Летние моления марийцев в Мишкинском районе РБ Категория объекта:
Обрядовые комплексы и праздники
Этнокультурная принадлежность:
марийцы
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-017
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.
Летние моления марийцев Мишкинского района Республики БашкортостанОписаниеМарийцы – это дети природы, верят в духов и поклоняются деревьям и поэтому молятся в роще, в специально отведенном месте. Ощущая себя частью природы, они общаются с Богом через деревья посредством жертвоприношения. Священные рощи существуют с древних времен, их для молений выбирали еще предки мари. Считается, что в этих местах очень сильная энергетика и люди заряжаются ею.Справочная информацияОписание
Марийцы
(самоназвание – мари) – потомки древнего населения Среднего Поволжья. В России
насчитывается более 423.803 марийцев согласно переписи 2024 года. Марийцы
делятся на три группы: горных, луговых и восточных. Восточные
марийцы отделились в XVI веке от луговых мари и ушли на восток за Каму.
Миграция марийцев на северо-восток началась в конце XVI в. в связи с
насильственной христианизацией населения на землях захваченного Казанского
ханства и введением общероссийской системы налогообложения, и продолжалась в
XVII-XVIII вв. Сейчас
восточные марийцы компактно проживают в Башкортостане, на юго-западе
Свердловской и юго-востоке Пермской областей и составляют 25-27% от общей
численности марийцев. В свою очередь восточные марийцы подразделяются на
несколько территориальных групп. Выделяют четыре главные группы: прикамские,
прибельские, икско-сюньские и уральские марийцы. На
территории Башкортостана проживает 105 829 марийцев (2002 г.), это около 20%
всех марийцев РФ и 2,6% от всего населения РБ. У марийцев Башкортостана –
восточное наречие. Религия У
марийцев существует собственная традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в их духовной
культуре и в настоящее время. Приверженность к традиционной вере вызывает живой
интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними
язычниками Европы». Исторически
традиционная религия марийцев подвергалась гонениям. Например, в 1830 г. по
указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений — Чумбылат курык. Однако уничтожение Чумбылатова
камня не дало ожидаемого эффекта, поскольку марийцы поклонялись не камню, а
обитавшему там божеству. Марийцы
Башкортостана в массе своей сохранили традиционные верования. Традиционную
религию марийцев называют язычеством, хотя это определение нельзя назвать абсолютно
точным. это даже не религия в известном смысле этого слова, это вера предков, часть
традиционной культуры марийского народа В пантеоне марийских богов значатся
более 140 богов и божеств, связанных с силами природы, которые человек обязан
почитать и уважать.
Марийцы
– это дети природы, верят в духов и поклоняются деревьям и поэтому молятся в
роще, в специально отведенном месте. Ощущая себя частью природы, они общаются с
Богом через деревья посредством жертвоприношения. Священные рощи существуют с древних
времен, их для молений выбирали еще предки мари. Считается, что в этих местах
очень сильная энергетика и люди заряжаются ею. Марийское
язычество имеет очень глубокие корни. В этих верованиях сокрыты древние знания
предков о природе – движении солнца, планет, фазах луны, росте растений,
миграции зверей и птиц. Мари в старину знали обо всем этом и старались
относиться бережно ко всему живому. Но живыми считали не только зверей и птиц,
но и деревья, травы, землю, воду, огонь и воздух. Так как мари были
земледельцами, особо почитались духи и боги земли – Мланде Ава (Мать земли),
Мланде Он (Господин земли), Мланде водыж (Дух земли), которых собирательно
называют Агавайрем юмо (бог праздника пашни), ведь именно от них, по большому
счету, зависел будущий урожай. По представлениям мари, эти боги и духи живут на
девственном участке поля вблизи деревни – «шелык». Само слово, скорее всего, славянского
происхождения и в оригинале звучало, как «целик». Какое-то время соседями мари
