Традиции и обычаи башкир при построении жилищ из сруба (баш. өй һалыу/күтәреү йолалары).

Категория объекта:
Строительные технологии
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-039
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Описание

Письменные источники об историческом прошлом башкир содержат небольшой объем сведений об их жилищах. Из числа наиболее ранних письменных свидетельств, содержащих данные о появлении у башкир домов, являются «шэжэрэ» племени Юрматы. В разделе повествуется, что «… с небольшой группой людей переправлялись за большую реку и выкопали место для жилищ». Заканчивается запись с указанием, что на берегу реки Шадлык построили дома. По мнению Калимуллина Б.Г. эти дома были предназначены для длительного проживания. Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. Уфа, Баш.книг.издат, 1978 г.

Справочная информация

Описание

О жилищах башкир XVIII века некоторые сообщения имеются в записках академиков Палласа П.С. и Лепехина И.И. Приводимые ими сведения, не дают ясного представления о постройках жилищ башкир. Более определенные данные (начало  XIX в.), в частности описание жилищ башкир, находим в работах Руденко С.И.

Самым распространенным типом жилища у башкир были бревенчатые дома. Чаще всего их строили из сосны, на севере использовали также ель, пихту, ближе к уральским горам – лиственницу. Из лиственных у западных уральских хребтов и в Предуралье на постройки шла осина, в восточном Зауралье – береза. Спилить деревья старались в зимний период до сокоброжения, такой лес оказывался более сухим и впоследствии меньше подвергался гниению.

Основным способом сооружения бревенчатых стен была связка в сруб. Весной, в апреле-мае сруб собирали «начерно». Средняя высота стен приближалась к 2,5 м. На севере Башкортостана и в горно-лесной зоне дома делали несколько выше, чем в южных лесостепных и степных зонах. Повсеместно распространенным приемом скрепления бревен являлось закладывание их в чашевидные выемки на нижнем бревне на некотором расстоянии от концов – так называемая рубка «в чашку» или «в угол». Для того чтобы венцы ложились плотнее, на бревнах делали глубокий продольный срез во всю длину, который на торце смотрелся как луновидная выемка. После полной сборки сруба стены и венцы нумеровали и оставляли на лето, чтобы дерево высохло и дало усадку.

В XIX в. в лесных и северных районах фундаментом служили сосновые, еловые, лиственничные, дубовые или просмоленные осиновые чурбаки, врытые в углы дома и приподнимавшие сруб над землей. Иногда дома ставили на каменные плиты. На юго-востоке Башкортостана, в лесостепных юго-западных зонах и южных районах обычным явлением было отсутствие фундамента. Подпол в домах начали устраивать только в XX в., до этого его заменяли погреба-ямы на территории усадьбы.

Для сборки сруба обычно собирали помочи (баш. өмә). Собирали сруб на выбранном для дома месте, перекладывая венцы мхом. В соответствующий венец врубали подготовленные половые балки (баш. иҙән урҙа). В однокамерном доме их было три-четыре. Они соединяли боковые стены – половые доски располагали от входа к передней стене. Потолочную балку или матицу (баш. өрлөк, үрҙөк, матса), встраивали в предпоследней, более толстый венец сруба. Концы балки врубали «в полдерева», не выпуская наружу. В жилом помещении обычно была одна матица, расположенная поперек сруба, которая делила интерьер на «чистую», гостевую часть дома и прихожую (баш. алғы өй, төпкө өй).

Башкиры очень ответственно и щепетильно относились к процессу постройки дома. Считали, что благополучие и счастье семьи зависит от добросовестного выполнения обрядов, связанных строительством жилья. Дом в переводе на башкирского «өй» означает «собирать». Самое главное действие – это закладывание фундамента (баш. нигеҙ һалыу өмәһе).

Чтобы определить место фундамента, люди сначала проверяли это место специальным образом. Там, где серебряное кольцо переставало качаться из стороны в сторону, было идеальное место для будущего фундамента. Сначала кладут белый камень – «нигеҙ ташы». Затем читают специальную суру «Аятуль курси». После прочтения суры хозяйка дома дает каждому милостыню (баш. хәйер). На четыре угла дома кладут четыре серебряные монеты (баш. ҡот тәңкәһе).

Раньше, когда закладывали фундамент, готовили специальную кашу – «нигеҙ бутҡаһы». Односельчане приносили разные угощения, именно так праздновали начало большого дела.

Мужчины всегда помогали друг другу при возведении дома. Есть несколько коллективных работ, связанных со строительством дома.

