Башкирский танец с ложками (баш. «Ҡалаҡтар менән бейеү») в Баймакском районе РБ Категория объекта:
хореографические формы
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-016
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.
Башкирский танец с ложками в Баймакском районе РБРазмер файла: 207.8 MБ ОписаниеБашкирский женский танец с ложками (башк. «Ҡалаҡтар менән бейеү») – это обрядовый танец, который передавался по наследству жительницами с. Муллакаево Баймакского района РБ. Танец исполняется с двумя парами ложек, по паре в каждой руке. Элементы танца указывают на его древность.Справочная информацияОписание
Муллакаево – старинная деревня Баймакского района. Ее уроженцами
являются духовные и культурные просветители, сэсэны-импровизаторы - Габдулла Саиди,
его сын Мухаммет Анвар, внучка Зайтуна (Абдуллина). Зайтуна-апай научила танцевать многих родственников. По словам
старшей дочери Мазуны, особенностью древнего танца с ложками (по две ложки в
каждой руке) является одновременное исполнение дроби, игра
пальцами, использование мимики. В танце выражаются пластичность,
грациозность, женственность, а также гордость, присущая башкирским женщинам. У башкир танец является одним из самых популярных видов искусства. Башкирские
народные танцы сопровождались народными мелодиями. Хореографическое искусство у башкир обусловлено характером
труда и быта народа. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни,
образное восприятие окружающей среды, прекрасное знание повадок зверей, птиц,
животных. Башкирский танец изначально театрален, поскольку органично переплетен
со словом, песней, жизненными сюжетами и натуральными характерами, в танце
зашифрованы старинные притчи, заговорные присловья, эпические речения. В прошлом танцы выполняли определенные функции, были неотъемлемой частью
различных обрядов, праздников, охотничьих, военных и иных ритуалов. Праздники и
обряды играли большую роль в сохранении художественной культуры и, в
особенности, искусства танца, поскольку ни один вид искусства не нуждается в
зрителе так, как танец. Знаменитая танцовщица, наша землячка Рашида Туйсина
выразила смысл народного танца: «Танец – та же речь, слово народа, сказанное о себе». Неповторимую красочность и своеобразие башкирский танец приобрел
благодрая гармоничному и одновременно контрастному сочетанию танцевальных
движений. Особенной выразительностью, техникой исполнения в башкирских танцах
отмечаются движения ног. Это могут быть простые шаги в сторону с ударом ступней
друг о друга, удары пятки одной ноги в пятку другой, двойные, четвертные дроби. Многократная повторность «дробей» основана,
по всей вероятности, на ритмических ассоциациях древних башкир. Основным средством
раскрытия образа башкирского народного танца, его характера и национального своеобразия
являются движения рук, исполняющиеся, как правило, в гораздо более медленном темпе, чем движения ног. Ритм танца
при этом, часто поддерживается щелчками пальцев рук, хлопками в ладоши, звуками
ударных инструментов, подбадривающими и звукоподражающими возгласами. Щелкание ложками
задаёт ритм танцу. Башкирский женский танец отличается богатством рисунка рук,
предельной чёткостью движений. Женственность и скромное лукавство – в каждом жесте
или вскользь брошенном взгляде. Движения рук мягки и пластичны. Основным
движением «танца
с ложками»
являлись круговые движения и многократные дроби, щелканье ложками одновременно
с дробью ногами. Важным элементом танца является характерная мимика. Башкиры очень бережно и с большим уважением относятся к своему
творческому наследию. Народное творчество в современном Башкортостане не только
не утрачило своего значения, но и широко развивается, является неотьемлемой
частью воспитания подрастающего поколения, благодаря стремлению самого народа
не утерять национальные традиции. Для будущего поколения очень важно иметь
представление о башкирской народной хореографии как о целостном органичном и богатом
наследии, формировавшемся на протяжении нескольких веков.
История возникновения танца «Ҡалаҡтар менән бейеү»
Танец с ложками передавался по наследству. От Махмута (дяди, родного
брата Мухаммет Анвара) - Зайтуне, от Зайтуны - Минзифе, от Минзифы - Диларе.
Средняя дочь Зайтуны-апай Дилара Рафикова, руководитель сибайского ансамбля «Яугель», представила танец с
ложками на республиканском телевизионном
конкурсе «Байык». Впоследствии хореограф, режиссер-постановщик
Сулпан Аскарова поставила танец ансамблю Сибайской филармонии. Абдуллина Зайтуна Анваровна родилась 15 мая 1936 года в д. Муллакаево
Баймакского района. Как рассказывает средняя дочь, Дилара, Зайтуна-апай была многогранной
артисткой, исполнительницей многих народных танцев, песен; играла на мандолине,
гармони, балалайке, кубызе, думбыре. По воспоминаниям Зайтуны-апай, во время
сенокоса дядя Махмут вырезал для них деревянные ложечки. Он был тоже кураистом,
сам изготовливал инструменты из природного материала. «Видите, даже деревья у нас
поют, вся природа устроена так, чтобы наш народ пел, не забывал свои корни,
силу, у нас это в крови – петь, играть на курае и других инструментах» - говорил он. «Даже из простой самодельной
ложки можно извлечь мелодию и использовать его при этом для танца,» - утверждал другой брат,
Габдулхай, работавший школьным учителем. Они также изготавливали курай –
настоящий, тростниковый, и учили маленькую Зайтуну исполнять танец с ложками. «Мы выросли в лесной стороне,
поэтому всегда пытались извлечь мелодию из любого лесного материала, которым
так богата наша земля. Деревянная ложка
она во всех отношениях, когда с нее ешь – полезная для организма, особенно
для зубов. А когда насытился – можно и в пляс пуститься».
Абдуллина Минзифа родилась 10.03.1950 году в деревне Муллакаево Баймакского района. В
настоящее время проживает в деревне Второе Иткулово, находится на заслуженном
отдыхе. Потомственная танцовщица рода Абдуллиных. Трудовую деятельность начала
в колхозе имени 50-летия Октября дояркой, затем перешла на работу в
местный клуб, культурным организатором. Начинает
выступать на сцене, играет на гармони, поет, танцует, сама ставит танцы. В 60-70-е
годы в деревне Муллакаево было очень много именитых исполнителей народных
танцев и песен. «Танец
с ложками» впервые
вывела на сцену Зайтуна-апай Абдуллина. С этим танцем она выступала и побеждала
на районных, республиканских танцевальных конкурсах и была награждена многими
почетными грамотами, благодарностями, похвальными листами. Источники сведений
Лица, имеющие отношение к ОНКН
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Сведения о действиях над/с ОНКН
Предметы, связанные с объектом
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Исключительность/ценность
Способы передачи традиции Форма бытования Аутентичная Этнологический аспект Исторический аспект Социологический аспект Лингвистический аспект |