Технология изготовления начельника, характерного для традиционного башкирского головного убора кашмау

Категория объекта:
Изготовление предметов традиционного костюма
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
23.09.2020
Номер объекта:
05-009
Автор-составитель анкеты:
Газизов Рафаэль Фарзатович
начальник отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ

Описание

Башкирский головной убор кашмау состоит из начельника, сделанного в уникальной технике «решетки» из кораллов (бисера, бусин). Такая отделка добавляет вещам яркости и является основной башкирского головного убора и является особенностью характерной только для башкирского женского костюма.

Справочная информация

Описание

Кашмау в  XVIII - XIX  представлял в целом оригинальный, сложный головной убор, сборной конструкции с разъёмными соединениями, верха и низа, позволяющими осуществлять разборку конструкции и повторный многократный его сбор, характерный исключительно для башкирского женского народного костюма, который носил изначально повседневный характер. По описанию и рисунку П.С. Палласа, которую он составил путешествуя по Исетской провинции 01 июня 1770г., башкирки носили шапку (чашбау), покрытую мелкими серебряными монетами, т.е. монетой новгородкой, поверх нее конусообразный головной убор (тюва) с широкой лопастью, которая на спине висит.

Лепехин 4 июля 1770 года путешествуя около горы Аваляк, которая находится на современной территории Учалинского и Белорецкого районов Башкортостана подробно и в деталях описывает:

«Головный ихъ уборъ такъ же, какъ и у Татарокъ, называется кашпау и вся разность состоитъ въ томъ, что кромѣ сего кашпау надѣвается еще ВЕРШОКъ, фигуру ко­нуса имѣющiй, которой по произволенію складывать и накладывать можно».

По описанию  И.Г. Георги 1979 г. девки носят шапку по завострением, заострением,  длиною в пядень затыльником, украшенные полностью монетами и кораллами, а замужние женщины сверх девичий шапки покрываются начальником.

 

П. Небольсин в «Рассказах проезжего» 1854 года описывает расселение башкир по дорогам, по родам, как башкирцы служили без жалованья, на своих лошадях и со своим оружием, только им давались в жалованья сукна и деньги, а в старину золотые новгородки, за взятого в плен неприятеля. По головному убору: «Характеристическое отличіе женскаго башкирскаго наряда составляетъ собственно головной уборъ, называемый кашбовъ (кашбау, кашмау, хушпу), порусски «набровникъ»», в роде чепчика из кораллов, старинных серебряных монет новгородок и новенькими пятачками, гривенничками, а сзади к кашбау пришивается широкая лента «улун» вышитый бисером и стеклярусом.

В 1859 г. Черемшанский пишет про убор женщин-башкирок, которые носят кочевые  кашбадь или кашбовь, а оседлые башкирки с Мензелинского и Бирского уезда такья.

В 1863 г. в журнале Современник вышла « Заметка башкира о башкирах» Назарова, в котором описывает башкирский костюм из кашмау и сверху кашмау одеваемом калапишь- остроконечной шапочки из бисера и монет.

В 1863 г. Игнатович в башкирской Бурзянской волости описывает, что женский костюм отличается от татарского тем, что  Бурзянки носят головной убор кажбов, который состоит из нанизанных кораллов и украшенной серебряной и золотой монетой.

Таким образом, из всех описаний и гравюр к ним делаем заключение, что башкирский головной убор состоял из  верха (тюба, каляпишь), который складывается и накладывается на основание кашмау (кашбау,кашмау, хушпу) -  начельника с нанизанными кораллами. 

