Башкирская протяжная песня – узун-кюй ("оҙон-көй") Категория объекта:
Устное творчество
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
19.12.2018
Номер объекта:
01-005
Автор-составитель анкеты:
Султанмуратов Ильгиз Замфирович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ
Башкирская народная песня "Буранбай". Исполняет Султанбаев Иншар. 1993 г.Размер файла: 19.8 MБ Башкирская народная песня "Тафтиляу". Исполняет Абдулла СултановРазмер файла: 14.7 MБ Башкирская народная песня "Давлетбай". Исполняет Д. Рахматуллин.Размер файла: 43.3 MБ Башкирская народная песня "Буранбай". Исполняет Абдулла СултановРазмер файла: 4.9 MБ Башкирская народная песня "Урал". Исполняет Абдулла СултановРазмер файла: 5.3 MБ ОписаниеИсчисляемые тысячами образцов протяжные песни – узун-кюй (с башкирского «протяжная мелодия»), являющиеся, по справедливому определению Л. Лебединского, «национальной музыкально-поэтической классикой», составляют подлинное культурное достояние башкирского народа. На протяжении веков узун-кюи сохраняли свое назначение высшего, «элитарного» жанра, доступного лишь подлинным мастерам. Полноценная исполнительская реализация башкирских протяжных песен предполагает не только наличие незаурядных природных певческих данных, но и одухотворенности внутренней личностной «ауры» исполнителя, его приверженности национальному мелосу и традиционным формам песнетворчества.Справочная информацияОписание
Для мелодий свойственны виртуозность и импровизационность. Их стилевыми особенностями являются развернутость и большой диапазон (до двух октав и выше), широкая распевность и богатая мелодическая орнаментика. Форма напева озон-кюй – мелодический период, охватывающий полустрофу поэтического текста. Мелодический период чаще всего складывается из 2 связанных стихотворными строками предложений, которые, в свою очередь, расчленяются на музыкальные фразы. По жанрово-тематическому признаку озон-кюй делятся на лиро-эпические: о борьбе против колониального гнета («Урал», «Салават»), об армейской службе и военных походах («Армия», «Эскадрон»), о кантонных начальниках («Кулуй-кантон», «Абдулла-ахун», «Азамат-кантон»), о беглецах и ссыльных («Бейеш», «Буранбай», «Шагибарак»); лирические: о природе («Хандугас», «Камалек»), о социальном неравенстве («Мал»), о женской доле («Таштугай», «Гильмияза», «Зульхиза»), о любви («Салимакай»), о жизни («Калды», «Прожитая жизнь»). Озон-кюй традиционно исполняются в сопровождении курая и имеют инструментальные (курайные, реже скрипичные) версии. Исполнение предваряется легендой – историей песни, которая разъясняет содержание и эмоционально подготавливает слушателей. Искусству протяжного пения обучаются с детства. Одним из главных условий развития озон-кюй и становления йыраусы были состязания певцов и кураистов, проходившие на народных собраниях – йыйынах. Среди певцов, исполняющих протяжные песни, преобладают высокие мужские (теноры) и женские (сопрано) голоса. Ранее было больше дискантов. Озон-кюй исполняется в сопровождении курая. Возможно исполнение a capella, а также в сопровождении гармони или баяна. Бытование озон-кюй в Башкортостане и сопредельных территориях, где исторически проживают башкиры, не прекращалось никогда. Даже в тех районах, где исполнение протяжных песен не было характерным, отмечено его широкое бытование в результате культурного обмена. На данный момент озон-кюй с удовольствием исполняют и представители других народов. Сегодня данный жанр представлен в двух сферах: народно-самодеятельной и профессиональной вокальной. Кроме этого, исследователями в экспедициях фиксируются новые песни и их варианты, что говорит о том, что процесс сложения песен в народе хоть и замедлился, но не остановился. Главной отличительной особенностью является интонационная выразительность напевов, имеющих широкий диапазон (от децимы до двух октав и выше) и общее нисходящее движение. По словам исследователя М. Алкина: «Озон-кюй в широком смысле – совокупность стилевых приёмов, выработанных многовековой художественной практикой, когда создатель напева был и его первым исполнителем, а мастерство импровизации в пределах эстетических норм, выработанных традицией, лежало в основе музыкального фольклора. В более узком смысле под озон-кюй подразумевается медленная, протяжная песня в свободно пульсирующем ритме, метрика которой определяется строфичностью башкирской поэзии. Благодаря своему интенсивному, свободному в ритмическом и мелодическом развитии характеру, озон-кюй в целом ряде случаев выходит за рамки песни и становится по многим жанровым признакам вокальной поэмой». Известный русский этнограф С. Г. Рыбаков отмечал особую мелодичность и размашистость башкирской протяжной песни. В фольклоре других народов мира схожие черты можно встретить у японской песни Ойвака и традиционной итальянской песни Кантилены. Именно напевность показывает огромный исторический путь развития, который прошла башкирская протяжная песня от бытовой обрядовой до лирической. Несмотря на тесные родственные связи с народами Средней Азии и Поволжья, башкирский озон-кюй не имеет даже приблизительных аналогов в их культуре. Для полноценного овладения техникой исполнения озон-кюй нужны в первую очередь не вокальные данные, а глубокая включенность, укорененность в мелос народа, его историю и культуру. Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Галина Гульназ Салаватовна Тип ответственности: Исследователь Место работы / Адрес: Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина д. 14 Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия Тип ответственности: Исследователь Местонахождение: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2
