Женский костюмный комплекс закамских удмуртов

Категория объекта:
Изготовление предметов традиционного костюма
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
23.03.2020
Номер объекта:
04-004
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

Костюмный комплекс закамских удмуртов есть результат формирования уникального явления, сложившегося в среде переселенцев на территории Башкортостана и Куединского района Пермского края на протяжении XVI–XIX вв. под влиянием башкир. Главными его отличиями от костюма, распространенного на территории Удмуртской Республики, являются использование пестряди для пошива рубах, их крой по примеру башкир, включение безрукавного камзола из однотонных плотных тканей с нашитыми позументами по краям.

Справочная информация

Описание

Закамские удмурты интересуют зарубежных ученых из Финляндии, Венгрии и Эстонии, начиная с конца  XIX в., прежде всего с точки зрения сохранения «язычества», хотя попутно ими собираются материалы и о женской одежде. В среде закамских удмуртов под влиянием башкир сформировался костюмный комплекс с элементами: рубаха и штаны из цветной пестряди; камзол или бешмет; составной головной убор, включающий чепец с открытой макушкой, спереди украшенный серебряными монетами, чулки, обувь обычно лапти.

Длинная рубаха (дэрем) в верхней части имела туникообразный покрой, в нижней (итэт) – состояла из нескольких прямых или раскошенных полотнищ. На месте соединения верхней и нижней частей пришивали широкую ситцевую оборку (сöзы) шириной от 10 до 50 см. Она имела иной цвет, чем вся рубаха, и прикреплялась при помощи узкой цветной ленты (вылӥсь басма, тӱрлы). Оборку на рубахах молодых удмурток пришивали на самом поясе, у старых женщин ее опускали немного ниже. Праздничные рубахи имели по две оборки. Рукава (саес) были длинными, прямыми, сшитыми из одного полотна. Под рукава в пройму вшивались четырехугольные ластовицы (кунул жыбы). Подол рубах обшивался одной–двумя узкими полосками ситца (егес). Молодежь пришивала кружевные оборки (обырка).

Рубаха на груди имела вырез (мыресазь), вокруг которого в виде нагрудника дугообразно нашивали полосы разноцветного ситца. В более поздних рубахах нашивки отсутствуют, а вдоль разреза пришита планка (каплама, ӟапма). Как и башкиры, под рубахой на месте разреза носили съемный тряпичный нагрудник (кукрак, мырашет), который представлял собой четырехугольный кусок домотканины с нашитыми полосками цветного ситца. Необходимость нагрудника объясняется тем, что разрез рубахи не имел застежек, кроме скрепки у ворота. Воротник (сирес) был шириной 5–10 см, на одних рубахах он был стоячим, на других – отгибался. Отличительным элементом женских рубах татышлинских удмуртов является наличие двух тесемок, пришиваемых изнутри спереди на уровне пояса и с помощью которых подтягивали переднюю часть подола рубах, повязывая их на штаны.

Поверх рубахи носили передник (ашет), состоявший из грудки (мылазь) и нижней части (мугор, ашетазь), сшитой из двух полотнищ. Передники обычно шили из домотканины, украшенной браными или закладными ткаными узорами. У пояса передник завязывался при помощи пояска (ашет кал). Непременной частью женского костюма являлись штаны (ыштань), сшитые из цветной пестряди.

Частью костюмного комплекса стал безрукавный кафтан (камзол), сшитый из однотонных плотных тканей, украшенный по краям позументом. Также были распространены кафтаны из покупных тканей с рукавами (бешмет). Будничным головным убором являлись платки (ӟалык). Праздничный убор девушек был многосоставным. На голову надевали холщовые чепцы с открытой макушкой, спереди украшенные серебряными монетами (маӊлай). На лоб привязывали повязку (чачак) – кусок холста с нашитыми на нее полосками меха и позумента, густой бахромы с блестками. Сверху надевали вязаный колпак (калпак), который выводили через отверстие в манлае.

Как и башкиры, поверх грудного разреза рубах женщины носили нагрудники, украшенные монетами и обшитые по краям позументом (тöшуко, мылазьуко). Широко были распространены нагрудные подвески из монет (сырга, ошет, ӟака), перевязи (сильсюмыс), подбородочные повязки (сакал), накосные ленты (быдэс, ӟышпынэт), накосники (ӟырсикузя, сьэськэп), а также бусы (весь), серьги (пельгы), перстни (зындэс), браслеты (былэзик) и т.д.

На ноги одевали чулки (урдэг чулка/чуглэс), сшитые из домотканого сукна, и вязаные теплые носки – нырос. Обувью служили лыковые лапти (кут)  с трапецевидной формой носка, по праздникам украшенные расщепленными гусиными перьями, зимой – валенки (гынсапег).