СОЗДАНИЕ УФИМСКОГО МУЗЕЯ ПРИ ОРЕНБУРГСКОМ СТАТИСТИЧЕСКОМ КОМИТЕТЕ

23 апреля 1864 гола, по благословению губернатора Г.С. Аксакова, члены Статистического комитета проводят общее собрание, где с докладом о необходимости создания музея выступает Н.А. Гурвич. В своем докладе он говорит: “Музей должен служить постоянной выставкой всех произведений природы, фабричной, заводской и промышленной деятельности, сельского хозяйства, современных и древних одежд, уборов и других подобных предметов из народного быта, характеризующих как население губернии, так и самою местность. Сюда же должны войти модели, образцы, рисунки, описания. Причем, музей должен быть живым учреждением, всегда применимым к практике, где бы потребитель и производитель знакомились с выставленными образцами: где минералог, этнограф, историк и т.п. находил бы себе в своих отделах предметы и средства для научных исследований». Многие изъявили желание принять участие в подготовительных работах по открытию музея. В ходе собрания было решено воспользоваться предложением мужской гимназии Уфы и занять под музей один из залов гимназии.

Начиная с 1864 года, стали стекаться в Уфу из разных концов Оренбургской губернии предметы (иногда целые коллекции), относящиеся к сельскому хозяйству, лесной и горнозаводской промышленности, археологии, палеонтологии, этнографии, нумизматике и т.д.

Оренбургский губернский статистический комитет в ходе разделения в 1865 году Оренбургской губернии на Оренбургскую и Уфимскую губернию , в Уфимской губернии комитет стал называться Уфимский губернский статистический комитет — правительственный орган, осуществляющий сбор, обработку и публикацию статистических сведений.

 

 

 

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА 1867 ГОДА ИМПЕРСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ.

 

В конце 1863 года основано при Московском Университете ученое общество «Общество Любителей Естествознания». Для создания Этнографического музея при обществе в 1865 году был учрежден Комитет Русской этнографической выставки и музея.

С самого первого основания Общество поставило своей целью на выставке, что  представители племен должны быть размещены по возможности в их естественной обстановке, с атрибутами их домашнего быта, и каждая группа должна быть размещена так, чтобы она выражала какую-нибудь их характеристическую черту. Группы племен должны быть размещены в их географической последовательности, так чтобы зритель мог составить себе понятие о размещение племен. Группы различных племен были окружены типичными  растениями и животными той же местности.

 

Над созданием группы башкир были проведены 30 заседаний Комитета выставки:

 

1. 24 декабря 1864 г

2. 27 января 1865 г

3. 3 марта 1865 г

4. 10 мая 1865 г

5. 4 июня 1865 г

6. 4 июля 1865 г

7. 25 августа 1865 г

8. 5 ноября 1865 г

9. 30 декабря 1865 г

 

10. 23 января 1866 г

Отношение Председателя Комиссии, учрежденной Уфимским Статическим Комитетом для содействия выставке, и приложенные к отношению протоколы, из которых видно, что Комиссия решила составить для выставки группу Башкир. Определено: выразить благодарность Комиссии через Председателя его, К. А. Буха, а также благодарить и г. Начальника губернии за  его содействие трудам Комиссии.

 

11. 6 марта 1866 г

12. 13 марта 1866 г

13. 9 апреля 1866 г

14. 1 мая 1866 г

15. 8 мая 1866 г

16. 15 мая 1866 г

17. 22 мая 1866 г

18. 29 мая 1866 г

19. 30 мая 1866 г

20. 8 июня 1866 г

21. 15 июня 1866 г

 

При означенных отношениях препровождены: коллекция фотографий башкир из Уфы;

За доставленные фотографии и вещи определено благодарить; К. А . Б у X а просить доставить более подробные  сведения о предполагаемой группе Башкирцев и уведомить, что Комитет обратится к пароходству Кавказ и Меркурий с просьбой о бесплатной пересылке предметов из Уфы в Нижний;

 

22. 22 июня 1866 г

23. 29 июня 1866 г

24. 06 июля 1866 г

 

25. 13 июля 1866 г

 

26. 27 июля 1866 г

Уфимской Комиссии для содействия Русской Этнографической выставке, коим уведомляется о высылке костюмов и кибитки с принадлежностями Башкир;

 

27. 1 августа 1866 г

 

28. 10 августа 1866 г

11. Н. К. Зенгеръ заявил о том, что с Уфимской коллекцией прибыл башкир. Определено снять с него фотографию для альбома, а также предложить г. Яковлеву исполнить с натуры голову для башкира в группе.

