Технология изготовления свадебных бус мордвой с. Кузьминовка Федоровского района РБ

Категория объекта:
Традиционные технологии и техники
Этнокультурная принадлежность:
мордва
Анкета утверждена:
18.12.2024
Номер объекта:
18-025
Автор-составитель анкеты:
Суюндукова Олеся Маратовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества


Размер файла: 307.6 MБ

Описание

Свадебные бусы (мокша-морд.«кърганят») представляют собой однорядное ожерелье из лоскутков ткани и полых стеблей растений. Изготавливают их подружки и родственницы невесты, когда готовятся к свадьбе. В первый день свадьбы, при знакомстве, бусы надевают на всех женщин со стороны жениха. Бусы являются отличительным украшением и символизируют собой связь, соединение двух родов.

Справочная информация

Описание

Свадьбы в прежние времена, по словам информантов, «были очень большими». На торжество приглашались все соседи и родные, включая троюродных и четвероюродных. По мордовским обычаям, свадьба праздновалась три дня, первый день – на стороне невесты, второй – у жениха, третий день был «похмельным». Как правило, столы накрывали не в одном доме, а сразу в двух или трех соседних домах, чтобы места хватило всем приглашенным. Получался так называемый «свадебный ряд», гости могли переходить из одного места празднования в другое. На стол готовилось обильное угощение: сало, разнообразные пироги, бочковые огурцы, зеленые помидоры, квашеная капуста, сливовый компот. Информанты вспоминают, что в детстве наблюдали за свадьбами, где гостей было так много, что фарфоровой и стеклянной посуды на всех не хватало и в ход шли простые алюминиевые миски и ложки. Руководил свадьбой дружка со стороны жениха. По-мокшански его называли «урюдю» - главный сват. В первый день свадьбы сторона невеста преподносила ему деревянную саблю. «Этой саблей он тыкал в потолок, отмечая каждый подарок» - рассказывает жительница села Кузьминовка Светлана Евдокимова. Как правило, подарки на деревенской свадьбе преподносились не сразу, а были обещанными. Гости обещали отдать овцу, гуся или поросенка, когда наступит время забоя. Обязанностью дружки было запомнить все обещания и впоследствии потребовать подарки, если гости о них «забудут». 

Одним из важных элементов свадьбы в мокшанских селах Кузьминовка и Булякай Федоровского района были свадебные бусы. Их готовили родственницы и подруги со стороны невесты, обычно непосредственно перед свадьбой, на девичниках. Девушки собирались по вечерам, шили бусы и пели песни, угощались праздничными блюдами. В первый день свадьбы, при знакомстве гостей, каждая женщина со стороны жениха получала бусы от представителей стороны невесты, мужчинам же дарили бумажные цветы, которые крепились на картуз (фуражку), либо на лацкан пиджака. Таким образом, по бусам и цветкам гости могли определить новообретенных сватов. Свадебные бусы также являются символом связи и взаимной поддержки двух семей.  

После свадьбы женщины оставляли бусы себе на память. 

Техники/Технологии, связанные с объектом

Свадебные бусы изготавливаются из лоскутков ткани и полых стеблей «болотной травы», как называют это растение информанты. Соломины нарезаются на куски длиной 3-4 см, ткань - на на лоскутки квадратной формы. Для нанизвания берут крепкую нить, ее длина должна быть достаточной, чтобы ожерелье легко проходило через голову. Лоскутки складывают друг на друга, по 3-4 штуки, а затем, проколов иглой посередине, нанизывают на нить. Затем проведя иглу через соломинку, нанизывают её на нить и снова добавляют несколько лоскутков ткани. Процесс повторяют, чередуя лоскутки и соломины, пока ожерелье не достигнет нужной длины. К бусам главных сватов (посаженных родителей) прикрепляли большой крест, изготовленный из блестящей (фольгированной) бумаги.

Для изготовления свадебных бус использовались лоскуты, которые оставались у хозяек после шитья одежды. Иногда на свадебные бусы шли и старые изделия из дорогих красивых материалов, типа парчи. При неоходимости остатками тканей делились соседи и родственники.

В настоящее время вместо «болотной травы» могут использоваться пластиковые соломинки.

Современное бытование

В настоящее время обряд изготовления свадебных бус почти утрачен. Женщины 1955-1965 годов рождения помнят, что на их свадьбы еще изготавливали бусы, а следующее поколение – уже нет. В настоящее время предпринимаются попытки возрождения старинного обряда: проводятся мастер-классы, на которых учат изготаваливать бусы и рассказывают о традиционной свадьбе у мокши. В селе Кузьминовка функционирует фольклорный ансамбль «Рябинушка» («Пизелкс чувто»), образованный в 1970 году. В репертуаре ансамбля - старинные народные песни на родном языке. Старшие участницы ансамбля передают знания о народных мордовских обрядах, обычаях, песнях и традициях молодым. Так, участницам ансамбля удалось воссоздать свадебный обряд мокши, в том числе технологию изготовления свадебных бус. В настоящее время в ансамбле 7 исполнительниц, руководит «Рябинушкой» Мария Ивановна Николаева.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

 Митрофанова Татьяна Ивановна, участница мордовского фольклорного ансамбля «Рябинушка»

Евдокимова Светлана Петровна, участница мордовского фольклорного ансамбля «Рябинушка»

Тип ответственности: информанты.

