Народная медицина башкир: протаскивание через волчью пасть (баш. Бүре ауыҙынан үткәреү йолаһы)

Категория объекта:
Народная медицина
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
28.09.2021
Номер объекта:
08-002
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Народная медицина башкир: протаскивание через волчью пасть (баш. Бүре ауыҙынан үткәреү йолаһы)


Размер файла: 572.9 MБ

Описание

Протаскивание через волчью пасть – одна из лечебных и магических обычаев у башкир. Обряд направлен на охрану и здоровья материнства, детства.

Справочная информация

Описание

Наиболее из почитаемых животных у башкир является волк. В мифических преданиях, легендах и сказках, а также в поверьях, обычаях, обрядах и народных праздниках башкир волк выступает как тотемический предок прародитель, покровитель и защитник. Одна из версий происхождения этнонима «башҡорт» связано с волком. Волк олицетворяется как сильный, могучий покровитель и предводитель. Чтобы оградить детей от злых духов и предохранить от болезней и сглаза, на них надевали ожерелье из волчьего клыка, пришивали к одежде ребенка когти или шерсть. Волчья желчь использовалась как действенное средство для лечения запальчивых детей и других болезней. Следы культа волка наглядно проступают в знахарстве. Закапывание волчьей головы под порог или фундамент дома, забрасывание ее под крышу, по поверьям башкир, предохраняли семью от болезней и злых наговоров, оберегали от злых духов и порчи, предотвращали беду, приносили благополучие, богатство и счастье. Закапывая волчью голову в помещении для скота или же около него, подвешивая череп над сараем, башкиры стремились оградить домашний скот от нападений хищных зверей. Все эти обычаи, обряды и поверья доказывают тотемную сущность волка, древние представления первобытных людей. Самые ранние сведения о религиозных верованиях башкир содержатся в дневниковых записях Ибн-Фадлана (921-922 гг.). Некоторые факты занесены в историко-географические и социально-бытовые описания края ученых XVIII в., П.И. Рычкова, сотрудник Оренбургской экспедиции 1734 года, включил в свое сочинение две легенды, свидетельствующие о почтительном отношении башкир к волку.

Такие представления как волк выступает в роли защитника и покровителя, способного оказать благотворно на жизнь и здоровье человека выражены и в неритуальной практике башкир – протаскивание через волчью пасть. Это одна из лечебных и магических обычаев у башкир. Обряд направлен на охрану здоровья материнства и детства. Пропускание через волчью пасть малоизвестно, распространено на юге, юго-востоке Башкортостана. Данным обрядом занимаются преимущественно женщины, где старшее поколение свои умения постепенно передавали младшим. Обряд проводился для бездетных замужних женщин, беременных женщин, детей. Целью проведения данного обряда у бездетных женщин было восстановление способности к деторождению, такой же обряд совершали при тяжелых родах над роженицами, беременными женщинами и новорожденными, если до этого в семье дети часто умирали в раннем возрасте.

Дети подвергались пропусканию сквозь волчью губу и с целью недопущения их подмены злыми духами (“ен”, “шайтан”), а также при болезни эпилепсией (“быума”, “ҡуянсыҡ”, “ҡыҙма”). Сохранился обычай среди лесных башкир (Белорецкий район): охотник, возвращаясь домой с охоты, одаривал знахарей, пожилых людей волчьей или медвежьей пастью, когтями или иными органами животного. В зависимости от места проживания лесные башкиры использовали медвежью пасть, степные и смешанные леса – волчью.

До принятия ислама, при пропускании человека через пасть, говорили заговоры, благопожелания даже имитировали вой волка. В настоящее время этот метод не актуален, при проведении обряда читают молитву из Корана. Типологичное явление как обряд пропускание через волчью пасть переходит на оберег ясин (ясин үткәрмә, түңәрәк үткәрмә), делают такой же формы как волчья пасть, но туда уже вписывают религиозные молитвы.

