Изготовление конной упряжи в Баймакском районе Башкортостана Категория объекта:
Техники и технологии
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
30.09.2022
Номер объекта:
11-010
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.
ОписаниеВ конце XIX – начале XX в. упряжный транспорт играл важную роль в хозяйственной жизни башкир. Применение его было обусловлено с развитием скотоводческого и земледельческого хозяйств. Употребление телег и саней для перевозки грузов способствовало росту производительности труда. Значение этих видов транспорта было велико и в передвижении людей. Одни мастера заготавливали лесное сырье, другие делали отдельные детали или предметы конской упряжи, третьи занимались тележно-тарантасным производством. Многие кустари специализировались на гнутье коромысел, дуг, санных полозьев и колесных ободьев.Справочная информацияОписание
По материалам, собранным
Муллагуловым М.Г. в экспедиции по Зауралью РБ, в Челябинской, Курганской
областях, многообразие упряжного транспорта развивались по особенностям
хозяйственного уклада и рельефа местности. В степных зонах основными отраслями
хозяйства являлись земледелие и скотоводство, в горной зоне – скотоводство,
лесные промыслы. В горной части основным способом передвижения оставалась
верховая езда; вьюком на лошади или на волокушах производилась перевозка
грузов. В степных районах шло совершенствование колесного транспорта. Значительное развитие
получило у башкир седельное производство. В условиях кочевничества седла были в
обиходе всего взрослого населения. Почти в каждом ауле были свои мастера по
выделке седел (эйәрсе), которые пользовались особым
уважением у населения. Продукция седельщиков разных
районов и деревень были заметно разнообразны, различались по формам и деталям
отделки. Лучшим материалом для выделки каркаса седла считалась береза. По
некоторым материалам известны были случаи, когда седельщики использовали можжевельник.
К инструментам седельщика относились – обыкновенный топор (балта), теслообразный топор (бағау, бәлйә), скобель (йышҡы),
резцы с закругленным крючкообразным концом (өңгөс),
бурав (бырау) и шило (беҙ), нож (бысаҡ). Седельщики занимались лишь изготовлением деревянного
каркаса седла. Дальнейшая отделка и комплектование его было делом хозяина.
Украшением седла занимались специальные мастера, которые хорошо знали кузнечное
дело (көмөшсө). Однако с упадком
седельного производства к концу 19 века они стали реже встречаться. Конская упряжь у башкир,
как и других народностей края, состояла из хомута (ҡамыт) со шлеей, седелки (ыңғырсаҡ),
дуги, чересседельника (арҡалыҡ),
подпружного ремня и мелких соединительных деталей. Башкиры горно-лесной области
и северо-западных районов часто изготовляли сбрую из мочала и лыка. С.И.Руденко
писал, что «в центре Башкирии и на ее северо-западе башкиры при изготовлении
сбруи широко пользовались лыком и мочалом. Из лыка плели седелки, мочальными были
шлеи, узды и недоуздки». При изготовлении сбруи также широко использовали конский
волос. Степные башкиры делали из него узду, недоуздки, вожжи и некоторые другие
принадлежности. Башкиры-катайцы и сарты конским волосом обматывали низ
хомутины. В зимнее время основным средством передвижения были сани (сана). На них перевозили почти все
основные грузы: хлеб, дрова, сено, солому и т.д. Кроме того, башкиры на
запряженных в сани лошадях возили руду и лес к заводам, занимались
транспортировкой готовой продукции. По зимнему пути доставляли строительные
материалы в степные районы. Полозья загибали в специальном стане, предварительно распарив их в
особом котле, установленном в землянке. При отсутствии стана использовали
обычную баню. Наряду с этим был известен и другой способ распаривания заготовки
полоза: с осени заготовку оставляли под навозом, и за зиму она так
размягчалась, что гнуть ее весной не представляло особого труда. В полозьях выдалбливали отверстия, куда вбивались копылья. Полозья
скреплялись друг с другом с помощью вязовьев. Каждое вязовье соединяло пару
копыльев. Для вязовья брали дерево определенной толщины и длины, в каждой
заготовке вырубали рабочие гнезда. Заготовку распаривали в местах сгиба в
горячей воде или на огне, затем охватывали противостоящие копылья и скрепляли
вязовье в двух местах. Копылья полоза соединялись друг с другом с помощью
нащепа. Полозья и нащепы заготавливались летом или осенью, а вязовья перед тем,
как мастер-санник приступал к изготовлению саней. В каждой деревне имелось по
нескольку мастеров-санников, а ремонтировать сани мог любой хозяин. Башкирские сани конца XIX – начала XX вв., в зависимости от того, в
каких целях они использовались, подразделялись на грузовые и ездовые. К
грузовым относились дровни, розвальни и сани для перевозки руды, к ездовым – кошевки
и полукошевки. Особый тип составляли охотничьи сани (kор сана). По конструкции сани подразделялись на низкокопыльные и высококопыльные.
