Дородовые обряды башкир

Категория объекта:
Обряды жизненного цикла человека
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
17.12.2019
Номер объекта:
06-007
Автор-составитель анкеты:
Ибрагимова Альфия Газизовна
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ

Описание

Башкирские народные обычаи, обряды, ритуалы, поверья и приметы, устно-поэтические произведения, связанные с рождением человека, чрезвычайно богаты и разнообразны. Они являются органической составной частью всей мировоззренческой системы башкирского народа. Рождение – это принципиально важный рубеж между продолжительным и ответственным дородовым периодом и временем, предопределенным судьбой, дальнейшего земного существования.

Справочная информация

Описание

Как свидетельствуют источники, беременные башкирки старались соблюдать дородовые обычаи и проводить соответствующие обряды, немаловажную роль в которых играли определенные запреты. Их выполнение, как считалось среди башкир, оберегало беременную от нечистой силы, обеспечивало благополучные роды и нормальное развитие ребенка. Зафиксировано значительное число «предохранительных» и «профилактических» обрядов, призванных обеспечить безопасность предстоящих родов и сохранение плода невредимым.

Известие о предстоящем ребенке всегда принималось с радостью. Но беременность семья тщательно скрывала, боясь сглаза. Беременную берегли: издавна у башкир считалось, что она находится на грани между жизнью и смертью: «Йөклө ҡатындың бер аяғы фани донъяла, бер аяғы ысын донъяла». 

Беременную старались не перегружать физической работой, хотя и без движения находиться не разрешали. Предполагалось, что если плод разрастется в утробе, и ребенок будет крупный, то женщине предстояли очень тяжелые роды. Родные и близкие оберегали беременную от душевных переживаний, старались ей не сообщать плохие новости.

Причиной родовых аномалий, по народным верованиям, становятся жизненные ситуации, нарушающие народный этикет, правила отношения к природе. Выделяются полярные две грани нормирования поведения беременной: ориентир на жизнетворную и смертоносную символику. Так, к первой относятся следующие ассоциативные нормы: беременная должна «говорить» с чистой водой, а также нормы поведения с негативной символикой: нельзя есть мясо зайца – будет у дитя заячья губа, желательно смотреть на цветы, зеленые травы, молодые деревья и т.д. Ко второй группе – запреты со смертоносной символикой: муж беременной не должен закалывать животное, рубить лес, женщина не должна смотреть на покойника и т. д. Правила отношения к беременной морализуют и жизнедеятельность окружающих. Нельзя беременной переходить дорогу мужчине – у него будут неудачи; нельзя переходить дорогу всаднику или лошади – иссохнут ноги животного. Нельзя восхищаться беременной – дурной глаз падет. Довольно прозрачно проявляется отношение к беременной как к божеству в следующем правиле общения: «Беременная – она святая. Одной ногой в могиле, одной ногой на земле она. Коль обидишь ее – на голову твою падут проклятия и беды...». Особый статус беременной предполагал также корректирование поведения ее мужа. Муж беременной не должен ссориться, устраивать пари, убивать или закалывать животное, оставлять жену на ночь одну и т.д. Оберегали место сна женщины: вывешивали медвежьи, волчьи когти, возле постели клали нож и т. д. Старались угодить женщине вкусной едой и добрым словом, заполучить ее благословение: оно спасало от любых бед, защищало от недугов и т. д. Будущей матери называли дорогие подарки, подношения по рождении ребенка (Давлекановский, Аургазинский районы).

В случае несоблюдения некоторых правил в течение всего срока беременности женщину ожидали неблагополучные и трудные роды. Например, такой женщине нельзя было перешагивать через мужа, не допускали, чтобы кто-нибудь перешагнул через женщину в положении, - считалось, что плод может принять поперечное положение в утробе матери. Подобные запреты зафиксированы в Абзелиловском, Баймакском и Бурзянском районах Башкортостана. Из таких же соображений будущей роженице запрещалось мыть потолок - предполагалось, что ребенок родится с белым, как у покойника, лицом. По поверью, избежать такой участи можно, если прикрепить к подолу одежды иголки или булавки вниз головками. По поверьям, беременная женщина должна избегать испуга. Особенно опасным для нее считается зрелище пожара. В это время беременная женщина не должна прикасаться к своему телу (к лицу, голове). Если не придерживаться этого, то на теле ребенка могут образоваться темно-красные пятна.

Беременной не разрешалось утолять жажду сырой водой, не рекомендовалось длительное пребывание у горящего очага. Информаторы подобные запреты объясняли просто: в будущем ребенок мог утонуть или сгореть в огне. Однако суеверие имело и рациональное значение. Употребление сырой воды могло усилить перистальтику кишечника, а проникновение болезнетворных микроорганизмов обусловить его расстройство с последующим отрицательным влиянием на беременность - не была исключена возможность ее прерывания. Перегрев организма женщины был также неблагоприятным для развивающегося плода.

У башкир существовали и другие запреты на какую-либо деятельность беременной, которая согласно поверьям могла нанести вред плоду. Например, нельзя было крутить жернова, чтобы пуповина ребенка не могла обмотаться вокруг его головы, данное поверье встречается у башкир в Баймакском районе Башкортостана8; нельзя было садиться на ведро из пологого ствола дерева, встречается у башкир Ишимбайского района; нужно было избегать встреч с бесплодными женщинами, это же зафиксировано у башкир Зианчуринского района. У башкир Аргаяшского, Кунашакского районов Челябинской области беременной женщине нельзя было вязать, чтобы пуповина ребенка не могла обмотаться вокруг его головы; ей также запрещалось пришивать пуговицу на одежде или завязывать узел, вязать10; нельзя было сидеть, положив ногу на ногу, или скрещивать ноги - в этом случае плод могла постичь та же участь.

