Башкирская короткая песня кыска-кюй (баш. "ҡыҫҡа-көй")

Категория объекта:
Техники и технологии
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
19.12.2018
Номер объекта:
01-007
Автор-составитель анкеты:
Султанмуратов Ильгиз Замфирович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ

Башкирская короткая песня кыска-кюй ("ҡыҫҡа-көй"). Песня Джигиту-кураисту. Поет Гали Хамзин


Размер файла: 116.8 MБ

Башкирская короткая песня кыска-кюй ("ҡыҫҡа-көй")


Размер файла: 106.1 MБ

Башкирская короткая песня кыска-кюй ("ҡыҫҡа-көй"). Песня "Турайым"


Размер файла: 133.9 MБ

Башкирская короткая песня - кыска-кюй "Махисарвар"


Размер файла: 246.3 MБ

Описание

Кыска-кюй (баш. «короткая мелодия») – в противоположность "узун-кюй", быстрая короткая мелодия или песня в башкирском песенном, музыкально-поэтическом фольклоре.

Справочная информация

Описание
Одним из первых кыска-кюй опубликовал  С. Г. Рыбаков в книге «Музыка и песни Уральских мусульман с очерком их быта» (СПб., 1897). Именно он первый ввел этот термин при описании такмаков (частушек). Л. Н. Лебединский впоследствии использовал этот термин для стилевого противопоставления башкирским народным протяжным песням  узун-кюй. Кыска-кюй является средством выражения оптимизма, эмоционального подъема. Отличается танцевальностью и активной ритмикой. Особенность жанра: квадратность мелодической и метроритмической структуры, периодичность и равномерное чередование ритмических долей. Кыска-кюй исполняется в быстром темпе. Стихи складываются из восьми или семи слогов, которые делятся на полустишия (4+4, 4+3 слога). Основным принципом мелодического развития в короткой песне является периодичность, т. е. повторяемость мелодических фраз. К кыска-кюй относятся мелодии плясок и лирических танцев (бию-кюй – танцевальная мелодия): «Һаҡмарҙа тирәккәйем», «Сонайым», «Наза», «Маһисәрүәр»,«Ирәндек», «Семь девушек», «Алты егет», «Зарифа», «Алтын көмөш», «Ағиҙел ҡаты аға», «Әпипә», «Ҡара юрға», «Ҡарабай», «Гөлнәзирә», пьесы «Күк дүнән», «Турат сағылы», марши «Перовский», «Маршрут», «Ак-Мечеть», частушки (такмак), некоторые зимагорские  и рекрутские песни и множество других. 
Современное бытование
Республика Башкортостан, места компактного проживания башкир в Оренбургской, Челябинской, Самарской, Саратовской, Свердловской областях, Пермском крае, Республике Татарстан.
Источники сведений
1. Сулейманов Р. С. Жемчужины народного творчества Урала. – Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995. - 248 с.
2. Лебединский Л. Н. «Башкирские народные песни и наигрыши», Москва, 1965.
3. Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб., 1897.
4. Рыбаков С. Г. О народных песнях татар, башкир и тептярей. Живая старина. СПб., 1894.
5. 400 башкирских народных песен / Сост.: Ф. Камаев, Н. Шункаров. – Уфа, 2011. – 400 с.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Галина Гульназ Салаватовна

Тип ответственности: Исследователь

Место работы / Адрес: Уфимский государственный институту искусств им. Загира Исмагилова, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина д. 14 

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Сведения о действиях над/с ОНКН
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Сохранение и передача народных традиций исполнительской манеры кыска-кюй
Исполнитель: Носители традиций
Метод действия: Выявление на конкурсах талантливых певцов, запись песен в их исполнении и распространение
Современное бытование
Республика Башкортостан, места компактного проживания башкир в Оренбургской, Челябинской, Самарской, Саратовской, Свердловской областях, Пермском крае, Республике Татарстан.
Историческое бытование
Формирование кыска-кюй у башкир происходило уже в древний период и было связано, в первую очередь, с обрядовыми песнями, наговорами, айтышами (форма музыкального и вокального диалога у сэсэнов). Постепенно вырабатывался отдельный вид шутливой короткой песни, песни, сопровождающей танцы и пляски, а уже в позднее время, на рубеже XIX  XX вв., с появлением частушек (такмаков) жанр существенно сузился, хотя советская пропаганда активно создавала свои образцы кыска-кюя с соответствующей тематикой. Начиная с середины XIX века, первые исследователи песенного фольклора башкир (С. Рыбаков, Л. Лебединский ) фиксируют кыска-кюй, записывают образцы. Последующие исследователи занимались всесторонним анализом песни, а фольклористы собрали богатый архив песен. Кыска-кюй и поныне бытует на той территории, где он возник. Это Республика Башкортостан, места компактного проживания башкир в Оренбургской, Челябинской, Самарской, Саратовской, Свердловской областях, Пермском крае, Республике Татарстан.
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Бытование кыска-кюя в Башкортостане и сопредельных территориях, где исторически проживают башкиры, не прекращалось никогда. Большое развитие кыска-кюй получил в советское время, в основном в форме такмаков. Можно сказать, что сокращение сферы узун-кюя происходило в том числе и за счет расширения подобной сферы у кыска-кюй, чему были причиной глубокие трансформационные процессы, что происходили в XIX  XX вв. В наше время кыска-кюй представлен в двух сферах: народно-самодеятельной и профессиональной вокальной. Кроме этого, исследователями в экспедициях фиксируются новые песни и их варианты, что говорит о том, что процесс сложения песен в народе хоть и замедлился, но не остановился.


Исключительность/ценность
Башкирский кыска-кюй не спутать ни с какой песней других народов. Кыска-кюй и узун-кюй составляют терминологическую пару, утвердившуюся в народной традиции, определяющую контрастные мелодические типы как мелодии короткие и долгие, быстрые и медленные, плясовые и неплясовые, предназначенные только для слушания. Поэтому ценность сохранения и развития кыска-кюй не менее важна, чем у узун-кюя. Эти песни выражают наиболее радостные моменты жизни народа, его надежды, минуты веселья, юмористичность.


Способы передачи традиции
Традиционный: в семье, от старших, в кружках самодеятельности.
Современные: самообучение посредством прослушивания песен по радио, ТВ; при обучении вокалу в музыкальных учебных заведениях.
Смешанный.


Лингвистический аспект
В кыска-кюй стихи складываются из восьми, семи слогов, которые делятся на полустишия: восьмислоговый стих на 4+4 слога, а семислоговый на 4-3. В слоговом ритме кыска-кюй мерно чередуются восьмые и четвертные длительности звуков.