Конноспортивное состязание башкир аударыш («ауҙарыш»)

Категория объекта:
Традиционные технологии и техники
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
24.03.2021
Номер объекта:
07-006
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Описание

Аударыш (от баш. ауҙарыш — переваливание, опрокидывание, сваливание). В игре принимают участие два всадника. Победителем считается тот участник, который сумеет в течение 10-15 минут стащить своего соперника с седла или вынудить его спрыгнуть на землю. Игра сочетает два вида состязаний: безупречную верховую езду и древнюю борьбу курэш.

Справочная информация

Описание

Конноспортивные национальные игры башкир издавна являются неотъемлемой частью физического воспитания башкир и составной частью всех народных праздников. К наиболее популярным играм наряду с аузарыш относятся также джигитовка, күк буре, ҡыҙ ҡыуыу, ҡот алыу, тал сабыу. 

Конная борьба была популярна также среди представительниц слабого пола: «башкирские девки устраивают скачки – состязания в стаскивании друг друга с лошадей, к чему приступают также и молодые мужчины… Женщины, а наипаче девицы, наряженные в яркие кафтаны, также показывают свое искусство в верховой езде, они, схватившись, стаскивают друг друга с коней, иногда подскакивают к ним молодые мужчины, с коими они равным образом схватываются и высаживают из седел», - писал Р.З. Самигуллин.

Ценным материалом для исследователя духовной культуры башкирского народа являются фольклорные материалы: эпосы, легенды, сказки, поговорки и пословицы. В фольклорных произведениях башкирский батыр нередко соревнуется со своими соперниками в борьбе, скачках, стрельбе из лука, в народных сказаниях побеждают только справедливые и честные батыры. Идеал героя в представлении народа, - это батыр, который обладает не только могучей силой, но и мудростью, добротой, готовностью защитить свою родину (БНТ., 1987. T.I.: 247, 259, 283, 325, 337, 338, 387-388, 413, 444, 445, 464, 469, 483, 492, 494).

Техники/Технологии, связанные с объектом
«Аузарыш» это традиционная башкирская борьба на лошадях, в которой два наездника стараются стащить друг друга с лошади и свалить соперника на землю. Два единоборца-всадника, маневрируя лошадьми, стараются ухватить соперника за руку, шею, кушак или за узду его лошади, чтобы попытаться свалить его или заставить спрыгнуть с лошади. Разрешается выталкивать ноги соперника из стремян. Если наездники и лошади тесно сближаются, то единоборцы могут схватить друг друга за корпус, тогда схватка может напомнить элементы вольной борьбы. Касание земли любой частью тела считается проигрышем. Самой же почетной победой по традиции считается та, когда борец полностью перетягивал соперника на свою лошадь и укладывал его поперек седла. Игра проходит на ровной очерченной кругом площадке диаметром 40 метров, а на каждую схватку дается от десяти до пятнадцати минут. 
Источники сведений

1. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955.С. 93

2. Башкиры / отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т этнологических исследований им. РГ. Кузеева Уфимского научного центра РАН ; Ин-т истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. - М. : Наука, 2015. - 662 с. - (Народы и культуры). - ISBN 978-5-02-039182-6 (в пер.).

3. Янгузин Р.З. Этнография башкир (история изучения). – Уфа: Китап, 2002. – 192 с.:илл.

4. Георги И.И. Описание всех в российском государстве обитающих, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. О народах финского племени. Башкирцы / И.И.Георги. – С.-Пб., 1776. – С.85-103.

5. Аминев З.Г. Мифоритуальные основы башкирского праздника «Сабантуй» // Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий: материалы международной научно-практической конференции, 24-26 октября 2007 г., г.Абакан. Выпуск 3. Часть 1 / Отв. ред. И.А.Чеботарева. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанаева, 2007. – С.175 – 188.

6. Черемшанский, В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях / В.М. Черемшанский. - Уфа : Тип. Оренбург. Губернского Правления, 1859. - 472 с. - Б. ц.

