Мастер-изготовитель русского народного инструмента гусли Виктор Балдин в с.Метели Дуванского района

Категория объекта:
Изготовление музыкальных инструментов
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-018
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Описание

Гусли - самый древний русский щипковый струнный музыкальный инструмент – первые упоминания о гуслях найдены в источниках 5 века нашей эры. Более современной разновидностью гуслей является арфа. Играли на гуслях как соло, так и в ансамбле, самостоятельно и в качестве аккомпанемента пению. Репертуар, исполняемый на гуслях, очень разнообразен и находил применение во всех сферах жизни – духовной, праздничной, обрядовой.

Справочная информация

Описание

1.               Крыловидные, или звончатые, гусли имеют от 5 до 14 струн, играть на них нужно, перебирая все струны, «бряцая», и глуша пальцами другой руки ненужные звуки. На таких гуслях играли «под песни», «под пляску» и даже «под драку», эта разновидность считается простой, «народной», такие гусли были даже в бедных домах.  На шлемовидных гуслях все 10-25 струн при игре защипываются пальцами обеих рук. Такой инструмент больше подходит для исполнения песенных мелодий, на них играли певцы-сказители и профессиональные музыканты. Изделие изготавливается из древесины: преимущественно хвойных пород. Считается, что гусли получили свое название от тетивы лука, которую древние славяне называли гуслой.

К гуслярам на Руси было неоднозначное отношение. В течение долгого времени это были почетные гости на любом сборище. Они развлекали народ музыкой и пением, рассказывали разные истории, рассуждали о днях минувших, а иногда заглядывали и в будущее – по верованиям древних русичей, гусляры владели особой, поэтической магией. Ни одно мероприятие в богатом доме, будь то свадьба или похороны, не обходились без гусляра. Считалось, что любое дело, требующее удачи -  военный поход, сватовство или еще что -  непременно решится наилучшим образом, если перед тем как приступить к нему, послушать песнь гусляра об этом событии.  

Однако после крещения Руси гусли попали в немилость у христианской церкви. По некоторым данным, гусляры считались колдунами, а гусли – «бесовским инструментом». Но наиболее правдоподобно выглядит версия, что отрицательное отношение церкви к русской инструментальной музыке вызвано стремлением христианских священников бороться с пьянством, развратом и прочими непотребными делами, происходившими на различных гульбищах, неотъемлемой частью которых были и музыканты-гусляры. Позже  гусли были реабилитированы и использовались и в церковной обрядовой музыке.

Вне зависимости от того, к какому виду относятся гусли, для извлечения звука из них используется техника щипания, обусловленная особенностями конструкции. Эти инструменты состоят из корпуса, струнодержателей и закрепленных струн, натягиваемых за счет колочной системы. В корпусном отсеке располагается резонаторное отверстие, обечайка, верхняя и нижняя дека. На верхней деке находятся подставка и порожек, используемые для натяжения струн и передаче звуков в резонатор.

Передняя часть корпуса оборудуется пластиной с порожком для колков, штифтами, подставкой. Внутри изделие оснащено приклеенными вертикально брусками из древесины: они усиливают сопротивление и равномерно распределяют звуковые колебания. Корпус всегда оснащается металлическими струнами, которые протягиваются вдоль всей его длины. В качестве струнодержателей используются деревянные бруски, размещаемые между струнами и верхней декой. Они помогают струне вибрировать и аккуратно усиливают звук.

Гусли изготавливаются из древесины (преимущественно – хвойной): считается, что только этот материал способен передать неповторимое характерное звучание инструмента. Наш мастер использует древесину возрастом более 100 лет – чем старше древесина, тем лучше акустические свойства. Резонирующая коробка может собираться частями, а в качестве деки используется специальная доска на фронтальной части изделия. Заготовки инструмента перед сборкой хорошо просушиваются и проверяются на дефекты (гниль, трещины, сучки). Полость резонатора всегда отшлифовывается, после чего заготовке придается определенная форма.

Настройка струнного музыкального инструмента гуслей осуществляется за счет колков, расположенных под углом. Точный порядок настройки определяется количеством струн.

Существует много разновидностей современных гуслей. К наиболее известным из них можно отнести крыловидные, шлемовидные, лировидные, стационарные и щипковые. Музыкальные инструменты всех типов получили свое название за счет формы корпуса и особенностей конструкции. Каждый из них способен создавать эффектное звучание и использоваться как в формате соло, так и в составе ансамбля.

Лировидные гусли с игровым окном для гибкого управления и сглаживания струн внешне очень похожи на лиру (из-за чего и получили свое название). Они имеют всего 5 струн и считаются редким инструментом. Старинные пятиструнные гусли и вовсе являются раритетом, который можно встретить только в музеях и частных коллекциях. Они имеют культурно-историческую ценность и очень дорого стоят.

Современная наука относит гусли к «псалтериевидным безладовым струнным щипковым инструментам», и их разновидностей великое множество. Практически в каждой стране Евразии есть свои гусли – у финнов это кантеле, у иранцев и турок – канун, у германцев - цитра, у китайцев – гуцинь, в Литве - канклес, в Латвии – кокле, в Финляндии – кантеле. В Иране – сантур, в Армении – канон.

Все эти слова имеют корни в словах “гудеть”, “гусь”, и его “га-га-га”. И в русских диалектах, и на санскрите - «гу» значит звучать. Ни гука — ни звука, ни гукнуть, то есть не прозвучать. Но кроме этого термит «гу» в санскрите значит ещё и идти, двигаться. Вспомним русское слово гулять. Мы с вами гуляем праздник, мы с вами гуляем свадьбу, то есть и звучим и двигаемся. В старорусской народной традиции образы водоплавающих птиц, также играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь, утка являют собой сферу сакрального, в обрядовых песнях календарного цикла. И в этих же обрядовых песнях именно Гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста.

