Мастер-изготовитель русского народного инструмента калюки Виктор Балдин в с.Метели Дуванского района

Категория объекта:
Изготовление музыкальных инструментов
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-020
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Описание

Калюка – духовой музыкальный инструмент, который ещё называют древнерусской обертоновой флейтой, представляет собой полый цилиндр со специальными отверстиями для игры. Его изготавливают из дерева или разнообразных растений зонтичного типа, таких как дудник, ива, пустырник. Своим названием «калюка» обязана растению, из сухого стебля которого его обычно изготовляли — татарника колючего. Слово «колючий» и стало определяющим для народного названия. Флейтой с добавлением слова «обертоновой» стали называть этот древнерусский музыкальный инструмент в научных музыкальных кругах. Своим названием «калюка» обязана растению, из сухого стебля которого его обычно изготовляли — татарника колючего. Слово «колючий» и стало определяющим для народного названия. Флейтой с добавлением слова «обертоновой» стали называть этот древнерусский музыкальный инструмент в научных музыкальных кругах. Так как калюку чаще всего изготавливали из стеблей такого колючего растения, как татарник колючий, отсюда и происходит название музыкального инструмента — «калюка», т. е. «колючий». Другое название, «выгонка», дано потому, что пастухи играли на этой дудке поутру, давая знак селянам, что пора выгонять коров на пастбище.

Справочная информация

Описание

И хотя татарник колючий обеспечивает инструменту звонкий и отчётливый звук, неплохие калюки научились делать из высушенных зонтичных растений (пустырник, борщевик, гречиха и некоторые другие). 

Виды калюки, кроме классификации по размерам (детские, взрослые), различаются ещё и по материалу изготовления, от которого зависит их срок использования.

Лужные — одноразовые модели дудок из свежесрезанных стеблей травянистых растений. Их обычно делали для разового использования, после чего просто выбрасывали.

Колючие — это те инструменты, что выполнялись из татарника. Такие изделия особенно ценились, а хранились долго. Правда, использование их было довольно редким — по важному поводу и большим праздникам. Считалось, что владение таким инструментом было доступно лишь зажиточным семьям.

Лыковые — самые сложные по изготовлению дудки, которые не каждый умелец мог смастерить. Тонкий слой ивовой либо липовой коры нужно было накрутить широкой полосой вокруг пальца. Зато такое изделие не имело щелей и отверстий для неконтролируемого выхода воздуха, что можно было наблюдать в дудках одноразового использования.

Сверху травяные дудки необходимо «запечатать» клейким составом для предотвращения неконтролируемого выхода воздуха сквозь проницаемую оболочку.

Внешне калюка представляет собой полую трубку с тремя отверстиями:

- входным (называется «верхним»), в которое музыкант вдувает воздух, находится с более толстого среза трубки;

- выходным (называется «нижним»), находящимся с другого конца трубки и имеющим меньший диаметр среза;

- свистком (называется «дульцем»), расположенным в боковой поверхности недалеко от верхнего отверстия.

Выбирать калюку для собственных нужд следует с таким расчётом её длины, чтобы можно было без труда зажимать нижнее отверстие подушечкой указательного пальца правой руки.

Для получения звуков на калюке необходимо вдувать воздух во входное отверстие и регулировать выход воздуха из нижнего отверстия. За счёт энергии вдуваемого воздуха и умелого прикрытия и открытия выхода получают необходимый звукоряд. Воздух на входе регулируют с помощью губ и собственного языка исполнителя (за неимением специального язычкового устройства, присутствующего у совершенных моделей флейт).

Инструмент держат вертикально, правая рука находится у нижнего отверстия, а левая — в средней части трубки. Звуки получаются по натуральному звукоряду, а их тембр — довольно резкий — можно отнести, скорее, к ритмическому, нежели мелодическому характеру.

В начале 1960-х годов в районе деревни Каликино  Фурмановского района Ивановской области традицией исполнения игры на калюке владела только малая часть жителей пожилого возраста. 

В настоящее время эта обертоновая флейта имеет достаточно широкое применение в русских городских фольклорных ансамблях, давая надежду на возрождение музыкального инструмента. Открытие такого музыкального инструмента, как калюка, является одним из уникальных и недавних в русском фольклоре.

Калюка состоит из обрезанного стебля. В стебле имеется верхнее отверстие для вдува, а также нижнее отверстие для выхода звука. Для выдува воздуха в верхней части стебля, делается дульце (или свисток). Также, в некоторых калюках может быть от двух до четырёх игровых отверстий

Конструкция калюки

Размеры стебля различны и зависят от роста и длины рук играющего на нём. Для детей — от 25 см до 30 см, а для взрослых — от 72 см до 86 см. Длина стебля подгоняется по росту владельца. Длина считается приемлемой, если ладонью руки или пальцами можно было закрыть нижнее отверстие на стволе. Поэтому длина флейты не должна превышать размера вытянутой руки от плеча до кончиков пальцев рук. Корпус калюки имеет проход конической формы, слегка сужающийся сверху вниз. Внутренний диаметр трубок составляет от 15 до 25 мм. Диаметр выходного отверстия не превышает 12—14 мм, а верхнего отверстия — 19—23 мм

Обертоновая флейта считалась сезонным музыкальным инструментом, поэтому для её изготовления было принято использовать прежде всего свежесрезанные стебли растений. Дудками, которые были сделаны из малослужащих материалов, не дорожили — такие инструменты после игры выбрасывали

