Башкирская пуховая шаль

Категория объекта:
Изготовление предметов традиционного костюма
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
26.03.2020
Номер объекта:
04-006
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.


Размер файла: 286.3 MБ

Описание

В республике разводятся специальные пуховые козы, дающие тончайший, и вместе с тем эластичный, пух с отличными прядильными свойствами. Из него изготавливают пуховую нить, являющуюся основой башкирских шалей. С одного животного, в зависимости от принадлежности к региону разведения, может быть начесано до 480 граммов этого ценного пуха. При этом его свойства зависят от качественного питания и правильного содержания коз. Еще одним параметром, влияющим на его качество, является возраст. Так максимальная продуктивность длится в период с 4 до 7 лет, а затем уменьшается.

Справочная информация

Описание

Башкирские козы характеризуются хорошей конституцией, крупными размерами и правильными формами телосложения, подвижностью и хорошей приспособленностью к пастбищно-стойловому содержанию. Особая порода пуховых коз (башҡорт тоҡомо, ябай ялан тоҡомо, ябай тоҡомо) дает тонкий и одновременно крепкий пух, волокнисто-эластичный и с высокими прядильными свойствами В Зианчуринском районе РБ высоко ценится пух темных коз «баишевской» породы («баиш кәзәләре») из одноименной деревни этого же района. За пухом этих коз и козлятами для их разведения приезжали из многих соседних деревень и даже районов. Породу «баишевских» коз, по словам старожила деревни Баишево И.Г.Исхакова, во время войны завезли из заволжских степей. Это была порода длинношерстных черных коз, которые давали до одного килограмма пуха. Данная порода коз и сейчас распространена среди иргизо-камеликских башкир Самарской и Саратовской областей.

Сначала высчитывают основу шали, затем вяжут квадратную середину шали - основную "телогрейку". Обыкновенно вяжут спицами, но в республике возрождается и искусство изготовления шалей на деревянных ткацких станках.

Отдельно для каждой из четырех сторон вяжут края шали. В арсенале каждой мастерицы имеются три-четыре разных орнамента. Некоторые умелицы еще и в середине полотна вывязывают узоры. Лишь немногие вязальщицы владеют искусством цельного вязания традиционной башкирской шали.

В завершение вывязываются углы шалей, которые скрепляют всю композицию воедино.

Готовую шаль вымачивают, растянув на всю ее ширину в прохладной воде, и сушат в хорошо проветриваемом помещении. Особое внимание уделяется тому, чтобы шаль сохранила свою квадратную форму. Традиции многосложного процесса работы с сырьем и готовой шалью позволяют сохранить особенности козьего пуха — по определению самих мастерицы "как у самой козы".

Свойство козьего пуха реагировать на холод используют и для того, чтобы распушить только что связанную шаль - ее в морозный день кладут и втаптывают в только что выпавший свежий снег, а после, стряхнув снежок, вывешивают сушиться - это называется «өбөрҫөгә шәл тапау» и позволяет добиться особой пушистости благодаря народным «криотехнологиям».

Ценные свойства козьего пуха:

  • Козий пух способен поглощать до 35% влаги по соотношению к своей массе.
  • Козий пух имеет низкую теплопроводность. Поэтому при носке все тепло вырабатываемое человеческим телом не рассеивается в окружающем пространстве, а сохраняется.
  • Козий пух мягкий и пластичный. Он имеет высокую растяжимость и упругость.
  • Про козий пух говорят, что когда рука его касается, она как будто окунается в сливочное масло.

Узор шали - почерк мастерицы. Существует несколько видов башкирской шали:

Большая или «Лесная»

Полтора на полтора метра - шаль плотной вязки называют также «деревенской» или «лесной» шалью. Ею можно обернуть все тело и зачастую такую шаль одевают под зимнюю верхнюю одежду в трескучие морозы.