Место работы/Адрес: Федоровский район, с. Кузьминовка

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ Республиканский центр народного творчества», отдел нематериального этнокультурного достояния

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Сведения об особенностях
Исторический аспект

Мордва составляет одну из значительных и интересных в этнографическом плане этнических групп Башкортостана. По данным переписи населения 2020-2021 гг., в республике проживают 10 970 представителей мордвы. Расселены они в основном в Аургазинском, Бакалинском, Белебеевском, Бижбулякском, Давлекановском, Дуванском, Ермекеевском, Иглинском, Ишимбайском, Кармаскалинском, Кугарчинском, Мелеузовском, Стерлитамакском, Туймазинском, Уфимском, Федоровском и Чишминском районах. Мордва в Башкирии представлена как эрзей, так и мокшей, численность последней незначительна. В религиозном плане этнос образует несколько конфессиональных групп. Большинство мордвы-эрзи считает себя православными, небольшая часть – старообрядцами и молоканами-субботниками. Мокша придерживается православной веры.

Переселение мордвы в Заволжье активизировалось в XVII в., но наиболее интенсивно происходило в XVIII в. после сооружения оборонительных линий: Царицынской (1718–1723), Закамской новой (1731–1736), Самарской (1736–1742), Оренбургской (1736–1739). Поток переселенцев в Башкирию заметно вырос после указов 1736 г., разрешивших приобретать в частную собственность башкирские земли и расширивших земельные права припущенников. В поисках новых земель миграция мордвы в Башкирию продолжалась вплоть до конца XIX в.

Наиболее компактно мордва (преимущественно эрзя) проживает в Федоровском районе Республики Башкортостан. В преданиях, записанных М. С. Биушкиным со слов старожилов села Федоровки, говорится, что «первым мордовским селом на данной территории (имеется в виду югозападная часть Башкирии – О. М. ) было село Алешкино, предки жителей которого переселились с берегов Суры примерно 300–350 лет тому назад, а спустя некоторое время вслед за алешкинцами с тех же мест переселялись и предки сел Федоровки и Кузьминовки». Обосновывая происхождение названий эрзянского села Федоровка и мокшанского села Кузьминовка, старожилы с. Федоровка (Барышников Иван Васильевич, 1882 года рождения, Агафонова Анисия Афанасьевна, 1887 года рождения, Буркин Денис Денисовыч, 1880 года рождения) рассказывали в 1960-х гг., что во многих мордовских песнях упоминаются основатели сел. В одной из рассказанных легенд говорится: «По решению сельских общин эрзянин Федор и мокшанин Кузьма были направлены на поиски лучших мест для своих сородичей. Федор и Кузьма, дойдя со своими семьями до истоков реки Дема, облюбовали место среди густых дремучих, лесой, у подножья небольшой горы, и поселились там, на берегу маленькой речушки «Эрямонь лей» («Река жизни»), положив начало с. Кузьминовка. По обоюдному согласию Федор и Кузьма разделили между собой лесные и земельные угодья. На долю Кузьмы досталось больше земли, но меньше лесных угодий, тогда как эрзянин Федор получил больше земли с лесными массивами. С прибытием сородичей Федора и Кузьмы между эрзей и мокшей стали возникать трения из-за лесных угодий. Чтобы избежать дальнейшей вражды между переселенцами, Федор решил уступить сородичам Кузьмы часть своих лесных угодий, а сам со своим родом отделился от Кузьминовки и поселился в лесу, в низине, в шести верстах от Кузьминовки, образовав тем самым село Федоровку». По данным А. З. Асфандиярова, деревня Кузьминовка была основана на купленных мордвой-мокшей у татарина Мустафы Янтудина землях, который в свою очередь приобрел их у князей Дашковых из д. Яушево и башкир Татигачевой тюбы Юрматынской волости. В 1795 г. в Кузьминовке числилось 106 мужчин. Тогда же из д. Семилей Саранского уезда Пензенской губернии в деревню прибыло 8 семей мордвы-эрзи. В 1814 г. жители Кузьминовки приобрели у башкир в собственность 5 тыс. десятин земли [2, с. 139]. По одному из преданий старожилов, д. Кузьминовка основана после пугачевского восстания, бедными переселенцами из Пензенской губернии. Среди них были два крестьянина Кузьма и Николай. По имени одного из первых переселенцев – Кузьмы была и названа деревня. В 1870 г. д. Кузьминовка при р. Балыкле состояла из 151 двора, где проживали 585 мужчин и 643 женщины. Во второй половине XIX в. жителями Кузьминовки был образован пос. Булякай. По преданиям старожилов, хранящимся в Федоровской межпоселенческой центральной библиотеке, «деревня Булякай образовалась примерно 100 лет тому назад. На месте деревни было болото, лес, а где сейчас стоит школа, была большая поляна, было много ягод. Еще до поселения жители д. Кузьминовка ходили туда за ягодами и грибами. Некоторые жители д. Кузьминовка решили переехать на новое место, т. к. там стало тесно жить. Первыми переселенцами стали: Гайсаров Антон, Филькин Трофим, Мишин Максим, Асабин Маркел, Наумов Михаил и др. Они образовали деревню Булякай, в переводе с башкирского языка – «подарочек».



Фольклористический аспект