 

29. 24 августа 1866 г

11. Художнику Я к о в л е в у заказана группа Башкир, состоящая из 7 фигур.

 

30. 31 августа 1866 г

10. Определено выдать г. Яковлеву в задаток за группу Башкир — сто рублей и представить выписку из протокола г. Председателю.

 

1867 г

Апреля 23-го происходило торжественное открытие выставки. В два часа пополудни, на  входной  платформе выставки, собрались все лица, приглашённые распорядительными комитетом к этому торжеству: тут находились члены Общества Любителей Естествознания, профессора Московского Университета, депутаты от ученых учреждений и обществ, Московский городской глава, старшины городских сословий, гласные думы и многочисленные посетители.

По прибытии Почетного Председателя выставки, Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича началось молебствие после чего приступили к осмотру. Осмотр групп закончили группой Башкир, расположенных около их кибитки в летнее время на кочёвке. Здесь Государь изволил осматривать головные уборы и нагрудники женщин, сделанные из древних монет.

 

Башкиры. Группа XVII. Изображала сцену из кочевого быта Башкиров в летнее время возле кибитки. Все манекены этой группы исполнены художником Я. М. Яковлевым.

 

Число Башкиров в губерниях: Уфимской, Оренбургской, Пермской, Вятской и Самарской достигает 600,000, при этом губерния Уфимская и Оренбургская представляют наиболее густое Башкирское население.

Башкиры ведут как кочевой, так и оседлый образ жизни; у одних развито земледелие и пчеловодство, другие же кочуют с табунами лошадей и занимаются охотой. Говорят они особым татарским (тюркском) наречием.

 

55.  Башкир, старик в обыкновенном одеянии. Это одеяние состоит из следующих частей: кульмяк(рубашка), штаны, бильбау (кушак) с привескою для топора, сапкан (кафтан) из белого сукна и итэк (сапоги); на голове надета тюбетейка и сверху тэльпэк (кошомный калпак).

 

56. Башкирка, старуха, сидящая с детьми. Обыкновенное одеяние ее составляют: кульмяк (рубашка), зилень (камзол), тыз-туны (штаны), итэк (сапоги) и тастар (головное покрывало).

 

57. Башкир, мальчик, лежащий на земле. Его одеяние состоит из рубашки и тюбетейки.

 

58. Башкирка, девочка, сидящая у ног старухи. Она также одета в простую башкирскую рубашку.

 

59. Башкир Мухамед-Хабиб Яшикеев в праздничном наряде.  Этот наряд составляют следующие части: кульмак с воротом, обшитый разными украшениями, чёрные плисовые чалбары (шальвары), красного сукна сапкан (кафтан), кушак, итэк, праздничная тюбетейка и шапка.

 

60. Башкирка, женщина в праздничном наряде одеяние её состоит из следующих частей: рубашки, портков, сапог, саккала (нагрудника) из монет и зиленя красного сукна с галунами; на голове надето кашбау и сверх него тубэ (головной убор в роде шлема).

 

61.Башкирка, девушка в праздничном наряде. Одеяние его состоит из тех же частей и отличается лишь тем, что зилен у нее шелковый и обувь состоит из ичиг и клуш (калоши).