«Үәл» тонкой вязки 

Шаль тонкой вязки называется «Үәл» и, хотя по размерам не уступает лесной шали, но более изящна, вязаные широкие края щедро украшены орнаментом. Это наиболее популярный вид башкирской шали - она больше всех востребована на рынке и именно ее, накинутую на плечи, мы видим во время исполнения народных танцев с шалью.

Косынка 

Небольшая по размерам, она используется хозяюшками как повседневный головной убор в зимние месяцы. В нее же укутывают новорожденных детей и оборачивают тело ребенка после бани.

Домотканая шаль

Есть отдельное название для шали, изготовленной на деревенском ткацком станке - в Абзелиловском районе ее называют «йыяр шәл» - «сборная шаль». Середина шали выткана на ткацком станке и поэтому обладает особой плотностью. 

В арсенале каждой мастерицы имеются три-четыре орнамента. Узор можно назвать и почерком мастерицы, и ее личным поручительством за качество шали. Некоторые умелицы отдельно выводят узоры и в середине полотна. Плотная середина и орнаментальные края вяжутся отдельно. Лишь немногие владеют искусством цельного вязания традиционной башкирской шали. Звонкое вязание, при которой спицы только и успевают стучать друг об друга и звенеть – считается мастерством вязальщицы («сыңлатып бәйләү»).

После окончания вязания хозяйки проводят влажную обработку («күпертеп ебәреү»), затем натягивают платок на раму для придания ей ровности.

Названия узоров в основном связаны с предметами быта и окружающей природой. Популярностью пользуются узоры «таубиҙәк» (узор, похожий на горы), «япраҡ» (листочек), «сәскә» (цветок), «сылбыр» (цепь), «ямғыр» (дождь), «һалма» (ромбики), «ҡош теле» (птичий язык), «бесәйтабан» (кошачьи лапки), «кәкерсәк» (кривая), «сатраш» (шахматы). 

Во время работы долгими зимними вечерами мастерицы исполняли песни. Одна из них – известная танцевальная песня-частушка «Шәл бәйләнем». Песня была записана собирателем фольклора Султаном Габяши в начале прошлого века и опубликована в сборнике «Башҡорт халҡ йырҙары» («Башкирские народные песни») в 1935 году. Среди исполнителей Т.Х.Узянбаева, Хоровая капелла Республики Башкортостан, Магфира Галеева, Алсу Сафина. Обработки осуществлены Загиром Исмагиловым для голоса и фортепиано, Хусаином Ахметовым, Андреем Кушниренко, Рафиком Сальмановым и Андреем Тихомировым — для хора a cappella. Напев песни использован в опере «Айһылыу» («Айхылу») М.М.Валеева и Н.И.Пейко

ШӘЛ БӘЙЛӘНЕМ Шәл бәйләнем, шәл бәйләнем, 
Шәл бәйләнем, шәл бәйләнем, 
Шәлем түңәрәк түгел дә 
Шәлем түңәрәк түгел. Ҡушымта:
Энә кейҙер - энә кейҙер генәйем дә 
Энә кейҙер - энә кейҙер генәйем дә Осоп барып һөйләшергә, 
Осоп барып һөйләшергә, 
Йәнем күбәләк түгел дә 
Йәнем күбәләк түгел. Ҡушымта Һикереп төшөп бейегәндән, 
Һикереп төшөп бейегәндән 
Яҙыҡ булыр тиһеңме лә 
Яҙыҡ булыр тиһеңме? Ҡушымта

 

ШАЛЬ ВЯЗАЛА Шаль вязала, шаль вязала, 
Шаль вязала, шаль вязала, 
Шаль моя не круглая, 
Шаль моя не круглая.  Припев: 
Энна-гидер, энна-гидер генайем да 
Энна-гидер, энна-гидер генайем да  Чтобы, прилетев (к тебе), поговорить 
Чтобы, прилетев (к тебе), поговорить, 
Душа моя не бабочка, 
Душа моя не бабочка.  Припев.  От того, что вскочишь в пляс, 
От того, что вскочишь в пляс, 
Грех будет, говоришь, что ли, 
Грех будет, говоришь, что ли?  Припев.

