Изготовление конной упряжи в Баймакском районе Башкортостана

Категория объекта:
Техники и технологии
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
30.09.2022
Номер объекта:
11-010
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Описание

В конце XIX – начале XX в. упряжный транспорт играл важную роль в хозяйственной жизни башкир. Применение его было обусловлено с развитием скотоводческого и земледельческого хозяйств. Употребление телег и саней для перевозки грузов способствовало росту производительности труда. Значение этих видов транспорта было велико и в передвижении людей. Одни мастера заготавливали лесное сырье, другие делали отдельные детали или предметы конской упряжи, третьи занимались тележно-тарантасным производством. Многие кустари специализировались на гнутье коромысел, дуг, санных полозьев и колесных ободьев.

Справочная информация

Описание

По материалам, собранным Муллагуловым М.Г. в экспедиции по Зауралью РБ, в Челябинской, Курганской областях, многообразие упряжного транспорта развивались по особенностям хозяйственного уклада и рельефа местности. В степных зонах основными отраслями хозяйства являлись земледелие и скотоводство, в горной зоне – скотоводство, лесные промыслы. В горной части основным способом передвижения оставалась верховая езда; вьюком на лошади или на волокушах производилась перевозка грузов. В степных районах шло совершенствование колесного транспорта.

Значительное развитие получило у башкир седельное производство. В условиях кочевничества седла были в обиходе всего взрослого населения. Почти в каждом ауле были свои мастера по выделке седел (эйәрсе), которые пользовались особым уважением у населения.  Продукция седельщиков разных районов и деревень были заметно разнообразны, различались по формам и деталям отделки. Лучшим материалом для выделки каркаса седла считалась береза. По некоторым материалам известны были случаи, когда седельщики использовали можжевельник. К инструментам седельщика относились – обыкновенный топор (балта), теслообразный топор (бағау, бәлйә), скобель (йышҡы), резцы с закругленным крючкообразным концом (өңгөс), бурав (бырау) и шило (беҙ), нож (бысаҡ). Седельщики занимались лишь изготовлением деревянного каркаса седла. Дальнейшая отделка и комплектование его было делом хозяина. Украшением седла занимались специальные мастера, которые хорошо знали кузнечное дело (көмөшсө). Однако с упадком седельного производства к концу 19 века они стали реже встречаться.

Конская упряжь у башкир, как и других народностей края, состояла из хомута (ҡамыт) со шлеей, седелки (ыңғырсаҡ), дуги, чересседельника (арҡалыҡ), подпружного ремня и мелких соединительных деталей. Башкиры горно-лесной области и северо-западных районов часто изготовляли сбрую из мочала и лыка. С.И.Руденко писал, что «в центре Башкирии и на ее северо-западе башкиры при изготовлении сбруи широко пользовались лыком и мочалом. Из лыка плели седелки, мочальными были шлеи, узды и недоуздки». При изготовлении сбруи также широко использовали конский волос. Степные башкиры делали из него узду, недоуздки, вожжи и некоторые другие принадлежности. Башкиры-катайцы и сарты конским волосом обматывали низ хомутины.

В зимнее время основным средством передвижения были сани (сана). На них перевозили почти все основные грузы: хлеб, дрова, сено, солому и т.д. Кроме того, башкиры на запряженных в сани лошадях возили руду и лес к заводам, занимались транспортировкой готовой продукции. По зимнему пути доставляли строительные материалы в степные районы.

Полозья загибали в специальном стане, предварительно распарив их в особом котле, установленном в землянке. При отсутствии стана использовали обычную баню. Наряду с этим был известен и другой способ распаривания заготовки полоза: с осени заготовку оставляли под навозом, и за зиму она так размягчалась, что гнуть ее весной не представляло особого труда.

