Технология изготовления марийского музыкального инструмента «шӱвыр»

Категория объекта:
Традиционные технологии и техники
Этнокультурная принадлежность:
марийцы
Анкета утверждена:
25.03.2022
Номер объекта:
10-001
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Технология изготовления марийского музыкального инструмента (шӱвыр). Мастер - Ибулаев Алексей



Описание

Марийский национальный музыкальный инструмент шӱвыр относится к категории аэрофонов. Шÿвыр (волынка, пузырь) является одним из древнейших музыкальных инструментов. Образовано от слова «Шÿвыр» («мочевой пузырь» животного). Инструмент состоит из пузыря животного и двойной деревянной трубки. На нижний конец этих трубок надет коровий рог и при игре пузырь сжимается локтями рук. Мочевой пузырь является главной частью инструмента, а главной звукопроизводящей частью является деревянная колодка с двумя пищиками из тростника (камыша) с раструбом.

Справочная информация

Описание

Шӱвыр  один из самых «консервативных» национальных инструментов, практически полностью сохранивший конструктивную форму.

В XIX веке волынка у марийцев была самым распространенным и любимым музыкальным инструментом. Её использовали в основном в бытовой жизни: во время праздника, свадьбы или на веселых сборищах молодежи. В начале XX века она стала уступать свое главенствующее положение в жизни звонкозвучной гармонике. На сегодняшний день волынка почти вышла из употребления. Главный специалист марийского историко-культурного центра Мишкинского района Ибулаев Алексей сохранил технологию изготовления марийской волынки.

За «сравнительно простой конструкцией» шӱвыра кроется долгая и кропотливая работа столяра и кожевенника, знатока народных традиций, и музыканта-исполнителя, владеющего богатым и специфическим репертуаром. «Одним словом, в деле изготовления марийского шӱвыра имеется множество своих секретов».

Атлас музыкальных инструментов народов СССР, изданный в Москве в 1963 году, дает такое описание инструмента: «Воздушным резервуаром служит пузырь животного. В пузырь вставляются костяная или металлическая трубка для вдувания воздуха и две мелодические трубки (оловянные) [металлические] длиной 160-230 мм, укрепленные в общем деревянном ложе. На выходные отверстия мелодических трубок надевается раструб из коровьего рога, иногда на него насаживается дополнительный раструб из бересты. Левая трубка имеет 2 или 3 игровых отверстия, правая – 3 или 4. У последней внизу еще 3-7 маленьких отверстий, с их помощью производится подстройка трубок; отверстия эти заклеиваются воском и по мере необходимости открываются подвешенным к инструменту птичьим клювом или металлическим крючком. Пищики делаются из тростника или гусиного пера. При игре шӱвыр держат перед собой. Нажимая руками на пузырь во время вдоха, получают непрерывный и ровный по силе звук…».

Техники/Технологии, связанные с объектом

Шӱвыр состоит из пяти основных частей (при описании конструкции шӱвыра О. М. Герасимов в работе «Народные музыкальные инструменты мари» всецело аппелирует к указанной публикации И. Шабердина, так как все этапы изготовления инструмента и обучения игре на нем он излагает исходя из личного опыта): шӱвырпу – деревянная колодка; шӱвыр йытыр – игровые трубки (две); чырлык или чытлык – пищики (два); шӱвыр пуч – раструб и шӱвыроҥ – пузырь (воздушный резервуар).

Шўвырпу является основной несущей конструкцией инструмента.

На шӱвырпу в специальных углублениях помещаются обе игровые трубки, а на верхнем конце, с обратной стороны колодки, располагаются пищики, соединенные через просверленные отверстия с игровыми трубками. К нижнему концу колодки прикрепляется и раструб.

Колодка чаще всего изготавливается из можжевельника, клена. Применяется также береза, верба, яблоня, ольха.

В некоторых регионах колодка имеет несколько изогнутую форму. В таких случаях игровые трубки сгибаются согласно конфигурации углублений колодки.