7. Грязнов М.П. «Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири». //АСГЭ, вып. 3. Л.: 1961. С. 7-31.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Тулыбаева Нафиса Булатовна

Тип ответственности: Ответственное лицо

Место работы/Адрес: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества/Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г.Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2


ФИО: Алтынбаев Ранис Раисович

Тип ответственности: Ответственное лицо

Место работы/Адрес: Министерство культуры Республики Башкортостан/ Российская Федерация, 450015, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Революционная, 18

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества

Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение

Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г.Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2


Наименование: Министерство культуры Республики Башкортостан

Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение

Местонахождение: Российская Федерация, 450015, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Революционная, 18


Наименование: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук

Тип ответственности: Хранитель

Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450054, г.Уфа, проспект Октября, д. 71, лит. У, У1.

Сведения о действиях над/с ОНКН

Данная игра была наиболее распространена среди башкир, проживающих в горных районах Башкортостана. Раньше игра аударыш входила в программу джигитовки. Власти отмечают необходимость подготовки спортсменов в данном направлении. Обучение и подготовка игроков активно ведется муниципалитетах республики и соседней Челябинской области: Учалинский, Архангельский, Белорецкий, Бурзянский районы и города Сибай, Магнитогорск, Межгорье.

Проведение, популяризация, методическое обеспечение конноспортивных игр – одна из приоритетных задач Министерства культуры Республики Башкортостан. Республиканский центр народного творчества занимается изучением, систематизацией всей информации о сабантуях, выпускает методические рекомендации и пособия по отдельным элементам праздника. Ученые изучают сохранившиеся локальные особенности этого праздника, занимаются анализом сакрального содержания ставших уже традиционными соревнований и состязаний.

Современное бытование
Территория с компактным проживанием башкир
Историческое бытование
Российская федерация, Республика Башкортостан Место распространения: Республика Башкортостан
Сведения об особенностях
Состояние бытования

В Башкортостане возрождается состязание аударыш. Первые турниры состоялись в деревне Кузгун-Ахмерово Белорецкого района. Состязания проводились в рамках народных празднеств: йыйынов, сабантуев, семейных торжеств и свадеб.

Йыйыны и сабантуи проводились до 40-х гг. XX века. В послевоенное время, в 60-е гг. XX века сабантуи начали проводиться по указаниям сверху, как праздники окончания весеннего сева в колхозах и районах, а затем в и некоторых городах Башкортостана. Были полностью переняты древние игры и состязания, но они были лишены своего сакрального значения, и стали праздниками советского труженика-колхозника. Именно в советское время сабантуй становится частью массовой культуры. В новейшее время традиция проведения сабантуев продолжается, ежегодно проходят федеральные сабантуи, республиканские, районные, иногда проводят отдельные колхозы или фермерские хозяйства.

Исключительность/Ценность

Традиционная игровая культура как неотъемлемая часть системы народного воспитания обуславливает необходимость фиксирования народных игр, особенно забытых, ныне не бытующих в народной среде, но сохранившихся с памяти народа. Состязания и их формы не менялись многие столетия и, потеряв во многом сакральное значение, являют, между тем, прекрасный образец трепетного отношения к земле, природе, знания и уважения ее законов и способствуют экологическому воспитанию подрастающего поколения. В рамках сабантуев сохранились и продолжают культивироваться народные виды спорта, особенно куреш, аузарыш, конные скачки (байга).


Риск исчезновения

Игровая культура башкир формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, аккумулируя в себе традиционное мировоззрение, и отражая различные аспекты семейного уклада и быта башкир.




Способы передачи традиции
Передается из поколения в поколение, возрождено благодаря описаниям в литературных источниках. Проведение образцовых республиканских сабантуев способствует трансляции традиции.