Качественная шаль распушится лишь со временем - на морозе. Кроме того, пушистость, наведенная расческой, ломает тончайшие волокна пуха. Традиционная башкирская шаль вяжется из спаренных пуховых нитей, что позволяет обойтись без нитяной основы. Оригинальный цвет башкирской шали - либо насыщенно-серый, либо кремовый. Редко — белый. Это цвета натурального козьего пуха. Окрашенные или обесцвеченные шали имеют слабые волокна, которые уже утратили свои первоначальные качества.

Главный критерий выбора шали - ваши ощущения. Шаль надо примерять на себя. Потрогать, накинуть на плечи и почувствовать - ваша ли это шаль. Хорошо ли вам в ней.

Техники/Технологии, связанные с объектом

С начала зимы коз готовят к вычесыванию пуха: кормят сеном, зерном, поят чистой водой. Хозяин обязательно проследит за тем, чтобы козы не застудились, но и в излишнем тепле не пребывали, были упитанными. Обязательно днем козы должны побывать на солнышке - в загоне. С осени коз не пускают в заросли репейника. Эти правила содержания пуховой козы соблюдают тщательнейшим образом - иначе не быть хорошему пуху.

Пух вычесывают в середине февраля, когда морозы крепчают, но зима уже начинает склоняться к весне - в эту пору пух бывает самым пушистым и густым. А перед тем, как вычесывать - козу день-другой держат в тепле, чтобы пух отходил легко и не сваливался. Степень готовности к стрижке у каждой хозяйки свой. К примеру, тянут пух двумя пальцами, если пух тянется легко, то настала пора для стрижки (при этом говорят «дебет ҡалҡҡан», «дебет өлгөргән»). Если волокна легко отделяются, то это признак высокого качества пуха.

Сперва коз вычесывают редкой гребенкой, а после - частой. Вычесывают коз по направлению от шеи, не торопясь, чтобы не повредить козью кожу. С каждой козы получают до трехсот грамм сырья.

Полученный пух вычищают от грязи, пыли, отделяют пух от попавшей шерсти. Для трепания пуха («тетеү») женщины собирают трудовые помочи («өмә»). Пух сортируют по цвету, длине и толщине.

Последний этап работы с пухом - еще одно вычесывание – «шапалау», эту процедуру проводят дважды, после которого пух становится мягким, шелковистым и его можно прясть («иләү»). Есть два вида прядения пуха: продольную нить прядут сильнее, внатяг (сираҡ, ссученная), а поперечную – слабее, чтобы пушилась (һүлпәк). Но главное – обе нити должны быть одинаковой толщины.

Источники сведений
  • «Башкортостан: Краткая энциклопедия» (1996).
  • П.И. Рычков «О козьей шерсти» (1766)
  • С.И. Руденко «Башкиры: историко-этнографические очерки» (1955)
  • С.Н. Шитова «Башкирская народная одежда» (1995),
  • Т.Я. Абдулгазина «К истории пуховязального искусства» (2006).
  • Р.Б. Ахмеров «Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа» (1996).
  • Г.Г. Кульсарина "Концепт "шаль" в текстах фольклора южных районов Республики Башкортостан" (2015)
  • Т.Я.Абдулгазина. К истории пуховязального искусства // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию С.Н. Шитовой. – Уфа: Гилем, 2006. – С.55 – 59.

Телефильмы: 

  • "Вечная нежность башкирской шали ", С.Сурина 2008 г., Уфа
  • "Орнамент. Башкирская тканая шаль", С.Сурина 2011 г., Уфа https://ok.ru/video/6699487729 
  • "Башкирская шаль", А.Валеева 1992 г., Уфа
  • "Зианчуринский пуховый платок", Р.Юлдашбаев 2015 г., с.Исянгулово https://www.youtube.com/watch?time_continue=1478&v=DOkMKiZTAVI&feature=emb_logo
Лица, имеющие отношение к ОНКН

Исследователь: Руденко Сергей Иванович (1885-1969г.) - археолог, антрополог, этнолог, гидролог.

