Башкирские народные игры Категория объекта:
Народные игры, традиционные состязания, единоборст
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
26.03.2020
Номер объекта:
04-002
Автор-составитель анкеты:
Ибрагимова Альфия Газизовна
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ
ОписаниеБашкирские народные игры являются популярным развлечением у людей разных возрастов. Игры отражают жизнь и быт наших предков, их историю и культуру. Социальная значимость игр в жизни народа в том, что они являются инструментом в этнопедагогике, помогают прививать детям навыки и знания об окружающем мире, заложить в их души нравственно-этические ценности.Справочная информацияОписание
Игры бывают разных форм и разновидностей, чаще коллективные, когда происходит охват пяти и более человек. Они могут быть в форме посиделок, без коллективных движений и подвижные. От подобных игр башкирские игры отличаются своей традиционностью, отражают особенности и своеобразия жизни, культуры и мировоззрения, свойственных только башкирам. В них, в частности, отражаются явления полукочевого образа жизни народа, его знания, ремесла и обычаи. Игры — испокон веков сформировавшийся институт воспитания тела и духа детей и взрослых, художественная система, отразившая педагогические, этические принципы народа, своеобразный театр отношений, арена борьбы разных начал: добра и зла, хорошего и плохого, реального и вымышленного. Игра — серьезный установленный мир, где выявляются слабый и сильный, правитель и подчиненный, ловкий и неумеха и т. д. У игры свои законы, отличные от обряда, свои правила, поэтому она является первородной школой демократии, гуманизма. В основе игр лежат традиционные обряды и обычаи народа, элементы его ремесел и орудия труда. Так, одним из орудий охоты был камень. Со временем человек придумал приспособления, которые способствовали бы более точному, прямому попаданию по жертве – хапкын. Позже данный инструмент лег в основу игры для мальчиков “Хапкын”. Или же в играх отражались элементы борьбы – национального куряш или картины сражений, когда в древности в них участвовали лишь мужчины-батыры, которые поднимались на борьбу, восстания за свободу и независимость родной земли. Это во многом, например, легло в основу игры для мальчиков “Сэпэмэ туп” (“Мяч-подкидной”), в которой мальчики хватали подкинутый высоко мяч и со всей силы догоняли “врага” и сбивали его. Эти игры, богатые как по форме, так и по содержанию, прививали в детях и подростках навыки ведения хозяйства, строить свою жизнь, давали знания о прошлой жизни своих предков и воспитывали в них уважение и преданность к ним, своему народу, своей культуре в целом. Аутентичность. Об эксклюзивности и аутентичности башкирских народных игр можно судить по записям наблюдений ученых-путешественников XVIII века: П. С. Палласа, И. И. Лепехина, В.И. Даля и др. На самобытный характер игр башкирского народа (как детских, так и взрослых) обращали внимание еще путешественники XVIII века. И.И. Лепехин в своих "Дневных записках...", описывая стрельбу из лука, борьбу, соколиную охоту и воспитание соколят, а также некоторые другие развлечения взрослых, делает весьма примечательный вывод: "В прочем всякому видно, что их забавы весьма сходны с их образом их житья». В описываемой еще И. И. Лепехиным соколиной охоте через 70 лет принял непосредственное участие В. Зефиров, о чем и рассказал в газете "Оренбургские губернские ведомости" в 1847 году в номере 27. Об этой же охоте в дальнейшем оставят свои записи Н. Казанцев, С. И. Руденко, Н. Баишев и некоторые другие. В.И. Даль описал в 30-ые годы XIX века уже тогда редко встречающуюся охоту на волков – развлечение взрослых мужчин. Вышеупомянутые авторы весьма подробно останавливались на описании башкирских игрищ. Однако в этих материалах речь идет преимущественно о развлечениях взрослых, которые были самобытны, и тем самым привлекали внимание. И только Д.