          В Баймакском районе Республики Башкортостан сохранился обряд пропускания через волчью пасть. Для совершения данного обряда у убитого волка срезались целиком края пасти, затем вдевали на дно ведра и потихоньку натягивали вверх. В таком виде и оставляли просушиваться. Высушенная волчья пасть диаметром 25-30 см,  рассчитана на ребенка до 2-3 лет.  Для взрослого человека обычно не сушат, разрезают и с двух концов пришивают ленточки или кусочки материала. По словам информанта Аралбаевой Зифы, волчья пасть и умение ей передалось от своей свекрови, она использует пасть не высушенную, хранит ее в морозильнике. До совершения обряда она достает заранее, размораживает. Из-за жесткой щетины, также при соприкосновении с телом не было дискомфорта, волчью пасть обматывает материалом или платком. Перед тем как пропустить ребенка или женщину через волчью пасть, знахарь начинает читать молитву (доға), затем через голову сверху вниз протаскивает пасть три раза и при каждом пропускании тоже читает 3 раза молитву.
Техники/Технологии, связанные с объектом
Для совершения данного обряда у убитого волка срезались целиком края пасти, затем вдевали на дно ведра и потихоньку натягивали вверх. В таком виде и оставляли просушиваться. Высушенная волчья пасть диаметром 25-30 см,  рассчитана на ребенка до 2-3 лет.  Для взрослого человека обычно не сушат, разрезают и с двух концов пришивают ленточки или кусочки материала. Из-за жесткой щетины, также при соприкосновении с телом не было дискомфорта, волчью пасть обматывают материалом или платком. Перед тем как пропустить ребенка или женщину через волчью пасть, знахарь начинает читать молитву (доға), затем через голову сверху вниз протаскивает пасть три раза и при каждом пропускании тоже читает 3 раза молитву.
Современное бытование
Баймакский район Республики Башкортостан.
Источники сведений

Илембетова А.Ф., Илимбетов Ф.Ф. “Культ животных в мифоритуальной традиции башкир”. 2 изд., исп. и доп. – Уфа, АН РБ, Гилем, 2012.

Хисаметдинова Ф.Г. Лечебная и охранительная магия башкир. – Уфа, 2009.

Хисаметдинова Ф.Г. Словарь башкирской мифологии. – Уфа, 2015.
Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Хисаметдинова Фирдаус Гильмитдиновна

Тип ответственности: Исследователь

Место работы/Адрес:   российский лингвист, специалист в области башкирского языка, доктор филологических наук, профессор, общественный и государственный деятель. Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент Академии наук РБ.

ФИО: Аралбаева Зифа Махмутовна

Тип ответственности: Информант

Место жительства: г. Баймак Республики Башкортостан.
Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества

Тип ответственности: 

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой 17/2.
Предметы, связанные с объектом
Волчья пасть
Современное бытование
Баймакский район Республики Башкортостан.
Сведения об особенностях
Состояние бытования

Баймакский район Республики Башкортостан.



Исключительность/ценность
В обычаях и обрядах башкир волк-прародитель выступает в роли защитника и покровителя, способного оказать благотворно на жизнь и здоровье человека. Такие представления выражены в обряде протаскивании через волчью пасть.


Способы передачи традиции
Естественная, происходит в семье, своими умениями делятся старшее поколение, постепенно передавая свои знания младшим. Данным обрядом занимаются преимущественно женщины.


Форма бытования

Аутентичная.



Этнологический аспект
Обряд протаскивания женщин через волчью губу в случае бездетности и при частой смерти детей в раннем возрасте существовал у узбеков. Данные о пропускании женщин сквозь волчью пасть при тяжелых родах имеются у чувашей. Хакасы пропускали младенцев через растянутое ротовое отверстие шкуры убитого волка, чтобы уберечь мальчиков от злых духов.


Исторический аспект
Все эти обычаи, обряды и поверья доказывают тотемную сущность волка, древние представления первобытных людей. Самые ранние сведения о религиозных верованиях башкир содержатся в дневниковых записях Ибн-Фадлана (921-922 гг.). Некоторые факты занесены в историко-географические и социально-бытовые описания края ученых XVIII в., П.И. Рычков, сотрудник Оренбургской экспедиции 1734 года, включил в свое сочинение две легенды, свидетельствующие о почтительном отношении башкир к волку. До принятия ислама, при пропускании человека через пасть, говорили заговоры, благопожелания даже имитировали вой волка.


Социологический аспект
Обряд направлен на охрану и здоровья материнства, детства.


Лингвистический аспект
Бүре, ауыҙ, доға, ясин үткәрмә, түңәрәк үткәрмә, ен, шайтан, быума, ҡуянсыҡ, ҡыҙма.