Обычай «Похищение невесты» (башк. «Ҡыҙ урлау») Категория объекта:
Обрядовые комплексы и праздники
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
18.12.2024
Номер объекта:
18-021
Автор-составитель анкеты:
Ибрагимова Альфия Газизовна
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ
Обычай «Похищение невесты» («Ҡыҙ урлау») На видео Закирова Хатима Тимергалеевна (1946 года рождения) из Курганской обл.ОписаниеПрактика похищения невесты с последующим заключением брака была распространена у многих народов мира с древнейших времен. С XIX в. долгое время в отечественной и зарубежной науке считалось, что умыкание как способ заключения брака являлось наиболее древним и универсальным. В прошлом молодые люди могли "похитить" невесту с согласия её родителей, чтобы избежать длительных переговоров о свадьбе и сэкономить время и ресурсы. Этот процесс обычно сопровождался определёнными традициями и правилами.Справочная информацияОписание
Обычай похищения невесты ("ҡыҙ
урлау") у башкир имеет глубокие исторические корни и является частью
традиционной культуры этого народа. Важно понимать, что этот обряд мог иметь
разные формы и значения в зависимости от региона и времени проведения. Знаменитый этнограф С.И. Руденко (1885–1969)
писал, что «не может быть никакого сомнения в том, что при строгой когда-то
экзогамии у башкир брак совершался похищением невесты». По мере разрастания родов похищение, по его
мнению, становилось все более трудным и даже невозможным. В последующем похищение
заменила купля, и в башкирской свадьбе акт сватовства принял все черты
торгового договора. Таким образом, С.И. Руденко считал похищение
формой брака более древней, нежели брак по сватовству, или брак покупкой. «В некоторых, правда, очень редких случаях они
совершались (на северо-западе) даже против воли девушки. Молодой человек с
двумя-тремя товарищами подкарауливал любимую девушку, увозил ее на лошадях в
заранее приготовленное место, после чего она делалась его женой. Гораздо чаще
похищение невесты происходило по предварительному уговору. Она собирала все
свое имущество и убегала с женихом. Через некоторое время молодой являлся к
своему тестю, ставил его в известность о совершившемся факте и предлагал
помириться. После неизбежных подарков дело улаживалось. Бывали даже случаи,
когда невеста похищалась с ведома родителей, чтобы избежать всех расходов,
связанных с приемом гостей, раздачей подарков и устройством празднества», –
писал С.И. Руденко в книге «Башкиры» и отмечал, что браки уволоком (похищением)
имели место еще и в начале XX в. Известный историк А.З. Асфандияров (1934–2014)
специально изучал формы брака у башкир в XVIII – первой половине XIX в.: «Известен также и брак путем умыкания. Обычай
этот, существовавший длительное время, не осуждался мусульманской моралью.
Разумеется, брак оформлялся по шариату». В основном к похищению прибегали бедняки, которые
не могли уплатить калым. «Некоторые дела заканчивались взаимным
удовлетворением претензий. Так произошло, например, с иском отца девушки Джавили
из дер. Узунларово Стерлитамакского уезда, похищенной в 1833 г. сыном муллы.
Похищенная согласилась стать женой похитителя, тем более, что помолвленный
жених отказался от нее». Девушку похитили, когда она находилась в поле и
одета была в дорогую одежду ценой в 239 руб. Это наводит на мысль, что умыкание
девушки произошло с ее согласия. Тем самым отец был поставлен в известность
перед свершившимся фактом». (Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом
(XVIII – первая половина XIX в.). Уфа, 1997. С. 67, 68).
Было также и мнимое похищение, когда жених
заранее договаривался с родителями невесты (или с ней) о ее похищении. Подобное похищение впервые было зафиксировано у
башкир известным историком, государственным деятелем В. Н. Татищевым
(1686–1750). Он был свидетелем данного похищения в 1721 г. и описал его в своей
работе: «Один знатный башкир, увидев, что из Кунгура намерен ехать в Сибирь на
заводы и мой путь был недалеко от его дома, просил, чтобы я к нему на свадьбу
сына заехал. Я из-за любопытства и чтобы их обрадовать приехал к вечеру 15 мая
к нему, где было собрано 40 вооруженных человек.
Поутру, как стало рассветать, жених со всеми
поехал к невестиной деревне, которая в расстоянии была в 10 верстах. Я от себя
послал толмача для надзирания поступков. Батыр, или предводитель, послал от
себя одного вперед, который, вернулся и сообщил, что невеста гуляет в поле.
Батыр, подъехав ближе к этой деревне, со всеми людьми остался в лесу, а жених с
тремя друзьями и заводною лошадью поехал к невесте. Ухватив невесту, посадил на заводною лошадь и
быстро поскакал домой. Тесть, услышав вопль женщин, ударил в бубны и собрал
порядка 30 вооруженных людей и пустился за ними в погоню. Жених подъехал к своему дому, невесту снял с
лошади, ввел в избу, где сидели его мать и другие более 20 женщин. Когда
невесте показали свекровь, упала перед нею на землю и со слезами просила
пустить. Свекровь пред собой посадила и начала уговаривать. Батыр со своим войском остановился на краю
деревни и приготовился к бою. Тесть прискакал со своими людьми и начались между
ними переговоры, которые длились час. Между тем жених с невестою по прочтении абызом
молитвы, были отведены в особой покой, где исполнили их желание. И потом тесть
со своими людьми приехал к дому, у крыльца и покоя были привязаны лошадь и бык.
