Дождевой камень в магических практиках башкир

Категория объекта:
Календарные обряды
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
18.12.2024
Номер объекта:
18-008
Автор-составитель анкеты:
Абсалямова Юлия Аликовна
научный сотрудник отдела этнологии ИИЯЛ УФИЦ РАН, кандидат исторических наук

Описание

Йәй ташы (ямғыр ташы) – это особые камни, которые используются башкирами в метеорологической магии. С их помощью вызывали дождь в засушливую погоду и останавливали осадки, если шли затяжные дожди. Они бывают разных форм и размеров, в основном представлены тремя видами: 1) крупные валуны, чаще необычных форм; 2) мелкая галька, иногда с радужным отливом, благодаря которому иногда их называли йәйғор таш (радужный камень); 3) мелкие камни, перетертые в зобу птицы и извлекаемые из птичьих желудков. При проведении обрядов с такими камнями обычно использовались приемы симпатической магии – поливание камней, опускание в воду, промасливание, битье, откалывание кусочков, переворачивание и т. д.

Справочная информация

Описание

Дождевые камни йәй ташы – уникальные объекты, которые в настоящее время почти вышли из употребления в ритуальной практике.

У восточных башкир (Абзелиловский, Учалинский районы) йэй ташы – это мелкие цветные камешки, перетертые в зобу птицы.

В основном, способы использования башкирами йэй ташы в метеорологической магии можно подразделить на четыре вида: 1) поливание камней, либо опускание их в воду; 2) переворачивание камней; 3) смазывание маслом; 4) откалывание кусочков камня; 5) удары плеткой по камню. Как и любые другие ритуалы погодной магии, они преследовали практические цели и были тесны связана с традиционными занятиями. Башкиры горных районов чаще проводили ритуалы с камнем для прекращения затянувшихся осадков, которые мешали сенокосу. В степной и лесостепной местности, где нередки были засушливые годы, больше зафиксировано способов использования таких камней с целью вызывания дождя. Обряды с камнем в прошлом веке проводили либо авторитетные местные муллы, либо небольшая группа пожилых женщин.

Первый способ основан на симпатической магии. Искусственное увлажнение было призвано обеспечить поступление небесной влаги. Если камень был большим, с него откалывали кусочек, который затем опускали в проточную воду. Если же дожди не прекращались долгое время, то осколок возвращали на место. Вместо осколка в некоторых местах брали мох, наросший на камень. В Гафурийском районе крупные дождевые камни тщательно мыли лыковой мочалкой, для чего приносили к камням флягу с водой. Два таких камня находятся недалеко от деревни Зириково, посередине распаханного поля. Тот, что крупнее называют «Ата» (башк. «отец»), поменьше – «Инэ» (башк диалект. «мать»). Начинают мыть с «Ата», после моют «Инэ». В камнях есть небольшие углубления природного происхождения, в которых оставляют монеты в качестве хаер (пожертвование).

В Баймакском районе во время засухи женщины собирали камни на вершине горы и, наполнив ими сосуд, опускали его в проточную воду. В Кувандыкском районе Оренбургской области башкиры опускали дождевой камень в большой каменный (?) казан, наполненный водой. С той же целью опускали в воду мелкие камни йэй ташы, добытые из внутренностей птиц.

Переворачивание камней – еще один интересный ритуал, который имел целью поменять погоду: с дождливой на ясную и, наоборот, в зависимости от целей, с которыми он проводился. В Бурзянском районе Республики Башкортостан примерно в 10 км от деревни Мурадымово находятся камни Йэй ташы. Они представляют собой два каменных валуна правильной яйцевидной формы, с гладкой, словно отшлифованной поверхностью. Расстояние между самими камнями около 700 м. Оба камня использовались для вызывания или прекращения дождя, для чего нужно было перевернуть достаточно тяжелый камень. В настоящее время с мурадымовским камнем ритуал уже не проводится, но информаторы сообщают, что таким образом воздействовали на погоду в недавнем прошлом, чаще всего, чтобы остановить затяжные осадки, мешавшие сенокосу. Однако они уже тогда не наделялись особой сакральностью, так как его могли переворачивать не обязательно знающие люди.

