Технология изготовления сергетыш в Бурзянском районе Республики Башкортостан

Категория объекта:
Техники и технологии
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
24.03.2021
Номер объекта:
07-002
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Описание

Сергетыш – чепрак, подстилка под седло, характерен для башкирского народа.

Справочная информация

Описание

«Серге» в переводе с древнетюркского языка означает «тканая накидка». В хозяйстве башкир широко использовался в быту войлок,  применялся он во многих традиционных обрядах, в т. ч. семейно-бытовых, свадебных и религиозных. Он был очень практичным и удобным. Украшенные сергетыши покрывали нары, стены в домах.

С.И. Руденко, побывавший в Башкирии, в своих описаниях  конской упряжки упоминает сергетыш бурзянский. Этнограф выделяет, что мужской сергетыш отличался от женского. «Ленчик мужского седла покрывался лоскутом войлока, сверху на него накладывалась подушка, а под седло подкладывался толстый войлочный потник (сергетыш), часто обшитый снаружи кожей. Потник к женскому седлу отличался своими большими размерами, а также тем, что снаружи бывал расшит различными фигурами, выполненными нитками красного и желтого шелка и шерсти, и обшит цветным сукном с вышитыми по нему различными узорами. По углам к потнику пришивались кисточки из цветных шерстяных ниток». Женский сергетыш традиционно присутствовал в «приданном». Им покрывали лошадь под седлом, когда ее перевозили в дом мужа. Нарядный сергетыш был у мужчин тоже, обычно жених приезжал свататься на украшенном сергетыше коне или когда участвовал на конных скачках в сабантуе.

Древний способ украшения, предполагавший пришивание аппликативного декора прямо к войлочной основе, в XX веке уступил свое место другому. Аппликацией вышивкой, декоративной строчкой украшался не сам войлок, а яркий, красочный чехол, прикрывающий его с лицевой стороны. Чехол был сшит из лоскутов, полос однотонных фабричных сукон или тканей. Украшались также вышивкой.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Способ изготовления войлока традиционно состоит из следующих последовательных этапов: обработка шерсти; свойлакивание шерсти или создание основы для войлока, т.е. предварительное уплотнение войлока; «валяльная» работа («вкатывание» внешнего слоя нанесенного изображения в основу и уплотнение войлока); обработка и отделка войлока.

Для изготовления сергетыша войлок должен быть легким, мягким и в то же время прочным, прямоугольной формы. Затем его покрывают однотонной толстой тканью (сукно). Размер ткани был меньше чем сам войлок. Тканевые чехлы украшали вышивкой в технике двойного тамбура, основным элементом в узорах был завиток (ҡусҡар), нередко оставляя центральное поле открытым. В юго-восточных районах Башкортостана для украшения ткани использовали аппликации, состоящие из простейших геометрических форм: ромбиков, треугольников, крупных зубцов. Орнамент аппликации пришивался по периметру войлока широкой узорной каймой. Их взаимное расположение имело определенный порядок и подчинялось устойчивой традиции. По углам войлочного коврика пришивались кисточки.
Современное бытование
Район распространения – Бурзянский район Республики Башкортостан.
Источники сведений

Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.

Кузеев Р. Г., Бикбулатов Н. В., Шитова С. Н. Декоративное творчество башкирского народа. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979, ил.

Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. — Уфа: Китап, 2006.

Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). — Уфа: Китап, 2006, ил.

Рәшиҙә Ғизәтуллина “Сергетыштың сере нимәлә?” - “Таң”гәзите 21.02.2020 № 15(10359)

"Орнамент" Сергетыш - попона войлочная. 2012, БСТ, Абзелил https://www.youtube.com/watch?v=7-41Kjb2d1c&t=39s

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Исследователь: Руденко Сергей Иванович (1885-1969г.) - археолог, антрополог, этнолог, гидролог.

Место работы: Магистр географии (1917г.), доктор технических наук (1944г.), профессор (1919г., 1950г.), действительный член Русского географического общества (1911г.), член Парижского антропологического общества (1914г.).

