Изготовление чувашской национальной волынки шубыр мастером Виталием Захаровым в Миякинском районе Республики Башкортостан

Категория объекта:
Изготовление музыкальных инструментов
Этнокультурная принадлежность:
чуваши
Анкета утверждена:
29.04.2019
Номер объекта:
02-004
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Изготовление чувашской волынки шубыр мастером Виталием Захаровым в Миякинском районе



Описание

Чувашский национальный музыкальный инструмент шубыр относится к категории аэрофонов. Шубыр или шăпăр (волынка, пузырь) является одним из древнейших музыкальных инструментов. Образовано от слова «шувыр» («мочевой пузырь» животного). Инструмент состоит из пузыря животного и двойной деревянной трубки. На нижний конец этих трубок одет коровий рог и при игре пузырь сжимается локтями рук. Мочевой пузырь является главной частью инструмента, а главной звукопроизводящей частью является деревянная колодка с двумя пищиками из тростника с раструбом. Как сольный инструмент он употребляется редко, чаще – в сопровождении барабана.

Справочная информация

Описание

Шапар — род пузырной волынки, старинный музыкальный инструмент, в прошлом весьма распространенный, игра на котором была обязательна на всех народных праздниках и обрядах у чувашей.

Атлас музыкальных инструментов народов СССР, изданный в Москве в 1963 году, дает такое описание инструмента: «Воздушным резервуаром служит пузырь животного. В пузырь вставляются костяная или металлическая трубка для вдувания воздуха и две мелодические трубки (оловянные) [металлические] длиной 160-230 мм, укрепленные в общем деревянном ложе. На выходные отверстия мелодических трубок надевается раструб из коровьего рога, иногда на него насаживается дополнительный раструб из бересты. Левая трубка имеет 2 или 3 игровых отверстия, правая – 3 или 4. У последней внизу еще 3-7 маленьких отверстий, с их помощью производится подстройка трубок; отверстия эти заклеиваются воском и по мере необходимости открываются подвешенным к инструменту птичьим клювом или металлическим крючком. Пищики делаются из тростника или гусиного пера. При игре шабар держат перед собой. Нажимая руками на пузырь во время вдоха, получают непрерывный и ровный по силе звук…».

Л.Ф. Ишмурзина, преподаватель кафедры народного художественного творчества Уфимского государственного института искусств им. З.Исмагилова, определяет чувашский шубыр как основу при появлении башкирского шугура, представляющего собой разновидность авлоса: две трубки из расщеплённого камыша, в деревянной основе с раструбом из берёсты или рога. Данная конструкция, согласно сведениям фольклорных информаторов, крепилась к пузырю животного происхождения, а звук извлекался путём надувания и сдавливания пузыря (см. фото 4). На таком инструменте можно было исполнять несложную мелодию с бурдоном[i].

 



[i] Музыкальная культура народов России/ Л.Ф. Ишмурзина. «Инструментальная культура башкирского политеизма» - 2013, 1 (12) УДК 781,7.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Чувашская волынка состоит из игровой трубки (кагыр), на конце которого раструб из коровьего рога, вдувной трубки и клапана для доступа к пищикам. Игровую трубку изготавливают из сухого ильмового дерева. 

Изготавливали шубыр чаще зимой, во время забоя скота. Для инструмента брали пузырь говяжий, бычий или свиной. При подготовке пузыря необходимо очистить его от жира, это происходит несколькими способами. Мочевой пузырь обваливают в просеянной золе, надувая и руками убирая излишек жира, промывают, затем на сутки вымачивают в соленой воде (на 200 гр. а воды - 1 ст.л. соли) или в уксусном растворе. Пузырь нужно промыть от золы и соли, и на 4-5 дней поместить в домашние пивные дрожжи (сыра) (другим способом помещали в кашицу, сделанную из кислого молока и овсяной муки или в овсяную кашицу). Затем пузырь поливают меловым раствором, подсушивают в надутом виде. Готовый пузырь должен быть прочным и эластичным. Если пузырь недостаточно эластичен, то перед игрой его сбрызгивали пивом. Появилось устойчивое выражение «чарку в пузырь, чарку в рот».

