Дождевой камень в магических практиках башкир Категория объекта:
Календарные обряды
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
18.12.2024
Номер объекта:
18-008
Автор-составитель анкеты:
Абсалямова Юлия Аликовна
научный сотрудник отдела этнологии ИИЯЛ УФИЦ РАН, кандидат исторических наук
ОписаниеЙәй ташы (ямғыр ташы) – это особые камни, которые используются башкирами в метеорологической магии. С их помощью вызывали дождь в засушливую погоду и останавливали осадки, если шли затяжные дожди. Они бывают разных форм и размеров, в основном представлены тремя видами: 1) крупные валуны, чаще необычных форм; 2) мелкая галька, иногда с радужным отливом, благодаря которому иногда их называли йәйғор таш (радужный камень); 3) мелкие камни, перетертые в зобу птицы и извлекаемые из птичьих желудков. При проведении обрядов с такими камнями обычно использовались приемы симпатической магии – поливание камней, опускание в воду, промасливание, битье, откалывание кусочков, переворачивание и т. д.Справочная информацияОписание
Дождевые
камни йәй ташы – уникальные
объекты, которые в настоящее время почти вышли из употребления в ритуальной
практике. У восточных башкир (Абзелиловский, Учалинский районы)
йэй ташы – это мелкие цветные камешки,
перетертые в зобу птицы. В основном, способы использования башкирами йэй ташы в метеорологической магии можно
подразделить на четыре вида: 1) поливание камней, либо опускание их в воду; 2) переворачивание
камней; 3) смазывание маслом; 4) откалывание кусочков камня; 5) удары плеткой
по камню. Как и любые другие ритуалы погодной магии, они преследовали
практические цели и были тесны связана с традиционными занятиями. Башкиры
горных районов чаще проводили ритуалы с камнем для прекращения затянувшихся
осадков, которые мешали сенокосу. В степной и лесостепной местности, где
нередки были засушливые годы, больше зафиксировано способов использования таких
камней с целью вызывания дождя. Обряды с камнем в прошлом веке проводили либо
авторитетные местные муллы, либо небольшая группа пожилых женщин. Первый
способ основан на симпатической магии. Искусственное увлажнение было призвано
обеспечить поступление небесной влаги. Если камень был большим, с него откалывали
кусочек, который затем опускали в проточную воду. Если же дожди не прекращались
долгое время, то осколок возвращали на место. Вместо осколка в некоторых местах
брали мох, наросший на камень. В Гафурийском районе крупные дождевые камни
тщательно мыли лыковой мочалкой, для чего приносили к камням флягу с водой. Два
таких камня находятся недалеко от деревни Зириково, посередине распаханного
поля. Тот, что крупнее называют «Ата»
(башк. «отец»), поменьше – «Инэ»
(башк диалект. «мать»). Начинают мыть с «Ата», после моют «Инэ». В камнях есть
небольшие углубления природного происхождения, в которых оставляют монеты в
качестве хаер (пожертвование). В
Баймакском районе во время засухи женщины собирали камни на вершине горы и,
наполнив ими сосуд, опускали его в проточную воду. В Кувандыкском районе
Оренбургской области башкиры опускали дождевой камень в большой каменный (?)
казан, наполненный водой. С той же целью опускали в воду мелкие камни йэй ташы, добытые из внутренностей птиц.
