Свадебный обряд Тук-Суранских башкир «Разрыв красного» (на башк. «Ҡыҙыл өҙөү», «Ҡыҙыл йолҡоу»).

Категория объекта:
Обряды жизненного цикла человека
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
18.12.2024
Номер объекта:
18-003
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Описание

Свадебный обряд Оренбургских башкир «Разрыв красного» (на башк. «Ҡыҙыл өҙөү», «Ҡыҙыл йолҡоу») был широко распространён на территории Тук-Суранских башкир. В разных деревнях этот обряд называли по-разному. Например, башкиры, проживающие на территории Новосергиевского и Александровского районов, называли его «Ҡыҙыл өҙөү», «Ҡыҙыл урлау», а башкиры Красногвардейского и Первомайского районов — «Ҡыҙыл туй», «Ҡыҙыл йолҡоу».

Справочная информация

Описание

 Обряд «Кыҙыл урлау» («Разрыв красного») проводили в деревне жениха. Со стороны аула к дому зятя (кияү) с песнями, плясками и частушками шли родственники, родители (ҡоҙалар) и друзья невесты. Все участники торжества со стороны невесты (килен) по старинному обычаю тук-суранских башкир повязывали на себя — на пояс, руки, голову, ноги — кусок красной ткани, лоскутки или платки. Ткань также могли привязывать к конской упряжи: дуге, телеге, колесу, а также к гривам лошадей. Мальчики и девочки из деревни ждали, когда гости приблизятся, и бежали им навстречу, чтобы разорвать красную ткань. Гости старались не отдавать ткань детям, «убегая» от них в разные стороны. За разрыв красного (ҡыҙыл йолҡоу), за срывание (ҡыҙыл өҙөү) этих лоскутков устраивались потасовки. «Я помню, как дедушка Дамир-бабай любил участвовать в этом свадебном обряде, — поделилась своими воспоминаниями информантка из деревни Кутлумбетово Первомайского района Оренбургской области Нафиса Аббязова (Нафиса Смакова, 1960 г.р.). — У него были чёрные, густые и кудрявые волосы. Он завязывал на волосах красную ленту. Дети пытались отобрать у бабая, оторвать (йолҡоп алырға) эту красную ленту». Нужно было обязательно сорвать эти красные ленточки любым способом. Затем девушки заплетали свои длинные косы из этих красных лоскутков, приговаривая при этом такие такмаки:

Кыҙыл яулыҡ, ҡыҙыл яулыҡ,

Кыҙыл яулыҡ килешә. 

Кыҙыл яулыҡ бәйләгәндәр

Морҙына ирешә.

Такими такмаками они подбадривали друг друга, чтобы каждый из участников обряда мог оставить себе или разорвать красный лоскут. Тот, кто был проворнее и смог заполучить не одну, а несколько ленточек, мог подарить их товарищам, особенно тем, кому не досталось ни одного красного лоскута.

«Я прекрасно помню свадебный обряд „Ҡыҙыл туй“ („Красная свадьба“), который проводили в деревне наши родители, старшее поколение, — рассказывает информант из Оренбургской области Кутдус Вахитов. — В наших краях ни одна башкирская свадьба не обходилась без этого обряда, то есть без „красного“. Когда сваты (ҡоҙалар) на второй день приходили в дом жениха, они обязательно надевали на себя красную ленту, французский платок или лоскут (ҡыҙыл кашемир), а также наматывали на дуги красное полотенце, клали в сани красные подушки и одеяла, привязывали к дугам колокольчики. Чем больше красного было на свадьбе, тем ярче и богаче выглядело торжество. Когда встречали гостей со стороны невесты, дети выбегали и рвали у родственников невесты банты или лоскуты красного цвета (ҡоҙаларҙы ҡаршы алғанда, бала-саға ҡыҙыл алырға сығырҙар ине). В знак обмена родственники «продавали» детям свои фуражки или что-то из красного».

 Аналоги этого обряда, по словам информанта из Зианчуринского района Нафисы Тулыбаевой, существовали и в южных районах Башкортостана, где также была традиция покупать красные ленточки. Если кому-то не доставался красный лоскуток, между родственниками жениха и невесты возникала кровная обида. Этот обряд имеет некоторое идейное сходство с обрядом «ертыш» и проводился как на стороне невесты, так и на стороне жениха.

Источники сведений

 Свадебный обряд оренбургских башкир «Разрыв красного» (на башк. «ҡыҙыл урлау», «ҡыҙыл йолҡоу» или «ҡыҙыл өҙөү») Мухаметша Бурангулов в своих трудах описывает так: «Килен килер көн еткәс, килендең ҡәйенһеңлеһе бөтә ҡыҙ-ҡырҡынды йыйып, ауылдан бер нисә саҡлы ергә ҡаршы барып торалар. Килен килеп етеү менән уны арбанан (ҡыш булһа — сананан) төшөрөп алалар ҙа, ауылға йәйәү алып ҡайталар. Кыҙҙарға күренеш бүләге өләшеләр. Был йола Туҡсоран, Пугачев башҡорттарында йәшәп килгән йола». Похожие обряды, проводимые на территории Башкортостана и в регионах компактного проживания башкир, были зафиксированы известными башкирскими фольклористами во время фольклорных экспедиций и опубликованы в томах «Башкирское народное творчество» и других научных трудах А. М. Сулейманова, М. А. Бурангулова, Р. А. Султангареевой, Г. В. Юлдыбаевой, Н. А. Хуббитдиновой, Г. В. Юлдыбаевой, Ф. Г. Галеевой и др.

 Розалия Султангареева отмечает, что свадебный обряд оренбургских башкир «Разрыв красного» (на башк. «ҡыҙыл урлау», «ҡыҙыл йолҡоу» или «ҡыҙыл өҙөү») имеет глубокие мифологические корни, связанные с культом красного цвета. Красный цвет занимал особое место в башкирской свадьбе. Он символизировал приход новой крови, нового рода, плодородие, а также ассоциировался с солнечными лучами и т. д. Получение новых лоскутов со стороны невесты означало, что этот род обретает новую кровь, новую жизнь, и это всегда воспринималось как благо. Поэтому участники торжества старались получить лоскуты, а те, кому они не доставались, расстраивались.