К низкокопыльным относились все грузовые сани и отчасти – ездовые, к
высококопыльным – охотничьи сани и большая часть ездовых. Как отмечалось выше, в конце XIX – начале XX вв. летние передвижения у
большинства башкир (в первую очередь степных и лесостепных) совершались на
телегах. На телегах, запряженных лошадьми, перебирались они к летовкам и
перевозили всевозможные грузы. Самым распространенным экипажем являлась телега, имевшаяся у всех
народов края. Ее длина колебалась от 1,8 до 2,5 м. Остов образовывался
соединением двух продольных жердей-дрожин (урҙа,
бил) с задней осью (арт кусәр) и
подушкой (мендәр, бүкән, күкрәк, башан).
Обычно дрожины накладывались на ось, прижимались дугообразной перекладиной (кәкерсәк) и вся система закреплялась
деревянными клиньями (кыса сөй, кыса
ағас, шаҡ-маҡ), вбитыми в отверстия на дрожинах по обе стороны оси. Другим
концом дрожины вставлялись в «окна» подушки. Для усиления остова иногда
использовалась вспомогательная жердь (тәкә
ағас), соединяющая заднюю ось с подушкой; с этой же целью увеличивалось до
3-4 и количество дрожин. Остов телеги с передней осью соединялся с помощью
шкворня (кендек сөй) – железного
стержня диаметром 2,5-3 см и длиной 35-5 см. Кузов в одних случаях устраивался
за счет, специально укрепленных на дрогах боковых жердей; в других – он был
съемным – представлял собой плетеную корзину. Ходовую часть телеги представляли две пары колес. Диаметр задних колес
колебался от 70 до 85 см, передних – от 60 до 68 см. Колесо (тәгәрмәс) состояло из тех же частей и
имело в основном такие же технические данные, что и колесо русской телеги. У
башкир колеса оковывались редко. Оси и дроги изготовлялись из березы, ободья и спицы были дубовые.
Подобные телеги в настоящее время особенно распространены в горно-лесных и
лесостепных районах. Их нет у зауральских башкир (Курганской и Челябинской
областей); однако есть основание предположить, что в недавнем прошлом они
бытовали и у них. Информаторы помнят крепление с помощью клиньев, вспоминают
названия «күкрәк», «күкрәк арба». Видимо, такая телега здесь бытовала, но в
связи с широким распространением транспорта на железном ходу, утратила свое значение. Для перевозки бревен, жердей использовались телеги с длинным корпусом (oҙoн арба, оҙон күкрәк, оҙон был, рәспүскә,
кәртә арба). Они получили распространение в районах, где были развиты
лесные промыслы. Характерной чертой таких телег являлись большая длина (от 3 до
4 м) и отсутствие кузова. Как и большинство коротких телег, они состояли из
двух дрожин, прикрепленных к одной оси и подушке точно такими же способами, что
и в телегах предыдущей группы. В конструктивном отношении они были сходны с русскими
роспусками, в отличие от последних имели большую длину. Роспуски у лесных
башкир снабжались боковыми тяжами, представлявшими собой жерди толщиной с
оглоблю. Тяжи прикреплялись одним концом к задней оси, другим – к дрожинам или
подушке. Их назначение состояло в том, чтобы не дать осям зацепиться за пни и
деревья во время движения по узким лесным дорогам. Некоторые башкиры горно-лесных районов (бурзяне, катайцы, кипчаки и др.)
пользовались более упрощенной формой длинной телеги. Их телеги (кәкре тәзе) состояли из задней оси и
боковых тяжей, соединенных передними концами способом замка. Такие телеги были
легки и удобны, на них можно перевозить бревна и жерди разной длины. Иногда на длинных телегах сооружали небольшой кузов и использовали их
для перевозки людей и грузов. Длинные телеги с кузовом применялись в
лесостепной предгорной местности: на юге и юго-востоке Башкирии, а также в
Предуралье (в Ишимбайском, Гафурийском, Аургазинском и Кармаскалинском районах
БАССР). О такой телеге пишет С.И.Рыбаков: «Для собирания башкирских песен я
переезжал из кочевки в кочевку, пользуясь, где можно было, почтовыми лошадьми,
а нередко, за неимением других экипажей, довольствуясь просто башкирскими
дрогами, которые оказывались более пригодными для передвижения по узким горным
дорогам». Снопы и сено перевозили на телегах с глубоким кузовом. Подобные телеги
известны башкирам под названием «ридуан»,
«рдиуан», «рига». Для получения вместительного кузова на остове телеги
укрепляли нахлестки из жердей. При отсутствии специально оборудованной телеги
снопы перевозили в обычных повозках, укладывая их колосьями внутрь. Телеги изготовлялись как самими башкирами, так и русскими. Чаще всего
тележным промыслом занимались башкиры горно-лесных районов, располагавшие
древесным материалом и обладавшие традиционными навыками в строительном деле.