Пищики для волынки изготавливают из тростника. Тростник для шубыра срезается поздней осенью, как выпадет снег. Необходимо дать подсохнуть тростнику до желтого или коричневого цвета (иначе будет липнуть) и не передержать, когда он дойдет до темно-коричневого оттенка, иначе тростник будет жестким, и пищик не будет свистеть. Тростник необходимо очистить от шелухи. Для инструмента берут 2-ое, 3-ее и 4-ое колено, начиная снизу. Отрезают кусок тростника длиной 5-6 см от закрытого конца трубки, и очищают полость трубки, один конец которого закрывают воском. В 5-6 мм от конца трубочки делают надрез длиной 2-3 см – язычок, при необходимости полость трубки прочищают повторно. Для волынки нужны 2 пищика: один повыше звуком, другой – пониже. На пищик наматывают нитку, которая позволяет регулировать тональность трубочки.

Деревянные части инструмента пропитываются растительным маслом и высушиваются. Пищики, изготовленные из тростника, кипятят в масле, но недолго (15-20 сек.), иначе они могут сгореть.

Рог для шубыра предпочитают брать коровий, чем бычий. Ножом счищается поверхность и внутренняя часть рога, шкурят, затем опять счищают ножом, покрывают лаком. Рог насаживают на вдувную трубку, конец которой вытачивают под размер рога.

При бережном отношении к инструменту он может прослужить более 10 лет. Шубырист носит инструмент на сумке, перевешанной через правое плечо.

 

Мастер Виталий Захаров также изготавливает чувашские музыкальные инструменты  барабан и сорнай.

Принцип изготовления сорная как у шубыра, отличается тем, что у сорная имеются 2 бурдонные трубки, а также игровой трубкой. Воздушный резервуар раньше делали из обработанной козьей шкуры. Инструмент помещали в накидку («надевали рубашку») конопляную, расшитую чувашскими орнаментами. Сейчас инструмент делают на основе пластикового мяча. Все деревянные части инструмента обрабатываются маслом во избежание появления трещин.

Барабан. Основание барабана изготавливается из цельного куска липы, вырезается основа для инструмента толщиной 5-6 мм. Наносится орнамент на основу. Мембрану мастер делает из козьей кожи. Для достижения глухого звука Виталий Семенович выстригает шерсть, обрабатывает кожу: снять жир и обработать смесью воды, мыла, бараньего жира и нашатырного спирта. Наносится эта смесь и подсушивается на солнце.

Современное бытование

В Республике Башкортостан есть несколько мастеров, изготавливающих инструмент шăпăр, один из них – житель деревни Карамалы Миякинского района Захаров Виталий Николаевич, руководитель народного ансамбля танца «Ашкадарские роднички» Марс Хайбуллин с д.Кирюшкино Фёдоровского района. На инструменте также играет житель д. Ташликуль Аургазинского района Васильев Николай Семёнович, Семенов Иван Алексеевич из д.Зириклы Миякинского района.

На территории Республики Башкортостан инструмент был распространён в Фёдоровском, Миякинском, Бижбулякском и Аургазинском районах.

Источники сведений

1. Миллер, Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то: черемис, чуваш и вотяков - СПб.: Император. АН, 1791. - VIII+101 с. - Доступ: Отдел редких и ценных изданий Национальной библиотеки Чувашской Республики.

2. П.С. Палласа, доктора медицина, профессора натуральной истории и члена Российской Императорской Академии Наук, и Санктпетербургского вольного Экономического Общества, также Римской Императорской Академии, изпытателей естества, Королевскаго Аглинскаго ученаго собрания. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Часть первая. – Санкт-Петербург при Императорской Академии наук, 1773 года. С.144-145.

3. Фукс, А. А. Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии: [переписка А. А. Фукс с К. Ф. Фуксом] / А. Фукс. - Казань: в Типографии Императорского Казанского университета, 1840. - [4], 329 с., табл. – Доступ: Отдел редких и ценных изданий Национальной библиотеки Чувашской Республики.

4. Н.И. Ашмарин. Очерк народной поэзии у чуваш.

5. Музыкальная культура народов России/ Л.Ф. Ишмурзина. «Инструментальная культура башкирского политеизма» - 2013, 1 (12) УДК 781,7.

6. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. К.Вертков, Г.Благодатов, Э.Язовицкая – Государственное музыкальное издательство, Москва, 1963. С.52.

7. С.М. Михайлов. «О музыке чуваш». Казанские Губернские Ведомости, № 31. 1852 г.

8. В.А. Сбоев «Заметки о чувашах» составлены в виде писем к редактору «Казанских Губернских Ведомостей».

9. А.Ф. Риттих. Материалы для этнографии России. Казанская губерния.

10. М.Г. Кондратьев. Чувашская музыка: От мифологических времен до становления современного профессионализма. - М.:ПЕР СЭ,2007.28 с., нот., ил.

