Марийский традиционный праздник Дийын (Джиен)

Категория объекта:
Современные праздники с традиционными элементами
Этнокультурная принадлежность:
марийцы
Анкета утверждена:
23.09.2020
Номер объекта:
05-003
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

Дийын (от башк. и тат. Йыйын / Джиен) у марийцев Башкортостана («восточных марийцев») представляет собой праздник, который проводится в период между окончанием весенне-полевых работ, и началом сенокоса и жатвы, последовательно по округам (1–2 марийские деревни) в течение 4–5 недель. Он появился в празднично-обрядовом календаре марийцев Башкортостана под влиянием башкир и татар, бытовал в разных марийских селениях Приуралья, а в настоящее время – только в Шаранском районе Башкортостана.

Справочная информация

Описание

Понятие Йыйын /Джиен у башкир и многих других тюркских народов, включая татар и казахов, означает собрание, на котором решались важные родоплеменные вопросы – войны и мира, маршруты кочевок, границы вотчинных земель, соблюдения норм обычного права и т. д.; это был орган самоуправления рода и племени. В завершение проводился народный праздник с приглашением и угощением гостей, играми и состязаниями. С присоединением Башкирии к Русскому государству началось ограничение функций Йыйына/Джиена, особенно после подавления башкирских восстаний XVIIXVIII вв. Согласно Указам царского правительства от 11 февраля 1736 г. было разрешено их проводить только один раз в год в присутствии представителей властей. Запрещалось обсуждать вопросы военно-политического и экономического характера. На первое место выдвинулась развлекательная часть. После введения кантонной системы управления в 1798 г. они вовсе были запрещены. Остался лишь народный праздник Йыйын / Джиен. Он проводился летом после сева до уборки урожая на поляне или на возвышенном месте. На праздник собирались жители родственных аулов с приглашением соседних деревень. Организовывались спортивные состязания (конные скачки, национальная борьба, стрельба из лука), выступления исполнителей на музыкальных инструментах и вокалистов. К празднику приурочивались ярмарки. Для праздничной трапезы готовились национальные блюда и напитки.

Под влиянием башкир в культуру марийцев Башкортостана вошел праздник Дийын. Он также проводился после сева до начала сенокоса и жатвы, сопровождался поочередным гостеванием жителей разных деревень, народным гулянием. В крупных деревнях по очереди проводились ярмарки, длившиеся по 2-3 дня. Торговцы приезжали издалека на лошадях с большими сундуками, наполненными одеждой, утварью. Посмотреть на товар приезжали и жители с соседних деревень. На ночь торговцы оставались ночевать у местных жителей. В каждой деревне праздник обычно начинался в пятницу и заканчивался в воскресенье. Четверг заезжали гости, а в понедельник расходились.

Гостевание является характерной особенностью Дийына. Принимали гостей не только из своей деревни, но и из других селений, прежде всего родственников, замужних дочерей со своим семейством. К поездке готовили наряды и угощения. После массового заезда в четверг гости отдыхали, утром в пятницу для них топили баню, а ближе к полудню устраивали званый обед с участием соседей. Затем пир плавно переходил к соседям.

Другой особенностью Дийына являются молодежные игрища. Они включали в себя вождение хороводов на лугах, катание на подводах с песнями, гармонью. Катание проводилось по большому кругу, в середине которого проходили игрища. На игрищах широко практиковалось совместное хождение юношей с понравившимся им девушками. По рассказам информаторов, многие марийские семьи познакомились в праздник Дийын.

Дийын раньше начинали отмечать в деревнях Палчкле и Шрлык Бакалинского района, переходя в селения Шаранского района. Сейчас – сразу в Шаранском районе. Последователь следующая: 1) Деревни Чикеево и Чупаево; 2) Акбарисово и Куртутелево; 3) Емметево и Сакты; 4) Тумбагушево и Енахметево.

В годы НЭПа марийский праздник Дийын на территории Шаранского района Республики Башкортостан официально назывался «Ленинский кооперативный праздник». По примеру других «красных» праздников, традиционный обряд использовался в интересах советской власти, в данном случае для поддержки кооперативного движения, развития товарообмена между деревнями. После Великой Отечественной войны празднику вернулось его первоначальное название. Но в память о советских временах в деревнях Акбарисово и Куртутелево Дийын проводится в Международный день кооперации.

