Марийская народная игра «Йыдал ден модмаш» («Игра с лаптем») в Мишкинском районе РБ Категория объекта:
Народные игры, традиционные состязания, единоборст
Этнокультурная принадлежность:
марийцы
Анкета утверждена:
18.12.2024
Номер объекта:
18-019
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ
Марийская народная игра «Йыдал ден модмаш» («Игра с лаптем») в Мишкинском районе РБОписаниеМарийская народная игра «Йыдал ден модмаш» («Игра с лаптем») относится к подвижным коллективным играм. По правилам игры участники встают в круг, выбирается водящий. Он встает в центр круга и начинает крутить лапоть скользящими движениями по полу, пытаясь “поймать” игроков. Лапоть бывает привязана к веревке. задача игроков – перепрыгивать через лапоть. Если вдруг кого-то задели лаптем, все вместе дают наказ (задание). Например, исполнить песню, рассказать стих, станцевать, издавать звуки животных и др.Справочная информацияОписание
Игра «Йыдал ден модмаш» – «Игра
в лапти» является одной из традиционных марийских народных игр. Она сочетает
элементы физической активности и веселья, что делает её популярной как среди
детей, так и взрослых. В народном представлении игры не
только развлечение, но и средства физического, нравственного воспитания детей.
Через игры реализуется самодеятельность детей: детские тайные языки, считалки,
жеребьѐвки, декламации, хороводы и т. д. [1]. Особенность игры в том, что она
может начаться и закончиться спонтанно. В качестве основного атрибута игры всегда
выступали лапти, потому что раньше они были у всех. Ничего специально не надо
было искать. Лапоть привязывали к веревке, за другой конец веревки держал
водящий. Так ему было удобно крутить. Современная игра в лапти ничем
не отличается. Условно
можно отметить следующие этапы игры: Участники: Играют обычно от 5 до 15
человек, но количество может варьироваться в зависимости от условий проведения. Лапоть: В центре внимания находится
традиционный лапоть, который используется для создания движения. Лапоть часто
привязан к длинной верёвке, чтобы его было легче контролировать. Водящий: Один из участников становится
ведущим и стоит в центре круга. Его задача – вращать лапоть таким образом,
чтобы он скользил по земле и пытался задеть других игроков. Задача игроков: Игроки стоят вокруг ведущего
и должны внимательно следить за движением лаптя. Их цель – не дать себе быть
задетыми им. Для этого они могут прыгать, уклоняться или просто быстро
перемещаться. Наказание: Если кто-то из игроков будет
задет лаптём, то ему назначается задание. Это может быть исполнение песни,
рассказывание стихотворения, танец или даже подражание звукам животных. Задания
обычно выбираются заранее или назначаются другими игроками. Продолжение игры: После выполнения задания игра
продолжается. Водящим может стать новый участник, либо тот же ведущий
продолжает игру. В «Игру в лапти» могли играть разные
возрастные группы: и дети, и взрослые. В качестве наказа давались задания,
которые были по силе участникам. Например, детям надо было отгадывать загадки,
показать какого-либо животного, попрыгать столько-то раз, либо продолжить
пословицу и т.д. Взрослым наказ давали посложнее –
спеть частушку, куплет песни, станцевать дробушку, присядку, цыганочку, либо
просто поцеловать соседа. Задания придумывали на ходу сами участники игры. Определенной продолжительности игры
нет. Играют до тех пор, пока не надоест. «Игра в лапти» проводится на
различных праздниках: «Шорыкйол» («Овечья нога»), на посиделках, масленице и
др. Эта игра помогает развивать
ловкость, реакцию и командный дух, а также создаёт атмосферу весёлого
соревнования и взаимодействия между участниками. [1] Пахмутова С.В., Бажукова Н. И. Использование
марийских народных игр на занятиях с детьми дошкольного возраста в учреждении
дополнительного образования: Методическая разработка. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО
Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2019. – С. 6. Источники сведений
Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО:
Михайлова Надежда
Александровна Тип ответственности: информант Место работы/Адрес: ведущий методист
Кайраковского сельского Дома культуры Мишкинского района Республики
Башкортостан Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества». Подразделение: Отдел нематериального
культурного наследия Тип ответственности: Исследователь Местонахождение: Республика
Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2
Предметы, связанные с объектом
Сведения об особенностях
Исключительность/ценность
Игра
повседневная, легкая, не требует специальной подготовки (кроме лапоти,
привязанной к веревке). Помогает объединению, сплочению, проявлению талантов у
участников игры. Форма бытования Бытовая,
наследственная. |