П. Никольский коротко описывает развлечения детей, отмечая, что они не отличаются замысловатостью и подражают большей частью взрослым, а некоторые игры, на его взгляд, несут следы архаики. Д.П. Никольский выделяет зимние и летние игры, отмечает возрастной характер игр. Более подробно о детских играх писал С.И. Руденко. В течение многих лет им был собран богатейший этнографический, антропологический, фольклорный, лингвистический материал, обобщенный в фундаментальной монографии "Башкиры. Историко-этнографические очерки". Работа выдержала два издания -1925 и 1955 года - и ее можно по праву назвать настольной книгой башкирских этнографов. В свое время она научных аналогов не имела, и тем самым надолго опередила время. С.И. Руденко поставил своей целью тщательное изучение самобытной культуры башкирского народа, описывает он и игры на 5 страницах, начиная с младенческого возраста. Он обращает внимание на многие моменты: половозрастной состав участников, характер игры, орудия игры, сами игрушки. Рассказывая об играх взрослых, он пишет, что они уже носили спортивный характер, и проводились только на крупных празднествах. Игрища тоже не остались в стороне от внимания С.И. Руденко. Имеется полное описание праздника сабан-туй, карга-туй и некоторых других празднеств. В развлечениях взрослых башкир огромное место занимали музыка и танцы. И хотя работа С.Г. Рыбакова "Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта" непосредственного отношения к играм не имеет, ее нельзя обойти молчанием. Известно, что многие песни и наигрыши имеют также хореографический вариант. А башкирское слово "уйын" имеет два смысловых значения: игра и танец. Например, фразу "Мин уйынга сыгам" можно перевести и как "Я пошла на развлечения (игры)" или как "Я пошла на танцы". Об этом же пишет и Л. И. Нагаева, отмечая, что "термин уйын обозначал и игру, и танец". А взрослые башкиры развлекались как раз танцами, музыкой. Работа С. Г. Рыбакова тем и ценна, что оставила нам духовное наследие в том виде, в каком оно существовало в конце XIX века. В послеоктябрьский период в Башкирской республике игры не являлись объектом специального изучения историков, этнографов. Исследованию музыки в башкирских играх посвящена статья Л.Г. Атановой "Музыка в башкирских играх". Проблемы, поднимаемые автором, несколько шире заявленной темы. Л.Г. Атанова проводит анализ музыки в башкирских играх, одновременно анализируя сюжетные игры, где имеются напевы, пытаясь выяснить природу игр "Убыр карсык" и "Алырым кош", делает вывод о древности магического обряда, дошедшего в форме игры. Сопоставление мелодии считалок и заговоров игры "Убыр карсык" приводит автора к мысли об их единстве. Техники/Технологии, связанные с объектом
Догонялки Они построены на принципе «кто — кого». В одних это — соревнование в быстроте и силе, в других — в меткости, в третьих — ловкости, в четвертых в коллективизме и т. д. Цель определяет способы и правила игры, которые взаимодействуя, дополняют друг друга. К примеру, игры, абсолютно различные: «Белый тополь, синий тополь!» и «Знамя» можно назвать играми, призванными проверить чувства коллективизма. Однако в «Белом тополе... » одна сторона выбирает себе члена своеобразным кличем. И тем самым приобретает возможность укрепления своих позиций: Белый тополь, синий тополь, Нам красавица Сания нужна! Избранница должна выполнить одно условие: разорвать цепь рук в противоположном кругу и привести с собой кого-нибудь. В противном случае должна остаться в той цепи. А в «Знамени» действа исполняются по ведению счета. По счету «раз» друг у друга отбирают знамена, по счету «два» стороны дерутся за «границы» своих территорий. Так, единая идея коллективизма, сходство борьбы разрешается в различной форме. Психологический фактор является движущим механизмом (победителя ждет всеобщее признание, похвала) как самого хода игры, так и достижения ее результата. Если в «Посиделках» стремление игроков остаться в кругу оправдано нежеланием «платить» штраф, то в играх «Свинья» и «Осел» поведение игроков мотивировано желанием избежать присвоения названий животных-дразнилок. В играх, построенных на принципе «Кто — кого», действуют две противоположные группы («Знамя», «Белый тополь», «Охотники и утки», «Зайцы и волки», «Мяч»), В других пастух погоняет, а остальные убегают («Голубок», «Десять палок», «Кассир», «Муха», «Комар»). Выделяются игры, в которых нет ни пастухов, ни соревнующихся сторон («Пять целей», «Ворота я мяч»). Каждый здесь играет, а значит, утверждается. Обязательные категории в играх — это пространство и место. Одним из основных условий многих игр являются четко намеченные границы. Этими границами регламентируются как правила, нормы, так и этика. Границы, имеющие формы кругов («Охотники и утки», «Колдуны», «Ведьма», «Яма — мяч»), двух прямых линий («Кассир», «Десять палок», «Знамя»), обусловливают сюжеты игр, символику действ. Круги превращаются в места неприкосновенности («Колдуны», «Яма — мяч»), а противоположные линии — в места защиты, значит, утверждения силы. Символика дома, гнезда, избы обыгрывается в круг, линии символизируют направления защиты собственного достоинства. Игры с разделениями ролей В некоторых играх участники действуют согласно определенным игровым ролям. Исполняемые персонажами действа борьбы, состязаний, соревнований, выяснения отношений формируют сюжетную линию игр. В «Царе-картошке» царь от своей роли освобождается после первого экзамена, в дальнейшем в погоне друг за другом тот, кто пойман, определяется царем и сам же пойманных закрывает в гнездо. Если в «Царе-картошке» две роли — «царя» и «умельцев», то в «Краске» число ролей совпадает с числом игроков. В игре «Ведьма» обнаруживаются контаминация: «дети» здесь действуют как «Краски». В роли «матери» в «Ведьме» обобщены народные идеалы о настоящей матери, готовой ради детей на любые испытания. Поиск куска хлеба, различные уловки приводят ее к цели: «Мать» находит детей. Но и ведьма коварна, лукава: обманывает детей, их мать, посылает ее к речке, говоря, что их съел теленок и т. д. » Диалоги между «матерью» и «ведьмой» занимают основное место в «Заберу пташку». К ролевым играм относятся «Кольцо-бычок», «Кольцо-уголек». Игры с палками Все игры с палками предназначены для развития смекалки, меткости, а также физических свойств, таких как правильное дыхание; координация движений и т. д. Так, палку, закинутую довольно далеко, игрок должен принести на место на одном дыхании, произнеся только: «э-м-м-м!.. » Это междометие выполняет контрольную функцию: остальные игроки по нему определяют дышит он или нет. Если сорвется, то получит наказание. В играх с палками каждый утверждает сам себя: в «Щепке» стараются поймать палку на лету, в «Мухе» каждый старается стать генералом, побив «муху», «Пастухи» стремятся стать скорее нападающими и т. д. При всем этом в играх с палками доминирующим принципом является «один за всех, все за одного». Успех одного спасает утерянное другими право игры с палкой. («Муха»). Прятки Главным принципом в этих играх является «Кто — кого», обыгрывающийся двумя противоположными сторонами в состязаниях. В первом туре игры равные силы становятся неравными во втором: один борется против многих. Условием игрокам предоставляется возможность спрятаться, а тот, кто не успеет воспользоваться этим, считается «пойманным» или «сгоревшим». Так, время, заранее согласованное (считают до 20, 30 и т.