Шўвыр йытыр. Шўвыр имеет, как уже указывалось, две игровые трубки.

Чырлык. Пищики являются самой важной частью инструмента, ибо от них зависит качество звука. Они изготавливаются из камыша (тростника), который созревает в октябре-ноябре. Специалистами более всего ценится тростник из Астраханской области, с Дона, Кавказа. Такой чырлык отличается необходимой твердостью (как правило, отобранные для пищика отрезки тростника должны выдержать сдавливание пальцами).

Подготовка чырлык – процедура довольно непростая. Предварительно отобранный тростник (2-3 нижних прогона между узлами), очищенный от листьев и поверхностной пленки, сушится на ветру или в теплом помещении в течение 2 недель. Затем тростник разрезают на отдельные пищики строго в середине узла.

Подготовка чырлык. Отрезок тростника необходимой длины протыкают по узлу и чистят его изнутри специальным приспособлением (в виде шила с насаженным диском). Затем пищики варят на медленном огне на льняном масле до получения буроватого оттенка, чтобы они были термо- и влагоустойчивыми. Очищенные пищики со стороны узла наглухо закупориваются деревянной пробкой. Затем на расстоянии 5 мм от узла делают маленький поперечный надрез, а от него расщепляют язычок, длина которого должна быть больше половины длины самого пищика. Осторожно приподнимая кончиком ножа готовый язычок, пробуют его на гибкость и вибрацию. Следует учесть, что на толстостенных тростниках язычок должен быть более узким, в противном случае для его вибрации требуется слишком большое воздушное усилие. Чырлык считается пригодным для установки его в колодку, если при вдувании получается ровный и достаточно громкий звук.

Установка чырлык. После того, как пищики готовы к применению (дают одинаковый высотой звуки), их нижние концы обматываются суровой ниткой, пропитанной варом.

Затем оба пищика помещают в установленные в колодку трубки, а места их соединения заливают варом. Для настройки пищиков можно изменить положения натянутых ниток – передвигая их кончиком ножа. Но основной вид настройки шӱвыра – регулировка частоты вибрации язычков пищиков с помощью клейких шариков серы.

Перед каждым исполнением необходима тщательная настройка инструмента, ибо температурные или иные изменения всегда оказывают определенное воздействие на чырлык.

Шӱвыр пуч. Раструб, применяемый для усиления звука шӱвыра, традиционно изготовляли из ольхи, ели или можжевельника, но со временем стали применять рог животного (быка, коровы). Это новшество, однако, не имело столь отрицательных последствий, как замена материала игровых труб.

Предварительно очистив рог изнутри, вываривают (выпаривают) и очищают (соскабливают ножом, наждаком) его поверхность, а иногда и полируют ее. Затем отрезают узкий конец рога так, чтобы в образовавшееся отверстие можно было вставить колодку с трубками. Длина раструба, как правило, равна длине игровых трубок. Установив в раструб колодку, закрепляют ее специальным ободком. Конец раструба украшается различными формами выреза или симметричными фигурами. Некоторые мастера по краям поверхности раструба выжигают национальный орнамент или делают инкрустацию. На раструбе также просверливаются симметричные резонаторные отверстия.

Шӱвыроҥ  – важная деталь для звукоизвлечения. Применяется мочевой пузырь коровы или лошади, предпочтение при этом отдается молодому животному.

Подготовка воздушного резервуара – процедура не из легких. Следует учитывать и то, чтоб он был соразмерен величине инструмента.

