Технология изготовления начельника, характерного для традиционного башкирского головного убора кашмау Категория объекта:
Изготовление предметов традиционного костюма
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
23.09.2020
Номер объекта:
05-009
Автор-составитель анкеты:
Газизов Рафаэль Фарзатович
начальник отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ
ОписаниеБашкирский головной убор кашмау состоит из начельника, сделанного в уникальной технике «решетки» из кораллов (бисера, бусин). Такая отделка добавляет вещам яркости и является основной башкирского головного убора и является особенностью характерной только для башкирского женского костюма.Справочная информацияОписание
Кашмау
в XVIII
- XIX представлял
в целом оригинальный, сложный головной убор, сборной конструкции с разъёмными
соединениями, верха и низа, позволяющими осуществлять разборку конструкции и
повторный многократный его сбор, характерный исключительно для башкирского
женского народного костюма, который носил изначально повседневный характер. По
описанию и рисунку П.С. Палласа, которую он составил путешествуя по Исетской
провинции 01 июня 1770г., башкирки носили шапку (чашбау), покрытую мелкими
серебряными монетами, т.е. монетой новгородкой, поверх нее конусообразный
головной убор (тюва) с широкой лопастью, которая на спине висит. Лепехин
4 июля 1770 года путешествуя около горы Аваляк, которая находится на
современной территории Учалинского и Белорецкого районов Башкортостана подробно
и в деталях описывает: «Головный
ихъ уборъ такъ же, какъ и у Татарокъ, называется кашпау и вся разность состоитъ
въ томъ, что кромѣ сего кашпау надѣвается еще ВЕРШОКъ, фигуру конуса имѣющiй,
которой по произволенію складывать и накладывать можно». По
описанию И.Г. Георги 1979 г. девки носят
шапку по завострением, заострением,
длиною в пядень затыльником, украшенные полностью монетами и кораллами,
а замужние женщины сверх девичий шапки покрываются начальником.
П.
Небольсин в «Рассказах проезжего» 1854 года описывает расселение башкир по
дорогам, по родам, как башкирцы служили без жалованья, на своих лошадях и со
своим оружием, только им давались в жалованья сукна и деньги, а в старину
золотые новгородки, за взятого в плен неприятеля. По головному убору:
«Характеристическое отличіе женскаго башкирскаго наряда составляетъ собственно
головной уборъ, называемый кашбовъ (кашбау, кашмау, хушпу), порусски «набровникъ»»,
в роде чепчика из кораллов, старинных серебряных монет новгородок и новенькими
пятачками, гривенничками, а сзади к кашбау пришивается широкая лента «улун»
вышитый бисером и стеклярусом. В
1859 г. Черемшанский пишет про убор женщин-башкирок, которые носят кочевые кашбадь или кашбовь, а оседлые башкирки с
Мензелинского и Бирского уезда такья. В
1863 г. в журнале Современник вышла « Заметка башкира о башкирах» Назарова, в
котором описывает башкирский костюм из кашмау и сверху кашмау одеваемом калапишь-
остроконечной шапочки из бисера и монет. В
1863 г. Игнатович в башкирской Бурзянской волости описывает, что женский костюм
отличается от татарского тем, что
Бурзянки носят головной убор кажбов, который состоит из нанизанных
кораллов и украшенной серебряной и золотой монетой. Таким
образом, из всех описаний и гравюр к ним делаем заключение, что башкирский
головной убор состоял из верха (тюба,
каляпишь), который складывается и накладывается на основание кашмау
(кашбау,кашмау, хушпу) - начельника с
нанизанными кораллами. СОЗДАНИЕ УФИМСКОГО МУЗЕЯ ПРИ ОРЕНБУРГСКОМ
СТАТИСТИЧЕСКОМ КОМИТЕТЕ 23
апреля 1864 гола, по благословению губернатора Г.С. Аксакова, члены
Статистического комитета проводят общее собрание, где с докладом о
