![]() Башкирская народная игра «Ашыҡ атыу» (Сбивание косточек) Категория объекта:
Народные игры, традиционные состязания, единоборст
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-001
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ
Размер файла: 37.6 MБ Описание«Ашык атыу» – традиционная башкирская подвижная игра для мальчиков и юношей. Игроки, расположившись вдоль черты, по очереди бросают свои битки, стремясь выбить ашыки с кона. Победителем становится тот, кто выбьет больше всех костей, которые переходят в его владение в качестве трофея.Справочная информацияОписание
В
культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры
сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные
качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность,
справедливость и достоинство. Испокон веков в народных играх отражался
образ жизни людей, их быт, устои. Многие из них сохранились и дошли до наших
дней, вбирая в себя лучшие традиции. А многие, к сожалению, почти исчезли. Игровая культура
башкирского народа чрезвычайно богата и разнообразна. В ней отчетливо
прослеживаются занятия и образ жизни народа. Игры в кости считаются
одними из древнейших. Их происхождение
связано с традиционным скотоводческим укладом жизни башкир и других
тюркских народов. Основным игровым элементом в этих играх являются ашыки –
суставные косточки убойных животных, преимущественно овец и коз, а также бабки
– кости из суставов лошадей и коров. Существует множество разновидностей игр в кости, различающихся правилами и названиями в разных местностях. Наибольшее распространение у башкир получили игры «Пять ашыков» (башк. «Биш ашыҡ»), «Сбивание косточек» (башк. «Ашыҡ атыу») и «Каменный дождь» («Ямғыр ашыҡ»). Техники/Технологии, связанные с объектом
Техникой игры
«Ашыҡ атыу» поделилась Зиля Мазгаровна Лира, уроженка деревни Кагарманово
Белорецкого района. Играть в ашыки ее научила бабушка, Хуббуямал Файзулловна
Кужахметова, когда Зиле было всего пять лет. Впоследствии она оттачивала свое
мастерство, играя с бабушкой и дедушкой. Перед началом
игры на земле чертится круг диаметром около двух метров. В центре круга
проводится линия, длина которой зависит от числа игроков и ашыков. Эта линия
называется «кон». Каждый участник ставит на кон свой ашык, устанавливая его на
ребро стороной «алсы» или «таган». По правилам, одному игроку нельзя ставить
два ашыка подряд одной и той же стороной. У каждого
участника должен быть свой биток, используемый
для выбивания косточек. Для его
обозначения существует несколько названий: «ат», «һаҡа», «майа». Слово «ат» в
переводе с башкирского языка означает “конь”, «Һаҡа» можно интерпретировать как
“кремень” или “ударник”, «майа» означает “лучший” или “главный”, указывая на
то, что это особый, тщательно отобранный ашык, используемый для игры. Право первого
хода разыгрывается по жребию. Игроки одновременно подбрасывают свои битки – это
называется «юриться». Тот, чей ашык первым упадет ребром стороной «алсы» или
«таган», получает право первого и второго хода. Если несколько ашыков упадут
ребром, то между этими игроками проводится повторное «юрение». При выпадении
«алсы» и «таган» преимущество отдается «алсы». Участники,
выстроившись у черты, по очереди выбивают своими битка́ми ашыки, стоящие на
кону. Сбитые ашыки игрок забирает себе. Игра продолжается до тех пор, пока на
кону не останется ни одного ашыка. Побеждает игрок, собравший наибольшее
количество ашыков. Источники сведений
Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Шагапова Гулькай Рахимьяновна Тип ответственности: Исследователь,
кандидат исторических наук, доцент кафедры башкирского языка и литературы. Место работы/Адрес: БГПУ им. М.Акмуллы.
ФИО:
Лира Зиля Мазгаровна Тип ответственности: информант. Место работы/Адрес: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества» Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование:
ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр
народного творчества». Подразделение:
Отдел нематериального культурного наследия Тип
ответственности: Исследователь Местонахождение:
Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2
Современное бытование
Сведения об особенностях
Исключительность/ценность
Игры с костями, передаваемые из поколения в поколение, являются
отражением традиционного скотоводческого уклада башкирского народа,
свидетельствуя о его богатой истории и самобытной культуре. Игра выступает в роли важного механизма передачи культурных
знаний и навыков от старшего поколения к младшему. Обучение игре в раннем
возрасте способствует формированию у детей чувства принадлежности к своей
культуре и уважения к традициям. Игра способствует
развитию ловкости, меткости и стратегического мышления. Благодаря усилиям таких энтузиастов, как Зиля Лира, игра
«Ашык атыу» не только сохраняется, но и популяризируется, привлекая внимание
широкой общественности, включая детей и молодежь. Это способствует возрождению
интереса к традиционной культуре и укреплению национальной идентичности. Способы передачи традиции Естественная, в семейной среде, а также в форме обучения и фиксации традиции. Форма бытования Сегодня
башкирские народные игры бытуют и в аутентичной, и в реконструированной форме,
взрослыми возвращаются (если какие-то виды забыты) в
традиционную среду. Исторический аспект О самобытности
башкирских народных игр можно судить по наблюдениям ученых-путешественников
XVIII века, таких как П. С. Паллас, И. И. Лепехин, В. И. Даль и другие. В
частности, И. И. Лепехин, описывая стрельбу из лука, борьбу, соколиную охоту и
воспитание соколят, отметил: «В прочем всякому видно, что их забавы весьма
сходны с образом их житья», подчеркивая связь игр с повседневной жизнью башкир. Д.П.
Никольский, описывая детские развлечения, указал на их простоту и
подражательный характер, а также отметил сохранение архаичных элементов в
некоторых играх. Более подробно детские игры исследовал С. И. Руденко,
собравший обширный этнографический, антропологический, фольклорный и
лингвистический материал, обобщенный в его фундаментальном труде «Башкиры.
Историко-этнографические очерки». В своей работе С. И. Руденко посвятил
башкирским играм несколько страниц, рассматривая различные аспекты, включая
половозрастной состав участников, характер игр, используемые орудия и т.д. Целенаправленный
сбор и изучение башкирских игр начались в последние десятилетия. В этот период
были опубликованы работы по детскому и обрядовому фольклору А. М. Сулейманова,
Р. А. Султангареевой, выпущены сборники игр, адаптированные для широкого круга читателей
И. Г. Галяутдиновым и Р. М. Ураксиной. Кроме того, были защищены
диссертационные исследования Ф. Ш. Абсаликовой («Башкирские игры и
развлечения»), Г. Р. Шагаповой («Опыт системного анализа игровой культуры
этноса: на примере башкирских народных игр»), С. М. Кагармановой («Башкирский
детский фольклор: жанровый состав и поэтика»), а также опубликована работа У.
И. Газина «Фольклор башкирских детей Баймакского района Башкортостана» и
другие. |