![]() Обереги башкир. Башкирский орнамент в роли оберега Категория объекта:
Мифологические верования, этнографические комплекс
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
..
Номер объекта:
19-021
Автор-составитель анкеты:
Ибрагимова Альфия Газизовна
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ
ОписаниеОберег – это предмет, наделяемый способностью защищать его владельца от различных бедствий, приносить удачу. В качестве Оберега использовались амулеты, бетеу, талисманы, растения, части оружия, одежды и др. Различные формы оберегов могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Согласно поверьям, оберег может оградить человека от сглаза, болезней, в особенности в те моменты, когда он считается наиболее уязвимым (младенец, женщина до родов, жених и невеста на свадьбе), скот – от падежа и хищников. Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. За многовековую историю башкирского народа его декоративно-прикладное искусство выработало яркий самобытный художественный стиль, выражавший эстетические идеалы народа, его отношение к природе и к жизни общества. Этот стиль в искусстве воплотился в произведениях ткачеств и вышивке, декоративной обработке дерева, металла, оформлении костюма и организации интерьера, где проявилась тесная связь прикладного искусства с трудовой жизнью народа, его обычаями и традициями .Справочная информацияОписание
Происхождение орнамента и его древнее значение связаны
с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов
быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Орнамент
должен был защитить человека от воздействия злых духов. Башкирский орнамент, основу которого составляет
тотемическая тамга, вобрал в себя самые сильные свойства духа башкирского
народа. Оберег «тамга» – символ принадлежности и любви к
своему народу и своим корням. Каждый человек принадлежит к какому-нибудь роду.
Каждый род имеет свою родословную (шежере) и знак (тамга), используемый в
качестве тавра для скота, «знака качества» на предметах оружия и архитектуры,
или родового символа. Каждая башкирская тамга имеет свое значение и богатую
историю, которая иногда может рассказать больше, чем родословные и письменные
источники. Орнамент является одной из древних форм
изобразительной деятельности со времен палеолита. Необычайно богатый орнамент
вобрал в себя лучшие и наиболее устойчивые орнаментальные традиции многих
народностей. Каждый род имел свой родовой знак - тамгу. Для каждого рода тамга
имела свои очертания, которые отражали вид деятельности, род занятий в семье. И
если девушка выходила замуж, то рисунок ее родовой тамги изменялся, дополнялся,
обогащаясь элементами семейной тамги жениха. Тамга, как оберег, встречалась на одежде, головном
уборе, обуви, резной деревянной утвари, ковшах ижау, боевом оружии. Таким
образом, повторение тотемического элемента вело к возникновению орнамента. В
основе семантики этого орнамента лежит кускар – рогообразный элемент, символ
завитых бараньих рогов, символ трав. Кускар – символ кочевого народа[1]. Самой простой и распространенной в башкирском
орнаменте формой оберега-амулета был треугольник, реже ромб. Обе эти фигуры
являются символическим изображением глаза: треугольник – глаз в профиль, ромб -
в фас. Глаз в изображении наделялся магической силой, являясь самым надежным средством
от сглаза[2].
Оберег, рассчитанный на то, что в любой момент он должен препятствовать злым
силам, изображался направленным на все четыре стороны света, в крайнем случае –
на две. Чаще всего в башкирском орнаменте встречаются символы
растительности, частей тел животных, солнца, а также геометрические фигуры.
Особую роль отдавали изображению треугольника. Считалось, что он способен
оградить от болезней и прочих напастей. Ромб – элемент геометрического характера,
земледельческий культовый символ. Одиночный ромб с завитками – символ
плодородия земли и скота, он должен быть украшен элементами орнамента как
внутри, так и снаружи. Цепочка ромбов означает дерево жизни. Ромб также
является символом добра и изобилия, позже трактуется как знак удачной охоты.