Обычно йәй ташы запрещалось тревожить без надобности, так как считалось, что погода может испортиться от любого воздействия на него. В источниках описывается множество случаев, когда непреднамеренные передвижения камней и другие с действия с ними, вызывали дождь. Один такой случай произошел в 1919 г.: женщина увидела в речке Сакмагуш камень, который перекатываясь переливался то зеленым, то белым цветом. В тот момент, когда она его выловила, поднялся ураганный ветер и начался проливной дождь, который лил не переставая целый месяц. Когда же по требованию односельчан камень был возвращен на место, дождь прекратился. Известный мусульманский целитель Сиражетдинов Мужавир-хазрет (1876–1987) объяснил затяжной дождь, не прекращавшийся целый месяц, в г. Сибае и округе, тем, что во время строительства одного из объектов города сдвинули с места дождевой камень. Дождь также остановился после его возвращения. В другом случае во время сильной засухи целитель назвал ее причиной дождевой камень, который местный начальник хранил в качестве сувенира. После того как камень вернули на место, пошел долгожданный дождь. Часто в тех местах, где имелись дождевые камни, затянувшиеся дожди связывались с ними: считалось, что камни кто-то потревожил, задел случайно либо специально. К примеру, к камню Колонташ в Белорецком районе приходили школьники во время экскурсий, которые могли играясь задеть его и таким образом навлечь непогоду.

Смазывание маслом дождевых камней, как правило, совершалось для прекращения осадков. В юго-восточных районах Республики Башкортостан иногда в качестве йэй ташы выступает галька, взятая из реки. По данным Ф.Г. Хисамитдиновой, для прекращения дождя ее высушивали и, смазав маслом, убирали в темное место. С той же целью смазывали сливочным маслом большие каменные валуны, как, например, Колонташ в Белорецком районе. В отношении последнего архаичные ритуалы и представления сохранились наиболее отчетливо. Еще в 60-х гг. прошлого века он регулярно использовался в ритуальной практике. Смотрителем его назначался авторитетный человек из местных, последний из них был муллой (Сайфитдин мулла). Когда в очередной раз шел затяжной дождь, он собирал в окружных деревнях подворно сливочное масло. Затем коллективно собранным маслом он в одиночку смазывал камень, сопровождая процесс мусульманскими молитвами. Иногда маслом смазывали и с целью вызывания осадков, сопровождая это поливанием водой (Гафурийский район).

Удары плетью по дождевым камням были призваны вызвать сильный дождь. Так, недалеко от д. Зуяково Белорецкого района по описаниям краеведов, в начале прошлого века находился Йэй ташы, который представлял собой скалистую глыбу. У местных башкир существовало поверье, что если постегать камень нагайкой или трогать руками, то пойдет ураганный дождь. Приводится в пример случай, когда его потрогал русский, после чего пошел сильный дождь, и он серьезно заболел. Последнее видимо было рассказано в подтверждение сакральности камня. Иногда вместо плети использовали палку. Об одном интересном объекте записал сведения В.И. Даль. В описании Каповой пещеры (Шульган-таш), известной своими палеолитическими наскальными рисунками, он приводит фольклорные данные: «В подземелье этом обитало когда-то особое племя людей, о котором рассказывают много дивного. Там же укрывались разные джины, дивы. Старики рассказывают о каменной, здесь находящейся, собаке: это див, окаменевший в принятом образе. Замечательно, что собака эта боится плети, что дождевые облака ей подвластны, и собака не может снести ста ударов плетью; она издает глухой вой, и обильный дождь окропляет окрестность». Здесь явно повествуется об одном из видов дождевого камня. В легенде, скорее всего, наложились два сюжета: дождевой камень, влияющий на осадки и представления о собаке, как хранителе пещеры.

Несмотря на то, что сама традиция использования таких камней для влияния на осадки утрачена, представление о сакральности их довольно устойчиво. К примеру, камень Колонташ (Колокай таш), названный так за схожесть очертаний с туловищем лошади, запрещается трогать камень руками. Упомянутые выше Йэй ташы у деревни Зириково до сих пор чтутся местным населением, регулярно очищаются. Их наделяют сверхъестественными свойствами: рассказывают о случаях, когда при задевании их бороной, плугом или жаткой при проведении полевых работ также начинался дождь; если же камни выкатывали из поля, они вновь оказывались на прежнем месте; а иногда подвисали не касаясь земли и т.д. Также они могут «наказывать» человека, потревожившего их, как например тракториста, который пытался переместить их, чтобы они не мешали технике свободно передвигаться по полю.

