Башкирский эпос «Урал-батыр»

Категория объекта:
Устное творчество
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
01.12.2022
Номер объекта:
01-001
Автор-составитель анкеты:
Султанмуратов Ильгиз Замфирович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ

Анимационный фильм по мотивам башкирского эпоса «Урал-батыр». Создан Студией "Аманат"



Описание

Эпос (кубаир) «Урал-батыр» – крупнейшее уникальное и наиболее древнее сокровище устно-поэтического творчества башкирского народа, памятник башкирской словесности. «Урал-батыр» содержит архаические космогонические мифы о происхождении мира, первых людях, первобытном обществе, мировом потопе, о мировоззрении, богатой истории и культуре башкирского народа. Некоторые мотивы и образы «Урал-батыра» встречаются в других башкирских эпосах («Заятуляк и Хыухылу», «Кунгыр-буга», «Алпамыша», «Кузыйкурпяс и Маянхылу»), а эпосы «Акбузат» и «Бабсак и Кусэк», продолжая сюжетную линию «Урал-батыра», образуют единый цикл башкирских эпических сказаний.

Справочная информация

Описание

Эпос состоит из 4 576 поэтических и 19 прозаических строк. Композиционно выделяют 3 части.

Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов (аждаха), дивов, змей и т. д. Персонажи сказания – богатыри и простые жители земли, небесные божества (небесный царь птиц Самрау), злые силы природы, мифические существа. Здесь изображена судьба героев трёх поколений (старик Янбирде и старуха Янбика, их дети – Урал и Шульген, внуки – Яик, Идель, Нугуш, Сакмар) и, соответственно этому, состоит из трёх частей и сам эпос.

В первой части рассказывается о старике Янбирде и старухе Янбике, волею судьбы оказавшихся на затерянной земле. Они занимаются охотой на диких зверей. У пожилых супругов рождаются два сына – Шульген и Урал, что является традиционным мотивом тюрко-монгольского эпоса. Янбирде сообщает детям тайну существования Смерти (Улем), которая убивает людей, зверей и всё живое на земле.

От белой лебёдушки Хумай (дочь Самрау), спасённой Урал-батыром, они узнают о существовании Родника жизни – Яншишмы. Янбирде советует сыновьям отыскать Яншишму и уничтожить Смерть. Первая часть завершается тем, что молодые батыры отправляются на поиски родника бессмертия.

Вторая часть сказания повествует о деятельности героев второго поколения – Шульгена и Урал-батыра. В ней подробно изображаются подвиги Урал-батыра и злодеяния его брата Шульгена, переметнувшегося в стан врагов. Заканчивается эта часть поражением дивов и драконов, возникновением в пучине моря гор из тел убитых героем врагов (Уральские горы), гибелью Урал-батыра за бессмертие природы.

Третья часть поэмы посвящена подвигам сыновей Урал-батыра, заселению уральской земли людьми, животными и птицами.

Происхождение

Первые варианты эпоса были записаны в 1910 году исследователем, собирателем фольклора Мухаметшой Бурангуловым (1888 – 1966) от народного сказителя (сэсэна) Габита Аргынбаева (1856 – 1921) в деревне Идрисово Оренбургской губернии 2-й Бурзянской волости (в настоящее время – Баймакский район РБ) и от сэсэна Хамита Альмухаметова (1861 – 1923) в деревне Второе Иткулово (там же).

Этнокультурная принадлежность

Башкиры, башкирский народ

Техники/Технологии, связанные с объектом
Раньше, во время традиционного бытования эпоса в естественной этнической среде, исполнение эпоса.
Сведения о действиях над ОНКН

В целях возрождения и развития школы исполнителей кубаиров, сэсэнов, исполняющих эпос, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию башкирского народа в республике ежегодно проводится конкурс юных сказителей и исполнителей эпического сказания «Урал-батыр». За эти года заметно увеличилось количество участников, которые не только полностью прочитали наизусть (4755 строк) крупнейшее эпическое произведение, но и смогли это сделать сразу на нескольких языках (английском, турецком).