Этот атрибут связан с культом солнца и плодородия. Занавеси шаршау служили и для разделения жилого
помещения на мужскую и женскую половины, для отделения гостевой части юрты или
дома от хозяйственной комнаты. Орнамент на занавесях покрывал все центральное
поле, обрамленное широкой каймой. На центральном поле расположены узоры из
многоугольников, восьмиконечных звезд, квадратов. Фон всегда был активным, для
него чаще выбирались яркие красный, черный, желтый цвета. Красный –
символизировал тепло, огонь, кровь. Активный красный цвет защищал носителя от
злых сил и дурного сглаза. Зеленый цвет символизировал оазис, природу, жизнь,
отдых. Желтый символизировал свет солнца, цвет возрождения жизни и богатства
осени. Синий – свидетельствовал о
мечтательности башкир, об их философском и созерцательном мышлении. Белый –
символизирует чистоту, невинность. Милосердие, стремление делать добро,
душевность на протяжении веков являлись жизненными ценностями башкир. Башкирский орнамент многоцветен, в нем преобладают
теплые оттенки красного, зеленого, желтого. В создании традиционного колорита
участвовали натуральные цвета шерсти: серый, черный. Сопоставление цветов в
башкирском орнаменте контрастно. Национальная традиция в восприятии цвета возникла еще
в мифологическую эпоху, когда цвету предавалось различное информационное и
символическое значение. Цвет имел важное значение в той или иной вещи.
Способными отвлечь дурной глаз считались красный, черный и белый цвета.
Запястье ребенка перевязывали красной ниточкой, к волосам прицепляли кораллы,
на лбу делали мазок красной краской[3]. Можно
сказать, что в традиционных цветах башкирского орнамента нашли свое отражение
наиболее яркие черты национального духа башкир: духа, сформировавшегося и
закаленного в ходе насыщенной событиями истории башкирского народа. С помощью знаков-амулетов человек полагал оградить себя от
вредных духов, сглаза и прочих несчастий. Такому назначению орнамента
соответствовало его расположение на одежде и на жилище. В одежде украшались
орнаментом, прежде всего края, разрезы, отверстия: воротник, вырезы, застежки,
края рукавов и подола. Одежда сама по себе считалась достаточно надежной защитой
человека от вредоносных воздействий извне, но уязвимым местом одежды были
отверстия, через которые могли проникнуть злые духи, и потому они нуждались в
дополнительной защитной силе. Края, украшенные узором, считались недоступными
для отрицательных воздействий, швы же делались двойными, а у некоторых народов
одежда вдоль швов дополнительно прошивалась цветными нитками. "Не случайно
на декоративных изделиях большинства народов узоры вышивки расположены по линии
швов и бортам одежды или по краям плоских изделий. В этом свете небезынтересно
заметить, что общепринятые в башкирском языке древнетюркские термины для
обозначения вышивки - сигеу, тайну - в их изначальном смысле восходят к
понятиям "ограничивать", "обрамлять",
"окаймлять".[4] Современное бытование
Башкирский орнамент, как древний оберег, и
сегодня не теряет своей значимости, украшая предметы быта и одежду
неповторимыми узорами. Источники сведений
Давлетшина
З.М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). - Уфа, 2011. Иванов С.В.
Орнамент народов Сибири, как исторический источник. – М., Л., 1963. История и
культура Башкортостана.- Уфа, 2001. Каримов К.К.
Культура Башкортостана (1917-2000). - Уфа, 2006. Кузеев Р.Г.,
Бикбулатов И.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. - Уфа,
1979. Культура
народов Башкортостана: история и современность: Мат-лы регионал. науч. конф.,
посвящённая памяти Д.Ж. Валеева / отв. ред. З.Я Рахматуллина,- Уфа, 2003. Никонорова
Е.Е. Орнамент счетной вышивки башкир. - Уфа, 2002. Руденко С.И.
Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч.2. Быт башкир.// Зап. Русск.
Географического общества по отд. Этнографии. Т.43. Вып.2, 1925; Руденко С.И.
Башкиры: Историко-этнографические очерки. – М., Л., 1955. Шитова С.Н.
Народная одежда башкир. Археология и этнография Башкирии. Т.3. – М., 1979. –
С.160-182. Шитова С.Н.
Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир. - Уфа, 2006. Кондрацкий
М.В., Миловзорова М.В. Традиционные цвета башкирского орнамента как
отражение национального духа башкирского народа. Мавлетов В.С.
История и культура Башкортостана, ГУП «Уфимский полиграфкомбинат», Уфа, 2004
г.;
Сведения о действиях над/с ОНКН
|