Место работы: Магистр географии (1917г.), доктор технических наук (1944г.), профессор (1919г., 1950г.), действительный член Русского географического общества (1911г.), член Парижского антропологического общества (1914г.).


Исследователь: Шитова Светлана Николаевна (Род.1936г.) - заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.

Место работы: С 1959 года участвовала и руководила 30 этнографическими экспедициями по исследованию быта и культуры башкирского народа. Одновременно изучала и другие народы Башкортостана. В составе экспедиций Института этнографии АН СССР работала в Узбекистане и Таджикистане, выезжала к ненцам и селькупам в Ямало- Ненецкий национальный округ.

Основным направлением научной деятельности С. Н. Шитовой является исследование материальной культуры и декоративного искусства башкирского народа с древнейших времен до современности. Изучала национальную одежду, традиционные поселения и жилища, декоративного искусства и утвари башкирского народа. Разработанный Шитовой С. Н. метод классификации и типологической характеристики многих сторон материальной культуры башкир также использован при этнографическом изучении других народов.


Исследователь: Авижанская Софья Александровна (1920-2014г.) - этнограф, музеевед.

Место работы: Этнограф и музеевед. Ленинград.


Исследователь: Бикбулатов Наиль Валеевич (1931-1996г.) - башкирский этнограф.

Место работы: В 1957–1978 — младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, в 1978–1992 — заведующий отделом этнографии, в 1992–1996 ведущий научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского НЦ РАН.

Принимал участие в создании Музея археологии и этнографии в Уфе. Организовал и участвовал в 40 экспедициях. Под его руководством в отделе этнографии ИИЯЛ была создана богатейшая в регионе этнографическая картотека (более 10 тыс. единиц хранения). Подготовил и опубликовал более 150 научных трудов по этнографии башкир и других народов региона и более 10 монографий и фундаментальных научных статей в академических изданиях.


Исследователь: Кузеев Раиль Гумерович (1929-2005г.) - учёный-этнограф, историк, изучавший быт, культуру этническую историю и этногенез народов Среднего Поволжья и Урала, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, академик АН Республики Башкортостан.

Место работы: В 1955—1961гг. заведующий сектором истории, археологии и этнографии Института истории, языка и литературы БФ АН СССР, в 1960—1987 годы — заместитель председателя Президиума БФ АН СССР, c 1983 года — заведующий Отделом народов Урала и Музеем археологии и этнографии УНЦ РАН. C 1994 по 1997 год президент Ассоциации российских этнографов и антропологов. B 1995—1996г., — исполнитель обязанностей вице-президента АН РБ. В 1999—2001 гг. — Директор-организатор Центра этнологических исследований УНЦ РАН. В 2001—2005 гг. — советник РАН.


Исследователь: Янбухтина Альмира Гайнуловна (род.1938г.) - российский искусствовед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, профессор кафедры дизайна Института национальной культуры Уфимской государственной академии экономики и сервиса (УГАЭС).

Место работы: Работала преподавателем на кафедре архитектуры строительного факультета Уфимского нефтяного института, затем - в художественном объединении «Агидель» искусствоведом – научным консультантом. Янбухтина Альмира Гайнулловна - доктор искусствоведения (2004), профессор (2004), заслуженный деятель искусств РБ (2006). Работает в Институте национальной культуры Уфимской государственной академии экономики и сервиса (УГАЭС). Профессор кафедры дизайна с 1994 по настоящее время.


Исследователь: Кайдалова Карима Шариповна - заведующий отделом Галереи народного искусства «Урал».

Место работы: Галерея народного искусства «Урал» Республиканского центра народного творчества РБ. (г. Уфа, ул. Ленина, 56, 272-61-44, uralgallery@gmail.com)

Организации, имеющие отношение к ОНКН

ГБУК Республиканский центр народного творчества Республики Башкортостан. Отдел фольклористики.