Подготовка сруба для строительства дома (баш. бура бурау өмәһе). Для строительства среднего дома раньше привозили из леса примерно 80 средних деревьев. Их подготавливали таким образом: сначала вырубали самые подходящие деревья, далее убирали ветки и первый слой, затем специальным прибором очищали ствол дерева так, чтобы он был гладким. Самым подходящим деревом для строительства дома считалась осина. Потому что она не подвергалась гниению. Мужчины одной семьи, родственники или просто товарищи (баш. өмәселәр) за пару дней могли подгововить сруб для одного дома.

Следующий этап при строительстве дома – это возведение коробки дома (баш. өй күтәртеү йолаһы). Далее поднимают и закладывают лаги для крыши. Мужчин, которые поднимали лаги, хозяйка угощает сливочным маслом – каждому по ложке. Также смазывают уголки этих лагов сливочным маслом. Затем производятся все отделочные работы, и до зимы дом должен быть готов.

Раньше при строительстве дома, люди по-разному показывали свою радость: кричали, свистели и праздновали это особое событие, так как не все люди могли позволить себе строительство нового дома, обычно они жили со своими родителями или дома передавались по наследству. Именно поэтому данное событие вызывало такой восторг. После работы хозяйка дома приглашает всех на угощение.

Далее женщины приступают к работе. Они начинают утеплять дом (баш. мүк тығыу йолаһы). Чтобы он был теплым, женщины аккуратно запихивают в оставшиеся дырки мох. Мох должен быть немного влажным.

После строительства дома и всех отделочных работ мулла читает священный Коран в новом доме. Готовят также богатый и щедрый стол с национальными угощениями и зовут всех гостей, причастных к строительству дома.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Внешне дом оформлялся неравномерно: обращенная к улице сторона дома – фасад украшался больше, чем противоположная, выходящая во двор. На фасаде наиболее декорированными были наличники окон, ставни, фронтоны, т.е. части, которые закрывали места соединений, через которые могли проникнуть в дом вредные духи. Особое внимание уделялось украшению верхней части наличников. Нижняя их часть, как правило, скрытая от глаза изгородью, забором, отделяющим дом от улицы, орнаментировалась меньше.

Существует точка зрения, согласно которой фронтон наличника оформлялся более насыщенно, чем его нижняя часть, потому что он как и фронтон крыши символизировал небесную сферу. В отдельных регионах широкое распространение нашло также украшение боковых досок, использование, зрительно расширяющих оконные проемы, боковых деталей. Боковые доски наличника покрывались несложными геометрическими узорами. Подоконная доска в прошлом чаще всего оставалась без украшений. Нижние концы боковых обвязок округлялись или им придавали вид острого хомья, свешивающихся кистей, серцевидную форму. Сдержанность и простота в оформлении нижней и боковых частей наличника ярче и эффективнее выделяли его верхнюю часть.

Функции входной двери и ворот были аналогичными. Ворота осуществляли связь внутреннего двора с внешним пространством. Отсюда необходимость обезопасить и их. В качестве оберега башкиры использовали лошадиные, реже медвежьи черепа, которые вывешивали на заборах или воротах. Защитными функциями, по представлениям древних башкир, обладали и украшения. Ассиметричные ворота с двумя створками и калиткой украшались прямоугольными или фигурными деталями. Изредка встречались ворота, декорированные старинной врезной или барельефной резьбой.

Наличники окон, дверей, фронтоны, ворота украшались разными приемами. Наиболее распространенной в прошлом была роспись по дереву: ею декорировали двери юрт, деревянную утварь и т.д. Узор нередко повторял орнаменты тканых, вышитых предметов.

Башкиры украшали наличники, реже ворота, калитки старинной врезной техникой, с которой связан солярный орнамент (полусолнце или солнце с лучами, выполненные когтевидно – выемчатой резьбой).
Источники сведений
Небольшие сведения о постройках жилищ башкир есть в записках путешественников, академиков Палласа П.С. и Лепехина И.И. (XVIII в.). Наиболее полное описание об убранстве и построении жилищ башкир содержатся в работах Руденко С.И. (XIX в.)
Предметы, связанные с объектом

Бревенчатые дома.

Современное бытование

Аутентичная форма. Район распространения – Республика Башкортостан.

Формы сохранения и использования объекта

Республиканским центром народного творчества ежегодно проводится Республиканский праздник башкирского фольклора «Ашкадар тандары», где фольклорные ансамбли представляют обычаи, традиции, в том числе и традиции, связанные с постройкой дома.

Источники информации

https://ufa.bezformata.com/listnews/kollektivnaya-rabota-kak-bashkiri/62043351/.

https://vk.com/wall-46622329_87

Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. Уфа, Баш.книг.издат, 1978 г.

Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. – Уфа: Китап, 2006.

Сведения об особенностях
Способы передачи традиции
Бытовая, наследственная.