Костюмные комплексы марийцев Башкортостана

Категория объекта:
Изготовление предметов традиционного костюма
Этнокультурная принадлежность:
марийцы
Анкета утверждена:
23.09.2020
Номер объекта:
05-002
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

Выделяется два костюмных комплекса марийцев Башкортостана: прибельской (бассейн р. Белой) и икско-сюньских (бассейн рек Ик и Сюнь) подгруппы «восточных марийцев». Их особенностью является существенное влияние со стороны башкир. От них были заимствованы изготовление одежды из пестряди и узорной домотканины, свободные гладевые вышивки с цветочным орнаментом, головной убор кашпау, вязаные колпаки с кисточкой, нагрудники, украшенные позументом и монетами (яга, теньге), перевязи (дауэт). Праздничной верхней одеждой стали заимствованные у башкир кафтаны, украшенные позументом – пешмет. Мужчины стали носить тюбетейку и малахай.

Справочная информация

Описание


Техники/Технологии, связанные с объектом
Проводится по традиции, сложившейся во второй половине XIX в. при участии активистов и национально-культурного общества марийцев. 
Источники сведений
  1. Beke Ӧ. Tscheremissische Märchen, Sagen und Erzählungen. Helsinki, 1938. 
  2. H. Ost-Tscheremissische Wörterbuch. Helsinki, 1948. 
  3. Heikel A.O. Rakennukset Teremisseilla, Mordvalaisilla, Virolaisilla ja Suomalaisilla. Helsinki, 1887. 
  4. Holmberg U. Tscheremissien uskonto. Porvoo, 1914. 
  5. Lallukka S. From Fugitive Peasants to Diaspora. The Eastern Mari in Tsarist and Federal Russia. Helsinki, 2003. 
  6. Lallukka S. The East Finnic Minorities in the Soviet Union. An Apprais-al of the Erosive Trends. Helsinki, 1990. 
  7. Lehtinen I. Marien mekot. Volgansuomalaisten kansanpukujen muutoksista. Helsinki, 1999. 
  8. Lehtinen I. Tscheremissischer Schmuck. Ethnographische Untersu-chung. Helsinki, 1994. 
  9. Tscheremissische Texte. Gesammelt von H. Paasonen. Herausgegeben von Paavo Siro. Helsinki, 1939. 
  10. Газетные корреспонденции У. Хольмберга недавно переизданы в оригинале и в переводе на русский язык: Путешествия к удмуртам и ма-рийцам. Письма Уно Хольмберга 1911 и 1913 гг. (Matkat udmurttien ja marien luo. Uno Holmbergin kirjeitä vuosilta 1911 ja 1913) / под ред. С. Лаллукки, Т.Г. Миннияхметовой, Р.Р. Садикова. Серия «Финляндия в России». СПб.: Европейский дом, 2014. 224 с. 
  11. Гареев И.С. Марийские крестьяне Прикамья и Приуралья в XVIII–первой половине XIX в. Бирск, 2014. 246 с. 
  12. Голубкин П.С. Тайна «Султан-Керемета». Краткий историко-этнографический очерк о пережитках дохристианских народных верований восточных марийцев. Туймазы, 1994. 78 с. 
  13. Евсевьев Т. Этнографический отчет, записанный у восточных марийцев из уездов Бирского и Красноуфимского в 1924 году за время с 21/IX – 2/XI – 1924 года. 
  14. Ерусланов П. Краткий отчет о поездке к черемисам Уфимской губернии летом 1896 г. // Этнографическое обозрение. 1896, № 2–3. С. 324–329.
  15. Ерусланов П. Очерк быта и преданий восточных черемис // Известия Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества. Оренбург, 1894. Вып. 4. С. 1–8.
  16. Ефименко Е.Л. Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона в постсоветский период. Уфа, 2010. 128 с. 
  17. Ибулаев Г.И. Марийцы // Народы Башкортостана. Энциклопедия. Уфа, 2014. С. 165–184. 
  18. Изибаева Г.М. Некоторые особенности похоронной обрядности марийцев Республики Башкортостан // Этнос. Общество. Цивилизация: Четвертые Кузеевские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 133–135. 
  19. Козлова К.И. Восточные марийцы // История, археология, этнография. Труды МарНИИ. Йошкар-Ола. 1958. Вып. XI. C. 110–122. 
  20. Колесников М. Черемисы-язычники в Белебеевском уезде // Уфимские губернские ведомости. 1897. № 87, 89, 90, 91.
  21. Комов А.Ф. Черемисы и вотяки середины северной половины (второй стан) Бирского уезда. Этнографические очерки // Уфимские губернские ведомости. 1889, № 37, 38, 39, 41, 42, 43, 44, 46, 47, 48. 
  22. Лаллукка С. Восточно-финские народы России. Анализ этнодемо-графических процессов. СПб., 1997. 
  23. Лоссиевский. Быт и праздники черемис Оренбургской губернии // Оренбургские губернские ведомости. 1848. № 41, 42.
  24. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. 312 с.
  25. Мендиаров. О черемисах Уфимской губернии // Этнографическое обозрение. 1894, № 3. С. 34–53. 
  26. Молотова Т.Л. Межэтнические контакты марийцев в Башкирии // Мы и как удмурты, и как чуваши… Взаимная социально-культурная адаптация в этнически смешанных селениях. Сб. статей. М., 2007. С. 93–111.
