Башкирская народная протяжная песня озон-кюй «Урал»

Категория объекта:
Техники и технологии
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
19.12.2018
Номер объекта:
01-006
Автор-составитель анкеты:
Султанмуратов Ильгиз Замфирович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ

Башкирская народная протяжная песня озон-кюй «Урал»


Размер файла: 130.1 MБ

Описание

Исчисляемые тысячами образцов протяжные песни – озон-кюй ("оҙон-көй", с башкирского "протяжная мелодия"), являющиеся, по справедливому определению Л. Лебединского, "национальной музыкально-поэтической классикой", составляют подлинное культурное достояние башкирского народа. Озон-кюй "Урал" – одна из самых известных песен, своего рода гимн башкирского народа. Ее отличает высокий неподдельный патриотизм, идея святой обязанности каждого башкира отстоять землю предков – Урал, даже ценой своей жизни. Урал в песне – это символ не одноименных гор, но всего исторического Башкортостана, родины башкир. Стало традиционным начинать высокие собрания башкир, йыйыны с исполнения этой песни или мелодии.

Справочная информация

Описание

Текст песни впервые записан М. А. Бурангуловым в 1915 г. от народного певца Афлятуна-сэсэна из д. Сабырово Орского уезда Оренбургской губернии (ныне Зилаирский р-н РБ), а в 1920 г. – от Габита‑сэсэна. Опубликован в книге «Башкорт халк йырдары» в записи Х. Ф. Ахметова. Варианты песни записаны С. А. Галиным, Ф. Х. Камаевым, А. С. Ключарёвым, Л. Н. Лебединским, И. В. Салтыковым, Р. С. Сулеймановым. Песня носит лирико-эпический характер.

Возникновение песни «Урал», по легенде, относят к XIV – сер. XVI вв. В ней отражены исторические события, связанные с образованием Союза семи башкирских племён. Отсюда первое название песни – «Ете ырыу» («Семь родов» или «Семирод»).

Существует версия о том, что автором песни был и другой известный сэсэн – Айдар Баик сэсэн. Есть вариант этой песни, приписываемый ему, это дает основание утверждать, что уже к XVII веку песня была известна не только на юго-востоке, но и на северо-востоке Башкортостана.

Во времена колонизации края, в период башкирских восстаний XVII – XVIII вв., ведущей темой песни стала защита родной земли и прославление безымянных батыров. Основным лейтмотивом – призыв к борьбе против колониального и социального гнёта. Напев отличается широким диапазоном (дуодецима), медленным темпом, богатыми орнаментальными внутрислоговыми распевами.

Песня широко распространена, известны ее варианты под названием «Боронғо Урал» («Древний Урал»), «Иҫке Урал» («Старинный Урал»), «Ҡыҫҡа Урал» («Короткий напев Урала»), которые исполняются на различные тексты и напевы в мелодических стилях халмак‑кюй и озон‑кюй. Всех их объединяет одна тема – прославление и защита Родины.

Күгәрепкәй ятҡан Урал тауы –

Ата-олатайҙарҙың да төйәге.

Ерен-һыуын һаҡлап ҡорбан булған

Шунда ята батырҙар һөйәге.

Ай, Уралым, һинән ҡырҡып алһам

Ат ҡыуырҙай яңғыҙ ҙа талдарың,

Тамып та ғына ҡала, ҡырҡҡан саҡта,

Яуҙа улгән батыр ҙа ҡандары.

Уралдан ғына бейек, ай, тау булмаҫ,

Уралҡайҙы һөймәҫ тә йән булмаҫ.

Үҙ илкәйе өсөн ҡорбан булған,

Ир-егеттең ғүмере йәл булмаҫ.

Урал да ғына Урал, ай, тиһегеҙ,

Урал ғына буйы ҡыҙырым сауҡа икән.

Уралҡайҙы маҡтап бер йырлаһаң,

Күңелдәргә үҙе лә зауҡы икән.

Яҡшы атҡа менеп, ҡулына алған

Уҡ-һаҙаҡҡай тигән ҡоралын,

Аямаған йәнен, түккән ҡанын,

Һис бирмәгән башҡорт Уралын.

Синея, лежащая гора Урал –

Отцов-дедов край.

Свою землю-воду защищая, жертвой павших,

Там лежат батыров кости.

Ай, мой Урал, если у тебя, срезав, возьму,

Чтобы погонять лошадь, одну твою иву (прут),

Капает, когда срезаешь,

В бою погибших батыров кровь.

Урала выше, ай, горы не будет,

Урала не любящей души не будет.

