Марийский традиционный праздник Дийын (Джиен) Категория объекта:
Современные праздники с традиционными элементами
Этнокультурная принадлежность:
марийцы
Анкета утверждена:
23.09.2020
Номер объекта:
05-003
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ
ОписаниеДийын (от башк. и тат. Йыйын / Джиен) у марийцев Башкортостана («восточных марийцев») представляет собой праздник, который проводится в период между окончанием весенне-полевых работ, и началом сенокоса и жатвы, последовательно по округам (1–2 марийские деревни) в течение 4–5 недель. Он появился в празднично-обрядовом календаре марийцев Башкортостана под влиянием башкир и татар, бытовал в разных марийских селениях Приуралья, а в настоящее время – только в Шаранском районе Башкортостана.Справочная информацияОписание
Понятие Йыйын
/Джиен у башкир и многих других тюркских народов, включая татар и казахов, означает
собрание, на котором решались важные родоплеменные вопросы – войны и мира,
маршруты кочевок, границы вотчинных земель, соблюдения норм обычного права и т.
д.; это был орган самоуправления рода и племени. В завершение проводился народный
праздник с
приглашением и угощением гостей, играми и состязаниями. С присоединением Башкирии
к Русскому государству началось ограничение функций Йыйына/Джиена, особенно
после подавления башкирских восстаний XVII–XVIII
вв. Согласно Указам царского правительства от 11 февраля 1736 г. было разрешено
их проводить только один раз в год в присутствии представителей властей. Запрещалось
обсуждать вопросы военно-политического и экономического характера. На первое
место выдвинулась развлекательная часть. После введения кантонной системы
управления в 1798 г. они вовсе были запрещены. Остался лишь народный
праздник Йыйын / Джиен. Он проводился летом после сева до уборки урожая на
поляне или на возвышенном месте. На праздник собирались жители родственных
аулов с приглашением соседних деревень. Организовывались спортивные состязания
(конные скачки, национальная борьба, стрельба из лука), выступления
исполнителей на музыкальных инструментах и вокалистов. К празднику
приурочивались ярмарки. Для праздничной трапезы готовились национальные блюда и
напитки. Под
влиянием башкир в культуру марийцев Башкортостана вошел праздник Дийын. Он
также проводился после сева до начала сенокоса и жатвы, сопровождался поочередным
гостеванием жителей разных деревень, народным гулянием. В крупных деревнях по
очереди проводились ярмарки, длившиеся по 2-3 дня. Торговцы приезжали издалека
на лошадях с большими сундуками, наполненными одеждой, утварью. Посмотреть на
товар приезжали и жители с соседних деревень. На ночь торговцы оставались
ночевать у местных жителей. В каждой деревне праздник обычно начинался в
пятницу и заканчивался в воскресенье. Четверг заезжали гости, а в понедельник
расходились. Гостевание
является характерной особенностью Дийына. Принимали гостей не только из своей
деревни, но и из других селений, прежде всего родственников, замужних дочерей
со своим семейством. К поездке готовили наряды и угощения. После массового
заезда в четверг гости отдыхали, утром в пятницу для них топили баню, а ближе к
полудню устраивали званый обед с участием соседей. Затем пир плавно переходил к
соседям. Другой
особенностью Дийына являются молодежные игрища. Они включали в себя вождение
хороводов на лугах, катание на подводах с песнями, гармонью. Катание
проводилось по большому кругу, в середине которого проходили игрища. На игрищах
широко практиковалось совместное хождение юношей с понравившимся им девушками.
