Башкирский женский головной убор калябаш (баш. кəлəпүш, гәләбәш)

Категория объекта:
Техники и технологии
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
24.03.2021
Номер объекта:
07-004
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Описание

Шлемообразный головной убор с высокой тульей и широкой наспинной полостью, состоящий из кораллов и серебра. Статусный головной убор калябаш носили жены ханов, тарханов.

Справочная информация

Описание
      В восточном Зауралье существовал другой убор из кораллов и серебра – с высокой тульей и широкой наспинной полостью. Именно он упоминается в некоторых дореволюционных работах под названием «калябаш». Люди старшего поколения в башкирских деревнях Челябинской области вспоминали его в 1950- 60-е годы, называя башкейем. Величественный башкейем (он же калябаш/кəлəпүш) представляет собой возвышающуюся над головой округлую шапочку и прикрепленную к ней полость, закрывающую не только затылок и уши, но и верх спины. Тулья высотой 15 см покрыта чешуеобразно монетами, донышко – концентрическими рядами кораллов. Спереди имеется ниспадающая на глаза сеточка-налобник. Верхняя часть полости покрыта рядами монет, ниже группы монет обрамлены кораллами; заканчивается композиция сеткой из кораллов и бахромой. На затылке среди монет выделяется крупная бляха со вставками из сердолика и бирюзы. Башкейем, как и кашмау, был готовым убором замужних женщин.

В источниках XVIII–XIX вв. высокий женский головной убор башкир, надевавшийся поверх чепца из коралловых нитей с длинной наспинной лопастью (ҡашмау), упоминается под названием «калябаш». И. И. Лепехин, путешествуя по Башкортостану в 1770 году, описывал его так: «Головной убор, как и у татарок, называется кашпау; и вся разность состоит в том, что кроме сего кашпау надевается еще вершок, фигуру конуса имеющий, который по произволению складывать и накладывать можно…». Черемшанский описывают этот убор как шлемообразную, чешуйчато зашитую монетами шапку, имеющую наспинную лопасть: «Щегольской головной убор Башкирок есть калябаш или таляпуш; он состоит из шлемообразной чешуйчатой шапки с длинным и широким хвостом (булун или улун), сплошь унизывается серебряными монетами, а хвост раковинами, разноцветным бисером и разного рода монетами». Н. Казанцев о калябаш  пишет так: «Самый щегольской наряд Башкирок есть калябаш, шлемообразная чешуйчатая шапка, с длинным и широким хвостом, который унизан сплошь серебряными монетами». Д. П. Никольский отмечал его дороговизну: «Калябаш — шлемообразная чешуйчатая шапка, сзади которой спускается длинный хвост, сплошь унизанный серебряными монетами разного достоинства, общая стоимость которых доходит иногда до 500–1000 руб.». На гравюрах XVIII в., иллюстрирующих сочинения П. С. Палласа и И. Г. Георги, на башкирках был изображен подобный шлемообразный головной убор.

В 1863 г. в журнале Современник вышла « Заметка башкира о башкирах» Назарова, в котором описывает башкирский костюм из кашмау и сверху кашмау одеваемом калапишь - остроконечной шапочки из бисера и монет.

В исследованиях Нечволоды Е. пишется, что калябаш (кəлəпүш) был частью сложного многослойного головного убора, в тех же источниках указывалось на ношение калябаш (кəлəпүш) поверх другого башкирского убора кашмау (kашмау), который, в свою очередь, надевался на полотенцеобразный убор тастар (таçтар). К началу ХХ в. калябаш практически вышел из употребления. Сохранился единственный экземпляр этого убора, который был приобретен для Первой этнографической выставки 1867 г. в Москве и хранится в настоящее время в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

          В иллюстрациях к сочинениям П. С. Палласа и И. Г. Георги в передней части убор имеет по нижнему краю декоративную отделку из кораллов, по бокам спускаются вниз недлинные, зашитые кораллами полоски. Подобные детали можно видеть на изображениях башкирок XVIII в. Но на гравюрах нижний край головного убора доходит почти до бровей, а декоративная полоска на нем проходит не по нижнему краю, а довольно высоко надо лбом. 
Техники/Технологии, связанные с объектом

Шлем калябаша (тубе, башкейем, тубый-кашмау). Изнаночная сторона шлема состоит из 4 клинышков. Головной убор калябаш надевался на головной убор кашмау, который прикреплялся с помощью крючков-петель и подвязки-каптырга. Тубый кашмау в свою очередь дополнялся с убором тастар.