необходимости создания музея выступает Н.А. Гурвич. В своем докладе он говорит:
“Музей должен служить постоянной выставкой всех произведений природы,
фабричной, заводской и промышленной деятельности, сельского хозяйства,
современных и древних одежд, уборов и других подобных предметов из народного
быта, характеризующих как население губернии, так и самою местность. Сюда же
должны войти модели, образцы, рисунки, описания. Причем, музей должен быть
живым учреждением, всегда применимым к практике, где бы потребитель и
производитель знакомились с выставленными образцами: где минералог, этнограф,
историк и т.п. находил бы себе в своих отделах предметы и средства для научных
исследований». Многие изъявили желание принять участие в подготовительных
работах по открытию музея. В ходе собрания было решено воспользоваться
предложением мужской гимназии Уфы и занять под музей один из залов гимназии. Начиная
с 1864 года, стали стекаться в Уфу из разных концов Оренбургской губернии
предметы (иногда целые коллекции), относящиеся к сельскому хозяйству, лесной и
горнозаводской промышленности, археологии, палеонтологии, этнографии,
нумизматике и т.д. Оренбургский
губернский статистический комитет в ходе разделения в 1865 году Оренбургской
губернии на Оренбургскую и Уфимскую губернию , в Уфимской губернии комитет стал
называться Уфимский губернский статистический комитет — правительственный
орган, осуществляющий сбор, обработку и публикацию статистических сведений.
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА 1867 ГОДА
ИМПЕРСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ.
В
конце 1863 года основано при Московском Университете ученое общество «Общество
Любителей Естествознания». Для создания
Этнографического музея при обществе в 1865 году был учрежден Комитет Русской
этнографической выставки и музея. С
самого первого основания Общество поставило своей целью на выставке, что представители племен должны быть размещены по
возможности в их естественной обстановке, с атрибутами их домашнего быта, и
каждая группа должна быть размещена так, чтобы она выражала какую-нибудь их
характеристическую черту. Группы племен должны быть размещены в их
географической последовательности, так чтобы зритель мог составить себе понятие
о размещение племен. Группы различных племен были окружены типичными растениями и животными той же местности.
Над
созданием группы башкир были проведены 30 заседаний Комитета выставки:
1.
24 декабря 1864 г 2.
27 января 1865 г 3.
3 марта 1865 г 4.
10 мая 1865 г 5.
4 июня 1865 г 6.
4 июля 1865 г 7.
25 августа 1865 г 8.
5 ноября 1865 г 9.
30 декабря 1865 г
10.
23 января 1866 г Отношение
Председателя Комиссии, учрежденной Уфимским Статическим Комитетом для
содействия выставке, и приложенные к отношению протоколы, из которых видно, что
Комиссия решила составить для выставки группу Башкир. Определено: выразить
благодарность Комиссии через Председателя его, К. А. Буха, а также благодарить
и г. Начальника губернии за его
содействие трудам Комиссии.
11.
6 марта 1866 г 12.
13 марта 1866 г 13.
9 апреля 1866 г 14.
1 мая 1866 г 15.
8 мая 1866 г 16.
15 мая 1866 г 17.
22 мая 1866 г 18.
29 мая 1866 г 19.
30 мая 1866 г 20.
8 июня 1866 г 21.
15 июня 1866 г
При
означенных отношениях препровождены: коллекция фотографий башкир из Уфы; За
доставленные фотографии и вещи определено благодарить; К. А . Б у X а
просить доставить более подробные
сведения о предполагаемой группе Башкирцев и уведомить, что Комитет
обратится к пароходству Кавказ и Меркурий с просьбой о бесплатной пересылке
предметов из Уфы в Нижний;
22.
22 июня 1866 г 23.
29 июня 1866 г 24.
06 июля 1866 г
25.
13 июля 1866 г
26.
