Башкирский танец с ложками (баш. «Ҡалаҡтар менән бейеү») в Баймакском районе РБ

Категория объекта:
хореографические формы
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-016
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Башкирский танец с ложками в Баймакском районе РБ


Размер файла: 207.8 MБ

Описание

Башкирский женский танец с ложками (башк. «Ҡалаҡтар менән бейеү») – это обрядовый танец, который передавался по наследству жительницами с. Муллакаево Баймакского района РБ. Танец исполняется с двумя парами ложек, по паре в каждой руке. Элементы танца указывают на его древность.

Справочная информация

Описание

Муллакаево – старинная деревня Баймакского района. Ее уроженцами являются духовные и культурные просветители, сэсэны-импровизаторы - Габдулла Саиди, его сын Мухаммет Анвар, внучка Зайтуна (Абдуллина). Зайтуна-апай научила  танцевать многих родственников. По словам старшей дочери Мазуны, особенностью древнего танца с ложками (по две ложки в каждой руке) является одновременное исполнение дроби,  игра  пальцами, использование мимики. В танце выражаются пластичность, грациозность, женственность, а также гордость, присущая башкирским женщинам.

      

У башкир танец является одним из самых популярных видов искусства. Башкирские народные танцы сопровождались народными мелодиями. Хореографическое  искусство у башкир обусловлено характером труда и быта народа. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающей среды, прекрасное знание повадок зверей, птиц, животных. Башкирский танец изначально театрален, поскольку органично переплетен со словом, песней, жизненными сюжетами и натуральными характерами, в танце зашифрованы старинные притчи, заговорные присловья, эпические речения.

В прошлом танцы выполняли определенные функции, были неотъемлемой частью различных обрядов, праздников, охотничьих, военных и иных ритуалов. Праздники и обряды играли большую роль в сохранении художественной культуры и, в особенности, искусства танца, поскольку ни один вид искусства не нуждается в зрителе так, как танец. Знаменитая танцовщица, наша землячка Рашида Туйсина выразила смысл народного танца: «Танец – та же речь, слово народа, сказанное о себе».

Неповторимую красочность и своеобразие башкирский танец приобрел благодрая гармоничному и одновременно контрастному сочетанию танцевальных движений. Особенной выразительностью, техникой исполнения в башкирских танцах отмечаются движения ног. Это могут быть простые шаги в сторону с ударом ступней друг о друга, удары пятки одной ноги в пятку другой, двойные, четвертные дроби.

Многократная повторность «дробей» основана, по всей вероятности, на ритмических ассоциациях древних башкир. Основным средством раскрытия образа башкирского народного танца, его характера и национального своеобразия являются движения рук, исполняющиеся, как правило, в гораздо более  медленном темпе, чем движения ног. Ритм танца при этом, часто поддерживается щелчками пальцев рук, хлопками в ладоши, звуками ударных инструментов, подбадривающими и звукоподражающими возгласами. Щелкание ложками задаёт ритм танцу. Башкирский женский танец отличается богатством рисунка рук, предельной чёткостью движений. Женственность и скромное лукавство – в каждом жесте или вскользь брошенном взгляде. Движения рук мягки и пластичны. Основным движением «танца с ложками» являлись круговые движения и многократные дроби, щелканье ложками одновременно с дробью ногами. Важным элементом танца является характерная мимика.

Башкиры очень бережно и с большим уважением относятся к своему творческому наследию. Народное творчество в современном Башкортостане не только не утрачило своего значения, но и широко развивается, является неотьемлемой частью воспитания подрастающего поколения, благодаря стремлению самого народа не утерять национальные традиции. Для будущего поколения очень важно иметь представление о башкирской народной хореографии как о целостном органичном и богатом наследии, формировавшемся на протяжении нескольких веков.

 

История возникновения танца «Ҡалаҡтар менән бейеү»

 

Танец с ложками передавался по наследству. От Махмута (дяди, родного брата Мухаммет Анвара) - Зайтуне, от Зайтуны - Минзифе, от Минзифы - Диларе. Средняя дочь Зайтуны-апай Дилара Рафикова, руководитель сибайского ансамбля «Яугель», представила танец с ложками на республиканском  телевизионном конкурсе «Байык». Впоследствии хореограф, режиссер-постановщик Сулпан Аскарова поставила танец ансамблю Сибайской филармонии.

Абдуллина Зайтуна Анваровна родилась 15 мая 1936 года в д. Муллакаево Баймакского района. Как рассказывает средняя дочь, Дилара, Зайтуна-апай была многогранной артисткой, исполнительницей многих народных танцев, песен; играла на мандолине, гармони, балалайке, кубызе, думбыре. По воспоминаниям Зайтуны-апай, во время сенокоса дядя Махмут вырезал для них деревянные ложечки. Он был тоже кураистом, сам изготовливал инструменты из природного материала. «Видите, даже деревья у нас поют, вся природа устроена так, чтобы наш народ пел, не забывал свои корни, силу, у нас это в крови – петь, играть на курае и других инструментах» - говорил он.

«Даже из простой самодельной ложки можно извлечь мелодию и использовать его при этом для танца,» - утверждал другой брат, Габдулхай, работавший школьным учителем. Они также изготавливали курай – настоящий, тростниковый, и учили маленькую Зайтуну исполнять танец с ложками. «Мы выросли в лесной стороне, поэтому всегда пытались извлечь мелодию из любого лесного материала, которым так богата наша земля. Деревянная ложка  она во всех отношениях, когда с нее ешь – полезная для организма, особенно для зубов. А когда насытился – можно и в пляс пуститься».

Абдуллина Минзифа родилась 10.03.1950 году в  деревне Муллакаево Баймакского района. В настоящее время проживает в деревне Второе Иткулово, находится на заслуженном отдыхе. Потомственная танцовщица рода Абдуллиных. Трудовую деятельность начала в колхозе имени 50-летия Октября дояркой, затем перешла на работу в местный  клуб, культурным организатором. Начинает выступать на сцене, играет на гармони, поет, танцует, сама ставит танцы. В 60-70-е годы в деревне Муллакаево было очень много именитых исполнителей народных танцев и песен. «Танец с ложками» впервые вывела на сцену Зайтуна-апай Абдуллина. С этим танцем она выступала и побеждала на районных, республиканских танцевальных конкурсах и была награждена многими почетными грамотами, благодарностями, похвальными листами. 

Источники сведений


Лица, имеющие отношение к ОНКН


Организации, имеющие отношение к ОНКН


Сведения о действиях над/с ОНКН


Предметы, связанные с объектом


Историческое бытование
Баймакский район (д. Муллакаево, д. Второе Иткулово), г. Баймак 
Сведения об особенностях
Исключительность/ценность




Способы передачи традиции




Форма бытования
Аутентичная


Этнологический аспект




Исторический аспект




Социологический аспект




Лингвистический аспект