В целях возрождения, сохранения, совершенствования исполнительского мастерства в республике созданы и действуют школы сэсэнов «Урал-батыр»: в БГПУ им. М. Акмуллы, в г.Сибай, Альшеевском, Бурзянском, Гафурийском, Салаватском и Хайбуллинском районах.

Башкирским государственным академическим театром драмы им.М.Гафури поставлен спектакль «Урал-батыр», Башкирской телерадиокомпанией создан научно-популярный фильм «В поисках Акбузата» и анимационный фильм «Урал-батыр». Эпос «Урал-батыр» является одним из «Семи чудес Башкортостана», он включен в Список нематериального культурного наследия ТЮРКСОЙ.

Современное бытование

Башкирское название эпоса – кубаир, стихотворный эпический жанр, народный тип стиха башкирских героических сказаний.

Исполнение эпоса «Урал-батыр» сопровождалось аккомпанементом музыкальных инструментов думбыры и реже кубыза. В отдельных случаях стихи исполнялись без музыкального сопровождения, речитативно, напевно. Каждый исполнитель отличался свойственной только ему манерой исполнения.

Техники и технологии
Раньше, во время традиционного бытования эпоса в естественной этнической среде, исполнение эпоса.
Источники сведений
1. Шакурова Ш. Р. Башкирский народный эпос «Урал-батыр»: архивный первоисточник и его текстологический анализ. Уфа: Гилем, 2007. 386 с. ISBN 978-5-7501-0777-3.
2. Бухарова Г. Х. Башкирский народный эпос «Урал-батыр»: когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ: автореф. дис. канд. филолог. наук: защищена 9 окт. 2009 г. – Уфа, 2009. – 52 с. 
3. Санъяров Ф. Б. Особенности языка и стиля эпоса «Урал-батыр» – Уфа, Б.и., 1999. – 22 с. 
4. Реальность мифа: к 100-летию открытия эпоса «Урал-батыр»: [«Круглый стол»] // Бельские просторы: ежемес. обществ.-полит. и лит.-худож. журн. – Уфа, 2010. – № 6. – С.184-197. 
5. Урал батыр. Башкорт халык кобайыры – Урал-батыр. Башкирский народный эпос – Ural batur. Bashkort Folk Epic / Проект, вступ. ст., подготовка текстов Ф. Надршиной. – 2-е изд., стер. – Уфа: Информреклама, 2005. – 468 с., 16 с. ил. ISBN 5-94780-065-9.
6. Возрождение башкирского кубаира. – А.Давлеткулов, Ватандаш, 2012, №4.
7. Шакурова Ш. Р. «Шульган» // Краткая энциклопедия Башкортостан. – Уфа, 1996.
8. Урал-батыр (эпос) / Записан М. Бурагуловым от Г. Аргынбаева и Х. Альмухаметова в 1910 году. – Уфа, 2014. – 196 с. 
9. Аминев З. Г. Эпос Урал батыр как космогонический миф, Уфа, 2007.
10. Котов В. Г. Башкирский эпос «Урал-батыр». Историко-мифологические основы.  Уфа: Гилем, 2006.  408 с.
11. Мирбадалева А. С. Башкирский народный эпос. М.: Наука, 1977.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Бурангулов Мухаметша Абдрахманович

Тип ответственности: Исследователь

Даты жизни: 15.12.1888 – 09.03.1966

Место работы/Адрес: башкирский поэт и драматург, фольклорист, классик башкирской литературы. Родился в д. Верхне-Ильясово Бузулукского уезда Самарской губернии, ныне Красногвардейского района Оренбургской области. Работал учителем, в советских органах. С 1938 г. трудится в Башкирском институте истории языка и литературы. Один из трех Народных сэсэнов Башкирской АССР (1944), член Союза писателей СССР (1940). Был под арестом в 1937-38-х гг., репрессирован в 1950 г., реабилитирован в 1961 г.