В полозьях выдалбливали отверстия, куда вбивались копылья. Полозья скреплялись друг с другом с помощью вязовьев. Каждое вязовье соединяло пару копыльев. Для вязовья брали дерево определенной толщины и длины, в каждой заготовке вырубали рабочие гнезда. Заготовку распаривали в местах сгиба в горячей воде или на огне, затем охватывали противостоящие копылья и скрепляли вязовье в двух местах. Копылья полоза соединялись друг с другом с помощью нащепа. Полозья и нащепы заготавливались летом или осенью, а вязовья перед тем, как мастер-санник приступал к изготовлению саней. В каждой деревне имелось по нескольку мастеров-санников, а ремонтировать сани мог любой хозяин.

Башкирские сани конца XIX – начала XX вв., в зависимости от того, в каких целях они использовались, подразделялись на грузовые и ездовые. К грузовым относились дровни, розвальни и сани для перевозки руды, к ездовым – кошевки и полукошевки. Особый тип составляли охотничьи сани (kор сана).

По конструкции сани подразделялись на низкокопыльные и высококопыльные. К низкокопыльным относились все грузовые сани и отчасти – ездовые, к высококопыльным – охотничьи сани и большая часть ездовых.

Как отмечалось выше, в конце XIX – начале XX вв. летние передвижения у большинства башкир (в первую очередь степных и лесостепных) совершались на телегах. На телегах, запряженных лошадьми, перебирались они к летовкам и перевозили всевозможные грузы.

Самым распространенным экипажем являлась телега, имевшаяся у всех народов края. Ее длина колебалась от 1,8 до 2,5 м. Остов образовывался соединением двух продольных жердей-дрожин (урҙа, бил) с задней осью (арт кусәр) и подушкой (мендәр, бүкән, күкрәк, башан). Обычно дрожины накладывались на ось, прижимались дугообразной перекладиной (кәкерсәк) и вся система закреплялась деревянными клиньями (кыса сөй, кыса ағас, шаҡ-маҡ), вбитыми в отверстия на дрожинах по обе стороны оси. Другим концом дрожины вставлялись в «окна» подушки. Для усиления остова иногда использовалась вспомогательная жердь (тәкә ағас), соединяющая заднюю ось с подушкой; с этой же целью увеличивалось до 3-4 и количество дрожин. Остов телеги с передней осью соединялся с помощью шкворня (кендек сөй) – железного стержня диаметром 2,5-3 см и длиной 35-5 см. Кузов в одних случаях устраивался за счет, специально укрепленных на дрогах боковых жердей; в других – он был съемным – представлял собой плетеную корзину.

Ходовую часть телеги представляли две пары колес. Диаметр задних колес колебался от 70 до 85 см, передних – от 60 до 68 см. Колесо (тәгәрмәс) состояло из тех же частей и имело в основном такие же технические данные, что и колесо русской телеги. У башкир колеса оковывались редко.

Оси и дроги изготовлялись из березы, ободья и спицы были дубовые. Подобные телеги в настоящее время особенно распространены в горно-лесных и лесостепных районах. Их нет у зауральских башкир (Курганской и Челябинской областей); однако есть основание предположить, что в недавнем прошлом они бытовали и у них. Информаторы помнят крепление с помощью клиньев, вспоминают названия «күкрәк», «күкрәк арба». Видимо, такая телега здесь бытовала, но в связи с широким распространением транспорта на железном ходу, утратила свое значение.

Для перевозки бревен, жердей использовались телеги с длинным корпусом (oҙoн арба, оҙон күкрәк, оҙон был, рәспүскә, кәртә арба). Они получили распространение в районах, где были развиты лесные промыслы. Характерной чертой таких телег являлись большая длина (от 3 до 4 м) и отсутствие кузова. Как и большинство коротких телег, они состояли из двух дрожин, прикрепленных к одной оси и подушке точно такими же способами, что и в телегах предыдущей группы. В конструктивном отношении они были сходны с русскими роспусками, в отличие от последних имели большую длину. Роспуски у лесных башкир снабжались боковыми тяжами, представлявшими собой жерди толщиной с оглоблю. Тяжи прикреплялись одним концом к задней оси, другим – к дрожинам или подушке. Их назначение состояло в том, чтобы не дать осям зацепиться за пни и деревья во время движения по узким лесным дорогам.