  27. Муреев П.М. Из жизни и быта марийцев Башкирии (из материалов экспедиции 1929 г. в марийские деревни Уфимского кантона БАССР) // Краеведческий сборник. № 3–4. Уфа, 1930. С. 88–95. 
  28. Мурзабулатов М.В. Марийцы // Историко-культурный энцикло-педический атлас Республики Башкортостан. М.-Уфа, 2007. С. 454–457. 
  29. Мурзабулатов М.В. Финно-угорские народы Башкортостана. Уфа: Гилем, 2010. С. 61–73.
  30. Народы Среднего Поволжья и Приуралья. Ч. 1. Финно-угорские народы. Каталог-указатель этнографических коллекций. Л.: ГМЭ СССР, 1990. 260 с.
  31. Нечвалода Е.Е. Вышивка народов Башкортостана XVIII–XX вв. (эволюция и модернизация) // Традиционная культура народов Урало-Поволжья в условиях модернизации общества. Сб. статей. Уфа. 2011. С. 59–83. 
  32. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. СПб., 1788. Т. 3. Ч. 2. С. 27–28. 
  33. Путешествия к удмуртам и марийцам. Письма Уно Хольмберга 1911 и 1913 гг. (Matkat udmurttien ja marien luo. Uno Holmbergin kirjeita vuosilta 1911 ja 1913) / под редакцией С. Лаллукки, Т.Г. Миннияхмеговой, Р.Р. Садикова. Серия «Финляндия в России». СПб.: Европейский дом, 2014. 224 с.
  34. Рычков Н.П. Журнал, или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 году. СПб., 1770. С. 82–94; 152, 165. 
  35. Рычков П.И. Топография Оренбургская. Ч.2. СПб., 1762. 
  36. Садиков Р.Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография. Уфа: ООО «Первая типография, 2016. 276 с.
  37. Садиков Р.Р. Этнография, фольклор и язык марийцев Башкортостана в исследованиях финских ученых // История академических исследований территории страны и создание региональных научных центров Российской академии наук (к 60-летию Уфимского научного центра РАН). Сборник работ участников Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2011. С. 167–170.
  38. Сепеев Г.А. Восточные марийцы. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX–начало XX вв.). Йошкар-Ола, 1975. 248 с. 
  39. Сепеев Г.А. Финские ученые и традиционная этнография марийцев // Финские ученые о языке и культуре марийского народа. Материалы научной конференции. Йошкар-Ола, 2002. С. 88. 
  40. Смирнов И.Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк. Казань, 1889. 265 с. 
  41. Филоненко В. Отчет о командировке в Бирский уезд к язычникам-инородцам // Адрес-календарь Уфимской губернии на 1914 год. Уфа. 1914. Прил. С. 1–33.
  42. Филоненко В. У язычников-инородцев Уфимской губернии. Уфа, 1914. 35 с. 
  43. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859. 472 с. 
  44. Шитова С.Н. Марийцы // Народы Башкортостана. Историко-этнографические очерки. Уфа. 2002. С. 347–384. 
  45. Этнография. Мордва и черемисы Оренбургской губернии // Оренбургские губернские ведомости. 1845, № 42. 
  46. Этнокультурные процессы на Юж-ном Урале в XX–начале XXI в. / Ф.Г. Галиева, Р.Р. Садиков, Е.Е. Нечва-лода и др. СПб., 2015. 156 с. 
  47. Ягафова Е.А., Данилко Е.С., Корнишина Г.А., Молотова Т.Л., Садиков Р.Р. Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья. Самара. 2010. 264 с.
  48. Ялкаев Я. Этнографическое изучение восточных марийцев // Советская этнография. 1932, № 2. С. 152–156. 
  49. Ямурзина Л. Обряды семейного цикла мари в контексте теории обрядов перехода (на примере восточных мари). Tartu, 2011. 218 с. 
  50. Яфаева Г.М. Похоронно-погребальная обрядность прибельской группы восточных марийцев // Вестник Челябинского государственного университета. Серия История. 2014. Вып. 60. С.8–13.
Лица, имеющие отношение к ОНКН
Садиков Ранус Рафикович, доктор исторических наук, исследователь марийцев Башкортостана. 
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Поддерживается Марийской национально-культурной автономией «Эрвел мари» (2005), который имеет филиалы и отделения в районах компактного проживания марийского населения. Освещается в марийской республиканской газете «Чолман» («Кама», с 1991). Газета распространяется не только в республике, но и за ее пределами; в Пермской, Свердловской, Челябинской областях, Удмуртии. Имеется две районные газеты на марийских языках. В Калтасинском р-не газета «Калтаса Ужара» («Калтасинская заря»), которая издается также на русском и татарском языках. В Мишкинском районе с 2006 г. выпускается газета «Келшымаш».
Современное бытование
Бытование и воспроизводство традиций – на территории Республики Башкортостан.
Историческое бытование
Марийские селения Республики Башкортостан и Республики Татарстан.
Сведения об особенностях
Состояние бытования