д.), регламентируют традиционные демократические каноны игры. Процесс счета, с одной стороны, как проверка, с другой — мастерства словесного дарования: пастух произносит специальные речитации («голубок», «прятки»), или же считает рассыпанные камушки (дощечки, палочки). Время это и заменяет срок прятания. Конец счета фиксируется специальным знаком — сигналом: в «Палке» стучат палкой, в «Кавсире» звенят колокольчиком (консервной банкой). В «Голубке» счетовод ударяет палкой об угол, бревно или столб и спрашивает: «Заря взошла?» Ответ «Взошла!» обозначает сигнал, что все спрятались, В противном случае кто-нибудь кликал: «Нет, еще не взошла!» В «Слепом баране», «Погоне» нет элемента прятания. В силу того, что в них присутствуют поиски и ловля, мы их относим к играм- древние истоки специального, возможно, табуированного слова. Дальнейший ход игры дает возможность проявить смекалку, ловкость скомпенсировать разглашение тайны во время счета. Игроки могут прибежать и стукнуть по доске или же поменяться одеждами: тогда они имеют шанс прятаться еще раз. Есть еще одни способ защиты от «пастуха»: при его приближении пойманный раньше кричит: «Тепло! Тепло!», а если подходит к спрятанному очень близко, кричит: «Горячо! Горячо!» Знаки слова, числа, предмета в играх выполняют одинаковые функции. Игры на внимание Наряду с играми, в которых проверка внимания и ловкости занимает основное место, есть и такие, что построены только на этом принципе. Таковы «Пятеро детей Тимербая», «Улетели-улетели», «Не говорить ни «да», ни «так». Именно в этих играх действо и слово проявляют наибольшее единство: игроки общаются и телодвижениями, и словами. Каждый из этих элементов при этом имеет самостоятельную функцию. Так, в речитациях «Тимербая» основная строфа «Вот так работали» провоцирует участников игры на имитации, повторения действ. Верность или неверность телодвижений проверяется игрой, тогда как к сюжету поэтических текстов она не имеет отношения: Пятеро детей Тимербая, Все пятеро глазу радость — И не ели, и не пили, А вот так работали! Если здесь проверяется правильность имитаций, то в «Улетели» — быструю реакцию на летучие предметы фиксирует поднятие руки, аналогичны условия игр «не говорить ни «да», ни «так», «Смешинка», «Не открывай рот» (Кап и Коп), «Гриб и колючка», в которых испытывается ловкость и смекалка. Задача — ответ В этих играх основным условием является проверка ясновидения, интуитивных способностей игроков. На поставленный в игре вопрос участники отвечают, руководствуясь внутренней логикой, размышлениями или наобум. Правильный ответ позволяет повысить статус игроков. Выделившийся умом, тонкой интуицией становится «провидцем». В экспозиции игры назначается условный «куряза» — ясновидец, которому надлежит давать ответы. Игра усложняется еще и тем, что ответчику завязывают глаза. Неправильный ответ наказывается выходом из игры. Игры «Учитель», «Игры с обувью», «Хала, хала, стоп!» обнаруживают сходства в структурном, идейном отношениях. Нахождение пары по потерянной обуви, правильные ответы на дополнительные вопросы дают ему право стать ведущим в игре. К примеру: 1) назвать то, у чего известна начальная буква и род предметности («М» — название города). 2) убегание ведущего при правильном ответе и специальное слово «провидца» для его остановки («Хала, хала, стоп!»). 3) вторичная проверка ясновидения «куряза»: назвать число шагов между ведущим и собой. Если верно — достигает цели, неверно — садится на свое место. Так, правильный ответ регламентирует логику, динамику правил игры. Популярная как среди детей, так и молодежи игра «Прячу платок» так же построена на принципе: «задача — интуиция». Цель озадачивания характеризует также игры «Испорченный телефон», «Стукалка». Но в них предпочтение отдается ясной логике, развитию точности, разумности. Источники сведений
1. Хуббитдинова Н.А., д.ф.н., гл.н.с. ИИЯЛ УФИЦ РАН 2. Шагапова Г.Р., к.и.н., доцент Сибайского филиала БГУ 3. Сулейманов А.М., д.ф.н., ученый-фольклорист, академик АН РБ (1939-2016) – труды.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Современное бытование
Историческое бытование
Формы сохранения и использования объекта