Некоторые тележники были известны далеко за пределами своего селения. Колеса
для телег использовались свои и покупные. Тележные колеса изготовлялись при
Белорецком, Узянском, Кагинском, Авзяно-Петровском и других заводах. Телеги на
железном ходу, крытые повозки и прочие экипажи добротной отделки покупались
башкирами на сельских и городских ярмарках. Подобные телеги попадали к башкирам
с заводов Пермской губернии. В целом обеспеченность башкир телегами была низкой, что объясняется, c
одной стороны, привязанностью населения к вьючно-верховаму транспорту, с другой
– трудным экономическим положением в башкирских хозяйствах к началу XX в.[1] Традиции по изготовлению седел и средств передвижения сохранил житель с.
Мерясово Баймакского района Рахматуллин Забир Закирович. Умение и навыки по
изготовлению транспортных средств ему перешло от отца. Мастер в основном
занимается седлами, является участником конно-спортивной игры «Ылак». Техники/Технологии, связанные с объектом
Для выделки каркаса
седла лучшим материалом информант считает вяз. Она при сушке не теряет
прочности и при выделке удобная. Некоторые седла мастер вырезает из одного
куска дерева, но в основном делает из отдельных лук (ҡаш) и двух в виде лопастей досок. Для лук седла мастер
использовал материал, взятый из комлевой части вяза или куски дерева с изгибом,
которые обрабатывал в сыром виде. Сначала отрезал топором заготовки для лук и
ленчика (ҡаптал) седла, которые
стесывал, постепенно придавая им нужную форму. Затем подбирает куски дерева для
луки. После обработки заготовки выставлялись на солнце и сушились в течении
нескольких дней. Отделка частей седла производилась с помощью резцов и скобеля,
придавая изящную форму. Тщательно отделывает головку и лицевую часть обеих лук.
Информант переднюю часть лука выделяет, она высокая, с наклоном, при взбирании
на седло удерживаются одной рукой за нее. Луки седла подгонялись к ленчику и
прикрепрялись друг к другу с помощью ремешков. Ленчики должны прикрепляться
так, чтобы при движении лошади они «ходили»
вперед-назад. Дальнейшая работа информанта это отделка седла и его
комплектование. Мастер под ленчики прикрепляет кошму (кейеҙ) по
форме, а под него вставляется кожаный чепрак (серге). Устойчивость седла на спине лошади обеспечивалась кожаными
ременными нагрудником (күмелдерек) и подхвостниками (ҡойошҡан).
Источники сведений
Наиболее ранние сведения
о лесных промыслах башкир можно найти в путевых записках участников
естественно-научной экспедиции Академии наук России 1768-1774 гг. П.С. Палласа
и И.И. Лепехина. Они описывают быт центральных и южных башкир. О традиционных
занятиях северо-восточных башкир содержится в работе Н. Попова «Хозяйственное
описание Пермской губернии», изданный в начале 19 века. Автор описывает работу
башкир в лесных промыслах. В трудах В.М.
Черемшанского «Описание Оренбургской губернии в хозяйственном, этнографическом
и промышленном отношениях» (1859) подробно описаны лесозаготовка, обработка дерева
и древесных материалов у башкир. Из исследований нужно отметить работы Д.П.
Никольского. Он во время поездок по Башкирии побывал в бассейне р. Инзер и
северных групп башкир, где одним из занятий многих жителей были лесные
промыслы. «В зимнее время, - отмечал Д.П. Никольский, - башкиры занимаются
рубкой леса или дров для заводов или для продажи, вывозкою бревен к пристаням и
т.д., с наступлением весны приступают к гонке леса по рекам, к дранью лыка,
замочке его и т.д.». В книге имеется таблица с указаниями количества телег и
саней, производимых местными кустарями. По лесным промыслам башкир дают ценный
материал работы члена Оренбургского отдела русского географического общества Ф.
Симона, где он дают подробную характеристику кустарного производства башкир
южной и юго-восточной групп. В своем исследовании он описал изготовление
средств передвижения, процесс сдирки лыка и бересты и т.п. В начале 20 века
изучением башкир и собирательской работой занимался С.И. Руденко. В его книге
кустарным занятиям посвящена отдельная глава «Способы и средства передвижения». Некоторое внимание
домашним производствам по обработке дерева и древесных материалов уделяют
башкирские этнографы Р.Г. Кузеев, Н.В. Бикбулатов, С.Н. Шитова. В книге М.Г.
Муллагулова «Лесные промыслы башкир» исследуется развитие лесных промыслов
башкир в 19 – начале 20 вв. Даются подробное описание изготовление средств
транспорта, гнутье дуг, полозьев, ободьев.
Современное бытование
Формы сохранения и использования объекта
Источники информации
|