За свою страну жертвой павшего,

Мужа-джигита жизни, жалко не будет.

Урал, вот так Урал, ай, говорите вы,

Вдоль Урала – молодной березняк.

Урал восхваляя, если запоешь,

Для души само по себе наслаждение.

Оседлав хорошего коня, взяв в руки

Стрелы-колчан называемое оружие,

Не жалел душу свою, проливал кровь свою,

Никому не отдавал башкир свой Урал.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Галина Гульназ Салаватовна

Тип ответственности: Исследователь

Место работы / Адрес: Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина д. 14

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества»

Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Современное бытование
Республика Башкортостан
Историческое бытование
В телерадиофонде ГУП ТРК «Башкортостан» хранится большое количество видео- и аудиозаписей исполнения озон-кюй «Урал» народными певцами.
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Бытование озон-кюя «Урал» в Башкортостане и сопредельных территориях, где исторически проживают башкиры, в различных вариантах не прекращалось никогда. Даже в тех районах, где озон-кюй был не характерен, отмечено его широкое бытование в результате культурного обмена.


Исключительность/ценность
С точки зрения музыкальной, озон-кюй «Урал» представляет собой великолепный, классический образец башкирской протяжной песни – озон-кюй. Обладает неповторимой мелодикой, красотой музыкальной линии, требует от певца не только хороших вокальных данных, но и включенность в мелос башкирского народа (моң). Ценность песни «Урал» определяется ее исключительной связанностью с историческим путем, который прошел башкирский народ. Темы служения Родине, защиты ее вплоть до собственной гибели, воспевание красот и богатств родной земли – необходимо для воспитания новых поколений.


Способы передачи традиции
Традиционный: в семье, от старших, в кружках самодеятельности.
Современные: самообучение посредством прослушивания песен по радио, ТВ; при обучении вокалу в музыкальных учебных заведениях.
Смешанный. Современное место бытования Российская Федерация, Республика Башкортостан и места компактного проживания башкир в сопредельных регионах.


Этнологический аспект
Первые ростки лирической песенности восходят, очевидно, еще к тому периоду в развитии общинно-родового строя, когда в искусстве преобладало его прикладное назначение – трудовое и производственно-обрядовое. На определенном историческом этапе, с изменением текста при сохранении привычных оборотов напева и начинается высвобождение песни из обрядовой оболочки. Отрываясь от обряда, песня теряет свое прикладное значение и в какой-то мере становится самоцелью, определенным выражением лирического чувства. В большинстве трудовых, обрядовых и хороводно-игровых песен, а также более древних эпических песен, мелодика не занимала господствующего положения и в значительной мере зависела от других компонентов. Она носила речитативный характер и в интонационном отношении была тесно связана с речью, в сущности, и вырастала из неё. Вместе с развитием лирики, в народной песне стал преобладать напевный стиль с более широким движением мелодии и определенными музыкальными мотивами, то есть мелодическая линия песни приобретает кантиленный характер.


Исторический аспект
Путь исторического развития народной лирической песни был значительно сложнее, чем у песен обрядовых, где устойчивость музыкально-поэтических текстов была прочно обусловлена малой подвижностью обрядовой традиции. Даже и по записям последнего времени можно предположить, что, развившись из песни обрядовой и используя по-своему целый ряд её художественных приемов, лирическая песня гораздо более гибко, чем древние песенные жанры, подчинялась воздействию общей культуры различных эпох. Она неустанно включала в свой репертуар новые темы, отражала все возраставшую глубину национальной общественной идеологии и психологию башкира, приобретавшую новые черты в менявшихся условиях общественно-политической жизни. На все явления общественного быта лирическая песня имела возможность отзываться гораздо более активно, чем песня обрядовая. Это позволило ей стать своеобразной энциклопедией башкирской народной жизни с самым широким охватом бытовой тематики.


Социологический аспект
Анализ содержания озон-кюя дает богатый материал для историко-социологического изучения прошлого башкирского народа. Находясь на вершине певческого искусства башкир, исполнение озон-кюя требует ответственности от певца, готовности аудитории, определенного общего эмоционального фона. Озон-кюй выполнял важную роль духовной консолидации башкирских племен, утешения в горестях, радости при победах. Даже когда певец поет один, песня разделяла его чувства. Широкий выбор песен позволял петь ее по настроению, по случаю.


Лингвистический аспект
Поэтические тексты озон-кюя представлены рифмованными четверостишиями, двустишия которых состоят из 10-9 слогов и объединены принципом психологического и ритмико-синтаксического параллелизма.