Исследователь: Авижанская Софья Александровна (1920-2014г.) - этнограф, музеевед.

Место работы: Этнограф и музеевед. Ленинград.

 

Исследователь: Бикбулатов Наиль Валеевич (1931-1996г.) - башкирский этнограф.

Место работы: В 1951–1957 был учителем, завучем, директором средней школы села Яныбаево Белокатайского района БашАССР.

В 1957–1978 — младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, в 1978–1992 — заведующий отделом этнографии, в 1992–1996 ведущий научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского НЦ РАН.

Принимал участие в создании Музея археологии и этнографии в Уфе. Организовал и участвовал в 40 экспедициях. Под его руководством в отделе этнографии ИИЯЛ была создана богатейшая в регионе этнографическая картотека (более 10 тыс. единиц хранения).

Подготовил и опубликовал более 150 научных трудов по этнографии башкир и других народов региона и более 10 монографий и фундаментальных научных статей в академических изданиях.

Исследователь: Кузеев Раиль Гумерович (1929-2005г.) - учёный-этнограф, историк, изучавший быт, культуру этническую историю и этногенез народов Среднего Поволжья и Урала, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, академик АН Республики Башкортостан.

Место  работы: В 1955—1961гг. заведующий сектором истории, археологии и этнографии Института истории, языка и литературы БФ АН СССР, в 1960—1987 годы — заместитель председателя Президиума БФ АН СССР, c 1983 года — заведующий Отделом народов Урала и Музеем археологии и этнографии УНЦ РАН. C 1994 по 1997 год президент Ассоциации российских этнографов и антропологов. B 1995—1996г., — исполнитель обязанностей вице-президента АН РБ. В 1999—2001 гг. — Директор-организатор Центра этнологических исследований УНЦ РАН. В 2001—2005 гг. — советник РАН.

 

Исследователь: Шитова Светлана Николаевна (Род.1936г.) - заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.

Место работы: С 1959 года участвовала и руководила 30 этнографическими экспедициями по исследованию быта и культуры башкирского народа. Одновременно изучала и другие народы Башкортостана. В составе экспедиций Института этнографии АН СССР работала в Узбекистане и Таджикистане, выезжала к ненцам и селькупам в Ямало- Ненецкий национальный округ.

Основным направлением научной деятельности С. Н. Шитовой является исследование материальной культуры и декоративного искусства башкирского народа с древнейших времен до современности. Изучала национальную одежду, традиционные поселения и жилища, декоративного искусства и утвари башкирского народа.

Разработанный Шитовой С. Н. метод классификации и типологической характеристики многих сторон материальной культуры башкир также использован при этнографическом изучении других народов.

ФИО: Гизатуллина Рашида Хаевна

Тип ответственности: Информант

Место жительства: с. Старосубхангулово, Бурзянский район Республики Башкортостан.

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Предметы, связанные с объектом

Войлок, сукно, ленты, нитки

Историческое бытование

Изготовление сергетыша в культуре башкир имеет глубокие корни. Бытование этой техники у широкого круга тюркоязычных народов указывает на древность традиции.

Сведения об особенностях
Исключительность/ценность

Сохраненная аутентичная технология изготовления сергетыша в южных и юго-восточных районах республики.



Способы передачи традиции

Бытовая, наследственная, образовательная.



Форма бытования

Аутентичная форма 



Этнологический аспект

«Серге» в переводе с древнетюркского языка означает «тканая накидка». В хозяйстве башкир широко использовался в быту войлок,  применялся он во многих традиционных обрядах.



Исторический аспект

Изготовление сергетыша в культуре башкир имеет глубокие корни. Бытование этой техники у широкого круга тюркоязычных народов указывает на древность традиции.



Социологический аспект

Производство войлока сохранилось. Лишь утратило свое функциональное значение свадебные сергетыши, которые долгое время оставались обязательным элементом приданного невесты.



Лингвистический аспект

Сергетыш встречается и в фольклоре башкирского народа. Например, в башкирской народной песне:

Атаҡай ҙа, атың күкме ни,

 

Сергетышҡайҙарың суҡмы ни?