, современных публицистических очерков, воспоминаний участников событий и зарисовок, посвященных 20-летию создания региональной общественной организации «Мордовский национально-культурный центр Республики Башкортостан» / авт.-сост. А.Г. Карпова. Стерлитамак, 2017. 148 с.
  • Мордовское народное устно-поэтическое творчество: очерки / общ. ред. Э.В. Померанцевой и К. Т. Самородова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. 432 с.
  • Мурзабулатов М.В. Мордовское население Башкортостана. Исследования и материалы. Уфа, 1995.
  • Народный мордовский фольклорно-этнографический ансамбль «Вастома». vk.comwall-146259922_1140
  • Народы Башкортостана. Энциклопедия. Уфа, 2014.
  • Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002.
  • Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000.
  • Памятники мордовского народного музыкального искусства. Т. 3. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. 337 с.
  • Поющая Садовка. ResBash.ruarticles/kultura/poyushchaya_sadovka…
  • Садиков Р. Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография). Уфа: ООО «Первая типография», 2016. 270 с.
  • Садиков Р.Р. Мордва Башкортостана: традиции и современность // Современные этнополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики Башкортостан. Материалы Межрегион. науч.-практ. конференции. Уфа, 2004.
  • Те паксясь, паксясь. Эрзянский ансамбль «Вастома». youtube.comwatch?v=KxLBiutuWmQ
  • Устно-поэтическое творчество мордовского народа: календарно-обрядовые песни и заговоры / общ. ред. Б.П. Кирдана. Т. 7. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. 304 с.
  • Фольклорно–этнографический ансамбль «Вастома» на нижегородской земле str.bashkortostan.ru›presscenter/news/207360/
  • Щербаков А.С. Мордва Башкирского Приуралья. Историко-этнологические очерки. Саранск, 2016. 280 с. (Сер. Мордва России).
  • Этнокультурные процессы на Южном Урале в XX – начале XXI в. / Ф.Г. Галиева, Р.Р. Садиков, Е.Е. Нечвалода и др. СПб., 2015.
Лица, имеющие отношение к ОНКН
Садиков Ранус Рафикович, доктор исторических наук, исследователь этнографии мордвы и других финно-угорских народов.
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Ведется работа по популяризации деятельности ансамбля.
Современное бытование
Республика Башкортостан, г. Уфа.
Историческое бытование
Республика Башкортостан, г. Уфа.
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Коллектив существует благодаря инициативе жителей с. Садовка Стерлитамакского района и финансовой поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан. Деятельность коллектива актуальна в связи с ростом этнического сознания и реализацией государственных мероприятий, связанных с возрождением и сохранением этнических культур. Всего в Башкортостане 20 мордовских фольклорных коллективов.


Исключительность/ценность
Ансамбль «Вастома» уникален тем, что сохраняет эрзя-мордовские и русские традиционные песни, бытовавшие в селе Садовка на протяжении столетий. Многие русские песни с. Садовка утрачены в русских селениях.


Способы передачи традиции
Естественная, через передачу песенного репертуара из поколения в поколение.


Форма бытования
Сценическая форма, ориентированная на аутентику. Организованные формы, встроенные в городскую и сельскую праздничную культуру.


Этнологический аспект

Мордва – финно-угорский народ России, состоящий из двух субэтносов – эрзи и мокши, имеющих существенные этнокультурные особенности и говорящие на разных письменно-литературных языках – эрзянском и мокшанском. В силу различий некоторые исследователи их считают самостоятельными этносами. Сформировавшись в Поволжье, эрзя и мокша расселилась во многих регионах России: в пределах Республики Мордовия, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Нижегородской, Оренбургской области, Республики Башкортостан и Татарстан. Мордву, проживающую в Башкортостане, принято относить к этнотерриториальной группе «Приуральская мордва».

Основная часть мордвы Башкортостана – эрзя; мокша составляет лишь незначительную долю (с. Кузьминовка и д. Булякай Федоровского района). В д. Кожай-Андреево Туймазинского и д. Кожай-Максимово Ермекеевского районов РБ проживает группа мордвы-эрзя, которая именует себя мурза, их самоназвание – мурзат (мн. ч.). Главное их отличие от остальных эрзи заключается в языке, где много русских заимствований.

С. Садовка является поликультурным. В нем проживали православные и мордва-староверы беспоповцы спасовского согласия, переселенцы из г. Мелекесс (ныне Димитровград) Самарской губернии (ныне Ульяновской обл.). По материалам Р.Р. Садикова, в настоящее время в селе проживает 2-3 семьи, считающие себя староверами. Многие старообрядцы переселились в г. Стерлитамак, где существует крупная община мордвы-староверов. Другой особенностью мордвы с. Садовка является передача не только мордовских, но и русских традиций. Третьей особенностью является наряду с сохранением традиций формирование новых. Например, согласно полевым наблюдениям Р.Р. Садикова, на кладбище села кресты имеют короткие перекладины, концы которых едва выступают за вертикальную основу. Издали они совсем не похожи на христианский символ по причине запрета башкир ставить кресты.



Исторический аспект
Заселение мордвой Заволжья начинается в основном с конца XVII в. В конце XVIII в. существовали поселения мордвы Федоровка, Кузьминовка, Алешкино, Наумкино, Старомакарово и др. Причинами переселения мордвы на территорию Башкортостана стали: 1) недостаток земель на прежней родине в результате переселения туда русских крестьян и захвата земель под монастыри; 2) растущее притеснение мордвы со стороны русских властей; 3) насильственная христианизация мордвы. В XIX – начале XX в. переселение мордвы в Заволжье было обусловлено отменой крепостного права (1861), что вызвало социальное расслоение в деревне и стремление решить эту проблему путем переселений, а позднее столыпинской аграрной реформой 1906 г., обеспечившей крестьянам свободный выход из сельской общины с предоставлением им земельного надела в полную собственность.


Социологический аспект

Численность мордвы в Уфимской губ. по переписи 1897 г. составила 37,3 тыс. чел. По переписи 1926 г., численность мордвы в БАССР составила 52,3 тыс. чел. Накануне Великой Отечественной войны в Башкортостане проживало более 57 тысячи мордвы. В последующие годы наблюдалось уменьшение численности мордвы по причине урбанизации и ассимиляции в русской среде (фактическое обрусение) в результате смешанных браков. Численность мордвы в Башкортостане составляла в 1989 г. – 31,0 тыс., в 2002 – 26,0 тыс., в 2010 г. – 20300 чел. (0,5 % населения).

Численность с. Садовка Стерлитамакского района РБ составляет 424 чел. (2010).



Лингвистический аспект
Вастома (эрзянск. яз.) – встреча.
Эрзянский и мокшанский языки вместе с марийским образуют волжско-финскую ветвь финно-угорской группы уральских языков. В Приуралье тесное соседство мокши и эрзи с русским населением привело к появлению двуязычия и звуковых особенностей. С другой стороны, происходила архаизация изжитых у населения Мордовии элементов. В с. Садовка с давних пор владеет языками эрзя и русским. Еще в 1898 г. в селе было открыто русско-мордовское одноклассное училище.