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Сведения о современном состоянии башкирских народных игр говорят материалы, собранные во время различных фольклорных экспедиций, осуществленных различными высшими учебными заведениями, а также Институтом истории, языка и литературы УФИЦ РАН. Так, в 1993, 1994, 1997 и 1998 гг. студентами Стерлитамакского филиала БГУ во время экспедиций были охвачены южные, юго-западные, юго-восточные, центральные и, частично, северо-западные районы Республики Башкортостан (в особенности, деревни Юлдыбаево, Матраево, Салимово, Камыш-Узяк, с. Зилаир Зилаирского района; в г. Баймаке, дд. Сакмар, Тубинске, Нигаматово, Хасаново и др. Баймакского района, в дд. Ново-Калмашево, Старо-Баширово Чекмагушевского района, в с. Кушна-ренково). Также работали в Хайбуллинском, Абзелиловском, Куюргазинском, Ишимбайском, Стерлитамакском, Стерлибашевском, Гафурийском, Аургазинском, Белорецком, Учалинском, Бурзянском, Баймакском и др. районах республики. В ходе полевых фольклорных исследовательских работ среди башкир, проживающих в Сафакулевском районе Курганской области (2013, 2018 гг.) и Бардымского района Пермского края РФ (2003, 2006, 2010, 2019 гг.) сотрудниками ИИЯЛ УФИЦ РАН также были зафиксированы сохранившиеся и действующие народные игры. Исключительность/ценность Игры делятся на следующие группы: Способы передачи традиции Правила игр передается из поколения в поколение, дети перенимают их друг у друга, играя с самого детства. Если какие-то из них были забыты, то взрослые по памяти учат их правилам игр. К примеру, в годы войны, когда дети были заняты в хозяйстве, было не до игр, старики, старожилы в деревне придумывали для них незатейливое развлечение – игру «Водилка »(«Йөрөткөс»), включающий в себе ободок от старой телеги, проволок, с помощью которого водят это колесо. Вечерами, когда в деревне стихали все звуки, и все вокруг погружалось в тишину, мальчишки по звону бегущего колеса отгадывали, кому оно принадлежит. Этим вырабатывался навык острого слуха, находчивости и внимательности. Форма бытования Сегодня башкирские народные игры бытуют и в аутентичной, и в реконструированной форме, взрослыми возвращаются (если какие-то виды забыты) в традиционную среду. Также в целях бытования широко демонстрируются в сценической форме в исполнении различных фольклорных ансамблей (сегодня фольклорные ансамбли действуют силами энтузиастов на селе, а также в школьных кружках и конкурсах). Этнологический аспект В башкирских народных играх отражение этнического фактора определяется использованием каких-то предметов обихода, музыкальных инструментов. Так, раньше мячи для игр изготавливали из туго затянутых, свернутых ветошей, шкурок, создавая тем самым сферический предмет («соҡор туп» — «мяч в ямке», «сәкән» — «игра в мяч» и др.). Во время игр использовали, например, платки («түңәрәк» — «хороводы», «яулыҡ сөйөү» — «закидывание платка»). Во время вечерних посиделок – девичнике – «аулаҡ өй» девушки занимались рукоделием, вышивали, вязали, ткали и заводили различные менее подвижные игры (“Үгеҙ-йөҙөк” – “Бык-колечко”, “Әйтеш” – “Айтыш” – состязание в меткости слова и др.). Исторический аспект На неоднородность культуры башкирского этноса исследователи уже давно обратили внимание. Эта неоднородность является результатом сложных процессов этногенеза башкир. Основу башкирского народа составили древнетюркские племена, связанные своим происхождением с Саяно-Алтайским нагорьем, Центральной Азией, Южной Сибирью и Средней Азией. В Приуралье древние башкиры застали финно-угорское и ираноязычное сармато-аланское население, часть которого была ассимилирована, а часть вытеснена. Тесными были контакты башкир в XI-XIII веках с булгарами и кыпчаками. Последние оказали большое влияние на культуру и язык башкир. Потому в культуре башкир четко выделяются, с одной стороны, традиционный скотоводческий уклад и, с другой - элементы земледельческой культуры. Игры не являются исключением. Это одна из наиболее консервативных составляющих элементов культуры, но одновременно и чрезвычайно пластичная. Как уже отмечалось, закономерна тесная связь игр с хозяйством и образом жизни населения. Смена занятий нередко приводит к исчезновению