![]() Календарно-обрядовый праздник «Быкрау» в Кигинском районе РБ Категория объекта:
Календарные обряды
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-009
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ
Размер файла: 72.8 MБ ОписаниеБыҡрау – башкирский вариант русского праздника «Покров день», который отмечается в начале октября. Заимствовав у русских соседей обычай вечерних молодежных посиделок, башкиры привнесли новое содержание. В этот день парни похищают из чужого хлева домашнюю птицу и приносят её на «аулак», где девушки готовят праздничный стол. Веселье не стихает всю ночь: песни, танцы, игры и щедрое застолье объединяют молодежь.Справочная информацияОписание
Башкиры в ходе своей социокультурной истории сохранили традиционную
празднично-обрядовую культуру и, более того, обогатили её заимствованиями у
других народов, в частности у русского этноса. Тесное общение с русским
населением (на протяжении почти шести веков) способствовало тому, что башкиры
переняли у соседей определённые элементы
образа жизни и культуры. Праздник «Быҡрау» («Покров день»), распространенный среди
северо-восточных башкир, тесно контактировавших с русским населением Пермской и
Свердловской областей, представляет собой пример такого культурного
заимствования. Покров Пресвятой Богородицы – один из основных праздников
православного календаря, отмечаемый 1 (14) октября. В народной традиции его
называют «Покров день» и
связывают с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость
зимних холодов. Покров считался русскими крестьянами днем перелома в годичном
круговороте жизни. В народной традиции этот день отмечался как встреча осени с
зимой. С этого дня, по представлениям народа, начиналась зима: «С Покрова до
обеда осень, а после обеда зимушка-зима». По предписаниям, ко дню Покрова
должен быть убран весь урожай. Обычай требовал в этот день приступить к делам,
связанным с зимним периодом годового цикла. С этого дня начинался период осенних
свадеб и посиделок, которые давали молодежи возможность выбирать себе пару[1]. В
этот день хозяйка дома обращалась к «дворовому» – хозяину хлевов – с просьбой
защитить скотинушку. На Покров день хозяева окончательно расплачивались с
нанятыми на лето работниками; в этот день возвращались с летних промыслов парни
и мужчины. К этому дню приурочивалось также начало женских работ по обработке
льна. Девушки и женщины садились за прялки. Праздник «Покров день» был заимствован башкирской молодежью у
русских соседей. В башкирский «Покров день» – «Быҡрау» – молодежь заранее
договаривалась о месте сбора. Ближе к ночи парни «добывали» домашнюю птицу.
Девушки в заранее обговоренном доме, «аулаҡ өй» (в доме, где нет взрослых),
накрывали на стол. Молодые люди играли в различные игры, пели, танцевали,
особенно популярным был русский хоровод «Барыня». Празднование продолжалось всю
ночь, а к утру молодежь расходилась по домам. Примечательно, что «Быҡрау» стал одним из любимых праздников башкирской
молодежи, в Свердловской области он проводится и сегодня. Русские соседи же с
удовольствием участвовали в традиционных башкирских праздниках «Сабантуй» и
«Гусиные помочи». Этот своеобразный культурный диалог способствовал укреплению
дружбы между русским и башкирским народами, содействовал их духовному
взаимообогащению, закладывал фундамент уважения не только к родной культуре, но
и к чужой[2]. Примечательны
идейно-функциональные параллели с празднествами башкир. В «Быҡрау байрамы»
молодежь заранее договаривается, где и у кого будут собираться. Этот день
отмечали большой трапезой, главным на столе было блюдо из мяса птицы (резали
курицу, петуха или гуся). В северо-восточных районах каждая участница праздника
приносила с собой потрошеного цыпленка – петушка. По сведениям информантов, без
петушка в дом никого не впускали. Нередко в эту
ночь молодежь выкрадывала кур и гусей из чужих хлевов, но сельчане относились к
этому снисходительно. Такое великодушие и обережное отношение к молодежным
игрищам было частью традиции. Из добытых петушков варили суп с домашней лапшой
и угощались.[3] В основе мифологического
образа петуха лежит его связь с солнцем. Как и солнце, петух «отсчитывает
время» (ср. «первые петухи», «третьи петухи», до «петухов» и т. п.). Петух не
только возвещает о начале дня (во многих традициях он выступает как глашатай
солнца, света (ср. франц. название петуха chante-clair, букв. «поющий
рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточном
циклах. Молодежь заводила игры, пляски, гадания. С этого момента начинаются
посиделки девушек «аулаҡ өй» – совместные молодежные увеселения и игрища[4]. По данным Р.