Техники/Технологии, связанные с объектом

При изготовлении калюки нужно соблюдать определённый ряд правил. Срезанный стебель тщательно очищается от листьев и шипов (у татарника), прокалываются внутренние перепонки, тщательно следя, чтобы стенки ствола не пропускали воздух. Все мелкие дырочки и щели потом заделывают хлебным мякишем или воском. Если делают калюку из различных зонтичных растений, например из борщевика, то прокалывать внутренние перепонки не нужно, по-скольку стебли таких растений полые. Самая прочная нижняя часть стебля считается верхом калюки. Также, для верхней части музыкального инструмента используется чуть-чуть утолщенная нижняя часть стебля, на которой собственно и выделывается дульце (свисток). Нижним концом калюки становится верхняя часть стебля, на которой располагается выходное отверстие её канала. Срез для выходного отверстия делается строго поперечным, а срез для дульца под углом в 45 градусов. На получившемся у дульца выступе с внешней стороны стебля вырезается свистковая прорезь (или окошечко). От правильного расположения места прорези свистка зависит качество звучания музыкального инструмента. Порой, получившийся звук может получиться тихим (или недостаточно громким), с шипящим призвуком. В этом случае необходимо увеличить прорезь свистка до размера, при котором получается более чистый звук. Делается данный музыкальный инструмент без раструбов. В некоторых калюках делаются игровые отверстия в стволе, но в малом количестве — от двух до четырёх

Сведения о действиях над/с ОНКН

Техника игры

Игра на калюке осуществляется путём закрывания и открывания пальцем выходного отверстия, а также изменением силы подаваемой ртом струи воздуха в инструмент.

Во время игры музыкальный инструмент держат вертикально вниз двумя руками так, чтобы подушечкой указательного пальца можно было то открывать, то закрывать нижнее отверстие.

В качестве игры на калюке использовались два отверстия. Первое — в верхнюю часть ствола на острый край свистковой прорези, расположенный на бородке (так называли выступ на краю корпуса у дульца обертоновой флейты), путём ритмичного вдува ртом музыканта, второе — с нижней части ствола, закрывая то открывая выходное отверстие по-такту и ритму.

Для создания звука во флейте, музыкант направляет ртом струю воздуха в верхнюю часть инструмента. Направляющая воздушный поток прорезь (или пыж) в самом музыкальном инструменте отсутствует. Поэтому музыкант направляет воздух кончиками губ и языка, воздушный поток который выходит через свистковую прорезь внутренней стенки бородки наружу.

Также можно играть не только одной калюкой, но и двумя сразу.

Использование

На калюке играли ещё во времена Руси. Данная дудка считалась исключительно мужским музыкальным инструментом, не имеющая возрастных и профессиональных ограничений. Игре на калюке учили мальчиков с самого мало возраста. Стремление девочек к игре на этом музыкальном инструменте осуждалось и порицалось.

Благодаря рассказам старожилов становиться понятно, что было время, когда на этих обертоновых флейтах играли почти все мальчики, подростки, мужчины, и старики. Играли в полях и на лугах, когда ночью стерегли коней, а также когда ехали домой с дальних покосов. Играли на калюке также там, где пасли скот, где косили для него сено, а также у своего дома, сидя у ворот на лавочке. Под игру на травяной дудке приплясывали, выкрикивали слова и исполняли задорные частушки. Юноши охотно играли перед своими невестами на этом инструменте, чтобы привлечь своих возлюбленных к себе. В связи со своими музыкальными особенностями и назначением, в дудки, как правило играли в сумерки или ночью, при луне и очень редко днём в полдень, когда хотели отдохнуть в тени. Играли на калюке летом и по осени, с середины июля и до самых холодов. В это время года для изготовления дудок пригодны пустотелые стебли многих растений. Играть на флейте можно было как одному, так и ансамблем. Играли на калюке в основном только c таким ударным музыкальным инструментом, как коса, выстукивая на ней под пляску ритмические образы.

Звучание

Звуки калюки строятся по натуральному (обертоновому) звукоряду, имеющие от 12-ти до 16-ти обертонов. Точнее, исполнение игры на флейте строится на ритмическом противопоставлении двух серий обертонов. Первая серия состоит только из нечётных обертонов, которые создаются путём исполнения на музыкальном инструменте с закрытым нижним отверстием. А вторая из набора чётных и нечётных обертонов, которые делаются путём игры с открытым нижним отверстием. Основные тоны звучания ни в одной из серий обертонов в процессе исполнения игры не делаются. Музыкальный инструмент по-своему звучанию двутембровый, тесситурный, многозвучный, и сиповатый. Изменение тональности музыки осуществлялось за-счёт «передува», а также за-счёт открытия и закрытия нижней части дудки. Также, открывая и закрывая нижнее отверстие дудки музыкант мог менять высоту исходящего звука на один тон, тем самым создавая новый набор обертонов. Недостающие ноты музыканты порой допевали сами, имитируя голосом сиплый и резкий звук флейты. Диапозон звучания музыкального инструмента составляет от первой «до» до четвёртой «до» октавы. Входящие в основной музыкальный звук калюки, призвуки, звучат выше основного тона. За счёт колебаний воздушного столба в стебле образуются обертоны. Также, за счёт силы вдуваемой струи воздуха во флейту, и путём ритмической смены положения пальцев на нижнем отверстии инструмента можно было сыграть сразу несколько обертонов.