Некоторые башкиры горно-лесных районов (бурзяне, катайцы, кипчаки и др.) пользовались более упрощенной формой длинной телеги. Их телеги (кәкре тәзе) состояли из задней оси и боковых тяжей, соединенных передними концами способом замка. Такие телеги были легки и удобны, на них можно перевозить бревна и жерди разной длины.

Иногда на длинных телегах сооружали небольшой кузов и использовали их для перевозки людей и грузов. Длинные телеги с кузовом применялись в лесостепной предгорной местности: на юге и юго-востоке Башкирии, а также в Предуралье (в Ишимбайском, Гафурийском, Аургазинском и Кармаскалинском районах БАССР). О такой телеге пишет С.И.Рыбаков: «Для собирания башкирских песен я переезжал из кочевки в кочевку, пользуясь, где можно было, почтовыми лошадьми, а нередко, за неимением других экипажей, довольствуясь просто башкирскими дрогами, которые оказывались более пригодными для передвижения по узким горным дорогам».

Снопы и сено перевозили на телегах с глубоким кузовом. Подобные телеги известны башкирам под названием «ридуан», «рдиуан», «рига». Для получения вместительного кузова на остове телеги укрепляли нахлестки из жердей. При отсутствии специально оборудованной телеги снопы перевозили в обычных повозках, укладывая их колосьями внутрь.

Телеги изготовлялись как самими башкирами, так и русскими. Чаще всего тележным промыслом занимались башкиры горно-лесных районов, располагавшие древесным материалом и обладавшие традиционными навыками в строительном деле. Некоторые тележники были известны далеко за пределами своего селения. Колеса для телег использовались свои и покупные. Тележные колеса изготовлялись при Белорецком, Узянском, Кагинском, Авзяно-Петровском и других заводах. Телеги на железном ходу, крытые повозки и прочие экипажи добротной отделки покупались башкирами на сельских и городских ярмарках. Подобные телеги попадали к башкирам с заводов Пермской губернии.

В целом обеспеченность башкир телегами была низкой, что объясняется, c одной стороны, привязанностью населения к вьючно-верховаму транспорту, с другой – трудным экономическим положением в башкирских хозяйствах к началу XX в.[1]

Традиции по изготовлению седел и средств передвижения сохранил житель с. Мерясово Баймакского района Рахматуллин Забир Закирович. Умение и навыки по изготовлению транспортных средств ему перешло от отца. Мастер в основном занимается седлами, является участником конно-спортивной игры «Ылак».



[1] http://urgaza.ru/library-portal/articles/198/1952/

Техники/Технологии, связанные с объектом
Для выделки каркаса седла лучшим материалом информант считает вяз. Она при сушке не теряет прочности и при выделке удобная. Некоторые седла мастер вырезает из одного куска дерева, но в основном делает из отдельных лук (ҡаш) и двух в виде лопастей досок. Для лук седла мастер использовал материал, взятый из комлевой части вяза или куски дерева с изгибом, которые обрабатывал в сыром виде. Сначала отрезал топором заготовки для лук и ленчика (ҡаптал) седла, которые стесывал, постепенно придавая им нужную форму. Затем подбирает куски дерева для луки. После обработки заготовки выставлялись на солнце и сушились в течении нескольких дней. Отделка частей седла производилась с помощью резцов и скобеля, придавая изящную форму. Тщательно отделывает головку и лицевую часть обеих лук. Информант переднюю часть лука выделяет, она высокая, с наклоном, при взбирании на седло удерживаются одной рукой за нее. Луки седла подгонялись к ленчику и прикрепрялись друг к другу с помощью ремешков. Ленчики должны прикрепляться так, чтобы при движении лошади они «ходили» вперед-назад. Дальнейшая работа информанта это отделка седла и его комплектование. Мастер под ленчики прикрепляет кошму (кейеҙ) по форме, а под него вставляется кожаный чепрак (серге). Устойчивость седла на спине лошади обеспечивалась кожаными ременными нагрудником (күмелдерек) и подхвостниками (ҡойошҡан).
Источники сведений

