Технология изготовления подушек из гусиного пуха и пера у башкир. Категория объекта:
Традиционные технологии и техники
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
18.12.2024
Номер объекта:
18-002
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ
ОписаниеГусиным пухом и пером начали набивать подушки и матрасы ещё в античные времена. Этот невероятно тёплый и упругий наполнитель ценился в Древнем Риме и Греции. На Урале также оценили преимущества гусиного пуха: подушки и перины из него обязательно входили в приданое состоятельных девушек. В каждой семье есть несколько пар подушек, которые передаются от родителей во время свадьбы в качестве подарка невесте (бирнә), а также дарятся на рождение первого ребёнка и т. д. Подушка считается очень ценным и дорогим подарком для молодой семьи.Справочная информацияОписание
Арабский путешественник X века Ахмед ибн Фадлан (Ибн Фадлан) в своих записях впервые упоминает башкир. Башкиры — тюркоязычное население Южного Урала, зафиксированное в письменных источниках ещё в IX–X веках под именами башгирд, башкерд, башджерт, башджарт и др. Самоназвание народа — башҡорт. От этнонима происходит название республики — Башкортостан. О башкирах писали известные путешественники П.С. Паллас, И.И. Лепёхин и другие. Как известно из научных трудов, башкиры жили в юртах и деревнях. Летнее время они проводили на летовке (йәйләү), а с наступлением холодов, ближе к зиме, возвращались в свои аулы (ҡышлау). Об этом в своих работах пишут С.И. Руденко, Р.Г. Кузеев, Н.В. Бикбулатов и многие другие. Когда речь заходит о жилище башкир, в первую очередь на ум приходит юрта, в которой они проводили большую часть своей жизни. В книге Альмиры Янбухтиной «Народные традиции в убранстве башкирского дома» говорится, что каждая башкирская семья имела одну юрту, семья среднего достатка — две, а наиболее зажиточные башкиры — три и даже четыре. Лев Толстой во время своего пребывания в Самарской степи в 1871 году в одном из писем в Ясную Поляну писал: «У нашего хозяина (он мулла) четыре кибитки: в одной он живёт с женой, в другой — сын с женой. В третьей кибитке живут два кумызника. В четвёртой огромной кибитке, которая прежде была мечетью, живём мы». Самые бедные жили в шалашах, крытых лубом, на летних стоянках. Описывая внутреннее убранство юрты, А. Янбухтина пишет: «В центре, на коврах, расстилалась скатерть для трапезы. Вокруг неё раскладывались подушки, мягкие подстилки…» [Янбухтина, с. 41]. Также А.Г. Янбухтина в своих заметках подчёркивала, что у башкир паласы, ковры, стёганые одеяла, тюфяки и подушки — это богатство и состояние кочевников [Янбухтина, с. 44]. В быту башкир и других тюркских народов подушка играла важную роль. Существует множество поверий, связанных с подушкой у башкир, казахов, кыргызов, бурят, славян и других народов. В свадебном обряде с подушкой было связано множество традиций, которые сохранились и по сей день. Например, у бурят подушка (дэрэ-бурр) была важной частью приданого невесты. Свадьбу организовывала сторона жениха, а гостями на ней была сторона невесты. Нарядно одетую невесту её родители и родственники привозили в дом жениха, при этом молодые гости с обеих сторон соревновались за обладание подушкой (дэрэ-бурр). Начиналась шуточная борьба за обладание этим предметом. Если в этой весёлой борьбе обладательницей подушки становилась сторона невесты, то считалось, что первенцем в новой семье будет девочка, и наоборот, если выигрывала сторона жениха, то мальчик. На Руси слово «подушка» произошло от древнерусского «додуха» и обозначало что-то близкое, родное. Это слово однокоренное со словами «дух» и «душа». Есть также версия, что подушка названа так потому, что её кладут под ухо. Подушки обязательно входили в приданое: четыре подушки для сна и две для украшения. А ещё с подушками связано множество примет, гаданий и забавных историй. В трудах Ф.Г. Хисамитдиновой «Мифологический словарь башкирского языка» даётся следующее описание: «Мендәр. Подушка; мифологизированный предмет. Перья и шерсть притягивают жизненную силу, счастье и благополучие, поэтому на свадьбах дарили подушки. “Килен мендәренә ҡот, бетеү текһәң, йәштәр бәхетле була” (“Если в подушку невесты пришить кут, оберег, молодые будут счастливы”). Мендәргә баҫтырыу. Обряд приёма невесты в доме жениха, связанный с подкладыванием подушки и пожеланиями счастья и благополучия, дословно — наступание на подушку. “Киленде арбанан төшөргәндә мендәргә баҫтыралар” (БХИ). (“Когда невеста сходит с повозки, ей под ноги кладут подушку, и она должна на неё наступить”)». Гусиным пухом и пером начали набивать подушки и матрасы ещё в античные времена. Этот невероятно тёплый и упругий наполнитель ценился в Древнем Риме и Греции. На Урале также оценили преимущества гусиного пуха: подушки и перины из него обязательно входили в приданое состоятельных девушек. В каждой семье есть несколько пар подушек, которые передаются от родителей во время свадьбы в качестве подарка невесте (бирнә), а также дарятся на рождение первого ребёнка и т. д. Подушка считается очень ценным и дорогим подарком для молодой семьи. Техники/Технологии, связанные с объектом