Тесть, подъехав с голою саблею, якобы за отмщение обиды, пересек лошади шею, а
шурин быку, и их тотчас стали резать и обед готовить. У жениха довольно много было приготовлено
кумыса и бузы, а я дал 5 ведер вина. Зять тестя встретил у крыльца и просил
прощения, а тесть замахивался на него саблею, однако все видно было притворное,
и потом, помирившись, пошли в избу, был организован пир с весельем. Женщинам
угощения накрыли в другой избе, куда приехала и мать невестина. Я спросил о причине
этого притворного увоза девушки, мне сказали, что жених богат, а тесть небогат,
и отец его не давал столько калыма, как большому его брату, а жениху казалось
стыдно за малой калым жениться, поэтому с тестем договорился об увозе за 50
рублей». (Татищев В.Н. История
Российская в семи томах. Т. 1. М.; Л., 1962. С. 388–389). Уже в первых декретах Советского государства в
1917–1918 гг. декларировалось равенство женщины с мужчиной, законность лишь
гражданского бракосочетания при согласии обеих сторон. Однако новые законы в
условиях Гражданской войны, голода и разрухи зачастую не работали. 16 октября 1924 г. правительство принимает
новое постановление «О дополнениях к Уголовному кодексу для
автономных республик и областей», по которому похищение женщины, достигшей
брачного возраста, против ее воли каралось лишением свободы до 5 лет. Также за
принуждение ко вступлению в брак со стороны родителей и родственников
предусматривалось такое же наказание. В 1928 г. уголовное законодательство было
смягчено, похищение девушки отныне каралось лишением свободы до 2 лет. В условиях Башкирии борьба с похищениями
девушек и другими «родовыми пережитками» началась в 1925 г. Согласно
статистике, за понуждение к браку и получение калыма в Башкирии в 1930 г. было
осуждено 23 человека, в 1931 г. – 27, в 1932 г. – 11, в 1933 г. – 3 человека.
Более подробные статистические сведения о похищениях девушек и об уголовных
наказаниях за них отсутствуют. Источник: 15 лет
Советской Башкирии. Сборник статей. Уфа, 1934. С. 243–244.
Башкирские девушки не оставались вовсе
безучастными к своей судьбе. В Национальном архиве РБ имеется много дел, в
которых они жаловались на похищение, на совершение насильственного
бракосочетания, к которому девушек принуждали не только жених, но и отец, другие
родственники, иногда муллы. Так, в 1889 г. в Оренбургское магометанское
духовное собрание обратилась украденная девушка Бибий-Магфура, дочь башкира М. Нугуманова из д. Габдулнасырово Орского
уезда Оренбургской губернии: «В прошлом, 1888 году, 31 марта, отца и братьев не
было дома. Во время ночи одной со мной деревни башкирец Харрис Хакимов и
товарищ его Рахматулла Абдульманов пришли и меня взяли с собой через силу в
свой дом». Далее она указала, что 8 сентября того же года
отец девушки обратился к уездному исправнику и прокурору, и 23 ноября (почти
через 8 месяцев после кражи) пристав Орского уезда вернул дочь в дом отца. Спустя некоторое время Х. Хакимов подал
прошение в «высшее начальство», что желает жениться на Бибий-Магфуре. Отец на
обращение Х. Хакимова дал согласие при условии выплаты калыма в размере 700
рублей, однако девушка была категорически против. Мулла не успел оформить брак.
Судебное разбирательство затянулось на 4 года. Девушка, достигнув совершеннолетия, заявила: «В
настоящее время я имею в роду 17 лет, и если желаю, я кому хочу, пойду
замужество». Источник: Галиева Ф.Г.
Семейные обряды и обычаи башкир в поликультурном пространстве. Уфа, 2020. С.
34. Современное бытование
На сегодняшний день обряд похищения невесты у
башкир практически полностью ушел в прошлое в своем изначальном виде.
Современные браки заключаются по взаимному согласию сторон, и такие
традиционные практики уступили место новым формам взаимоотношений. Тем не
менее, элементы этого обряда сохраняются в символической форме на свадебных
церемониях и праздниках. Источники сведений
Наши исследования охватили не только
Башкортостан, но и ближайшие регионы, где мы фиксировали историю местных
жителей. Вот, например, в Оренбургской области жительница Аурика Салаватовна
Ишкуватова рассказала нам, как сама стала жертвой такой обычии. А Ринат
Нажипович Ишбулатов из села Канчерово, тоже в Оренбургской области, поделился
своей историей – как он похитил свою невесту. Схожие традиции встретились и в Курганской
области – Закирова Хатима Тимергалеевна (1946 года рождения). Она рассказала,
как ее в 17 лет похитил недавно вернувшийся с войны мужчина. В Саратовской области Гуляндам Габдрашитовна
Габдинова, 1960 года рождения, также была похищена своим женихом. Данная
традиция в Саратовской области наблюдается и в нынешнее время, что может
послужить истории Жиляковой Земфиры Сулеймановны 1978 года рождения из деревни
Бобровского Гая Пугачевского района. Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр народного творчества
Источники информации
|