ФИО: Хамит Альмухаметов

Тип ответственности: Носитель

Даты жизни: 1861 – 1923

Место работы/Адрес: Иткульская волость Оренбургской губернии (ныне Баймакский район Республики Башкортостан)


ФИО: Надршина Фануза Аитбаевна

Тип ответственности: Исследователь

Место работы/Адрес: доктор филологических наук, главный научный сотрудник Ордена Знак Почета Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН / Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450000, г. Уфа, пр. Октября, д. 71


ФИО: Киреев Ахнаф Нуриевич

Тип ответственности: Исследователь

Даты жизни: 1912-1984

Место работы/Адрес: Институт истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР/ заведующий сектором; Башкирский государственный университет / зав. кафедрой башкирской литературы; Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа


ФИО: Галин Салават Ахмадеевич

Тип ответственности: Исследователь

Даты жизни: 03.03.1934 - 29.03.2010

Место работы/Адрес: Башкирский институт развития образования/заведующий кафедрой мировой и национальной культуры; Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа


ФИО: Шакурова Шаура Рашитовна

Тип ответственности: Исследователь

Даты жизни: Родилась 10 декабря 1967 года

Место работы/Адрес: кандидат филологических наук


ФИО: Хусаинова Гульнур Равиловна

Тип ответственности: Исследователь

Место работы/Адрес: доктор филологических наук, заведующая отделом фольклористики Ордена Знак Почета Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН / Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450000, г. Уфа, пр. Октября, д. 71


ФИО: Аминев Закирьян Галимьянович

Тип ответственности: исследователь

Даты жизни: 1950 г.р.

Место работы/Адрес: кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра социокультурного моделирования Института стратегических исследований Республики Башкортостан / Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450000, г. Уфа, ул. Кирова, д. 15


ФИО: Тулыбаева Нафиса Булатовна

Тип ответственности: Ответственное лицо

Место работы/Адрес: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества / Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г.Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2


ФИО: Алтынбаев Ранис Раисович

Тип ответственности: Ответственное лицо

Место работы/Адрес: Министерство культуры Республики Башкортостан / Российская Федерация, 450015, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Революционная, 18

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества

Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение

Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2


Наименование: Министерство культуры Республики Башкортостан

Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение

Местонахождение: Российская Федерация, 450015, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Революционная, 18


Наименование: ФГБУН Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук

Тип ответственности: Хранитель

Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450054, г. Уфа, проспект Октября, д. 71, лит. У, У1.

Сведения о действиях над/с ОНКН

В целях возрождения и развития школы исполнителей кубаиров, сэсэнов, исполняющих эпос, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию башкирского народа, в республике ежегодно проводится конкурс юных сказителей и исполнителей эпического сказания «Урал-батыр». За эти года заметно увеличилось количество участников, которые не только полностью прочитали наизусть (4755 строк) крупнейшее эпическое произведение, но и смогли сделать это сразу на нескольких языках (английском, турецком).

В целях возрождения, сохранения, совершенствования исполнительского мастерства, в республике созданы и действуют Школы сэсэнов «Урал-батыр»: в БГПУ им. М. Акмуллы, в г. Сибай, Альшеевском, Бурзянском, Гафурийском, Салаватском и Хайбуллинском районах.

Башкирским государственным академическим театром драмы им. М. Гафури поставлен спектакль «Урал-батыр», Башкирской телерадиокомпанией создан научно-популярный фильм «В поисках Акбузата» и анимационный фильм «Урал-батыр». Эпос «Урал-батыр» является одним из «Семи чудес Башкортостана», он включен в Список нематериального культурного наследия ТЮРКСОЙ.

