Башкирская короткая песня кыска-кюй (баш. "ҡыҫҡа-көй") Категория объекта:
Техники и технологии
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
19.12.2018
Номер объекта:
01-007
Автор-составитель анкеты:
Султанмуратов Ильгиз Замфирович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ
Башкирская короткая песня кыска-кюй ("ҡыҫҡа-көй"). Песня Джигиту-кураисту. Поет Гали ХамзинРазмер файла: 116.8 MБ Башкирская короткая песня кыска-кюй ("ҡыҫҡа-көй")Размер файла: 106.1 MБ Башкирская короткая песня кыска-кюй ("ҡыҫҡа-көй"). Песня "Турайым"Размер файла: 133.9 MБ Башкирская короткая песня - кыска-кюй "Махисарвар"Размер файла: 246.3 MБ ОписаниеКыска-кюй (баш. «короткая мелодия») – в противоположность "узун-кюй", быстрая короткая мелодия или песня в башкирском песенном, музыкально-поэтическом фольклоре.Справочная информацияОписание
Одним из первых кыска-кюй опубликовал С. Г. Рыбаков в книге «Музыка и песни Уральских мусульман с очерком их быта» (СПб., 1897). Именно он первый ввел этот термин при описании такмаков (частушек). Л. Н. Лебединский впоследствии использовал этот термин для стилевого противопоставления башкирским народным протяжным песням – узун-кюй. Кыска-кюй является средством выражения оптимизма, эмоционального подъема. Отличается танцевальностью и активной ритмикой. Особенность жанра: квадратность мелодической и метроритмической структуры, периодичность и равномерное чередование ритмических долей. Кыска-кюй исполняется в быстром темпе. Стихи складываются из восьми или семи слогов, которые делятся на полустишия (4+4, 4+3 слога). Основным принципом мелодического развития в короткой песне является периодичность, т. е. повторяемость мелодических фраз. К кыска-кюй относятся мелодии плясок и лирических танцев (бию-кюй – танцевальная мелодия): «Һаҡмарҙа тирәккәйем», «Сонайым», «Наза», «Маһисәрүәр»,«Ирәндек», «Семь девушек», «Алты егет», «Зарифа», «Алтын көмөш», «Ағиҙел ҡаты аға», «Әпипә», «Ҡара юрға», «Ҡарабай», «Гөлнәзирә», пьесы «Күк дүнән», «Турат сағылы», марши «Перовский», «Маршрут», «Ак-Мечеть», частушки (такмак), некоторые зимагорские и рекрутские песни и множество других.
Современное бытование
Республика Башкортостан, места компактного проживания башкир в Оренбургской, Челябинской, Самарской, Саратовской, Свердловской областях, Пермском крае, Республике Татарстан.
Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Галина Гульназ Салаватовна Тип ответственности: Исследователь Место работы / Адрес: Уфимский государственный институту искусств им. Загира Исмагилова, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина д. 14 Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия Тип ответственности: Исследователь Местонахождение: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2
Сведения о действиях над/с ОНКН
Современное бытование
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Бытование кыска-кюя в Башкортостане и сопредельных территориях, где исторически проживают башкиры, не прекращалось никогда. Большое развитие кыска-кюй получил в советское время, в основном в форме такмаков. Можно сказать, что сокращение сферы узун-кюя происходило в том числе и за счет расширения подобной сферы у кыска-кюй, чему были причиной глубокие трансформационные процессы, что происходили в XIX – XX вв. В наше время кыска-кюй представлен в двух сферах: народно-самодеятельной и профессиональной вокальной. Кроме этого, исследователями в экспедициях фиксируются новые песни и их варианты, что говорит о том, что процесс сложения песен в народе хоть и замедлился, но не остановился. Исключительность/ценность Башкирский кыска-кюй не спутать ни с какой песней других народов. Кыска-кюй и узун-кюй составляют терминологическую пару, утвердившуюся в народной традиции, определяющую контрастные мелодические типы как мелодии короткие и долгие, быстрые и медленные, плясовые и неплясовые, предназначенные только для слушания. Поэтому ценность сохранения и развития кыска-кюй не менее важна, чем у узун-кюя. Эти песни выражают наиболее радостные моменты жизни народа, его надежды, минуты веселья, юмористичность. Способы передачи традиции Традиционный: в семье, от старших, в кружках самодеятельности. Современные: самообучение посредством прослушивания песен по радио, ТВ; при обучении вокалу в музыкальных учебных заведениях. Смешанный. Лингвистический аспект В кыска-кюй стихи складываются из восьми, семи слогов, которые делятся на полустишия: восьмислоговый стих на 4+4 слога, а семислоговый на 4-3. В слоговом ритме кыска-кюй мерно чередуются восьмые и четвертные длительности звуков. |