![]() Архаичный башкирский магический обряд «ноҡот һалыу» (гадание на камнях) Категория объекта:
Техники и технологии
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
04.12.2019
Номер объекта:
03-002
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.
ОписаниеДревним башкирским способом гадания является гадание на камнях или бобах (ноҡот һалыу, лоҡот һалыу). Первые упоминания о подобных гадальных практиках встречаются еще в летописях Древнего Рима. Существует множество гадальных практик с применением камней. Важное условие правдивости предсказаний – это необходимость использования собственной коллекции камней.Справочная информацияОписание
Древним башкирским способом гадания является гадание на камнях или бобах (ноҡот һалыу, лоҡот һалыу). Первые упоминания о подобных гадальных практиках встречаются еще в летописях Древнего Рима. Существует множество гадальных практик с применением камней. Важное условие правдивости предсказаний – это необходимость использования собственной коллекции камней. Такой способ предсказания указывал человеку что ждет его в последующие 41 дней. Обычно башкиры обращались за помощью к практикам гадания в случае, если терялась скотина «Юғалған малға - табылһа тупһалы төш» («Потерявшейся скотине – найдешься, очутись у порога»), «Тоғро һөйләй ул ноҡот» (Бобы они правду говорят) (Ғ. Хисаметдинова). Также говорили: «Мал юғалһа ноҡот бүлдерә торғайныҡ» (Если пропадала скотина, гадали на бобах). Обратившийся за помощью должен загадать желание и положить свои ладони на гадальные камни. Совершали этот магический обряд с помощью гадальных камней (ноҡот ташы). С их помощью предсказывали судьбу. Использовалась фасоль или морские камни. Камни должны быть округлые, одинакового размера. Данная практика не признавалась сторонниками исламской религии. Поэтому перед раскладыванием камней произносят: «Динем өсөн түгел, көнөм өсөн» («Не для религии, а ради одного дня»). Гаданием на камнях традиционно занимались женщины, их называли ноҡотсо – гадающий на бобах или камушках. Порядок гадания на камнях:Берут 41 камней, рядом необходимо положить медную монету. Затем произносят: «Бисмиллаһир-рахманир-рахим, ниҙәр көтә (что ждет) ошо кешене? (произносят имя человека, на которого гадают). «Ҡыҙыл ноҡот, дөрөҫөн әйтеп бир миңә» (Скажи мне правду, красная фасоль). Формирование первого ряда «головы» - «баш». Начиная с правой стороны, 41 камней делят на 3 части. Работают при этом только правой рукой. Каждую кучу делят по 4 камня, остатки откладывают наверх, в первом ряду. Формирование второго ряда «руки» - «ҡул». Все 3 кучи камней собирают вместе и снова делят на 3 части. Начиная справа также все кучки делят 4 части. В каждой части остатки собирают во второй ряд. Все камни, оставшиеся с первого («баштан», голова) и второго («ҡулдан», рука) собирают вместе и делят на 3 части. Формирование тертьего ряда «основа» - «нигеҙ». Проделывают тоже самое и начиная справа с первого, второго и третьего кучек камни делят на 4 части, остатки отправляют в третий ряд. Со всех трех рядов - «головы», «руки» и «основы» гадалка читает информацию как по горизонтали, так и по вертикали. Если в первом ряду все камни легли по три, то в древности считали, что все будет хорошо («Пәйғәмбәр ноҡото төшкән, барыһы ла һәйбәт була»). При этом считали, что второй и третий ряды можно уже не смотреть. Затем гадалка просит разрешения, чтобы продолжить читать информацию далее. Самыми удачливыми сочетаниями считались: По 3 камня (всего 9) в первом ряду (голове) По 4 камня (всего 12) – во втором ряду (руке) По 4 камня (всего 120 – в третьем ряду (основе) В заключительной части - 8 камней. Если камни располагаются в таком порядке, то считается, что человек удачливый, достигнет всех поставленных целей, благосостояния и благополучия. Самым неудачным порядком считается: В первом ряду – 2-1-2 или 1-2-2 Во втором ряду – 1-2-1 В третьем ряду – 2-1-1 или 1-2-1. Считается, что человека настигнет неудача, несчастье, болезни. Также считают количество камней в рядах и столбиках. Если в первом ряду посередине выпадет 4 камня, то человека одолевают мысли, а 5, 7, или 9 камней, то человека ожидает радость и реализация задуманных целей. Если во втором ряду выпадут 12 камней, то скоро деньги появятся. Если в третьем ряду будут 4 камня, то дорога будет неудачной. Если в третьем ряду выпадут 12 камней, то произойдет осуществление желаний. 1 камень в первом столбце справа третьего ряда – к скорой дороге, потере вещей. Первый столбец справа всегда считается главным столбцом. При сложении камней, если в сумме будут 5, 7, 9, 10, 12 – к радости; 4 – ожидание неприятностей, 6 – неудача, 8 – напряженность, душевный покой. В заключительной части камни делят на 3 кучи, если останется 1 камень - к одиночеству, 2 – к встрече или вступлению в брак, 8 или 12 – к большой радости. Башкиры Сафакулевского и Альменевского районов Курганской области дают такие расшифровки: - Если выпали 3 тройки сверху – бесконечная девятка – сбудется мгновенно - Выпала 3 посередине – к дороге - 3 тройки посередине, по одному по бокам («ай менән ҡояш төштө») – хороший знак - По бокам 4, посередине 1 – муж вернется, и вы будете вместе - Если выпала 4 справа – к богатству - Если выпала 4 слева, а 1 справа – к расточительству, потере денег - Если выпали все 3 ряда по 4 камня – очень хорошо - Если слева выпали 6 камней – обман; 7 – победа. - Если в остатке остались 3 камня – к спору, 1 – весь остаток для себя, 2 – не будешь одинокой . Встречаются случаи, когда женщины не пользуются таким порядком гадания, а разрабатывают свою систему расшифровки. Например, жительница д.Урман-Бишкадак Ишимбайского района Ибрасова Гульгина не делит камни по группам, а кидает камни один раз («таш ташлау»), прочитав молитву («доға»). Каждый камень имеет свое значение, которое она расшифровывает. Основной частью общения с людьми она считает моральную и психологическую поддержку, наставление на путь истинный сбившихся с пути людей, выслушать, посоветовать. |