Поготовка шӱвыроҥ. Очистив поверхность от жира, пузырь кладут на двое суток в соляной раствор (200 гр соли на 3 л воды). Столько же времени выстаивают и в уксусном растворе (100 гр. 100% уксуса на 3 л воды). Затем квасят его в предварительно приготовленном овсяном кашеобразном растворе (на один пузырь – 3 л раствора: 400 гр овсяной муки или «Геркулеса», 200 гр дрожжей, разведенных в теплой воде). Как начнет раствор бродить, в него помещают пузырь и ставят в теплое место на 20 суток. Признаком готовности является слегка белый налет на пузыре. Вымочив его (изнутри и снаружи), следует сделать осторожный наддув, после чего повесить на свежий воздух. Слегка подсохнувший пузырь смазать чистым дегтем и в целлофановом мешке (закупорив) дать «отлежаться» в течение недели. Затем, надув его, повесить на солнце. Высохший пузырь, чуть ослабив наддув, осторожно размять и вновь поместить в целлофановый мешок. Повлажневший пузырь еще раз замазать дегтем и, наддув его, повесить на солнце. Подсохнувший, побелевший пузырь вновь растереть. Как правило, этого достаточно для получения мягкого, податливого резервуара для инструмента.

Подготовка резервуара к шӱвыр. Для установки колодки в резервуар на расстоянии, равном длине, приблизительно, двух пищиков от вдувного канала делают маленькое отверстие (иголкой). Замочив это отверстие водой и слегка надувая пузырь, увеличивают его конусообразной остроконечной палочкой до получения отверстия необходимых размеров (величины колодки). Удобней это делать вдвоем: один надувает резервуар, другой вертит палочкой.

Для вдувания воздуха в резервуар вставляют в канал пузыря специальную трубку – чублык, которую обычно делали из костей конечностей гуся, овцы. Но более удобным (для зубов в особенности) считается деревянная трубка. Во избежание обратного движения воздуха из резервуара в промежутках между вдуваниями трубку закрывают языком, при этом трубка зажимается зубами.

Итак, звук на шӱвыре извлекается в результате вибрации язычков от вдуваемого в резервуар воздуха. Для стабильного звукоизвлечения подача воздуха регулируется нажимом ладонями обеих рук на пузырь. Между ними и располагается резервуар с колодкой. Подача воздуха ртом и нажимы на пузырь осуществляются абсолютно автономно, то есть между ними нет никакой ритмической или иной согласованности. Это требует большой сноровки и часто представляет весьма существенное препятствие для начинающего волынщика.

Традиционно в подавляющем большинстве случаев правая рука располагалась сверху и была предназначена для мелодической трубки (указательный, средний и безымянный пальцы соответствуют первым трем ее отверстиям), левая же рука своими указательным и средним пальцами находилась на басовой трубке. При этом указательный палец левой руки одновременно играл и на четвертом отверстии мелодической трубки. В силу этого экспериментально возможная терция между I и III ступенями (I ступень – при закрытии обоих отверстий басовой трубки, а III – при открытии четвертого отверстия мелодической трубки) практически (аппликатурно!) нереальна.

Настройка шӱвыра – также дело не простое. При закрытии всех (и грифных и «резонансных») отверстий инструмент должен давать в унисон нижнюю (условно назовем – I) ступень звукоряда. Но исполнители применяют другой прием настройки: при закрытых отверстиях басовой и первого отверстия мелодической трубки инструмент должен давать интервал ч.5 (для удобства фиксации инструмента исполнители не снимают с третьего отверстия и безымянный палец). Корректировку же интервалов (и ч.1, и ч.5), как уже указывалось выше, осуществляют при помощи небольших шариков из серы или воска.

Источники сведений
  1. Фукс А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840; Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии. Уфа, 1859.

  2. Потехин А. С Ветлуги – из путевых заметок //«Век», №№ 2-3. СПб., 1861.

  3. В. М. Газетов. Марийские музыкальные народные инструменты //«Марий Эл учитель», № 5, 1991; №№ 1-2, 1992.

  4. Эшпай Я. А. Национальные музыкальные инструменты марийцев. Йошкар-Ола, 1940.

  5. Никифоров П. Н. Марийские народные музыкальные инструменты. Йошкар-Ола, 1959.

  6. Герасимов О. М. Народные музыкальные инструменты мари. Йошкар-Ола, 1996. 

  7. Герасимов О. Народные музыкальные инструменты мари. Йошкар-Ола: Мин. Культ. РМЭ. Центр нар. творчества, 1996.