Несмотря на то, что вызывание дождя с помощью дождевого камня очень архаичный элемент, и сам принцип магии идет вразрез с основным постулатом ислама о единобожии, при совершении обряда обычно читаются мусульманские молитвы. Более того, в недавнем прошлом, ритуалы с камнем проводили, как правило, местные муллы.

Современное бытование

В настоящее время дождевые камни очень редко используются в ритуальной практике башкир. Более того, в ходе полевых выездов обнаружилось, что даже местонахождение дождевых камней известно лишь некоторым информаторам. 

Организации, имеющие отношение к ОНКН

В данный список вошли камни, выявленные в ходе экспедиций отдела этнологии ИИЯЛ УФИЦ РАН в 2009 – 2013 гг.

Предметы, связанные с объектом

На данный момент нами выявлены семь крупных валунов, почитаемых как дождевой камень. Они расположены преимущественно в горнолесных районах юго-восточной части республики:

Ҡолонташ, Ташҡолон, Ҡолоҡай (Камень-жеребенок) – камень в форме лежащего жеребенка (сейчас расколот и половина «туловища» лежит рядом). Белорецкий район, между деревнями Искушта и Ассы.

Рядом с с. Ассы (Белорецкий район) в урочище Яйташялан на правом берегу реки Юрмаш – несколько больших каменных глыб темно-вишневого цвета.

с. Абзаково, Белорецкий район. В 100 м. от деревни камень небольшого размера, синеватого цвета с блестками.

с. Старый Сибай Баймакского района, у подножья горы Бабай у ручья недалеко от деревни находит дождевой камень Өләсәйташ (Камень-бабушка). Антропоморфной формы, в «рот» клали ягоды, когда проходили рядом.

с. Зириково Гафурийского района. В открытом поле в 1,5 км от деревни Зириково, в местности под названием Һирәктәл - два камня «Бабай-таш» и «Иней-таш».

с. Имендяшево Гафурийского района. В открытом поле камень йэй-таш.

Между деревнями Байназарово и Мурадымово (в 8 км от деревни Мурадымово) Бурзянского района на поляне 2 камня йэй-таш, расстояние между камнями около 700 м.

Источники информации

1.    Абсалямова Ю.А. Дождевые камни башкир // Мат-лы I Межд. Конгресса «Пространство этноса в современном мире» 29-31 октября 2014 г. / ред. Г.В. Драч, Т.А. Мазаева, А.Ю. Браерская. Грозный: Чеченский гос. ун-т, 2014. С. 155-158.

2.    Аминев З.Г. Абдулкадир Инан о камне «яда» и обряд вызывания дождя // Ахнаф Харисов и актуальные проблемы башкирской филологии (к 100-летию со дня рождения): Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (с межд. Участием). Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2014. С. 249-251.

3.    Ахатов А.Т. Культовые камни «йэй таш» («Бабай таш» и «Абий таш») в Гафурийском районе Республики Башкортостан (по материалам экспедиционного выезда 2014 года) // International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 12-1 (39), 2019. С. 28-34.

4.    Ахметшин Б.Г. Горнозаводской фольклор Башкортостана и Урала. Уфа: Китап, 2001.

5.    Башҡорт халыҡ ижады. Т. 1. Йола фольклоры / Төҙ., баш hүҙ  hәм  аңлат.  авторы  Ә.М. Сөләймәнов,  Р.А. Солтангәрәева; яуаплы ред. Ғ.Б. Хөсәйенов. Өфө: Китап, 1995. 560 б.

6.    Ғайсина Ф.Ф. Башҡорт фольклорында таштарға бәйле ырым-ышаныуҙар, тыйыуҙар (фольклор экспедициялары нигеҙендә) // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность. Материалы Юбилейной X Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Уфа, 2015. С. 60-64.

7.    Илимбетова А.Ф. Символика камня в фольклоре, обрядах и обычаях башкир. Уфа: Мир печати, 2020.

8.    Хасанова З. Ф. Атрибуты доисламских верований в быту и хозяйственной деятельности башкир Белорецкого района Республики Башкортостан // Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе: сборник материалов IV Международного симпозиума. Уфа, 2010. С. 269–272.

9.    Хисамитдинова Ф.Г. Абдулкадир Инан и мифология дождевого камня у башкир // Ахнаф Харисов и актуальные проблемы башкирской филологии (к 100-летию со дня рождения): Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2014. С. 278 – 282.

10.Хисамитдинова Ф.Г. Словарь башкирской мифологии. Уфа, 2011.