Переворачивание камней – еще один интересный ритуал,
который имел целью поменять погоду: с дождливой на ясную и, наоборот, в
зависимости от целей, с которыми он проводился. В Бурзянском районе Республики
Башкортостан примерно в 10 км от деревни Мурадымово находятся камни Йэй ташы. Они представляют собой два
каменных валуна правильной яйцевидной формы, с гладкой, словно отшлифованной
поверхностью. Расстояние между самими камнями около Обычно йәй ташы
запрещалось тревожить без надобности, так как считалось, что погода может
испортиться от любого
воздействия на него. В
источниках описывается множество случаев, когда непреднамеренные
передвижения камней и другие с
действия с ними, вызывали дождь. Один такой случай произошел в 1919 г.:
женщина увидела в речке Сакмагуш камень, который перекатываясь
переливался то
зеленым, то белым цветом. В тот момент, когда она его выловила, поднялся
ураганный ветер и начался проливной дождь, который лил не переставая целый
месяц. Когда же по требованию односельчан камень был возвращен на место, дождь
прекратился. Известный мусульманский целитель Сиражетдинов Мужавир-хазрет
(1876–1987) объяснил затяжной
дождь,
не прекращавшийся целый месяц, в г. Сибае и округе, тем, что во время
строительства одного из объектов города сдвинули с места дождевой камень. Дождь
также остановился после его возвращения. В другом случае во время сильной
засухи целитель назвал ее причиной дождевой камень, который местный начальник
хранил в качестве сувенира. После того как камень вернули на место, пошел
долгожданный дождь. Часто в
тех местах, где имелись дождевые камни, затянувшиеся дожди связывались с ними:
считалось, что камни кто-то потревожил, задел случайно либо специально. К примеру,
к камню Колонташ в Белорецком
районе приходили школьники во время экскурсий, которые могли играясь
задеть его и таким образом навлечь непогоду. Смазывание маслом дождевых камней, как правило, совершалось
для прекращения осадков. В юго-восточных районах Республики Башкортостан иногда
в качестве йэй ташы выступает галька,
взятая из реки. По данным Ф.Г. Хисамитдиновой, для прекращения дождя ее
высушивали и, смазав маслом, убирали в темное место. С той же целью смазывали сливочным
маслом большие каменные валуны, как, например, Колонташ в Белорецком районе. В отношении последнего архаичные ритуалы и
представления сохранились наиболее отчетливо. Еще в 60-х гг. прошлого века он
регулярно использовался в
ритуальной практике. Смотрителем его назначался авторитетный человек из местных, последний из них
был муллой (Сайфитдин мулла). Когда в очередной раз шел затяжной дождь, он
собирал в окружных деревнях
подворно сливочное масло.
Затем коллективно собранным маслом он в одиночку смазывал камень, сопровождая процесс
мусульманскими молитвами. Иногда маслом смазывали
и с целью вызывания осадков, сопровождая это поливанием водой (Гафурийский
район). Удары плетью по дождевым камням были призваны вызвать сильный дождь. Так, недалеко
от д. Зуяково Белорецкого района по описаниям краеведов, в начале прошлого века
находился Йэй ташы, который представлял собой скалистую глыбу. У местных башкир
существовало поверье, что если постегать камень нагайкой или трогать руками, то
пойдет ураганный дождь. Приводится в пример случай, когда его потрогал русский,
после чего пошел сильный дождь, и он серьезно заболел. Последнее видимо было
рассказано в подтверждение сакральности камня. Иногда вместо плети использовали
палку. Об одном интересном объекте записал сведения В.И. Даль. В описании
Каповой пещеры (Шульган-таш), известной своими палеолитическими наскальными
рисунками, он приводит фольклорные данные: «В подземелье этом обитало когда-то
особое племя людей, о котором рассказывают много дивного. Там же укрывались
разные джины, дивы. Старики рассказывают о каменной, здесь находящейся, собаке:
это див, окаменевший в принятом образе. Замечательно, что собака эта боится
плети, что дождевые облака ей подвластны, и собака не может снести ста ударов
плетью; она издает глухой вой, и обильный дождь окропляет окрестность». Здесь
явно повествуется об одном из видов дождевого камня. В легенде, скорее всего,
наложились два сюжета: дождевой камень, влияющий на осадки и представления о
собаке, как хранителе пещеры. Несмотря на то, что сама традиция использования таких
камней для влияния на осадки утрачена, представление о сакральности их довольно
устойчиво. К примеру, камень
Колонташ (Колокай таш), названный так за схожесть очертаний с туловищем
лошади, запрещается
трогать камень руками. Упомянутые выше Йэй ташы у деревни Зириково до сих пор
чтутся местным населением, регулярно очищаются. Их наделяют сверхъестественными
свойствами: рассказывают о случаях, когда при задевании их бороной, плугом или
жаткой при проведении полевых работ также начинался дождь; если же камни выкатывали
из поля, они вновь оказывались на прежнем месте; а иногда подвисали не касаясь
земли и т.д. Также они могут «наказывать» человека, потревожившего их, как
например тракториста, который пытался переместить их, чтобы они не мешали
технике свободно передвигаться по полю. Несмотря на то, что вызывание дождя
с помощью дождевого камня очень архаичный элемент, и сам принцип магии идет
вразрез с основным постулатом ислама о единобожии, при совершении обряда обычно
читаются мусульманские молитвы. Более того, в недавнем прошлом, ритуалы с
камнем проводили, как правило, местные муллы. Современное бытование
В настоящее время дождевые камни очень редко
используются в ритуальной практике башкир. Более того, в ходе полевых выездов
обнаружилось, что даже местонахождение дождевых камней известно лишь некоторым
информаторам. Организации, имеющие отношение к ОНКН
В данный список вошли камни, выявленные в ходе
экспедиций отдела этнологии ИИЯЛ УФИЦ РАН в 2009 – 2013 гг.
Предметы, связанные с объектом
Источники информации
|