Адрес: 450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2. тел.: 289-62-00 – приемная

289-62-12 – бухгалтерия, е-mail: gukrcnt@mail.ru

Сведения о действиях над/с ОНКН

Ежегодно проводится Республиканский конкурс башкирской шали, где мастерицы республики демонстрируют свои умения и навыки.

Наблюдается возрождение традиционного древнейшего ремесла башкирских традиций тканых шалей в Абзелиловском и Баймакском районах, где мастерицы осваивают тонкости изготовления шалей на деревянных ткацких станках.

Тип действия: Популяризация

Наименование действия: Цикл «Орнамент», «Рая Вильданова – мастерица тамбура».

Проводится: 2011 г.

Исполнитель: Сарвар Сурина, Наил Хамитов

Место действия: Республика Башкортостан

Ссылка на источник: https://www.youtube.com/watch?v=otzrkqfoGGE

Историческое бытование
Во время этнографической экспедиции БФАН СССР 1958 года были получены данные о бытовании в деревне Башкирские Чумазы Зилаирского района Башкирии «больших толстых домотканных суконных шалей из овечьего пуха» («тула шәл). Описание башкирского шарфа, купленного в 1906 году: «Шарф представляет собой чисто белое полотно, украшенное четырьмя полосками по краям и бахромой из нитей серого цвета». Усредненное описание старинной башкирской шали: толстая, пушистая (иногда говорят мохнатая), часто с бахромой, тканная, реже вязанная (как правило, глухой вязкой, без узоров).
Сведения об особенностях
Состояние бытования

В советские годы на юге республики действовали артели вязания шали. В селе Исянгулово работал и цех народного творчества "Азатлыҡ". Из пуха, собираемого в Башкирии изготавливали середину шали, а края вывязывали, раздавая хозяйкам на дом - так башкирские искусницы внесли свой вклад в славу знаменитых оренбургских пуховых платков.

Традиции древнего искусства поддерживаются и на региональном уровне. Инициаторами создания действующих трех клубов вязания башкирской шали стал Республиканский центр народного творчества и Галерея народного творчества «Урал».

Сейчас в республике действует три центра вязания башкирской шали:
«Вәзәм шәлдәре» - «Вазямские шали» (д.Малоарслангулово Хайбуллинского района), 
«Стәрлебаш биҙәктәре» - «Стерлибашевские узоры» (село Стерлибашево Стерлибашевского района) 



Способы передачи традиции
Бытовая, наследственная, образовательная.


Форма бытования
Аутентичная форма, авторское развитие традиционной технологии в рамках современного декоративно-прикладного искусства.


Исторический аспект

Одним из первых ученых, рассказавшим об Оренбургском крае и его богатствах, а также заинтересовавшимся козами, их шерстью и пухом, стал путешественник и исследователь, академик П.И.Рычков. В своем исследовании «Опыт о козьей шерсти» ученый пишет: «Козы под волосьями или под наружную шерстью имеют у себя другую, мягкую, кою называют пухом, или подсадом, почему в самое нынешнее время, в декабре 1765 года велел я, взяв одну козу, чесать ее при себе гребнем, каким чешут волосы. Сим способом достали из нея пух такой тонкий и мягкий, что схож почти с хлопчатой бумагой» (1766).

Об изготовлении башкирскими женщинами вязаных шалей из козьего пуха для своей семьи и на продажу впервые упоминает С.И.Руденко.

С.А.Авижанская в своей работе предполагает, что «вязание пуховых шалей распространилось у башкир под влиянием русского казацкого населения». Однако, вполне логично предположить, что русские казаки и другие народы, переселившиеся в Оренбургский край из различных губернии Российского Государства в течение XVI-XVII вв. и в более позднее время, постепенно, адаптируясь к новым природно-климатическим условиям, переняли у башкир местные, более рациональные методы и навыки ведения хозяйства, в том числе, и разведение коз. Переселенцы переняли у местного населения немало обычаев и элементов материальной культуры. По-видимому, многие способы и приемы заготовки пряжи и вязания пуховых изделий, в том числе, и пуховых шалей, также были восприняты переселенцами от местных башкир.