 

Применение

Сегодня многие представляют гусли как архаичный инструмент скоморохов. Однако, это совсем не так, гусли уже давно стали профессиональным сценическим инструментом, обладающим роскошным неповторимым звучанием. В нынешнее время в каждом народном оркестре имеется комплект гуслей: клавишных и столовидных щипковых.

Кроме оркестровой практики инструмент активно используется как сольный, ансамблевый, а также в музыкальных группах различных стилей, среди них: фольк, джаз и даже рок. Большой популярностью у слушателей пользуются коллективы, в которых музыканты играют только на гуслях. Академическая музыка, мелодическая декламация, духовные стихи, народные наигрыши и песни – это небольшой перечень музыкальных жанров,  которые исполняются на инструменте.  К большому сожалению, гусли для музицирования в быту теперь почти не употребляются.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Нужен набор инструментов для работы по дереву: топор, полукруглые и прямые стамески, молоток, дрель со сверлами, ножовка, напильник, рубанок, наждачная бумага. Дерево (половина бревна или брусок) может быть любое, но лучше — звучащее, то есть клен, сосна, ель, в Сибири — кедр. В этом смысле больше подходят ель или клен. Дерево должно быть высохшее, без трещин, или высушенное. Если оно свежее, то работу надо делать максимально быстро, иначе древесина начнет трескаться. А чтобы дерево не сохло, надо в перерывах в работе над гуслями заворачивать его в целлофан. Оптимальный диаметр бревна — 35—40 см, длина — 1 метр.

Корпус

Бревно отпиливают с двух концов и раскалывают пополам. Лучше — с помощью березовых клиньев и кувалды, так получается точнее. Далее по заготовке рисуем контур гуслей, как задуман инструмент, и необходимо стамеской выбирать дерево, оставляя по 1 см с боков и по 2,5 см на концах. Ель настолько мягкий материал, что стамеска идет легко и без молотка, хотя этот этап работы требует достаточно времени и терпения. Внутренний объем инструмента играет важную роль. Глубина корыта — от 3 до 8 и более сантиметров. Толщина дна — 1—1,6 см. Ширина в нижней части чуть уже, чем в верхней. Дно гуслей легко выбирается простой стамеской. Волокна на срезе должны идти снизу вверх. Тональность и длина струн.

С помощью доски длиной около метра и двух колков, вбитых в нее на расстоянии 60 см (можно меньше), определяем длину первой (самой длинной) струны. Обычно используют струны для гитар без обмотки: № 1 для высоких звуков и № 2 для низких. Натягивая и отпуская струну, находит оптимальное звучание. Длину струны определяет с помощью подставки, отсекая струну в разных местах. То есть, укорачивая или удлиняя струну, повышаем или понижаем строй инструмента.

Исходя из ширины бревна и учитывая, что расстояние между струнами в зависимости от манеры игры и толщины пальцев музыканта должно быть не менее 17 мм (я делаю 18 мм), определяем количество струн, умещающихся на этой ширине, — диапазон инструмента. Например, ширина бруска — 20 см. Отступаем от краев по 1 см и полученное расстояние делим на 18. Полученная цифра 10 — это количество расстояний между струнами. Значит, их может быть 11. Если высота первой струны — до I октавы (до1), то высота второй струны — фа II октавы (фа2). Аналогично находим длину самой короткой струны. Остальные струны расположатся равномерно между первой и последней струной.

Натягивая и отпуская струну находим наиболее приемлемое звучание. Отсекая стрну в рузных местах находим нужный тон, близкий общей тональности инструмента. Добавив 20 см к длине струны получаем длину инструмента

 

Пружины
На эту ширину инструмента хватило две пружины

Они делаются тоже из сухой ели и устанавливаются на расстоянии 5—6 см друг от друга. Для гуслей хватает двух пружин, а если гусли шире, можно поставить три. Некоторые мастера ставят пружины по диагонали корпуса, некоторые — вдоль. Предназначенье их такое: во-первых, поддерживать деку, а во-вторых, создавать упругость корпуса. Каким образом? Пружины обычно выступают по краю, выгибаются, так, чтобы дека, ложась на корпус, их прижимала. Выталкиваясь пружинами, дека натягивается, как кожа барабана, которая, чем больше натяжение, тем звонче. Поэтому, когда делаешь пружины, надо учитывать, что древесные волокна должны идти сверху вниз, а не справа налево, — дерево в таком состоянии держит большую нагрузку. На корпус и на пружины ложится дека.

 Волокна ели должны быть продольными

 

Дека

Это верхняя часть инструмента, которая наклеивается на «корыто» сверху и влияет на громкость и тембр гуслей. Она делается из еловых дощечек толщиной до 3 мм, склеиваемых между собой по длине, бок о бок. Нужны дощечки с продольными годичными волокнами.

 

Лица, имеющие отношение к ОНКН
Мастер-изготовитель инструмента Балдин Виктор Владимирович 
Предметы, связанные с объектом

Набор инструментов для работы по дереву: топор, полукруглые и прямые стамески, молоток, дрель со сверлами, ножовка, напильник, рубанок, наждачная бумага. Дерево (половина бревна или брусок) может быть любое, но лучше — звучащее, то есть клен, сосна, ель, в Сибири — кедр.