Сведения о празднично-обрядовой культуре икско-сюньских марийцев содержатся в работах исследователей середины и второй половины XIX в. – В. Лоссиевского (1848), В.М. Черемшанского (1859), М. Колесникова (1897), Мендиярова (1894). Последний отмечал сильное влияние на быт и язык местных марийцев этнических традиций тюркских народов, а также ислама на религиозные обычаи и обряды марийцев деревень Чикеево, Акборисово и др. Исследователи начала XX в. – финский этнограф У. Хольмберг, российские авторы М. Гумин и назвавшийся «Спутник» также уделили внимание тюркскому и мусульманскому влиянию на местных марийцев. В советские годы изучением восточных марийцев занимался Г.А. Сепеев и в 1975 г. опубликовал монографию. В монографии финского этнографа и демографа С.Лаллуки, написанной на английском языке, рассмотрены этнокультурные особенности восточных марийцев, в том числе икско-сюньских. В 2000-х гг. марийцы изучались в ходе комплексных коллективных и индивидуальных экспедиций. Их участники – Т.Л. Молотова и Р.Р. Садиков подготовили серию статей. В книге краеведа А.А. Асылбаева (2010) о д. Чупаево Шаранского района содержатся ценные сведения о марийцах, в том числе их праздниках и обрядах. Летом 2016 г. состоялась международная научная экспедиция к марийцам Шаранского и Бакалинского районов. Участники экспедиции – Л.В. Ямурзина (Тартусский университет) и Р.Р. Садиков (Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН). Некоторые материалы Р.Р. Садикова опубликованы в монографии (2016). 

Техники/Технологии, связанные с объектом

Проводится по традиции, сложившейся более столетия назад при участии активистов и национально-культурного общества марийцев. 

Современное бытование

Бытование и воспроизводство традиций – на территории Республики Башкортостан.

Источники сведений

Lallukka S. From fugitive peasants to diaspora. Helsinki, 2003. 474 p.

Асылбаев А.А. История деревни Чулаево. Тумазы, 2010. 157 с.

Гумин М. О черемисах-язычни ках деревни БаймурзинойСемено-макаровской волости Белебеевского уезда // Уфимские епархиальные ведомости. 1915. № 13. С. 575-578.

Ерусланов П. Краткий отчет о поездке к черемисам Уфимской губернии летом 1896 г. // Этнографическое обозрение. 1896, № 2–3. С. 324–329.

Колесников М. Черемисы-язычники в Белебеевском уезде // Уфимские губернские ведомости. 1897. № 87, 89, 90, 91.

Лоссиевский. Быт и праздники черемис Оренбургской губернии // Оренбургские губернские ведомости. 1848. № 41, 42.

Марийцы. Историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. 312 с.

Мендияров. О черемисах Уфимской губернии // Этнографическое обозрение. 1894. №с 3. С. 34-53.

Молотова Т.Л. Межэтнические контакты марийцев в Башкирии / «Мы и как удмурты, и как чуваши..» Взаимная социально-культурная адаптация в этнически смешанных селениях. М.: РУДН, 2007. С. 93-111.

Мурзабулатов М.В. Финно-угорские народы Башкортостана. Уфа: Гилем, 2010. С. 6173.

Народы Среднего Поволжья и Приуралья. Ч. 1. Финно-угорские народы. Каталог-указатель этнографических коллекций. Л.: ГМЭ СССР, 1990. 260 с.

Путешествия к удмуртам и марийцам. Письма Уно Хольмберга 1911 и 1913 гг. (Matkat udmurttien ja marien luo. Uno Holmbergin kirjeita vuosilta 1911 ja 1913) / под редакцией С. Лаллукки, Т.Г. Миннияхмеговой, Р.Р. Садикова. Серия «Финляндия в России». СПб.: Европейский дом, 2014. 224 с.

Садиков Р.Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография. Уфа: ООО «Первая типография, 2016. 276 с.

Сепеев Г. А. Восточные марийцы: историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX – начало XX в.). – Йошкар-Ола, 1975.

Спутник. К посещению Епископом Андреем черемис-язычников // Уфимскаие епархи альные ведомости. 18915. № 8-9.

Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859. 472 с.

Шитова С.Н. Марийцы // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. – Уфа, 2002.