27 июля 1866 г Уфимской
Комиссии для содействия Русской Этнографической выставке, коим уведомляется о
высылке костюмов и кибитки с принадлежностями Башкир;
27.
1 августа 1866 г
28.
10 августа 1866 г 11.
Н. К. Зенгеръ заявил о том, что с Уфимской коллекцией прибыл башкир. Определено
снять с него фотографию для альбома, а также предложить г. Яковлеву исполнить с
натуры голову для башкира в группе.
29.
24 августа 1866 г 11.
Художнику Я к о в л е в у заказана группа Башкир, состоящая из 7 фигур.
30.
31 августа 1866 г 10.
Определено выдать г. Яковлеву в задаток за группу Башкир — сто рублей и
представить выписку из протокола г. Председателю.
1867
г Апреля
23-го происходило торжественное открытие выставки. В два часа пополудни,
на входной платформе выставки, собрались все лица,
приглашённые распорядительными комитетом к этому торжеству: тут находились
члены Общества Любителей Естествознания, профессора Московского Университета,
депутаты от ученых учреждений и обществ, Московский городской глава, старшины
городских сословий, гласные думы и многочисленные посетители. По
прибытии Почетного Председателя выставки, Его Императорского Высочества
Великого Князя Владимира Александровича началось молебствие после чего
приступили к осмотру. Осмотр групп закончили группой Башкир, расположенных
около их кибитки в летнее время на кочёвке. Здесь Государь изволил осматривать
головные уборы и нагрудники женщин, сделанные из древних монет.
Башкиры.
Группа XVII. Изображала сцену из кочевого быта Башкиров в летнее время возле
кибитки. Все манекены этой группы исполнены художником Я. М. Яковлевым.
Число
Башкиров в губерниях: Уфимской, Оренбургской, Пермской, Вятской и Самарской
достигает 600,000, при этом губерния Уфимская и Оренбургская представляют
наиболее густое Башкирское население. Башкиры
ведут как кочевой, так и оседлый образ жизни; у одних развито земледелие и
пчеловодство, другие же кочуют с табунами лошадей и занимаются охотой. Говорят
они особым татарским (тюркском) наречием.
55. Башкир, старик в обыкновенном одеянии. Это
одеяние состоит из следующих частей: кульмяк(рубашка), штаны, бильбау (кушак) с
привескою для топора, сапкан (кафтан) из белого сукна и итэк (сапоги); на
голове надета тюбетейка и сверху тэльпэк (кошомный калпак).
56.
Башкирка, старуха, сидящая с детьми. Обыкновенное одеяние ее составляют:
кульмяк (рубашка), зилень (камзол), тыз-туны (штаны), итэк (сапоги) и тастар
(головное покрывало).
57.
Башкир, мальчик, лежащий на земле. Его одеяние состоит из рубашки и тюбетейки.
58.
Башкирка, девочка, сидящая у ног старухи. Она также одета в простую башкирскую
рубашку.
59.
Башкир Мухамед-Хабиб Яшикеев в праздничном наряде. Этот наряд составляют следующие части:
кульмак с воротом, обшитый разными украшениями, чёрные плисовые чалбары
(шальвары), красного сукна сапкан (кафтан), кушак, итэк, праздничная тюбетейка
и шапка.
60.
Башкирка, женщина в праздничном наряде одеяние её состоит из следующих частей:
рубашки, портков, сапог, саккала (нагрудника) из монет и зиленя красного сукна
с галунами; на голове надето кашбау и сверх него тубэ (головной убор в роде
шлема).
61.Башкирка,
девушка в праздничном наряде. Одеяние его состоит из тех же частей и отличается
лишь тем, что зилен у нее шелковый и обувь состоит из ичиг и клуш (калоши).