По рассказам информаторов, многие марийские семьи познакомились в праздник Дийын. Дийын раньше
начинали отмечать в деревнях Палчкле и Шрлык Бакалинского района, переходя в
селения Шаранского района. Сейчас – сразу в Шаранском районе. Последователь
следующая: 1) Деревни Чикеево и Чупаево; 2) Акбарисово и Куртутелево; 3) Емметево
и Сакты; 4) Тумбагушево и Енахметево. В годы НЭПа
марийский праздник Дийын на
территории Шаранского района Республики Башкортостан официально назывался «Ленинский кооперативный праздник». По
примеру других «красных» праздников, традиционный обряд использовался в
интересах советской власти, в данном случае для поддержки кооперативного
движения, развития товарообмена между деревнями. После Великой Отечественной
войны празднику вернулось его первоначальное название. Но в память о советских
временах в деревнях Акбарисово и Куртутелево Дийын проводится в Международный
день кооперации. Сведения о
празднично-обрядовой культуре икско-сюньских марийцев содержатся в работах
исследователей середины и второй половины XIX в. – В. Лоссиевского (1848), В.М.
Черемшанского (1859), М. Колесникова (1897), Мендиярова (1894). Последний
отмечал сильное влияние на быт и язык местных марийцев этнических традиций тюркских
народов, а также ислама на религиозные обычаи и обряды марийцев деревень
Чикеево, Акборисово и др. Исследователи начала XX в. – финский этнограф У.
Хольмберг, российские авторы М. Гумин и назвавшийся «Спутник» также уделили
внимание тюркскому и мусульманскому влиянию на местных марийцев. В советские
годы изучением восточных марийцев занимался Г.А. Сепеев и в 1975 г. опубликовал
монографию. В монографии финского этнографа и демографа С.Лаллуки, написанной
на английском языке, рассмотрены этнокультурные особенности восточных марийцев,
в том числе икско-сюньских. В 2000-х гг. марийцы изучались в ходе комплексных
коллективных и индивидуальных экспедиций. Их участники – Т.Л. Молотова и Р.Р.
Садиков подготовили серию статей. В книге краеведа А.А. Асылбаева (2010) о д.
Чупаево Шаранского района содержатся ценные сведения о марийцах, в том числе их
праздниках и обрядах. Летом 2016 г. состоялась международная научная экспедиция
к марийцам Шаранского и Бакалинского районов. Участники экспедиции – Л.В.
Ямурзина (Тартусский университет) и Р.Р. Садиков (Институт этнологических
исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН). Некоторые материалы Р.Р. Садикова опубликованы
в монографии (2016). Техники/Технологии, связанные с объектом
Проводится по традиции,
сложившейся более столетия назад при участии активистов и национально-культурного
общества марийцев. Современное бытование
Бытование и
воспроизводство традиций – на территории Республики Башкортостан. Источники сведений
Lallukka S. From fugitive peasants to diaspora.
Helsinki, 2003. 474 p. Асылбаев
А.А. История деревни Чулаево. Тумазы, 2010. 157 с. Гумин
М. О черемисах-язычни ках деревни БаймурзинойСемено-макаровской волости
Белебеевского уезда // Уфимские епархиальные ведомости. 1915. № 13. С. 575-578.
Ерусланов
П. Краткий отчет о поездке к черемисам Уфимской губернии летом 1896 г. //
Этнографическое обозрение. 1896, № 2–3. С. 324–329. Колесников
М. Черемисы-язычники в Белебеевском уезде // Уфимские губернские ведомости.
1897. № 87, 89, 90, 91. Лоссиевский.
Быт и праздники черемис Оренбургской губернии // Оренбургские губернские
ведомости. 1848. № 41, 42. Марийцы.
Историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. 312 с. Мендияров.
О черемисах Уфимской губернии // Этнографическое обозрение. 1894. №с 3. С.
34-53. Молотова
Т.Л. Межэтнические контакты марийцев в Башкирии / «Мы и как удмурты, и как
чуваши..» Взаимная социально-культурная адаптация в этнически смешанных
селениях. М.: РУДН, 2007. С. 93-111. Мурзабулатов М.В. Финно-угорские народы Башкортостана.