Исключительность/Ценность
Эпическое наследие и передача устной традиции находятся на грани исчезновения, утрачивается живое бытование, исполнительство эпоса, прерывается преемственность. Изменения в социально-экономической жизни башкир привели к тому, что мастерством исполнения кубаиров владеет лишь старшее поколение, идет резкое сокращение числа информантов и носителей жанра. Необходимо уделять больше внимания изучению, возрождению и развитию древнего сказительского искусства башкир, лучших традиций словесных, словесно-песенных состязаний.
Формы сохранения и использования объекта

Башкирское название эпоса – кубаир, стихотворный эпический жанр, народный тип стиха башкирских героических сказаний.

Исполнение эпоса «Урал-батыр» сопровождалось аккомпанементом музыкальных инструментов думбыры и реже кубыза. В отдельных случаях стихи исполнялись без музыкального сопровождения, речитативно, напевно. Каждый исполнитель отличался свойственной только ему манерой исполнения.

Источники информации
1. Шакурова Ш. Р. Башкирский народный эпос «Урал-батыр»: архивный первоисточник и его текстологический анализ. Уфа: Гилем, 2007. 386 с. ISBN 978-5-7501-0777-3.
2. Бухарова Г. Х. Башкирский народный эпос «Урал-батыр»: когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ: автореф. дис. канд. филол. наук: защищена 9 окт. 2009 г. – Уфа, 2009. – 52 с. 
3. Санъяров Ф. Б. Особенности языка и стиля эпоса «Урал-батыр»  Уфа, Б.и., 1999. – 22 с. 
4. Реальность мифа: к 100-летию открытия эпоса «Урал-батыр»: [«Круглый стол»] // Бельские просторы: ежемес. обществ.-полит. и лит.-худож. журн. – Уфа, 2010. – № 6. – С.184-197. 
5. Урал батыр. Башкорт халык кобайыры – Урал-батыр. Башкирский народный эпос – Ural batur. Bashkort Folk Epic / Проект, вступ. ст., подготовка текстов Ф. Надршиной. – 2-е изд., стер. – Уфа: Информреклама, 2005. – 468 с., 16 с. ил. ISBN 5-94780-065-9.
6. Возрождение башкирского кубаира. – А. Давлеткулов, Ватандаш, 2012, №4.
7. Шакурова Ш. Р. «Шульган» // Краткая энциклопедия Башкортостан. – Уфа, 1996.
8. Урал-батыр (эпос) / Записан М. Бурагуловым от Г. Аргынбаева и Х. Альмухаметова в 1910 году. – Уфа, 2014. – 196 с. 
9. Аминев З. Г. Эпос Урал батыр как космогонический миф. Уфа, 2007.
10. Котов В. Г. Башкирский эпос «Урал-батыр». Историко-мифологические основы.  Уфа: Гилем, 2006.  408 с.
11. Мирбадалева А. С. Башкирский народный эпос. М.: Наука, 1977.

Сведения об особенностях
Исключительность/ценность
Эпическое наследие и передача устной традиции находятся на грани исчезновения, утрачивается живое бытование, исполнительство эпоса, прерывается преемственность. Изменения в социально-экономической жизни башкир привели к тому, что мастерством исполнения кубаиров владеет лишь старшее поколение, идет резкое сокращение числа информантов и носителей жанра. Необходимо уделять больше внимания изучению, возрождению и развитию древнего сказительского искусства башкир, лучших традиций словесных, словесно-песенных состязаний.


Способы передачи традиции

Риск исчезновения

Эпическое наследие и передача устной традиции находятся на грани исчезновения, утрачивается живое бытование, исполнительство эпоса, прерывается преемственность. Изменения в социально-экономической жизни башкир привели к тому, что мастерством исполнения кубаиров владеет лишь старшее поколение, идет резкое сокращение числа информантов и носителей жанра. Необходимо уделять больше внимания изучению, возрождению и развитию древнего сказительского искусства башкир, лучших традиций словесных, словесно-песенных состязаний.



Форма бытования

Восстановленные и реконструированные формы в исполнении сказителей. Выступления исполнителей разных возрастов на фестивалях, конкурсах, школьных мероприятиях.