Технология приготовления башкирского чая из семи трав Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
29.04.2019
Номер объекта:
02-012
Автор-составитель анкеты:
Ибрагимова Альфия Газизовна
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ
Башкирки заготавливают травы для изготовления чая. Отрывок из репортажа для передачи "Хәйерле иртә, республика" телеканала Россия-БашкортостанРазмер файла: 182.6 MБ ОписаниеЧай – это один из главных напитков национальной башкирской кухни. Башкиры на протяжении многих столетий пили чай, заваривая полезные и целебные травы. Бытует мнение, что башкиры, встречая гостей, всегда устраивают чаепитие, а уже потом – основное застолье. Так принято испокон веков. Башкиры пили чай из пиалы, называемой «каса», или же из блюдечка, в которое наливали чай из чашки. Чайная пара называется сынаяҡ. Молоко или сливки для чая наливали в деревянную посуду туҫта. Ну а в чайные чашки из «тустака» разливали деревянной ложкой. Греметь или звенеть посудой считалось неприличным, до сих пор в деревнях часто используют деревянные ложки (расписные).Справочная информацияОписание
Секрет приготовления вкусного и ароматного напитка – в использовании правильного сырья, воды и посуды. Хранили в полотняных мешочках или в пучках, подвесив в клети, на чердаке или в летней кухне вдали от прямых солнечных лучей и посторонних запахов. Перед заваркой пустой чайник необходимо прогреть, для этого его 2-3 раза ополаскивают кипятком. Затем на дно чайника закладывают сухой чай и заливают его 200-300 мл воды. Если вода мягкая, напитку дают настояться 3-5 минут, если жесткая – до 15 минут. После этого в чайник доливают оставшуюся воду, накрывают его льняной салфеткой и оставляют еще на 3-5 минут.
Техники/Технологии, связанные с объектом
Башкирский чай делается из следующих трав: душица, зверобой, листья дикой вишни, костяники, черной смородины, шиповника и лесной земляники. Эти травы собирали в июне. Процесс изготовления чая из 7-ми трав включает несколько этапов, главным из которых является ферментация. В древности башкиры после сбора листья измельчали топором, после раскладывали на доске (толщиной примерно 5 мм), накрывали тканью и ставили на солнце греться. Хозяйки периодически проверяли ладонью, как только листья прогреваются, и чай начинает выделать влагу, они убирали сырье в печь сушиться. Сейчас же гранулировать листья можно с помощью мясорубки, которая может быть как электрической, так и ручной. Благодаря более тщательному сдавливанию листков в мясорубке, сок из растения выделяется больше. Сушить чай можно в духовке, но не слишком разогретой. Оптимальная температура – 100 градусов по Цельсию, чаще всего это минимальное значение нагревателя духовки. Если же нет возможности задать фиксированную температуру, нужно обязательно воспользоваться термометром и постоянно поддерживать температуру на нужном уровне, чтобы не испортить чай. По времени сушить нужно около 30 минут. Именно такой был энергетический напиток у древних башкир, ни с чем несравнимый с огромным количеством витаминов и других полезных веществ. Источники сведений
В работах П.С. Палласа и Лепехина встречаются упоминания о собирательствах и употреблении различных трав. Летом башкиры заготавливали ароматные лекарственные травы для чаев и лечебных отваров: душицу, зверобой, мяту, чабрец, листья смородины, малины, земляники, вишни, липовый цвет, плоды, цветы и корни шиповника, боярышника и другие растения. В различных регионах Башкортостана в чай кладут разные растения. Башкиры утверждали: «Зверобой – от 60 болезней, а душица – от 70 болезней лекарство».
Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Мигранова Эльза Венеровна Тип ответственности: Исследователь Даты жизни: 15 декабря 1971 г. Место работы/Адрес: Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН (Уфа), кандидат исторических наук
ФИО: Мухаметьянова Альфия Шамиловна Тип ответственности: Информант Даты жизни: 10 октября 1961 г. Место работы/Адрес: житель д. Урман-Бишкадак Ишимбайского района ФИО: Тулыбаева Нафиса Булатовна Тип ответственности: Ответственное лицо Место работы/Адрес: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества/Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г.Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2 ФИО: Алтынбаев Ранис Раисович Тип ответственности: Ответственное лицо Место работы/Адрес: Министерство культуры Республики Башкортостан/ Российская Федерация, 450015, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Революционная, 18 Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г.Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2 Наименование: Министерство культуры Республики Башкортостан Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение Местонахождение: Российская Федерация, 450015, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Революционная, 18 Наименование: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук Тип ответственности: Хранитель Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450054, г.Уфа, проспект Октября, д. 71, лит. У, У1.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Современное бытование
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Знаток истории и этнографии башкирского народа Айгуль Хабибуллина в своей статье «Традиционные трапезы в быту башкир» подробно рассказывает о ритуальной еде (в том числе и чае) во время специальных празднеств, которыми отмечали все наиболее важные моменты жизненного цикла человека. Это и «бәпес сәйе» – трапеза, посвященная рождению ребенка, и «кендек сәйе» – торжество в честь первого представления ребенка обществу, и «бишек туйы» – по случаю укладывания ребенка в колыбель, «тәпәй сәйе» – в честь первого шага ребенка, «исем туйы» – «праздник имени», «ҡырҡына саҡырыу» – «выведение из сорокадневья», «баланы атҡа мендереү» – первое сажание мальчика на лошадь, «сөннәт туй» – обряд обрезания, и обряд, так называемый «чай невестки» – «килен сәйе». Традиционный праздник башкирского народа «Кәкүк сәйе», который корнями уходит в историю, начал возрождаться в конце ХХ века. В давние времена такие птицы, как грач и кукушка, у башкирского народа считались священными. Им посвящали праздники, которые отмечали каждую весну на лоне природы, где участниками становились только женщины и дети. Они просили у этих птиц щедрого лета, богатого урожая и благополучия. Кәкүк сәйе проводился в связи с прилетом кукушек. Заваривали травяной чай из молодых листьев дикой смородины и малины. Чаепитие заканчивалось молитвами, ритуальными песнями. |