Исторический аспект

Первые письменные сведения об игровой культуре башкир относятся к XVIII в. Высказывания об отдельных играх или развлечениях в трудах участников "академических экспедиций" П.И.Рычкова, И.И.Лепехина, П.С.Палласа, И.Г.Георги даются на фоне исторических сведений об образе жизни, хозяйстве, быте. П.И.Рычков, живший в Башкирии в первой половине XVIII в., описал в своих трудах природные условия, особенности экономического развития Оренбургского края, а также некоторые обычаи, обряды, в том числе исполнение игр (Рычков П.И.: 80-100.). Интересные сведения об играх на сабантуе, спортивных состязаниях содержатся в трудах И.И.Лепехина (Лепехин И.И.: 25-26;11-14; 151-153). Игры "сабанного праздника" - скачки, бега, соревнования в удальстве, силе, ловкости остались у башкир, как отмечает И.И.Лепехин, с "языческих времен". П.С.Паллас также оставил краткие описания игр, развлечений, различных состязаний, сопровождающих праздничные торжества башкир. В "Описании всех обитающих в Российском государстве народов" И.Г.Георги зафиксированы некоторые свадебные и праздничные развлечения (Георги И.Г.: 95, 100, 104 ). В частности он пишет: "Увеселение их (башкир - Ф.А.) состоят, кроме пирования, в пении, пляске, борьбе, бегании на лошадях, в запускании, стрелянии в цель и смехотворных представлениях в коих они передразнивают людей и зверей" (Георги И.Г.: 106).

В XIX в. к сбору, переводу и публикации башкирского фольклора, материалов о культуре и быте башкир активно подключаются краеведы, ученые, путешественники, писатели и поэты. Появляются обобщающие труды, такие как "Описание Оренбургской губернии..." В.М.Черемшанского, "Описание башкирцев" Н.Казанцева. В них имеются краткие сведения о развлечениях и играх башкир (Черемшанский В.М.: 157; Казанцев Н.: 35-36). О древней игре «hopo буре» (серый волк) упоминает исследователь башкирского быта П.С.Назаров (Назаров П.С.: 35). К этому же периоду относятся информативные заметки М.Баишева о развлечениях молодых людей во время мусульманского праздника тсорбан бэйрэм (праздник жертвоприношения), на торжествах в честь рождения первенца (Баишев М.: 19). Впервые о характере детских игр башкир в этнографических и санитарно-антропологических исследованиях пишет Д.Г.Никольский (Никольский Д.Г.: 125-126). Отдельные высказывания о культуре народа, религиозных верованиях, играх содержатся в рассказах П.М.Кудряшова (Кудряшов П.М.: 8-14), М.В.Авдеева (Авдеев М.В.: 192-213), Т.Беляева (Беляев Т.: 7), Н.А.Крашенинникова (Крашенинников H.A.: 241-254) и многих других.

В конце XIX - начале XX вв. появляются первые работы башкирских авторов об истории, быте и культуре народа. Наиболее интересны среди них полное описание свадебных драматизированных игр, развлечений М.Бурангулова (НА УНЦ РАН. Ф.З. Оп.12. Д.З.). В рукописных материалах ученого-просветителя М.Уметбаева сохранился проект организации праздника в честь 300-летия города Уфы с описанием старинных национальных видов спортивных игр, юмористических молодежных игр и развлечений. Среди них забытая в настоящее время игра - бите (НА УНЦ РАН. Фонд М.Уметбаева. T.I, лл. 163,165).

Грязнов М.П. в сборнике «Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири» упоминает бронзовые бляхи из Ордоса с изображением борьбы. Это памятники восточной группы кочевников III-I вв. до н.э. На обеих бляхах изображена сцена борьбы двух спешившихся всадников. Это позволяет сделать вывод, что возможно борьба на лошадях появилась раньше, чем курэш: батыры сначала бородись верхом на лошадях, затем боролись спешившись.



Социологический аспект
Конноспортивные состязания являются структурообразующим компонентом праздников и обрядов. Особенности празднично-игровой культуры, имеющие сезонный характер и связанные с хозяйственным и обрядовым календарем, со структурой семейных и общественных отношений, создали свой набор форм игрового общения, игрового поведения молодежи, взрослых. На одном из крупнейших и значимых праздников сабантуе во время проведения состязаний башкиры могли демонстрировать свою удаль и силу.


Лингвистический аспект

Аударыш от башкирского языка (ауҙарыш) переводится переваливание, опрокидывание, сваливание).

Подобного рода единоборства популярны у многих тюркских, а также некоторых других народов, у которых она называется по-другому, но означает то же - сваливание: оодарыш – у киргизов, аударыспак – у казахов, чопанахах – у армян и т.д.