          Величественный башкейем (он же калябаш/кəлəпүш) представляет собой возвышающуюся над головой округлую шапочку и прикрепленную к ней полость, закрывающую не только затылок и уши, но и верх спины. Тулья высотой 15 см покрыта чешуеобразно монетами, донышко – концентрическими рядами кораллов. Спереди имеется ниспадающая на глаза сеточка-налобник. Верхняя часть полости покрыта рядами монет, ниже группы монет обрамлены кораллами; заканчивается композиция сеткой из кораллов и бахромой. На затылке среди монет выделяется крупная бляха со вставками из сердолика и бирюзы.
Современное бытование

С 2017 года раз в два года отделом культуры Хайбуллинского района Республики Башкортостан проводится Межрегиональный конкурс башкирского национального костюма «Гәләбәш түңе буйында» на приз Асмы Усмановой. В 2020 году был проведен Международный конкурс мастеров башкирского национального костюма «Тамға». Государственный академический ансамбль народных танцев имени Файзи Гаскарова реконструировали и сшили калябаш по сохранившему экземляру в РЭМ г. Санкт-Петербурга. В городах и районах Башкортостана проводят мастер-классы по изготовлению головного убора калябаш.

Источники сведений

Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей.. — Санкт-Петербург, 1776—1777. (2-е изд: Санкт-Петербург, 1779), стр. 103

Казанцев И.М. Описание башкирцев, составленное Н. Казанцевым. - СПб., 1866.

Лепехин И.И.  Продолжение дневных записок путешествия Академика медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского Государства в 1770 году. - СПб 1772.

Никонорова Е.Е. Народная одежда// Музей археологии и этнографии. Каталог музейной экспозиции. – Уфа, 2007 .

Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа : изд. Учен. ком. М-ва гос. имуществ, 1859, стр. 156
Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Нечволода Елена Евгеньевна

Тип ответственности: Исследователь

Место работы: Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева

ФИО: Усманова Асма Мавлямбердеевна

Тип ответственности: Информант

Место жительства: с. Акъяр, Хайбуллинский район Республики Башкортостан.

ФИО: Шабиева Гульдар Шарафетдиновна

Тип ответственности: Информант

Место жительства: п. Комсомольский, Салаватский район Республики Башкортостан.

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества

Тип ответственности: 

          Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой 17/2.
Предметы, связанные с объектом
Башкирский женский костюм
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Район распространения – восточная, северо-восточная часть РБ.


Исключительность/ценность
Сложный многослойный головной убор, не имеющий аналогов.


Способы передачи традиции
Реконструированная форма, возвращенная в традиционную среду бытования. 


Форма бытования

Аутентичная форма, головной убор  



Этнологический аспект

Головной убор калябаш своим происхождением связан с культурами древних сакских племен, населявших степи Казахстана и Средней Азии. Принципы декорирования (вышивка кораллов, сердолика, перламутра, раковин, серебряных пластин) и пристрастие к среднеазиатским тканям связывают башкир со странами Востока.

В Хайбуллинском районе вдоль реки Сакмар есть гора под названием Галябаш туне (Гәләбәш түңе). По словам Асмы Усмановой легенда гласит так: у одного бая была дочь, которую он очень любил. Однажды он купил своей дочери галябаш, который стоил столько же, сколько стоит хорошая лошадь. Девушки выходили на эту гору играть и веселиться, эта девушка решила похвастаться перед подругами и одела галябаш, но в процессе игры она сняла его, так как он был тяжелым и положила или повесила на дерево. После игры она ушла домой забыв про галябаш. А когда она вернулась, его уже не было.



Исторический аспект
Являясь логическим завершением костюма, головной убор нес на себе особую смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, семейном и возрастном положении человека. За головным убором закреплялась охранная функция: роль оберега играли нашитые на убор монеты, определенной формы ювелирные поделки, сердолик, раковины, перламутр, кораллы, плоды экзотических растений, птичьи пушки, когти и другие необычные предметы. Этническая и художественная специфика костюма наиболее выразительно проявлялась в женских головных уборах.


Социологический аспект
После Этнографической выставки 1867 г. в Москве сохранились фотографии головных уборов, на которых изображены каляпуш, такыя и наспинник такыя, который совершенно идентичен с наспинной частью каляпуш. Шлемообразный головной убор с широкой лопастью на спине, по свидетельству С.И. Руденко, в центральной Башкирии называли каляпуш, на северо-востоке - башкейем (досл. - одежда для головы). Единственный экземпляр этого головного убора в настоящее время хранится в коллекции РЭМ.


Лингвистический аспект
Башкейем,  калябаш/кəлəпүш, гәләбәш