 

Вся группа помещалась возле кочевой башкирской кибитки (тирмя), которая составляется из трех кирег или решеток, решетчатаго свода (тирмя ук) и верхнего обода (чагарак); решетчатому остову провешивается дверь (ишик) и весь он обвязывается кошмами (киз) посредством перевязей (бильбау). Внутри кибитки помещаются две кровати, покрытые башкирскими коврами (клям); между кроватями стоит сундук; и в средине кибитки находится чугунный котел (казан) на тагане. Кроме того в кибитке поставлены: саба или большой кожаный мешок, в котором приготовляется кумыс, и другая кожаная посуда; саба стоит на деревянной подставке; Остальные принадлежности внутренней обстановки башкирского жилища отнесены в общий этнографический отдел.

 

Все костюмы, кибитка и принадлежности кочевого быта Башкиров доставлены Уфимским Вспомогательным Комитетом, учрежденным при Уфимском Губернском Статистическом Комитете благодаря содействію Г. С. А к с а к о в а,

К.А. Б у X а.

Сумма для приобретения по списку предметов ассигнована генерал-губернатором Оренбургского края Н. А. Крыжановскимъ.

 

Въ стенной полосе, занятой группами Башкир и Киргиз, характеристичны следующие растения: Eryngiïim planum, Stipa pennata, Artemisia procera, Scilla cernua, Salvia pratensis, Clematis integrifolia, recta, Paeonia tenuifolia.

 

Части одеяний

 110. Башкирская. Кольчуга. Дар В. A. Шевкинга.

 

Предметы домашнего быта и орудия

 Башкирские, Пермской губернии , Красноуфимского у.

40. Колчан, лук и стрелы.

41. Конская сбруя и уздечки с прибором.

42. Трубка деревянная в  виде дракона времен Пугачева.

43. Деревянная пороховница.

44. Кошелек с трубочкой и трутом.

Дар начальника Пермского военного училища В.Л. Шелъкинга.

 

Башкирские, Уфимской губернии.

45. Чашка (тусъ-таганъ), в которую вливают кумыс.

46. Таз (ляган) железный, выкрашенный с узорами.

47. Рукомойник (кумган).

48. Седло (ияр) с прибором.

49. Ногайка (камчи).

50. Лукъ (адэрпа).

51. Колчан (садак) со стрелами (ук).

Дар Оренбургского генерал-губернатора Ы. А. Крыжановскаго.

 

 52. Башкирский ковшик (деревянный).

Дар Л. В. Даля

 

Музыкальные инструменты:

 

Башкирские, Уфимской губернии

527. Цыбызга (дудка) из тростника.

Дар Уфимского Вспомогательного Комитета.

 

Фотографическая снимки, альбомы и рисунки в количестве 48 штук

240—284. Башкиры.

285. Приём гостей у Башкиров.

286-287. Группа Башкиров перед кибиткой.

288. Башкирская кибитка.

Отъ Уфимского Статистического Комитета.

 

Отдел Антропологический

 № 478. Слепок с черепа Башкира, находящегося в академическом собрании в С.-Петербурге из Этнографического Отделения Публичного Музея.

 Головы, выполненные художником для фигур (манекенов) представляли верные портреты лица характеристических для данного племени, поэтому лица вылеплены по маскам, снятых с представителей племени, или же по фотографиям в фас и профиль.

 Закупкой предметов коллекции и изготовлением костюмов Комиссия Уфимского Статистического Комитета обязана старанию Оренбургскому Муфтию Хаджи Тевкелеву. Он хорошо разбирался в хозяйстве, быте, одежде башкир, так как его имение славилось на всю Россию кумысолечением.

«Дер. Килимова (Старая), Белебеевскаго у., внѣ Демской долины,-въ 65 вер. отъ станціи Чишмы и въ 60 в. отъ пристани Топорни, на р. Бѣлой.

Деревня башкирская и частью татарская находится въ знаменитомъ и когда-то богатѣйшемъ имѣніи г.г. Тевкелевыхъ, у которыхъ кумысъ славился на всю Россію, и деревня называлась «Колыбелью кумысолеченія».