Вся
группа помещалась возле кочевой башкирской кибитки (тирмя), которая
составляется из трех кирег или решеток, решетчатаго свода (тирмя ук) и верхнего
обода (чагарак); решетчатому остову провешивается дверь (ишик) и весь он
обвязывается кошмами (киз) посредством перевязей (бильбау). Внутри кибитки
помещаются две кровати, покрытые башкирскими коврами (клям); между кроватями
стоит сундук; и в средине кибитки находится чугунный котел (казан) на тагане. Кроме
того в кибитке поставлены: саба или большой кожаный мешок, в котором
приготовляется кумыс, и другая кожаная посуда; саба стоит на деревянной
подставке; Остальные принадлежности внутренней обстановки башкирского жилища
отнесены в общий этнографический отдел.
Все
костюмы, кибитка и принадлежности кочевого быта Башкиров доставлены Уфимским
Вспомогательным Комитетом, учрежденным при Уфимском Губернском Статистическом
Комитете благодаря содействію Г. С. А к с а к о в а, К.А.
Б у X а.
Сумма
для приобретения по списку предметов ассигнована генерал-губернатором
Оренбургского края Н. А. Крыжановскимъ.
Въ
стенной полосе, занятой группами Башкир и Киргиз, характеристичны следующие
растения: Eryngiïim planum, Stipa pennata, Artemisia procera, Scilla
cernua, Salvia pratensis, Clematis integrifolia, recta, Paeonia tenuifolia.
Части
одеяний 110. Башкирская. Кольчуга. Дар В. A. Шевкинга.
Предметы домашнего быта и орудия Башкирские, Пермской губернии , Красноуфимского у. 40.
Колчан, лук и стрелы. 41.
Конская сбруя и уздечки с прибором. 42.
Трубка деревянная в виде дракона времен
Пугачева. 43.
Деревянная пороховница. 44.
Кошелек с трубочкой и трутом. Дар
начальника Пермского военного училища В.Л. Шелъкинга.
Башкирские,
Уфимской губернии. 45.
Чашка (тусъ-таганъ), в которую вливают кумыс. 46.
Таз (ляган) железный, выкрашенный с узорами. 47.
Рукомойник (кумган). 48.
Седло (ияр) с прибором. 49.
Ногайка (камчи). 50.
Лукъ (адэрпа). 51.
Колчан (садак) со стрелами (ук). Дар
Оренбургского генерал-губернатора Ы. А. Крыжановскаго.
52. Башкирский ковшик (деревянный). Дар
Л. В. Даля
Музыкальные
инструменты:
Башкирские,
Уфимской губернии 527.
Цыбызга (дудка) из тростника. Дар
Уфимского Вспомогательного Комитета.
Фотографическая
снимки, альбомы и рисунки в количестве 48 штук 240—284.
Башкиры. 285.
Приём гостей у Башкиров. 286-287.
Группа Башкиров перед кибиткой. 288.
Башкирская кибитка. Отъ
Уфимского Статистического Комитета.
Отдел
Антропологический № 478. Слепок с черепа Башкира, находящегося в академическом собрании в С.-Петербурге из Этнографического Отделения Публичного Музея. Головы, выполненные художником для фигур (манекенов) представляли верные портреты лица характеристических для данного племени, поэтому лица вылеплены по маскам, снятых с представителей племени, или же по фотографиям в фас и профиль. Закупкой предметов коллекции и изготовлением костюмов Комиссия Уфимского Статистического Комитета обязана старанию Оренбургскому Муфтию Хаджи Тевкелеву. Он хорошо разбирался в хозяйстве, быте, одежде башкир, так как его имение славилось на всю Россию кумысолечением. «Дер.