В д. Купченеево Ермекеевского района носили рубахи из пестрядинной домотканины в клетку (дэрем), поверх нее – дьелан из черного сатина или домотканины на подкладе. В качестве праздничной одежды носили шортдэрем – кафтаны из белого холста с вышивкой по подолу и горд зыбын – кафтаны из красной в черную полоску шерстяной домотканины. На лоб девушки повязывали тятяк с бахромой, поверх нее надевали платок, завязав в виде банта – сюрок; замужние женщины надевали на голову айшон, каркасный головной убор из бересты, покрытый специальным вышитым или с аппликациями платком – айшон кышет, сюлык; пожилые женщины – чалму в виде чепчика с двумя пришитыми сзади прямоугольными кусками холста. В качестве украшений служили тьыртыкерттэт – нагрудная подвеска из крупных монет, ниже нее – подвешивали калогы из мелких монет, через плечо перекидывали перевязь, украшенную серебряными монетами – камали, бутьмар. Подпоясывались широкими поясами из полосатой домотканины – путо.

Техники/Технологии, связанные с объектом
Пошив элементов одежды, плетение лаптей, изготовление украшений из монет с использованием техники сверления и других техник обработки металла.
Лица, имеющие отношение к ОНКН
Садиков Ранус Рафикович, доктор исторических наук, исследователь закамских удмуртов.
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр народного творчества Республики Башкортостан
Сведения о действиях над/с ОНКН
Общественными организациями и удмуртскими национальными школами ставится задача сохранения и популяризации этнических традиций, в том числе костюмного комплекса закамских удмуртов путем публикации научно-популярных изданий, выступлений в СМИ, в том числе в Республиканской общественно-политической газете на удмуртском языке «Ошмес».
Современное бытование
Бытование и воспроизводство традиций – на территории Республики Башкортостан.
Историческое бытование
Удмуртские селения Республики Башкортостан и Куединского района Пермского края.
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Женский костюмный комплекс закамских удмуртов вышел из активного обихода в 1940-е гг. Его элементы представлены в фондах Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН (Уфа), Русского этнографического музея (СПб), а также выше названных архивах Хельсинки и Будапешта. Населением ныне традиционная одежда надевается на семейные торжества и общественные праздники. Некоторые фольклорные коллективы стараются шить сценическую одежду, соблюдая традиционные крой, колорит и декор, из современных тканей, которые своей фактурой и цветом напоминают старинные ткани. Изготовление таких костюмов осуществляется в с. Старое Килмиярово Татышлинского района (мастер Ефим Байрамшин). В большинстве случаев народные коллективы используют сценическую одежду, не имеющую никакого отношения к местным традициям.


Исключительность/ценность
Представляет собой уникальное явление, которое важно для сохранения этнолокальных культурных традиций. 


Способы передачи традиции
Передается из поколения в поколение с учетом меняющихся социально-экономических условий (материал для пошива, способы декорирования). 


Форма бытования
Аутентичная


Этнологический аспект
С одной стороны, костюмный комплекс закамских удмуртов испытал сильное влияние башкир, с другой стороны он сохранил традиции предков. Прежде всего это кафтан (шортдэрем) из домотканины, надеваемый на время проведения религиозных ритуалов в качестве летней верхней одежды. Он шился туникообразного покроя из белого в мелкую черную полоску холста. Другой вид верхней одежды – зыбын – кафтан из шерстяной или посконной домотканины с отрезной спинкой и присборенной талией. Его носили поверх рубахи летом и осенью. Теплой верхней одеждой служил дукес из домашнего валяного сукна с холщовой подкладкой. 


Исторический аспект
Влияние тюркских народов на удмуртов происходило на протяжении нескольких столетий – в ранне-булгарское время (VIII–X вв.), период Волжской Булгарии (X–XIII вв.), Золотой Орды (1224 – нач. XVI в.) и Казанского ханства (1438–1552). После переселения удмуртов на территорию Башкортостана удмурты сформировали тесные хозяйственно-экономические и этнокультурные связи с башкирами, многие испытали влияние процесса исламизации, тюркизации, сменили этническую идентичность и стали «башкирами». Влияние башкир испытали также удмурты, сохранившие «языческую» веру. 
В результате нескольких потоков удмуртских переселенцев на территорию Башкортостана сложились этнолокальные группы с особенностями женской одежды. Выделяются локальные варианты удмуртов Татышлинского и Ермекеевского районов.


Социологический аспект
Сохранности костюма закамских удмуртов способствует их расселение преимущественно в сельской местности в прошлом и настоящем. В 1939 г. в сельской местности проживало 98,6% удмуртов, в 2010 г. – 63,0%. Дисперсность расселения удмуртов на территории Башкортостана способствовала формированию локальных традиций.


Лингвистический аспект
Свой костюм закамские удмурты называют «башкирским». Камзол, заимствованный удмуртами, по примеру башкир называется камзол, женские штаны – ыштань, головной убор – маӊлай.
Старинные образцы одежды из домотканины называются вашкала / дэра дэрем «старинная / домотканая рубаха», а рубахи из покупных тканей – удморт дэрем «удмуртская рубаха».