  8. Газетов В. М. Марийские музыкальные инструменты – «Марий Эл учитель» №5, 1991 №№ 1-2, 1992.

  9. Герасимов О. Шувыр – древнейший музыкальный инструмент народа мири. Республиканский цент народного творчества, 2003.

  10. Кузнецов В. Композиторы и музыковеды РМЭ /В. Кузнецов, Л. Кульшетова, В. Чеснокова // Йошкар – Ола, 2006

  11. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Коллективная монография. Йошкар – Олы: МарНИИЯЛИ, 2005. – 336с., ил.

  12. Прокушев, Г. И. Бесседы об исскустве, Йошкар – Ола: Мар. Изд-во, 2008.

  13. Шабердин И. Г. Марий шувыр, Йошкар – Ола, 1989.

  14. Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология. – Этнографический справочник. – Йошкар – Ола: 2007.- 312 с. 

  15. Архипов Г. А. Происхождение марийского народа по археологическим данным // Происхождение марийского народа. Йошкар-Ола, 1967

  16. Сепеев Г. А. Основные черты этнических процессов у марийцев // Древние и современные этнокультурные процессы в марийском крае. Йошкар-Ола, 1976.

Лица, имеющие отношение к ОНКН
Ибулаев Алексей Васильевич – мастер-изготовитель марийской волынки шӱвыр. Мишкинский район Республики Башкортостан. Тел.: 89613660654
Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Сведения о действиях над/с ОНКН
Шубыр приобретают для ансамблей. В составе ансамблей звучит шубыр.
Современное бытование
Главный специалист марийского историко-культурного центра в с.Мишкино Мишкинского района Ибулаев Алексей Васильевич сохраняет традиции и технологию изготовления марийского традиционного музыкального инструмента шӱвыр. Мастер изготавливает инструмент в домашних условиях.
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Технология производства пузырной волынки марийцами находится в состоянии исчезновения, ее межпоколенческая трансляция прервалась в последней четверти ХХ столетия. Мастеров-изготовителей итак было немного, а в настоящее время осталось мало хранителей традиций. Один из таких мастеров проживает на территории современного Башкортостана – это Ибулаев Алексей Васильевич, житель села Мишкино Мишкинского района.


Исключительность/ценность

Инструменту приписывают особое сакральное звучание – он звучал во время заклания жертвенных животных, свадеб, похорон и других обрядах. Именно такой «особый» статус этого древнейшего аэрофона позволил чешскому исследователю Й. Режни назвать его уникальным в серии волынок мира.

Уникальность инструмента заключается в том, что все его основные части выполнены из натуральных материалов. Марийская волынка изготавливается из цельного, особым образом выделанного лошадиного или бычьего мочевого пузыря диаметром 600-900 мм, игровые трубки  полые птичьи кости ног журавля или лебедя, пищики из зрелого камыша, а раструб из коровьего рога. В старину к волынке привешивали еще коготь рыси или лисицы  для прочистки трубок и в качестве оберега.



Способы передачи традиции
Способ передачи ОНН – естественная форма, форма обучения.


Форма бытования
Аутентичное бытование.


Этнологический аспект

Издавна к шӱвыру было очень бережное отношение, так как марийцы применяли его при проведении различных обрядов и ритуалов, использовали в качестве аккомпанемента к народным песням и танцам.

Магическая сила шӱвыра использовалась и в обрядах марийской традиционной религии. Например, в обряде «обхода полей», где шӱвырзӧ ограждал посевы от недоброго воздействия и заклинал на рост и богатый урожай; в обряде сбора меда, где шӱвыру приписывалась та же охранительная и умножающая сила. Считалось, что шӱвырзӧ умеет разговаривать с травами и птицами, а звуки шӱвыра могут открыть ход в царство мертвых. Поэтому шӱвырзӧ призывался во время исполнения похоронных обрядов. Но главным обрядом для волынщика была свадьба. Присутствие шӱвыра на свадьбе служило гарантией того, что невеста будет ограждена от порчи, а прикосновение к украшающим инструмент когтям излечивало от болезней.