Килимова (Старая), Белебеевскаго у., внѣ Демской долины,-въ 65 вер. отъ станціи
Чишмы и въ 60 в. отъ пристани Топорни, на р. Бѣлой. Деревня
башкирская и частью татарская находится въ знаменитомъ и когда-то богатѣйшемъ
имѣніи г.г. Тевкелевыхъ, у которыхъ кумысъ славился на всю Россію, и деревня
называлась «Колыбелью кумысолеченія». Мѣстность
прежде была роскошная: здѣсь счастливо сочетались и ковыльная степь, и лѣсъ, и
горы, и небольшая рѣчка Идашъ. За послѣднее время, со смертью владѣльцевъ
имѣнія и переходомъ его въ другія руки, она значительно утратила свою прелесть. Помѣщенія
снимаются въ башкирскихъ избахъ, большею частью въ нежилыхъ зимою половинахъ. Встрѣчаются
избы довольно чистыя. Плата отъ 8 до 10 руб. въ мѣсяцъ.» По данным 1914 года на кумысолечение ездили в башкирские деревени и поселения долины Демы: Чибини, Альшеево, Чураево, Сапаш, Кармышево, Тохтарово, Старо-Курманкеево, Казангулово, Старое Япарово, Алибаево, Чукраклы, Кучумово, башкиро- татарскую д. Килимово (жильё для кумысолечения сдавали башкиры), обеспечивали башкиры кумысом д. Елькашеево (кумыс порядочный у некоторых башкир) , д. Н. Царевщина (кумыс привозной башкирский), станция посёлок «Шингак - Куль» (кумыс приготовлялся при этой станции башкирами) и др. Впервые башкиры были продемонстрированы в Москве на русской этнографической выставке 1867 года фигурами-манекенами «ГРУППА БАШКИР ВОЗЛЕ КИБИТОК В ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ.» (Фото- литография Шерер, Набгольц и Ко в Москве), На
выставке башкирский женский головной убор был представлен на манекене башкирки
61 кашбау и на манекене башкирки 60
кашбау и сверх него тубэ (головной убор в роде шлема). Башкирский
головной убор кашмау состоит из начельника, сделанный в уникальной
технике «решетки» из кораллов (бисера,
бусин). Такая отделка добавляет вещам яркости и является основной башкирского
головного убора и является особенностью характерной для
башкирского женского костюма.
Техника нанизывания: собирают кораллы на нитку и в порядке «решётки», прямолинейно нанизывают на основу, образуя типа бахромы, но бахромы закрепленную с обеих сторон на тканевую основу. Такой своеобразный начельник состоит из множества отдельных нитей, унизанных кораллами (бисером, бусинами), иногда в сцепку с& Современное бытование
Бытование
и воспроизводство традиций – на территории Республики Башкортостан. Источники сведений
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Состояние бытования
К
настоящему времени башкирский традиционный костюм бережно храниться в качестве
семейной реликвии, его надевают на семейные торжества, а также участники
художественной самодеятельности. Традиционный метод изготовления башкирского
головного убора передаётся из поколения в поколение, от матери к дочери, от
бабушки к внучке, сохраняя традиционный
фасон, но сшитой из фабричных тканей, фурнитуры. В
последнее время у башкир наблюдается тенденция возрождения традиционной одежды
в модернизированных формах. Шьют их на
заказ или же покупают готовые головные уборы у местных мастериц. Исключительность/ценность Уникальная
техника, не имеющая аналогов. Способы передачи традиции Передается
из поколения в поколение. Форма бытования Аутентичная Лингвистический аспект Башкирцы
( устар.). То же, что башкиры. Башкорт
( произн.рус.), Башҡорт
(баш.) - башкир||башкирский; башҡорттар башкиры, башҡорт кешеһе башкир, башҡорт
ҡыҙы (ҡатыны) башкирка; башҡорт теле башкирский язык. Кашмау
(произн. рус.), Ҡашмау (башк.) - уст., этн. старинный головной убор замужних
женщин. Такыя
(произн. рус.), Таҡыя (башк.) - тюбетейка Туба,
тува (произн. рус.) , түбә ( башк.) 1. крыша, кровля; 2. анат. темя, макушка;
3. геогр. вершина, возвышенность; 4. мат. вершина; 5. уст. этн. род;, Тюбетейка
(произн. рус.) - ж. таҡыя түбәтәй.
|