целого пласта игр. Часть игр при таких же условиях "консервируется", сохраняясь, порой не одно тысячелетие. Таким образом, для игр характерна ярко выраженная дуальность. На формирование игровой культуры свой отпечаток накладывают и этнокультурные контакты, однако, контакты, на наш взгляд, оказывают меньшее влияние, чем это можно было бы предположить. Башкирские народные игры сформировались в традициях кочевой культуры и связаны с историей башкир, их трудовой деятельностью, бытом и обычаями. Игры воспитывают, развивают в человеке силу, выносливость, ловкость, умения обращаться с людьми, орудиями труда, боевым оружием. Часть игры построено на соперничестве, состязании участников, часть на показе умений, часть преследуют познавательные цели. Игры — своеобразные театральные представления, художественно-акционально обобщившие архаичные отношения к реалии. В противопоставленности, наличии двух противоборствующих сторон находят отголоски противоречия фратрий как принципов дуального общества. Постоянные элементы наказания и поощрения за определенные действа в игре, выдвижения правителей и подчиненных, сильных и бессильных и т. д. —традиционные сюжетообразующие элементы детских игр. По сути это художественные обобщения древнейших обычаев и отношений. Один из таковых — обрядовое смеховое наказание — до сих пор устойчиво сохраняется у народов Африки. В играх специфично преломились военно-полевые сцены, картины боевой тактики и стратегии. Так, в игре «Мяч» имеются, во-первых, две противодействующие стороны («враги»), вместе с тем соблюдается принцип силовых (мирных) состязаний с элементами примечания (кто возьмет верх палки — тому начинать игру); во-вторых, противоположные силы занимают площадь, напоминающую поле боя, линию обороны; соблюдаются позиции нейтральной зоны — наличествует «дом неприкосновенности», куда можно спрятаться от погони; в случае смерти военачальника, по законам древних боевых обычаев, войско должно повернуть обратно; в игре предусматривается и этот народный обычай. Если мяч успевает побить другая команда раньше играющей, она считается победившей. Выраженная военизированная тематика в играх «Красные и белые», «Знамя», «В плен» и др. проецирует истоки игр как традиций военно-боевых испытаний в прошлом. Игры — малые спектакли, представления, обыгрывающие множество архаичных верований, культов, традиций. Предметы, дозволяющие выделить в игре самого умелого, ловкого (платок, лента), умного, главного (шапка, стул-трон), певца, кураиста (палка в «музыкальной палочке»), прежде чем стать основными игровыми ориентирами, прошли большой путь исторической трансформации. Каждый из них имел магический смысл в прошлом. Так, головной убор — это символ власти, палка — хранитель благополучия и т. д. Предметная магия в фольклоре действует в мифическом контексте. Игры, потерявшие этот смысл, продолжают применение предметов сообразно функциям, целям состязаний и т. д. Мотивы, сохранившие древние демонологические, тотемистические представления, специфично преломились в развлекательном стиле и обусловили сюжеты «Мясекай» (Ведьма), «Урал-батыр», «Стрельба», действа с традиционной атрибутикой — мячом позволяют в игровой форме. Социологический аспект Социальное значение башкирских народных игр в том, что они помогают развивать человека всесторонне, вырабатывают смекалку и находчивость, быстроту и реакцию и т.д. Во время игр смекалистее и сильные участники становятся как бы образцом для подражания для менее смелых и сильных. Игры занимают главное место в жизни людей, общества, семьи, в детской и взрослой среде. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Лингвистический аспект Башкирские игры, как видно из названия, конечно, исполняются на родном башкирском языке. Это позволяет понимать игру и воспринимать происходящее на ментальном уровне и скоро выполнять требуемые в игре условия. Игры способствуют развитию родной речи и дружескому общению участников. |