Ягафова Е.А., Данилко Е.С., Корнишина Г.А., Молотова Т.Л., Садиков Р.Р. Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья. Самара. 2010. 264 с.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Садиков Ранус Рафикович, доктор исторических наук, исследователь марийцев Башкортостана. 

Организации, имеющие отношение к ОНКН

ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества 

Сведения о действиях над/с ОНКН

Поддерживается Марийской национально-культурной автономией «Эрвел мари» (2005), который имеет филиалы и отделения в районах компактного проживания марийского населения. Освещается в марийской республиканской газете «Чолман» («Кама», с 1991). Газета распространяется не только в республике, но и за ее пределами; в Пермской, Свердловской, Челябинской областях, Удмуртии. Имеется две районные газеты на марийских языках. В Калтасинском р-не газета «Калтаса Ужара» («Калтасинская заря»), которая издается также на русском и татарском языках. В Мишкинском районе с 2006 г. выпускается газета «Келшымаш». 

Предметы, связанные с объектом

Марийский фольклор – песни разных жанров, сольная и ансамблевая инструментальная музыка.

Национальная одежда икско-сюньских марийцев имеет отличия от других групп марийцев, она испытала влияние башкир и татар, заимствовала некоторые элементы одежды, например, женские головные уборы кашмау и тастар, мужские головные уборы тюбетейка и малахай. 

Современное бытование

Бытование и воспроизводство традиций – на территории Республики Башкортостан.

Историческое бытование

Марийские селения Республики Башкортостан и Республики Татарстан. 

Сведения об особенностях
Состояние бытования

В наши дни Дийын представляет собой молодежные гуляния на открытом воздухе, где организуется торговля, проводятся дискотеки. Гуляния начинаются в последнюю неделю июня и продолжаются 4-5 недель.



Исключительность/ценность

Марийский Дийын является примером взаимодействия культур в многоэтничной среде и формирования уникального локального пласта культуры. Праздник, изначально появившийся у башкир, но затем был утрачен, новую жизнь получил у марийцев Башкортостана. Праздник выполняет этноконсолидационную роль, способствует сохранению марийских обычаев, языка, фольклора. 



Способы передачи традиции

Передается из поколения в поколение. 



Форма бытования

Аутентичная



Этнологический аспект

Икско-сюньские марийцы в большинстве сохраняют языческие верования. Часть иско-сюньских марийцев сменила этническую идентичность на башкирскую или татарскую. Марийцы Шаранского района не только сохраняют, но и возрождают традиционную религию. От других групп марийцев они отличаются особенно сильным влиянием башкир и татар. Наблюдаются заимствования в языке (отсюда термин Дийын), народной одежде, обычаях. Празднично-обрядовый календарь включает и «языческие», и православные праздники, и мусульманские: Великий день, Сабантуй, Курбан, Семик, Рождество, Масленица и др. 



Исторический аспект

Восточные марийцы – территориальная смешанная внутриэтническая этнографическая группа, сложившаяся в XVI-XVIII в. на основе переселенцев в основном луговых, отчасти горных марийцев. Относятся к числу финно-угорских народов. Марийцы Шаранского района относятся к икско-сюньской группе (в бассейне рек Ика и Сюни в Приуралье) восточных марийцев. В эту группу входят также марийцы Бакалинского, Илишевского, Чекмагушевского и Белебеевского района Башкортостана, Актанышского, Мензелинского, Муслюмовского районов Татарстана. Наиболее многочисленны марийцы в Шаранском районе Башкортостана, где сохранилось более десятка марийских селений. 



Социологический аспект

Сохранности традиций способствует расселение марийцев преимущественно в сельской местности компактно. В 2010 г. численность марийцев в Башкортостане составляла 103,7 тыс. чел. (2,6% населения республики). Это пятая по численность этническая группа. 34,9 тыс. проживала в городах, остальные – в сельской местности.



Лингвистический аспект

До революции 1917 г. марийцы назывались черемисами. Башкиры их называли сирмеш. Самоназвание мари, марий. Икско-сюньские марийцы называли себя «белебей мари» в связи с вхождением в прошлом в Белебеевский уезд Уфимской губернии, в настоящее время дифференцируют по району расселения – «шаранские мари».

Название праздника перенято от башкир и татар с небольшими изменениями.