Информаторы из села Старый Акбуляк Караидельского района поделились секретами изготовления подушек из гусиного пуха. «Подушки из гусиного пуха с давних времён являются одними из самых комфортных и уютных», — рассказывает Залифа Шаяхметова (1967 г.р.). — «Подушки делали наши бабушки, родители, и мы продолжаем эту добрую традицию в деревне. Они обладают исключительной мягкостью и упругостью, а также обеспечивают отличную поддержку шейному отделу позвоночника. Для изготовления подушки из гусиного пуха нам понадобятся следующие материалы: ткань для наперника, нитки, иголка и гусиный пух. Необходимо определиться с размером и формой подушек. Размеры и формы наперников могут быть разными в зависимости от предпочтений. Размеры ткани должны соответствовать выбранному размеру наперников. Нужно отрезать две одинаковые квадратные или прямоугольные части ткани, учитывая припуски на швы. Необходимо сложить две части ткани лицевыми сторонами друг к другу и сшить их по периметру, оставив небольшой разрез для наполнения подушки пухом. Убедитесь, что швы крепкие и надёжные, чтобы пух не высыпался. Теперь нужно наполнить наперник гусиным пухом. Для этого открываем разрез на одном из швов и начинаем аккуратно добавлять пух внутрь наперника. Распределяем пух равномерно по всей поверхности, чтобы подушка была мягкой и упругой. После того как мы наполнили наперник пухом, зашиваем разрез на шве. Необходимо убедиться, что шов крепкий и надёжный. После завершения процесса нужно сформировать и придать подушке окончательную форму, аккуратно распределить пух и расправить её, чтобы она выглядела ровной и эстетичной. «Чтобы подушки долго служили семье, за ними нужно правильно ухаживать», — рассказывает Асбиря йняй Галимзянова (1941 г.р.) из этого же села. — «Мы с супругом в своё время держали около 50 гусей. Приглашали на „Ҡаҙ өмәһе“ соседей и близких. В знак благодарности своим помощникам на вечерней трапезе я дарила каждому по одному гусю. Весело было в наше время. Да и сейчас в селе эта традиция не угасла. Многие семьи ухаживают за гусями. Это меня очень радует. Но секрет в том, что некоторые семьи готовят подушки на заказ для своих покупателей. Создание подушки из гусиного пуха своими руками — это не только увлекательное и интересное занятие, но и возможность создать идеально комфортные и уютные подушки по своему вкусу. Каждая хозяйка знает, что подушки необходимо периодически встряхивать и проветривать, чтобы сохранить их объём и свежесть. У меня больше десяти подушек. Они украшают мой дом своей красотой: вышитыми узорами и яркими цветами. Всё это я в своё время вышивала сама и готовила своим детям и внукам в качестве подарка — наши акбулякские подушки». «Когда я начинала свою трудовую деятельность в родной деревне Старый Акбуляк в 2015 году, мы с коллегами из сельского дома культуры впервые организовали брендовое мероприятие „Аҡбүләк мендәрҙәре“ („Акбулякские подушки“)», — рассказывает Рузина Нигаматова (1993 г.р.). — «В этом году данное мероприятие проводится уже в десятый раз. Идея проведения брендового мероприятия в селе исходила от активистов, так как из поколения в поколение, как и в других соседних деревнях Караидельского района и Башкортостана, в каждой семье любят ухаживать за гусями. В деревне с нетерпением ждут наступления холодной осени. Как только выпадает первый снег, это сигнал для каждого хозяина дома готовиться к забою скота („һуғым өмәһе“) и „Ҡаҙ өмәләре“. Праздник «Акбулякские подушки» мы проводим после того, как в деревне завершается Ҡаҙ өмәһе. В назначенный день, примерно в конце ноября — начале декабря, хозяйки приходят в сельский дом культуры со своими подушками. На мероприятии участники рассказывают о технологии изготовления подушек, демонстрируют вышитые узоры, говорят, для кого предназначена та или иная подушка, и т. д. С давних времён у нас сохранилась добрая традиция дарить друг другу, своим односельчанам, юбилярам, супружеским парам, прожившим вместе много лет, в знак уважения символ староакбулякского праздника — подушки. Также стало хорошей традицией дарить подушку хозяйке, которая забила в новом году больше всего гусей. Бывает, что это мероприятие мы проводим у кого-нибудь дома. Об этом договариваемся заранее, или бывает, что кто-то из села сам приглашает на вечерний аулаҡ өй. Праздник заканчивается песнями, плясками и частушками…». Современное бытование
Территория Башкортостана и соседние регионы, где компактно проживают башкиры.
Источники сведений
1. Асфандияров, А. З. (2009). История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап. 2. Башкиры (2015). Р. Г.
Кузеев, Е. С. Данилко (ред.). Москва: Наука. (Народы и культуры). 3. Бикбулатов, Н. В.,
Юсупов, Р. М., Шитова, С. Н., & Фатыхова, Ф. Ф. (2002). Башкиры:
этническая история и традиционная культура. Уфа: Башкирская
энциклопедия. 4. Хамидуллин С. И.,
Юсупов Ю. М., Асылгужин Р. Р., Шайхеев Р. Р., Саитбатталов И. Р., Волков В. Г.,
… и Султанова Г. Д. (2014). История башкирских родов. Унлар. Том
4. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат. 5. Руденко, С. И.
(1955). Башкиры. Историко-этнографические очерки. Москва;
Ленинград. (С изменениями и дополнениями). 6. Хисамитдинова, Ф. Г.
(2010). Мифологический словарь башкирского языка. Москва:
Наука. 7. Янбухтина, А.
(1993). Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа:
Китап.
Историческое бытование
|