К настоящему времени у прибельских марийцев традиционный костюм сохраняется в качестве семейной реликвии, его надевают на семейные торжества, а также участники художественной самодеятельности. Традиционный костюм икско-сюньскими марийцами утрачен. Вместе с тем, сохраняются традиционные фасоны одежды, сшитой из фабричных тканей.

В последнее время у прибельских марийцев наблюдается тенденция возрождения традиционной одежды в модернизированных формах. Ее шьют народные умельцы из фабричных одноцветных тканей ярких тонов (зеленой, оранжевой, голубой и т.д.), украшают разноцветными лентами, тесьмами и блестками, вышивкой гладью. Одевают такую одежду на свадьбы и различные фестивальные мероприятия. Шьют их на заказ или же покупают готовые комплекты из платья и передника на рынках Бирска, Калтасов или Мишкино.



Исключительность/ценность
Костюмные комплексы марийцев Башкортостана представляют собой результат длительного этнокультурного взаимодействия с башкирами, заимствования их традиций и творческой переработке. Это уникальное явление, не имеющее аналогов.


Способы передачи традиции
Передается из поколения в поколение.


Форма бытования
Аутентичная


Этнологический аспект

Марийцы Башкортостана относятся к этнографической группе восточных марийцев (эрвел мари). Исследователи выделяют четыре подгруппы восточных марийцев: прикамские (чолман мари) – Татарстан, Удмуртия; уральские (урал мари) – Свердловская область, Пермский край; икско-сюньские (белебей мари) – Бакалинский, Белебеевский, Туймазинский и Шаранский районы РБ, Актанышский, Мензелинский и Муслюмовский районы Республики Татарстан; прибельские (ӱпö мари) – Балтачевский, Бирский, Благовещенский, Дюртюлинский, Караидельский, Калтасинский, Краснокамский, Мишкинский, Нуримановский, Янаульский и другие районы РБ. Значительная часть марийского населения Башкортостана относится к прибельской группе, другую, более малочисленную часть, составляют икско-сюньские марийцы.

Большинство икско-сюньских и прибельских марийцев сохраняют языческие верования. Часть марийцев сменила этническую идентичность на башкирскую или татарскую. Большая часть не только сохраняют, но и возрождают традиционную религию.



Исторический аспект
Восточные марийцы – территориальная смешанная внутриэтническая этнографическая группа, сложившаяся в XVI-XVIII в. на основе переселенцев в основном луговых, отчасти горных марийцев. Относятся к числу финно-угорских народов.


Социологический аспект
Сохранности традиций способствует расселение марийцев преимущественно в сельской местности компактно. В 2010 г. численность марийцев в Башкортостане составляла 103,7 тыс. чел. (2,6% населения республики). Это пятая по численность этническая группа. 34,9 тыс. проживала в городах, остальные – в сельской местности.


Лингвистический аспект

До революции 1917 г. марийцы назывались черемисами. Башкиры их называли сирмеш. Самоназвание мари, марий. Икско-сюньские марийцы называли себя «белебей мари» в связи с вхождением в прошлом в Бебелеевский уезд Уфимской губернии, в настоящее время дифференцируют по району расселения – «шаранские мари».

Заимствованные у башкир элементы костюмного комплекса сохранили первооснову названий: такия (такия), пешмет (бешмет), яга (яга), кашпау (кашпау).