Архаичный башкирский магический обряд «ноҡот һалыу» (гадание на камнях)

Категория объекта:
Техники и технологии
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
04.12.2019
Номер объекта:
03-002
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Архаичный башкирский магический обряд «ноҡот һалыу» (гадание на камнях)



Описание

Древним башкирским способом гадания является гадание на камнях или бобах (ноҡот һалыу, лоҡот һалыу). Первые упоминания о подобных гадальных практиках встречаются еще в летописях Древнего Рима. Существует множество гадальных практик с применением камней. Важное условие правдивости предсказаний – это необходимость использования собственной коллекции камней.

Справочная информация

Описание
Древним башкирским способом гадания является гадание на камнях или бобах (ноҡот һалыу, лоҡот һалыу). Первые упоминания о подобных гадальных практиках встречаются еще в летописях Древнего Рима. Существует множество гадальных практик с применением камней. Важное условие правдивости предсказаний – это необходимость использования собственной коллекции камней.
 
Такой способ предсказания указывал человеку что ждет его в последующие 41 дней. Обычно башкиры обращались за помощью к практикам гадания в случае, если терялась скотина «Юғалған малға - табылһа тупһалы төш» («Потерявшейся скотине – найдешься, очутись у порога»), «Тоғро һөйләй ул ноҡот» (Бобы они правду говорят) (Ғ. Хисаметдинова). Также говорили: «Мал юғалһа ноҡот бүлдерә торғайныҡ» (Если пропадала скотина, гадали на бобах). Обратившийся за помощью должен загадать желание и положить свои ладони на гадальные камни.
 
Совершали этот магический обряд с помощью гадальных камней (ноҡот ташы). С их помощью предсказывали судьбу. Использовалась фасоль или морские камни. Камни должны быть округлые, одинакового размера. 
Данная практика не признавалась сторонниками исламской религии. Поэтому перед раскладыванием камней произносят: «Динем өсөн түгел, көнөм өсөн» («Не для религии, а ради одного дня»).
Гаданием на камнях традиционно занимались женщины, их называли ноҡотсо – гадающий на бобах или камушках.
 

Порядок гадания на камнях:

Берут 41 камней, рядом необходимо положить медную монету. Затем произносят: «Бисмиллаһир-рахманир-рахим, ниҙәр көтә (что ждет) ошо кешене? (произносят имя человека, на которого гадают). «Ҡыҙыл ноҡот, дөрөҫөн әйтеп бир миңә» (Скажи мне правду, красная фасоль).
 
Формирование первого ряда «головы» - «баш».
 
Начиная с правой стороны, 41 камней делят на 3 части. Работают при этом только правой рукой. Каждую кучу делят по 4 камня, остатки откладывают наверх, в первом ряду.
 
Формирование второго ряда «руки» - «ҡул».
 
Все 3 кучи камней собирают вместе и снова делят на 3 части. Начиная справа также все кучки делят 4 части. В каждой части остатки собирают во второй ряд. Все камни, оставшиеся с первого («баштан», голова) и второго («ҡулдан», рука) собирают вместе и делят на 3 части. 
 
Формирование тертьего ряда «основа» - «нигеҙ».
 
Проделывают тоже самое и начиная справа с первого, второго и третьего кучек камни делят на 4 части, остатки отправляют в третий ряд.
 
Со всех трех рядов - «головы», «руки» и «основы» гадалка читает информацию как по горизонтали, так и по вертикали. 
 
Если в первом ряду все камни легли по три, то в древности считали, что все будет хорошо («Пәйғәмбәр ноҡото төшкән, барыһы ла һәйбәт була»). При этом считали, что второй и третий ряды можно уже не смотреть. 
Затем гадалка просит разрешения, чтобы продолжить читать информацию далее.
 
Самыми удачливыми сочетаниями считались:
 
По 3 камня (всего 9) в первом ряду (голове)
По 4 камня (всего 12) – во втором ряду (руке)
По 4 камня (всего 120 – в третьем ряду (основе)
В заключительной части - 8 камней. 
 
Если камни располагаются в таком порядке, то считается, что человек удачливый, достигнет всех поставленных целей, благосостояния и благополучия. 
 
Самым неудачным порядком считается: 
 
В первом ряду – 2-1-2 или 1-2-2 
Во втором ряду – 1-2-1 
В третьем ряду – 2-1-1 или 1-2-1. 
 
Считается, что человека настигнет неудача, несчастье, болезни.
 
Также считают количество камней в рядах и столбиках. Если в первом ряду посередине выпадет 4 камня, то человека одолевают мысли, а 5, 7, или 9 камней, то человека ожидает радость и реализация задуманных целей. 
Если во втором ряду выпадут 12 камней, то скоро деньги появятся. 
 
Если в третьем ряду будут 4 камня, то дорога будет неудачной. Если в третьем ряду выпадут 12 камней, то произойдет осуществление желаний. 
 
1 камень в первом столбце справа третьего ряда – к скорой дороге, потере вещей. 
 
Первый столбец справа всегда считается главным столбцом. При сложении камней, если в сумме будут 5, 7, 9, 10, 12 – к радости; 4 – ожидание неприятностей,  6 – неудача, 8 – напряженность, душевный покой.
 
В заключительной части камни делят на 3 кучи, если останется 1 камень - к одиночеству, 2 – к встрече или вступлению в брак, 8 или 12 – к большой радости. 
 
Башкиры Сафакулевского и Альменевского районов Курганской области дают такие расшифровки: 
- Если выпали 3 тройки сверху – бесконечная девятка – сбудется мгновенно
- Выпала 3 посередине – к дороге
- 3 тройки посередине, по одному по бокам («ай менән ҡояш төштө») – хороший знак
- По бокам 4, посередине 1 – муж вернется, и вы будете вместе
- Если выпала 4 справа – к богатству
- Если выпала 4 слева, а 1 справа – к расточительству, потере денег
- Если выпали все 3 ряда по 4 камня – очень хорошо
- Если слева выпали 6 камней – обман; 7 – победа. 
- Если в остатке остались 3 камня – к спору, 1 – весь остаток для себя, 2 – не будешь одинокой .
 
Встречаются случаи, когда женщины не пользуются таким порядком гадания, а разрабатывают свою систему расшифровки. Например, жительница д.Урман-Бишкадак Ишимбайского района Ибрасова Гульгина не делит камни по группам, а кидает камни один раз («таш ташлау»), прочитав молитву («доға»). Каждый камень имеет свое значение, которое она расшифровывает. 
 
Основной частью общения с людьми она считает моральную и психологическую поддержку, наставление на путь истинный сбившихся с пути людей, выслушать, посоветовать.