Наиболее ранние сведения о лесных промыслах башкир можно найти в путевых записках участников естественно-научной экспедиции Академии наук России 1768-1774 гг. П.С. Палласа и И.И. Лепехина. Они описывают быт центральных и южных башкир. О традиционных занятиях северо-восточных башкир содержится в работе Н. Попова «Хозяйственное описание Пермской губернии», изданный в начале 19 века. Автор описывает работу башкир в лесных промыслах. В трудах  В.М. Черемшанского «Описание Оренбургской губернии в хозяйственном, этнографическом и промышленном отношениях» (1859) подробно описаны лесозаготовка, обработка дерева и древесных материалов у башкир. Из исследований нужно отметить работы Д.П. Никольского. Он во время поездок по Башкирии побывал в бассейне р. Инзер и северных групп башкир, где одним из занятий многих жителей были лесные промыслы. «В зимнее время, - отмечал Д.П. Никольский, - башкиры занимаются рубкой леса или дров для заводов или для продажи, вывозкою бревен к пристаням и т.д., с наступлением весны приступают к гонке леса по рекам, к дранью лыка, замочке его и т.д.». В книге имеется таблица с указаниями количества телег и саней, производимых местными кустарями. По лесным промыслам башкир дают ценный материал работы члена Оренбургского отдела русского географического общества Ф. Симона, где он дают подробную характеристику кустарного производства башкир южной и юго-восточной групп. В своем исследовании он описал изготовление средств передвижения, процесс сдирки лыка и бересты и т.п.

В начале 20 века изучением башкир и собирательской работой занимался С.И. Руденко. В его книге кустарным занятиям посвящена отдельная глава «Способы и средства передвижения».

Некоторое внимание домашним производствам по обработке дерева и древесных материалов уделяют башкирские этнографы Р.Г. Кузеев, Н.В. Бикбулатов, С.Н. Шитова. В книге М.Г. Муллагулова «Лесные промыслы башкир» исследуется развитие лесных промыслов башкир в 19 – начале 20 вв. Даются подробное описание изготовление средств транспорта, гнутье дуг, полозьев, ободьев. 

Современное бытование

Развитие современного механизированного транспорта постепенно сужает рамки использования тягловой силы лошади. Традиционный санно-колесный транспорт находит применение лишь во внутрихозяйственной жизни башкир. Меняются материалы, используемые при изготовлении саней. В ряде районов встречаются сани железные. При обшивке саней применяются фанера, железные и алюминиевые листы, брезент, резина, железные средства крепления: гвозди, стержни, проволока, всевозможные хомутики и тяги; прочно входит в практику гаечно-болтовая система. К новшествам относится соединение оглоблей с помощью железной планки и крюка.

Формы сохранения и использования объекта

29-30 июля 2022 года в Баймакском районе Республики Башкортостан прошел первый Республиканский фестиваль лошадей башкирской породы «Башҡорт аты» («Башкирская лошадь»). Фестиваль направлен на сохранение и развитие традиций коневодства, кумысоделия и народных ремесел. В рамках фестиваля прошли состязания, мастер-классы по изготовлению конной упряжи, выставки и многое др.

Источники информации

Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859. С.367; Н.Казанцев. Указ. соч. С.39-40; Статистический очерк Оренбургской губернии 1892 г. С.5.

Лепёхин И. И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году. Часть 1. — СПб., 1771.

Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. – Уфа: Китап, 2006.

Муллагулов М.Г. Лесные промыслы башкир. XIX – начало XX в. / УНЦ РАН. Уфа, 1994.

Башкиры./ отв.ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко. – Москва: Наука, 2016.

http://urgaza.ru/library-portal/articles/198/1952/