А.
Султангареевой, на Быҡрау готовили суп из принесенной
«добычи», варили каши, пекли мясной пирог (башк. бәлеш). Коллективное застолье
называлось «урнаш» («урын» – место + «аш» – пища). По народным представлениям,
собранная по домам пища обладает особой магической силой. Во время Быкрау
устраивались гадания, увеселения, игры (записаны в 1982 г. в Белокатайском,
Дуванском районах РБ). По мнению ученой, символично понятие «покрывать», которое органично связывается
с покрытием земли снегом. В народных представлениях этот период означает
погружение земли во временную смерть (сон). В силу взаимодействия культур, со
временем название Покров приобретает башкирское звучание Быкрау и укрепляется в
традициях. Связывается с магией перехода к зимнему периоду и прибавления сил[5]. В Кигинском районе Башкортостана (в частности, в селах Султановка,
Вакиярово, Верхние Киги, Тугузлы, Идрисово, Душанбеково) праздник Быҡрау
сохраняет свою значимость и сегодня. Интересен пример, иллюстрирующий процесс
формирования праздника: на территории Кандаковского сельсовета существовали три
русские деревни – Щигалька, Кугезле и Кандаковка. С течением времени население
этих деревень смешивалось, формируя многонациональное сообщество, что привело к
появлению новых культурных традиций. По свидетельствам старожилов, одним из
таких обычаев стало празднование Покрова, известное как Быҡрау. В этот день православные
всей семьей надолго уходили на богослужение в церковь. Воспользовавшись этим, башкиры
приходили в русские подворья и «воровали» курицу из курятника. При этом они
намеренно оставляли следы на снегу от курятника до своего дома. Русские,
обнаружив по возвращении пропажу, шли по следам и оказывались в доме «воров».
Там их ждали угощения, поздравления с праздником и живая курица, которую
возвращали хозяевам. [1] Аккужина (Хасанова) Ф. Д. Башкирский
календарно-обрядовый фольклор: семантика, функция, бытование. – Дисс. На
соискание ученой степени кандидата филол.наук. – М., 2018. – С. 144-145.
[2] Шарапова И. Р. Традиционная
праздничная культура башкир: истоки, современное состояние и воспитательный
потенциал // Известия УФИЦ РАН.
Серия: История. Филология. Культура. Т.1, № 4, 2024. – С. 432. [3] Нагаева Л.И. Башкирские
народные праздники, обряды и обычаи. Уфа: Китап, 1999. – С. 92. [4] Аккужина (Хасанова) Ф. Д. Башкирский
календарно-обрядовый фольклор: семантика, функция, бытование. – Дисс. На
соискание ученой степени кандидата филол.наук. – М., 2018. – С. 144-145.
[5]
Султангареева, Р. А. Йола – система и нормы жизневедения башкир. – Уфа: Китап,
2015. – С. 93-94. Источники сведений
Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Валиуллина
Гульназ Назифовна (1983 г.р.) Тип ответственности: информант. Место работы/Адрес: Старший методист РМЦ НТ МБУК РДК МР
Кигинский район РБ Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование: Отдел культуры МР Кигинский
район РБ Подразделение: Районный методический центр народного творчества Тип ответственности:
Исследователь Местонахождение: Республика Башкортостан, Кигинский район, с.
Верхние Киги, ул. Советская, 10.
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Праздник Быҡрау проводился в северо-восточных районах республики. В
данной статье за основу взята информация из Кигинского района РБ. Исключительность/ценность Праздник
Быҡрау является отражением конкретных исторических событий, таких как смешение
населения и формирование новых обычаев. Он позволяет лучше понять процессы,
происходившие в истории региона, и увидеть, как культура развивается и
трансформируется под влиянием различных факторов. Быҡрау – это не просто
развлечение, а живое воплощение башкирской культуры, истории и традиций. Он
служит напоминанием о корнях народа, его ценностях и уникальном пути развития.
Возникнув на стыке культур, Быҡрау иллюстрирует способность башкирского народа
к взаимодействию и взаимообогащению с другими народами, в частности, с
русскими. Этот праздник – свидетельство мирного сосуществования, взаимоуважения
и взаимовлияния культур, что делает его ценным примером для современного
многонационального общества. Быҡрау выполняет важную социальную функцию,
объединяя людей, укрепляя дружбу между народами и способствуя развитию у
молодежи чувства общности и принадлежности к своей культуре. Праздник создает
атмосферу радости, веселья и единения, что особенно важно в современных
условиях. Форма бытования Естественная,
в семейной среде. |