были ещё придерживающиеся язычества славяне. До сих пор в каждой деревне помнят
места, где живут духи и боги земли. В некоторых местах они уже облагорожены, в
других – ждут своей очереди. «Шелыкы» восстановлены в таких деревнях, как
Ирсаево, Нижнее Сорокино, Верхнее Сорокино, Чебыково, Чураево. Недавно эта
работа была сделана и в Староваськино. До сих
пор в каждой деревне помнят места, где живут духи и боги земли. В некоторых
местах они уже облагорожены, в других – ждут своей очереди. «Шелыкы»
восстановлены в таких деревнях, как Ирсаево, Нижнее Сорокино, Верхнее Сорокино,
Чебыково, Чураево. Недавно такое место открылось и в д. Староваськино. Открытие
состоялось 11 июля 2024 года. Для проведения обряда был приглашен местный карт
(марийский священнослужитель Камильянов Вячеслав) Эсен Элай. «Люди
понимают, что традиции предков – это не суеверие, а, прежде всего многовековая
культура народа, уходящая корнями к заре всего человечества. К настоящему
времени мари смогли сохранить невидимую нить с прошлым. Не зря их называют
«последними язычниками Европы», - говорит Эсен Элай. 14
июля 2024 года в с. Мишкино прошли традиционные марийские моления «Кусо
кумалтыш». Эти моления провела семья Каншаевых, они принесли в жертву белого
барана. Обряд провел карт Эсен Элай. Проведение
моления запланировано на следующий год. Согласно марийским обычаям, оно должно
проходить только в определенное время – в воскресенье после проведения праздника
Семик (Семык). Техники/Технологии, связанные с объектом
Подготовка
к молениям начинается за год. Советом старейшин определяют семью и животное для
следующего жертвоприношения, и в течение года его нельзя стричь, так как
считается, что он весь принадлежит богам, дар Богам. В день
молений по обычаю все его участники совершают омовения, надевают чистую одежду.
Священнослужитель со своим помощником приходят к дому семьи, где содержалось
животное, хозяин дома читает молитву и забирают животное в рощу. Первыми в рощу
приходят священнослужитель и его помощник, с утра моются в бане, надевают
чистую одежду. С чистыми помыслами и чистой душой идут молиться. Во время
молений женщины и мужчины должны быть в головных уборах. Во время проведения
молений накладывается запрет на то, чтобы шуметь, громко разговаривать. И еще
много таких «ойӧрӧ» (табу) есть у марийцев, которые они стараются придерживаться. На священную
рощу первыми приходят священнослужитель (карт) и его помощник (учо). Ствол священного
дерева опутывают липовой корой. Некоторые рощи оснащены несколькими входами:
для животного, воды и людей. Затем разводят два огня: обрядовый - для
заколотого животного и хозяйственный - для нужд. Священнослужители трижды
обходят территорию рощу, стуча ножом по топору и окуривая его дымом. Перед
закалыванием жертвенного животного его обливают водой, и животное должно
вздрогнуть, что значит, что Бог принимает данную жертву. На случай, если
животное не вздрогнет, то подготавливают запасной вариант. По заверениям
местных жителей, таких случаев не происходило. В назначенное
время участники обряда подходят к роще, при входе они кидают монету. Монеты
крепятся к горячей свече и несколько свеч скручиваются в единую с пожеланиями
крепкой и дружной семи. Каждый
приносит с собой угощение к столу. Все угощения к столу приготавливают из самых
простых культур – ячменя, пшенки, овса, ячменя и другое. Считается, что как в
старину ели предки мари, таким и должен быть стол. По
завершении обряда моления закрываются моления: трижды пройдя по кругу,
территория окуривается, читают молитвы и закрывают ворота. Священнослужитель
должен первым войти на территории рощы, как и в выйти последним. Современное бытование
на территории Мишкинского района ведется работа по возрождению и облагораживанию территорий священных рощ
Источники сведений
главный специалист Марийского историко-культурного центра Алексей Ибулаев
Священнослужитель марийской традиционной веры Камилянов Вячеслав Анатольевич (Эсен Элай) |