11. Ю.А. Илюхин. Музыкальная культура Чувашской АССР. В кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР. Москва,1957.

12. М.Я. Сироткина и М.И. Иванова - Чуваши. Этнографические исследования. Чебоксары, 1970.

13. Н.И. Ашмарин. Очерк народной поэзии у чуваш/ Н.И. Ашмарин. – Москва: [б. и., б.г.] -64 с.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Захаров Виталий Николаевич – мастер-изготовитель и исполнитель на чувашской национальной волынке шубыр. Миякинский район Республики Башкортостан. Тел.: 89279698969.

Васильев Николай Семенович, исполнитель на шубыре. Аургазинский район Республики Башкортостан. Тел.: 89174183078.  

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Сведения о действиях над/с ОНКН

Шубыр приобретают для ансамблей. В составе чувашских ансамблей звучит шубыр.

Предметы, связанные с объектом

Пузырь животного, красная нитка, тростник, ильмовое дерево.

Сведения об особенностях
Состояние бытования

Технология производства пузырной волынки чувашами находится в состоянии исчезновения, ее межпоколенческая трансляция прервалась в последней четверти ХХ столетия, и в настоящее время осталось лишь небольшое количество ее носителей.



Исключительность/ценность

Инструменту приписывают особое сакральное звучание – он звучал во время заклания жертвенных животных, похорон, а также некоторые исследователи утверждают его участие и в обряде изгнания бесов, обряде «вирми», на поминках и других.



Способы передачи традиции

Способ передачи ОННестественная форма, форма обучения



Форма бытования

Аутентичное бытование



Этнологический аспект

Большую роль «пузырю» отводили на свадьбах, где его звуки сопровождали выход невесты, встречу свадебного поезда (музыкант при этом находился на возвышении), перед плачем невесты играли вступление на шубыре, затем плачу аккомпанировали другим инструментом. Если же на свадьбе встречаются два пузыриста (один – из свиты жениха, а другой – невесты), ты они соревновались в своем мастерстве до тех пор, пока один из них не сыграет без перерыва дольше другого – его и признают победителем.

На праздниках музыканты собирались и играли ансамблем, по обыкновению, туда входил и шапар.

На инструменте играли только мужчины. Чуваши верили, что музыкант  мог наслать бурю, разорение хозяйства и даже смерть. Известно также, что если чувашин умирал, то с ним в гроб ложили то, чем он любил заниматься; так, если он был виртуозом, игравшим на пузыре, то – пузырь…», «ежели он был музыкант, то кладут с ним волынку и т.д. по ремеслу»[i].

В старину у чувашей музыка звучала на всех важнейших событиях в жизни семьи, на многих языческих и христианских праздниках, во время различных обрядов и народных увеселений. Перед Троицей молодежь веселилась с вечера до восхода солнца, и пела и плясала под шубыр.



[i] Фукс А. Записки, 1840. - 333 с.

 



Исторический аспект

Самые ранние упоминания о шубыре встречаются в работах путешественников и исследователей. Так, профессор Императорской Академии Наук  Герард Фридрих Миллер по возвращении из Камчатской Экспедиции в 1743 г. пишет: «Их игры и пляски на свадьбах и при прочих увеселениях … молодые мужского и женского пола … при игре на разных инструментах … скачут и пляшут бьют в ладоши. Татарская волынка, которая по-татарски называется Сурнай, по черемиски Шюбберъ, по Чувашски Шилюръ …» . У Петра Симона Палласа читаем: «… Пляшут [чуваши] … в небольшом кругу, почти не отделяя одной ноги от другой. При сем обыкновенно играют на волынке, либо на гудке (кобес), или на гуслях о 16 и 18 струнах» .

Много информации можно найти и в заметках писательницы пушкинского времени Александры Фукс, которая проводила достаточно времени в своем имении в Чебоксарском уезде: «Чрез час сборище чуваш походило на что-то неистовое: гусли, балалайки, пузыри начали действовать без умолку»; «Явился музыкант с пузырем, другой с гуслями, стали беспрестанно подавать пиво, и пошла пляска, которая отлична от русской» (1840) .

В фондах Этнографического музея Казанского государственного университета имеется уникальная картина неизвестного автора конца XVIII – начала XIX вв. Картина как наиболее ранняя иллюстрация чувашей в традиционных костюмах и с музыкальными инструментами, имеет важное историко-культурное значение для отечественной культуры. В центре композиции – ансамбль музыкантов: скрипач, гусляр и два пузыриста.