Башкиры, в первую очередь, берегли беременную женщину от влияния злого духа – ен-пәрей. Для этих целей использовались обережные амулеты: бетеү (бумагу с изречениями из Корана, обшитую тканью или кожей), пучки гусиного пуха. По словам информаторов, старожилы в целях обережения беременной от злых сил закапывали под порог дома волчью или собачью голову.
Болезни беременной женщины объясняли чрезмерно тяжелой работой, простудой, сильными душевными потрясениями. Если не находили истинных причин заболевания, считали, что в женщину вселился злой дух, который пожирал младенцев. Такими причинами объясняли и выкидыш.

Источники сведений
  • Георги, И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей : в 4 ч. СПб., 1799. Башкирцы. С. 102.
  • Лепехин, И. И. Дневные записки путешествия академика Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768-1772 гг. СПб., 1795-1814. Ч. 1-4. Ч. 2. С. 75.
  • Бикбулатов, Н. В. Семейный быт башкир Х1Х-ХХ вв. / Н. В. Бикбулатов, Ф. Ф. Фаты-хова. М. : Наука, 1991. 188 с.
  • Султангареева, Р. А. Жизнь человека в обряде : фольклорно-этнографическое исследование башкирских семейных обрядов. Уфа : Гилем, 2005. 344 с.
  • Гумаров В. З. Народная гигиена башкир и охрана здоровья детей (конец XIX - начало ХХ в.) // Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир. Уфа, 1980. С. 130.
  • Фатыхова Ф.Ф. Родинные обряды башкир //Родной Башкортостан. Под изд. Г.Самитдинова, З.А.Шарипова, Я.Т.Нагаева, изд-во: Башкортостан Уфа, 1993 г.
Лица, имеющие отношение к ОНКН

Исследователь: Фатыхова Флиза Фаатовна

Кандидат исторических наук.

Традиционные обряды и обычаи башкир, связанные с рождением и смертью.



Исследователь: Бикбулатов Наиль Валеевич

Кандидат исторических наук

Семейный быт башкир. XIX—XX вв.


Исследователь: Абдулгазина Гульсасак Ваисовна.

Аспирант отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН.

Запреты и охранительные обычаи в системе дородовых обрядов башкир Челябинской области. На основе собранных полевых материалов производится их сопоставление с аналогичными обычаями у зауральских групп башкир Башкортостана.


Исследователь: Фаттахова Тамара Даяновна

Саратовская обл., Перелюбский район. МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Калинин" учитель истории и обществознания. зам. директора по УВР.

Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия
Тип ответственности: Исследователь
Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Система запретов являлись важнейшей составной частью дородовых обычаев и обрядов. Все они, в т. ч. приметы и поверья, были направлены на то, чтобы оградить будущую мать от психических и физических перегрузок, от преждевременных родов или смерти ребенка. Со временем, особенно в период советской власти, многие запреты забывались и стирались из народной памяти.


Способы передачи традиции

Этнографическое исследование башкирских семейных обрядов началось в 70-80-е годы XVIII века с трудов участников Академической экспедиции, причем они изучались не как самостоятельный объект, а в рамках более общих историко-этнографических тем. Это прежде всего работы И.Г.Георги, Н.С.Попова, И.И.Лепехина, Д.П.Никольского, М.Баишева, П.Назарова.

Дородовые обряды в некоторой степени нашли свое отражение в работах дореволюционных и советских этнографов, изучавших вопросы семейного быта башкир. Это, прежде всего, публикации Д. П. Никольского, монографии С. И. Руденко «Башкиры». В их работах подробно рассматриваются вопросы о родильных обрядах, обряды наречения пеленочного имени, лечения больных детей, их воспитания. С.И.Руденко, в отличие от его предшественников, хотя и в очень сжатой форме, дал описание всего цикла обрядов, связанных с рождением и смертью башкир, дополняя текст иллюстрациями.

Отдельные аспекты семейного быта башкир нашли отражение в работах Л.И.Кагеевой, Р.З.Янгузина, Н.А.Макктова, О.Ф.Илимбетова, Т.Х.Кускковой и др. Особо следует отметить совместную монографию Н. В. Бикбулатова и Ф. Ф. Фатыховой «Семейный быт башкир ХIХ-ХХ вв.» Данная работа представляет собой первое в своем роде комплексное исследование семейнобытовых обрядов башкир. В работе Р.А. Султангареевой содержится башкирский обрядовый фольклор, сопровождающий этапы жизненного цикла человека: рождение, свадьбу, похороны.

Некоторая информация по теме содержится в работах исследователей разных групп башкир А. Малиева, М. В. Малахова, Д. П. Никольского, Г. П. Горбуновой, которые отмечали высокий процент детской смертности при родах. Среднее число детей за всю жизнь башкирки было 8,8 человека, из них 6,2 человека умирало, оставалось в живых детей 3-4 человека. Башкирки за свою жизнь рожали по 16-18 раз, надеясь вырастить как можно больше детей. Первые роды, учитывая ранние браки башкир, происходили обычно в возрасте 17-20 лет.