Уфа: Гилем, 2010. С. 61–73. Народы
Среднего Поволжья и Приуралья. Ч. 1. Финно-угорские народы. Каталог-указатель
этнографических коллекций. Л.: ГМЭ СССР, 1990. 260 с. Путешествия к удмуртам и марийцам. Письма Уно
Хольмберга 1911 и 1913 гг. (Matkat udmurttien ja marien luo. Uno Holmbergin kirjeita vuosilta 1911 ja 1913) /
под редакцией С. Лаллукки, Т.Г. Миннияхмеговой, Р.Р. Садикова. Серия «Финляндия
в России». СПб.: Европейский дом, 2014. 224 с. Садиков
Р.Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура,
демография. Уфа: ООО «Первая типография, 2016. 276 с. Сепеев Г. А. Восточные
марийцы: историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина
XIX – начало XX в.). – Йошкар-Ола, 1975. Спутник.
К посещению Епископом Андреем черемис-язычников // Уфимскаие епархи альные
ведомости. 18915. № 8-9. Черемшанский
В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом,
этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859. 472 с. Шитова С.Н. Марийцы //
Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. – Уфа, 2002. Ягафова
Е.А., Данилко Е.С., Корнишина Г.А., Молотова Т.Л., Садиков Р.Р. Этноконфессиональные
меньшинства народов Урало-Поволжья. Самара. 2010. 264 с. Лица, имеющие отношение к ОНКН
Садиков Ранус Рафикович,
доктор исторических наук, исследователь марийцев Башкортостана. Организации, имеющие отношение к ОНКН
ГБУК РБ Республиканский
центр народного творчества
Сведения о действиях над/с ОНКН
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Состояние бытования
В наши дни
Дийын представляет собой молодежные гуляния на открытом
воздухе, где организуется торговля, проводятся дискотеки. Гуляния начинаются в
последнюю неделю июня и продолжаются 4-5 недель. Исключительность/ценность Марийский Дийын является
примером взаимодействия культур в многоэтничной среде и формирования
уникального локального пласта культуры. Праздник, изначально появившийся у
башкир, но затем был утрачен, новую жизнь получил у марийцев Башкортостана.
Праздник выполняет этноконсолидационную роль, способствует сохранению марийских
обычаев, языка, фольклора. Способы передачи традиции Передается из поколения в
поколение. Форма бытования Аутентичная Этнологический аспект Икско-сюньские
марийцы в большинстве сохраняют языческие верования. Часть иско-сюньских марийцев сменила
этническую идентичность на башкирскую или татарскую. Марийцы Шаранского района
не только сохраняют, но и возрождают традиционную религию. От других групп марийцев они отличаются особенно сильным
влиянием башкир и татар. Наблюдаются заимствования в языке (отсюда термин
Дийын), народной одежде, обычаях. Празднично-обрядовый календарь включает
и «языческие», и православные праздники, и мусульманские: Великий день, Сабантуй,
Курбан, Семик, Рождество, Масленица и др. Исторический аспект Восточные
марийцы – территориальная смешанная внутриэтническая этнографическая группа,
сложившаяся в XVI-XVIII в. на основе
переселенцев в основном луговых, отчасти горных марийцев. Относятся к числу
финно-угорских народов. Марийцы Шаранского района относятся к икско-сюньской
группе (в бассейне рек Ика и Сюни в Приуралье) восточных марийцев. В эту группу
входят также марийцы Бакалинского, Илишевского, Чекмагушевского и Белебеевского
района Башкортостана, Актанышского, Мензелинского, Муслюмовского районов Татарстана.
Наиболее многочисленны марийцы в Шаранском районе Башкортостана, где
сохранилось более десятка марийских селений. Социологический аспект Сохранности традиций способствует
расселение марийцев преимущественно в сельской местности компактно. В 2010 г.
численность марийцев в Башкортостане составляла 103,7 тыс. чел. (2,6% населения
республики). Это пятая по численность этническая группа. 34,9 тыс. проживала в
городах, остальные – в сельской местности. Лингвистический аспект До революции 1917 г.
марийцы назывались черемисами. Башкиры их называли сирмеш. Самоназвание мари,
марий. Икско-сюньские марийцы называли себя «белебей мари» в связи с вхождением
в прошлом в Белебеевский уезд Уфимской губернии, в настоящее время дифференцируют по
району расселения – «шаранские мари». Название праздника
перенято от башкир и татар с небольшими изменениями. |