Мѣстность прежде была роскошная: здѣсь счастливо сочетались и ковыльная степь, и лѣсъ, и горы, и небольшая рѣчка Идашъ. За послѣднее время, со смертью владѣльцевъ имѣнія и переходомъ его въ другія руки, она значительно утратила свою прелесть.

Помѣщенія снимаются въ башкирскихъ избахъ, большею частью въ нежилыхъ зимою половинахъ.

Встрѣчаются избы довольно чистыя. Плата отъ 8 до 10 руб. въ мѣсяцъ.»

 По данным 1914 года на кумысолечение  ездили в башкирские деревени и поселения долины Демы:  Чибини, Альшеево, Чураево, Сапаш, Кармышево, Тохтарово, Старо-Курманкеево, Казангулово, Старое Япарово, Алибаево, Чукраклы, Кучумово, башкиро- татарскую д.  Килимово (жильё для кумысолечения сдавали башкиры), обеспечивали башкиры кумысом д. Елькашеево (кумыс порядочный у некоторых башкир) , д. Н. Царевщина (кумыс привозной башкирский), станция посёлок «Шингак - Куль» (кумыс приготовлялся при этой станции башкирами) и др.

  Впервые башкиры были продемонстрированы в Москве  на русской  этнографической выставке 1867 года фигурами-манекенами «ГРУППА БАШКИР ВОЗЛЕ КИБИТОК В ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ.» (Фото- литография Шерер, Набгольц и Ко в Москве),

На выставке башкирский женский головной убор был представлен на манекене башкирки 61 кашбау и на манекене башкирки 60  кашбау и сверх него тубэ (головной убор в роде шлема).

Башкирский головной убор  кашмау  состоит из начельника, сделанный в уникальной технике  «решетки» из кораллов (бисера, бусин). Такая отделка добавляет вещам яркости и является основной башкирского головного убора и является особенностью характерной  для  башкирского женского костюма.

Техника нанизывания: собирают кораллы на нитку и в порядке «решётки», прямолинейно  нанизывают на основу, образуя типа бахромы, но бахромы закрепленную с обеих сторон на тканевую основу. Такой своеобразный начельник состоит из множества отдельных нитей, унизанных кораллами (бисером, бусинами), иногда в сцепку с&

Современное бытование

Бытование и воспроизводство традиций – на территории Республики Башкортостан.

Источники сведений


Историческое бытование

Уфимская провинция, Оренбургская губерния

Сведения об особенностях
Состояние бытования

К настоящему времени башкирский традиционный костюм бережно храниться в качестве семейной реликвии, его надевают на семейные торжества, а также участники художественной самодеятельности. Традиционный метод изготовления башкирского головного убора передаётся из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки к внучке,  сохраняя традиционный фасон, но сшитой из фабричных тканей, фурнитуры.

В последнее время у башкир наблюдается тенденция возрождения традиционной одежды в модернизированных формах.  Шьют их на заказ или же покупают готовые головные уборы у местных мастериц.



Исключительность/ценность

Уникальная техника, не имеющая аналогов.



Способы передачи традиции

Передается из поколения в поколение.



Форма бытования

Аутентичная



Лингвистический аспект

Башкирцы ( устар.). То же, что башкиры.

Башкорт ( произн.рус.), Башҡорт (баш.) - башкир||башкирский; башҡорттар башкиры, башҡорт кешеһе башкир, башҡорт ҡыҙы (ҡатыны) башкирка; башҡорт теле башкирский язык.

Кашмау (произн. рус.), Ҡашмау (башк.) - уст., этн. старинный головной убор замужних женщин.

Такыя (произн. рус.), Таҡыя (башк.) - тюбетейка

Туба, тува (произн. рус.) , түбә ( башк.) 1. крыша, кровля; 2. анат. темя, макушка; 3. геогр. вершина, возвышенность; 4. мат. вершина; 5. уст. этн. род;,

Тюбетейка (произн. рус.) - ж. таҡыя түбәтәй.