О давности пуховязания у башкир свидетельствуют, например, экспонаты, приобретенные С.И.Руденко во время поездки по территории Южного Урала: самодельные тканые шали из козьего пуха, а также большие пуховые шарфы. Несколько таких изделий он приобрел для коллекций, которые ныне хранятся в фондах Русского этнографического музея в Петербурге.

Несколько позже, в 1958 г., во время этнографической экспедиции БФАН СССР были получены данные о бытовании задолго до Октябрьской революции в деревне Башкирские Чумазы Зилаирского района Башкирии «больших толстых домотканных суконных шалей из овечьего пуха» («тула шәл»).

Этнографам удалось наблюдать процесс изготовления тканых пуховых шалей не только в Зилаирском, но и в Хайбуллинском, Баймакском, Абзелиловском, Бурзянском районах Башкирии.

Это большой пуховый шарф «тавыт яулыҡ», приобретенный в 1906 г. в деревне Махмутово бывшей Катайской башкирской дачи Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (РЭМ, №1002-28), связан из козьего пуха. Правильнее было бы называть его «дебет яулыҡ», по аналогии с пуховым тканым платком. Шарф представляет собой чисто белое полотно, украшенное четырьмя полосками по краям и бахромой из нитей серого цвета. На вязание такого платка (сюда входит и прядение ниток) башкирка тратит около полутора месяцев. С.И.Руденко в своей монографии «Башкиры» свидетельствует о том, что такого рода изделия в начале XX в. были широко распространены в данном районе. Исследователь отмечает, что во второй половине XIX в. в связи с расширением торговых отношений в Башкирии «башкиры продавали пуховые шали из козьего пуха».



Социологический аспект

В июле 1930 г. на базе 34 артелей был учрежден Оренбургский Губернский Союз Промысловой кооперации «Промсоюз», который затем был преобразован в специальный Пуховязальный союз Промкредита. На 1.04.1929 г. в составе сети числилось 33 пуховязальных кооператива с 7845 членами, 8721 кустарем, работающими на дому. В 60-70-е гг. в стране широкое развитие получило комплексное обслуживание предприятиями сервиса на селе. С этой целью в районных центрах и крупных сельских населенных пунктах создавались комбинаты бытового обслуживания населения (КБО), при которых были созданы артели вязальщиц, работавших на предприятии или на дому. На производстве на специальных пуховязальных станках одни работницы предприятия готовили середину платков, а другие вручную на спицах вязали (кайму) края будущей шали на дому. В настоящее время КБО закрылись, и теперь вяжут только на дому для удовлетворения потребностей членов своей семьи и родственников, а также на продажу.

Один из таких комбинатов находился в Зианчуринском районе в с. Исянгулово. Здесь работало около 1200 мастериц-надомниц. В 60-е годы, когда там работали башкирские этнографы, было осуществлено рациональное разделение труда и механизированы отдельные процессы. В вязальном цехе комбината на специальной машине изготовлялась середина платка, а надомницам поручалась вязка художественной узорной каймы на спицах. «Сырье – пух и белую бумажную нитку – мастерица получает от комбината. Готовые платки окрашиваются затем в специальном красильном цехе комбината в желаемый цвет. Готовые шали вывозятся в города и реализуются через торговую сеть». Таким образом, вязание было одним из древнейших традиционных домашних занятий у башкир. 



Лингвистический аспект
Сираҡ иләү,сираҡ сиратыу, һүлпән иләү, аялаған дебетте тәҫләп һалыу, сираҡ иләһәң тиҙ ҡабармай, дебетте күп тотҡолаһаң эрей, шәл һыры,шәл сите, биҙәк һалыу, һалма биҙәк, сатраш биҙәк, арҡысаҡ, бесәй табаны . Шәлде һыу бөркөп һелкеп ябынһаң, йөнө ҡабара.