Сведения о действиях над/с ОНКН
Современное бытование
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Бытование озон-кюя в Башкортостане и сопредельных территориях, где исторически проживают башкиры, не прекращалось никогда. Даже в тех районах, где озон-кюй был не характерен, отмечено его широкое бытование в результате культурного обмена. На данный момент озон-кюй с удовольствием поют и представители других народов. В наше время озон-кюй представлен в двух сферах: народно-самодеятельной и профессиональной вокальной. Кроме этого, исследователями в экспедициях фиксируются новые песни и их варианты, что говорит о том, что процесс сложения песен в народе хоть и замедлился, но не остановился. Исключительность/ценность Главной отличительной особенностью является интонационная выразительность напевов, имеющих широкий диапазон (от децимы до двух октав и выше) и общее нисходящее движение. По словам исследователя М. Алкина: «Озон-кюй в широком смысле – совокупность стилевых приёмов, выработанных многовековой художественной практикой, когда создатель напева был и его первым исполнителем, а мастерство импровизации в пределах эстетических норм, выработанных традицией, лежало в основе музыкального фольклора. В более узком смысле под озон-кюй подразумевается медленная, протяжная песня в свободно пульсирующем ритме, метрика которой определяется строфичностью башкирской поэзии. Благодаря своему интенсивному, свободному в ритмическом и мелодическом развитии характеру, озон-кюй в целом ряде случаев выходит за рамки песни и становится по многим жанровым признакам вокальной поэмой». Известный русский этнограф С. Г. Рыбаков отмечал особую мелодичность и размашистость башкирской протяжной песни. В фольклоре других народов мира схожие, но не все, черты с озон-кюем можно встретить у японской песни Ойвака и традиционной итальянской песни Кантилены. Именно напевность показывает огромный исторический путь развития, который прошла протяжная песня озон-кюй от бытовой обрядовой до лирической. Несмотря на тесные родственные связи с народами Средней Азии и Поволжья башкирский озон-кюй не имеет даже приблизительный аналогов в их культуре. Для полноценного овладения озон-кюем нужны в первую очередь не вокальные данные, а глубокая включенность, укорененность в мелос народа, его историю и культуру. Существует мнение, высказанное известным татарским певцом Ильгамом Шакировым: «Для того, чтобы петь озон-кюй, надо родиться башкиром». Способы передачи традиции Традиционный: в семье, от старших, в кружках самодеятельности. Современные: самообучение посредством прослушивания песен по радио, ТВ; при обучении вокалу в музыкальных учебных заведениях. Смешанный. Этнологический аспект Первые ростки лирической песенности восходят, очевидно, еще к тому периоду в развитии общинно-родового строя, когда в искусстве преобладало его прикладное назначение – трудовое и производственно-обрядовое. На определенном историческом этапе, с изменением текста при сохранении привычных оборотов напева и начинается высвобождение песни из обрядовой оболочки. Отрываясь от обряда, песня теряет свое прикладное значение и в какой-то мере становится самоцелью, определенным выражением лирического чувства. В большинстве трудовых, обрядовых и хороводно-игровых песен, а также более древних эпических песен мелодика не занимала господствующего положения и в значительной мере зависела от других компонентов. Она носила речитативный характер и в интонационном отношении была тесно связана с речью, в сущности, и вырастала из неё. Вместе с развитием лирики, в народной песне стал преобладать напевный стиль с более широким движением мелодии и определенными музыкальными мотивами, то есть мелодическая линия песни приобретает кантиленный характер. Исторический аспект Путь исторического развития народной лирической песни был значительно сложнее, чем у песен обрядовых, где устойчивость музыкально-поэтических текстов была прочно обусловлена малой подвижностью обрядовой традиции. Даже по записям последнего времени можно предположить, что, развившись из песни обрядовой и используя по-своему целый ряд её художественных приемов, лирическая песня гораздо более гибче, чем древние песенные жанры, подчинялась воздействию общей культуры различных эпох. Она неустанно включала в свой репертуар новые темы, отражала все возраставшую глубину национальной общественной идеологии и психологию башкира, приобретавшую новые черты в менявшихся условиях общественно-политической жизни. На все явления общественного быта лирическая песня имела возможность отзываться гораздо более активно, чем песня обрядовая. Это позволило ей стать своеобразной энциклопедией башкирской народной жизни, с самым широким охватом бытовой тематики. Социологический аспект Анализ содержания озон-кюя дает богатый материал для историко-социологического изучения прошлого башкирского народа. Находясь на вершине певческого искусства башкир, исполнение озон-кюя требует ответственности от певца, готовности аудитории, определенного общего эмоционального фона. Озон-кюй выполнял важную роль духовной консолидации башкирских племен, утешения в горестях, радости при победах, даже когда певец поет один, песня разделяла его чувства. Широкий выбор песен позволял петь ее по настроению, по случаю. Лингвистический аспект Поэтические тексты озон-кюя представлены рифмованными четверостишиями, двустишия которых состоят из 10-9 слогов и объединены принципом психологического и ритмико-синтаксического параллелизма. |