А если приходилось менять место жительства, шӱвыр увозили с собой как родовую реликвию.



Исторический аспект

Началом формирования народности мари принято считать период с I по V вв. н.э. Первые упоминания о древних мари в литературе встречаются рано (VI век), но первые данные о музыкальном фольклоре мари относятся лишь к середине XIX века, а первые нотные публикации марийских народных мелодий  к последней трети XIX века. Первые материалы были о быте, обычаях, нравах мари, а также о музыке народа мари, музыкальные инструменты упоминаются лишь в связи с теми или иными обрядами, ритуалами.

В 1879 году Н. И. Абрамычев издает «Сборник русских народных песен». В числе деревень бывшей Вятской губернии, в которых записаны песни, имеется немало и марийских (Кугушерга, Матвинур, Сало-Беляк и др.). Последний образец сборника (№ 40) назван собирателем «Черемисская песня» и снабжен авторским пояснением: «Песня эта есть наиболее популярная между весьма немногими черемисскими напевами. Исполняется она на так называемом «Черемисском пузыре» (шӱвыре), в продолжение многих часов, без малейшего изменения. Параллельные квинты составляют ее характерную особенность. Этот первобытный способ гармонизации несомненно указывает на древнее происхождение этой коренной финской темы».

В 1940 году Я. Эшпай опубликовал книгу «Национальные музыкальные инструменты марийцев» и в 1946 году защитил по ней кандидатскую диссертацию. Эти сведения ценны тем, что получены они ученым в большинстве своем непосредственно от исполнителей-старожилов, еще знавших в те далекие годы немало бытовых и ритуальных функций инструментов, хорошо знавших (или помнящих) обряды и в недалеком прошлом непосредственно участвовавших в них.

В 1959 году вышла работа П. Никифорова, в которой даются описания народных инструментов, технологии их изготовления, приемы исполнения на них. Его работа заняла достойное место в ряду памятников марийской национальной культуры.

Трактат «Шӱвыр» И. Шабердина является ценным руководством по изготовлению одного из сложнейших народных инструментов мари. Историографическая справка, эргологическая часть  скрупулезность в описании процесса изготовления инструмента, точные замеры и другие конструктивные подробности  делают его книгу поистине уникальной из серии изданий по марийским народным музыкальным инструментам. 

На необычное воздействие звуков шӱвыра указывали многие исследователи. К примеру, в 1920 году доктор исторических наук Н. В. Никольский писал, что «игра на пузыре, на барабане, на трубе имеет силу большую, чем человеческая: невидимая сила этой игры сказывается на человеке и животных либо в положительную, либо в отрицательную сторону. В первом случае человек и все окружающее его получает здоровье, мощь, радость. Во втором случае игра может „заворожить“, „заколдовать“ и человека, и животных, и самую природу».

В музее Российского государственного музыкального телерадиоцентра хранятся три марийские волынки. Одна была приобретена в 1984 году у Валерия Брезгунова, мастера волынок из Лыткарино. Еще два шӱвыра поступили в коллекцию в 1950 году из Всесоюзного дома народного творчества. Самому старшему из музейных шӱвыров скоро исполнится 100 лет: инструмент был изготовлен около 1920 года. Мех его сделан из обработанного коровьего пузыря. С одной стороны в мех вставлена короткая костяная трубочка для вдувания воздуха, а с противоположной стороны – пара мелодических трубок одинаковой длины. Они изготовлены из олова и вложены в колодку из кленового дерева. Эти трубки имеют язычки из камыша.



Лингвистический аспект

Омыж – пустотелый тростник

Шÿвыр, шявыр, шювыр, шувюр, шюббер, шовыр – пузырь

Мари говорят: «Кусле (гусли) нам дал Бог, а шувыр – Керемет».

Шÿвырпу или челык  деревянная колодка

Шÿвыр йытыр  две игровые трубки

Чырлык или чытлык – пищики

Шÿвыр пуч – раструб

Шÿвыроҥ  воздушный резервуар